Библиографическое описание:

Морозова Н. В. Многообразие методологических подходов к дефиниции понятия об экологической культуре в области образования [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 35-38. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1794/ (дата обращения: 18.12.2017).

Одним из феноменов современного общества является стремление к признанию приоритета интересов личности.

На этом фоне усиливается внимание к процессам социального характера, связанным с деятельностью человека и его жизнеобеспечением. Это происходит в условиях ухудшения мировой экологической ситуации, характеризующейся вступлением в действие факторов глобальных масштабов, затрагивающих жизненные интересы всех народов и требующих их преодоления усилиями всего человечества.

Действительно, экологическая проблема сегодня проявляется в том, что в больших масштабах интенсивно происходит загрязнение окружающей среды: воздушного бассейна, почвы, водных ресурсов. Сущность экологической проблемы заключается еще и в том, что происходят качественные, структурные изменения в природной среде, нарушается баланс, динамическое равновесие, существующее в природе. Это ставит под вопрос существование сложившихся на земле форм жизни, включая самого человека.

Решение экологических проблем с точки зрения выживания человека определяет в значительной мере экологическую безопасность, которая является одним из основных ориентиров моделей устойчивого развития общества, разрешающих социоприродные противоречия.

Таким образом, в настоящее время современное общество оказалось перед выбором: либо сохранить существующий способ взаимодействия с природой, что неминуемо может привести к экологической катастрофе, либо сохранить биосферу, пригодную для жизни, но для этого необходимо изменить сложившийся тип деятельности. Последнее возможно при условии коренной перестройки мировоззрения людей, ломки ценностей в области как материальной, так и духовной культуры и формирования новой - экологической культуры [16, с. 134].

С этих позиций мы ориентируемся на представление об экологической культуре как таком виде культуры, который способствует сохранению и развитию системы “общество – природа”. При этом учитывается, что экологическая культура - это многоаспектное понятие, поскольку она органически связана не только с сущностью личности в целом, но и с ее различными сторонами и качествами [16, с.135].

Обращаясь к проблеме формирования экологической культуры, необходимо руководствоваться представлениями о соотношении между культурой и экологической культурой, а также структуре экологической культуры.

Существует две точки зрения ученых на соотношение между культурой и экологической культурой: первая - экологическая культура - это часть общей культуры, вторая - экологическая культура - это отдельный, самостоятельный вид культуры.

Анализ литературных источников показал, что большинство ученых считают экологическую культуру составной частью общей культуры. Так, Н.Ф. Реймерс, В.А. Игнатова, И.Н. Пономарева [14, 7, 13] рассматривают экологическую культуру как этап и составную часть развития общечеловеческой культуры, характеризующуюся острым, глубоким, всеобщим осознанием насущной важности экологических проблем в жизни и для будущего развития [16].

Противоположной точки зрения придерживается Н.Н. Моисеев, который считает, что экологическая культура - это не часть общечеловеческой культуры, а её новое содержание, новые оценки, новое качество, основу которых составляют универсальные ценности - Земля, Природа, Жизнь, Человек, общечеловеческие духовные ценности, передаваемые из поколения в поколение.

Таким образом, основываясь на представлении экологической культуры как части общей культуры можно говорить о тождественности их структур, в противном случае - о специфическом составе экологической культуры.

В целом, при рассмотрении структурного состава экологической культуры мы используем представление о ней как о системе взаимосвязанных компонентов.

С позиций культурологии экологическая культура представляет собой компонент культуры общества в целом и включает в себя оценивание средств, которыми осуществляется непосредственное воздействие человека на природную среду, а также средств духовно-практического освоения природы: соответствующие знания, культурные традиции, ценностные установки [16,с. 134].

В то же время, В.А. Ситаров и В.В. Пустовойтов определяют экологическую культуру с позиции социальной экологии как “нравственно-духовную сферу жизнедеятельности человека, характеризующую своеобразие его взаимодействия с природой и включающую в себя систему взаимосвязанных элементов: экологическое сознание, экологическое отношение и экологическую деятельность. Аналогично Б.Т.Лихачев определяет сущность экологической культуры, рассматривая её как органическое единство экологически развитого сознания, эмоционально-психических состояний и научно обоснованной волевой утилитарно-практической деятельности [16, с. 135].

По мнению И.Д. Зверева, известного специалиста в области экологического образования, экологическая культура формируется в образовательном учреждении в процессе овладения системой знаний о природе и взаимодействии с обществом, выработки сознания и понимания необходимости оптимизации взаимоотношений человека с окружающей средой, развития эмоционально-чувственного и нравственно-эстетического отношения к природе [6, с.7].

Проведенный нами анализ представлений современных авторов об экологической культуре и их сопоставление показали, что практически все ученые в качестве ее компонентов, выделяют: экологические знания и экологическую деятельность (или умения, навыки). Эти компоненты экологической культуры мы обозначили как базисные.

Расхождения в представлениях о составе экологической культуры выявляются, прежде всего, по отношению к таким ее характеристикам, как: экологическое сознание, экологическое мышление, экологическое мировоззрение.

Так, И.Д. Зверев, Н.Ф. Реймерс, В.В. Мосолов, Е.Н. Никанорова, Н.А. Бирюкова считают, что в состав экологической культуры, помимо названных базисных компонентов, входит экологическое сознание [6,14,9,10,2]; Л.В. Моисеева - экологическое мышление [8]; Н.Р. Ахмадуллин, С.Н.  Глазачев, В.Н. Осокина - экологическое сознание и экологическое мышление [1,5,18]; О.Н. Рябцева, экологическое сознание, экологическое мышление и экологическое мировоззрение[15].

Для оценки правомочности включения данных компонентов в экологическую культуру обратимся к определяемым в психологии понятиям: “сознание”, “мышление” и “мировоззрение”.

Так, К.К. Платонов, определяя понятие “сознание”, раскрывает его структуру посредством следующих подструктур: простейшей формы эмоционального отражения, ощущения, мышления, восприятия, чувств, воли, памяти [12, с.113].

Сознание эмпирически выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его “внутреннем” опыте и предвосхищающих его практическую деятельность, мозаика состояний, играющая более или менее значительную роль как во внешнем, так и внутреннем равновесии индивида [11, с. 600].

Что касается мышления, то в психологическом словаре приводится следующее определение: мышление рассматривается как составная часть и особый объект самосознания личности (выделено мною), в структуру которого входят:

  • понимание себя как субъекта мышления;

  • дифференциация “своих” и “чужих” мыслей;

  • осознание еще нерешенной проблемы как именно своей;

  • осознание своего отношения к проблеме.

Мыслительная деятельность побуждается мотивами, которые не только являются условиями ее развертывания, но и влияют на ее продуктивность. Мышление характеризуются единством осознанного и неосознанного [11, с. 295].

Таким образом, поскольку мышление - составная часть сознания (самосознания), то одновременное выделение сознания и мышления в качестве самостоятельных компонентов экологической культуры не является оправданным.

Под мировоззрением в психологии понимается система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации [11, с. 282].

Важно, что содержание сознания превращается в мировоззрение тогда, когда приобретает характер убеждений. Мировоззрение имеет огромный практический смысл. Оно воздействует на нормы поведения, на отношение человека к труду, к другим людям, на характер его жизненных стремлений, на его быт, вкусы, интересы [11, с. 283].

Мировоззрение - ядро общественного и индивидуального сознания [11,с. 295].

Исходя из вышесказанного, одновременное включение в состав экологической культуры как ее отдельных компонентов сознания и мировоззрения или сознания, мышления и мировоззрения неправомочно. Кроме того, поскольку мировоззрение включает в себя: жизненные позиции, ценностные ориентации, идеалы, убеждения, принципы познания и деятельности, то выделять эти компоненты в качестве отдельных компонентов культуры и при этом включать ещё и мировоззрение нецелесообразно.

В контексте формирования компонентов экологической культуры перейдем к понятиям: “экологическое сознание”, “экологическое мышление”, “экологическое мировоззрение”.

В.А. Скребец, характеризуя экологическое сознание в целом, отмечает, что это высший уровень психического отражения природной и искусственной среды, своего внутреннего мира, рефлексия места и роли человека в биологическом, физическом и химическом мире, а также саморегуляция данного отражения. Автор отмечает, что экологическое сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и мысленных образов, непосредственно отражаемых в аналитически создаваемых категориях и явлениях, непосредственно фиксирующих индивидуальный либо общественный экологический опыт, который предвосхищает экологическую практику [17].

А.Г. Бусыгин рассматривает экологическое сознание в качестве важнейшего императива “нового мышления” [3].

По мнению Басова М.В., экологическое мышление - это способность специалиста анализировать состояние и тенденции развития сложных экологических систем, выявлять общие и частные закономерности их функционирования, преобразовывать реальные экологические явления в картографический материал, в нормативно-правовую документацию и в математические модели [19].

Причем показателями определенного уровня развития экологического мышления являются следующие умения:

  • предвидеть результат воздействий на экосистему;

  • устанавливать скрытые взаимосвязи между наблюдаемым явлением и экологическими событиями, которые происходили в прошлом, и наоборот, на основании наблюдаемых явлений прогнозировать экологическую ситуацию;

  • представить экологическое явление в целом на основе анализа его отдельных элементов;

  • разделить общее явление на частные проблемы, отдельные экологические ситуации [19].

Таким образом, экологическое мышление проявляется в умении выстраивать воображаемую идеальную экологически обоснованную деятельность и реализовывать её на практике.

Однако наличие знаний - это еще не мировоззрение. Можно знать, но поступать иначе. Превращение знаний в мировоззрение происходит тогда, когда они запечатлеваются в сознании человека и становятся руководством его действий и поступков.

В отличие от мировоззрения обыденного, опирающегося на интуитивно-эмоциональное восприятие и житейский опыт, научное (экологическое) мировоззрение, по мнению О.Н. Рябцевой, базируется на систематизированных представлениях, научных знаниях о развитии и взаимодействии природы и общества [15, с.4].

Наиболее полное представление о понятии “экологическое мировоззрение” приведено в Хартии природы, где оно раскрывается посредством его следующих составных частей:

  • “знания, необходимые для сохранения и расширения возможностей по использованию ресурсов, сохраняя при этом виды и экосистемы на благо нынешнего и будущих поколений”;

  • “деятельность в области социально-экономического развития, которая учитывает, что охрана природы является составным элементом этой деятельности”;

  • осознание и утверждение приоритета всех форм жизни на Земле [4, с. 1- 4].

Следовательно, экологическое сознание, как высшая форма психического отражения действительности, которая свойственна общественно развитому человеку, обеспечивает формирование экологического мышления, а экологическое мировоззрение, являясь ядром экологического сознания, влияет на развитие экологического мышления.

Таким образом, на основе проделанного нами анализа, нами принята структура экологической культуры, включающая компоненты:

    • экологическое знание;

    • экологическая деятельность;

    • экологическое отношение;

    • экологическое сознание.

Именно приобретенные человеком экологические знания, сформированное у него экологическое отношение, реализуемая им экологическая деятельность трансформируются в повседневное экологически оправданное поведение. На наш взгляд, экологически оправданное поведение является результатом формирования экологической культуры и в этом смысле интегральным показателем ее сформированности.

В таком составе экологическая культура формируется у человека всю жизнь, но при формировании этих компонентов у учащихся образовательного учреждения их содержание регламентируется как временными рамками, так и ограничением возможностей (ресурсов, условий), имеющихся у образовательного учреждения для формирования их экологической культуры.


Литература:

  1. Ахмадуллин Н.Р. Экологическая культура младших школьников: содержание, структура, диагностика: Учебно-методическое пособие. - Казань: Казанский государственный педагогический университет, 2004. – 64с.

  2. Бирюкова Н.А. Педагогические условия экологизации учебно-воспитательного процесса в медицинском училище: Диссертация кан. …пед. наук.– Москва, 2000.- 111с.

  3. Бусыгин А.Г. Педагогика глобальной экологии.- Ульяновск: «Симбирская книга»,1996. – 192с.

  4. Всемирная хартия природы. Принята резолюцией 37/7 Генеральной Ассамблеи от 28 октября 1982 года Электронный ресурс.

Доступ: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/charter_for_nature.shtml

  1. Глазачев С.Н., В.И.Игнатова, С.Б. Игнатов, А.А.Марченко Экологическая культурология. – М.: Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.Шолохова, 2008. - 332с

  2. Зверев И.Д. Ведущие идеи и понятия в содержании экологического образования // Проблемы экологического образования в школе. - М., 1979.- С. 7-41.

  3. Игнатова В.А. Интегрированные учебные курсы как средство формирования экологической культуры: Диссертация … д-ра пед. наук. - Тюмень, 1999, 387с. 46

  4. Моисеева Л.В. Региональное экологическое образование. - Дис…д-ра пед. наук. –М., 1997. – 546 с.

  5. Мосолов В.В. Формирование экологической культуры учащихся в условиях сельской школы: Дис…канд. пед. наук. – М., 2000. – 197 с.

  6. Никанорова Е.В. Экологическая культура и факторы её формирования: философско-социологический аспект проблем: Дис….д-ра. филос. наук. – М.,1994. – 266 с.

  7. Новейший психологический словарь / В.Б.Шапарь, В.Е. Россоха, О.В.Шапарь. – Изд. 3-е. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2007. – 806 с.

  8. Платонов К.К. Проблемы способностей. – М.: Наука, 1972. – 312 с.

  9. Пономарева О.Н. Методическая система обучения экологии в средней школе: Дис… д-ра пед. наук. - Пенза, 2000. – 270 с.90

  10. Реймерс Н.Ф. Экологизация. Введение в экологическую проблематику. Учебное пособие - М.: Российский государственный университет – 1994. – 100с.

  11. Рябцева О.Н. Формирование экологической культуры учащихся в системе «школа - профессиональный колледж-вуз»: Автореф. дис…. канд. пед. наук. - Йошкар-Ола, 2005.- 24с.

  12. Ситаров В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. завед. – М.: Академия , 2000. – 280 с. 98

  13. Скребец В.А.. Психологическая диагностика. Киев.: Межрегиональная академия управления персоналом. - 2001.- 152 с.

  14. Осокина В.Н. Формирование экологической культуры студентов педагогического колледжа в процессе обучения: Дис…канд. пед. наук –М., 2004. – 181 с.

  15. Экологическое сознание и экологическое мышление. Электронный ресурс. Доступ:http://itsidea.ru/page/ekologicheskoe-soznanie-i-myshlenie

Основные термины (генерируются автоматически): экологической культуры, экологическое сознание, экологическое мышление, экологическая культура, экологической культуре, экологическое мировоззрение, формирования экологической культуры, Формирование экологической культуры, компонентов экологической культуры, состав экологической культуры, составе экологической культуры, экологической культуры учащихся, экологическую культуру, воспитание экологической культуре, общей культуры, экологической культуре детей, экологическое отношение, компоненты экологической культуры, структуре экологической культуры, экологической культурой.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос