Роль общественно-образовательного проекта «Музыкальная гостиная» в формировании современной личности | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Янкова-Стефановская, И. С. Роль общественно-образовательного проекта «Музыкальная гостиная» в формировании современной личности / И. С. Янкова-Стефановская, О. Ю. Фролова, Н. В. Репина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 2. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 399-402. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1778/ (дата обращения: 20.04.2024).

Проблемы эстетического воспитания населения в последние годы привлекают всё большее внимание как общественных, так и официальных кругов. Чем это вызвано? Видимо тем, что происходит переориентация в системе ценностей. Эстетическое воспитание как бы отходило на задний план. Такая его недооценка привела к тому, что мы чаще и чаще сталкиваемся с просчётами в области формирования эстетической культуры в обществе. Наконец настало время обратиться к человеку, его внутреннему миру и понять, что без культуры вообще и эстетической в частности, он не становится полноценным гражданином, не реализует себя полностью как личность.

Известно, что духовные поиски всегда были прерогативой интеллигенции – хранительницы общечеловеческих и национальных духовных ценностей. Труд интеллигенции важен и социально значим, поскольку способствует творческому решению практических проблем в той или иной области. Чем активнее участие ее в общественных событиях, тем быстрее и организованней совершается переход к цивилизованным формам социального бытия.

В истории России интеллигенция всегда занимала и ныне занимает положение неформального лидера. Своей широкой подвижнической работой создает духовное, здоровое морально-нравственное состояние общества.

Трудно, с перекосами, но общество вновь обретает в настоящее время духовную сферу и роль интеллигенции в современном социокультурном пространстве неуклонно возрастает. Есть надежда, что это не временное явление, а долговременное, ибо его образуют, среди прочих, и такие стабильные и стабилизирующие факторы, как научно-технический прогресс, информационный взрыв, повышение культурного и общеобразовательного уровня и др. Своей энергией и активностью ума интеллигенция призвана способствовать возвышению культуры народа, оздоровлению нравов, гуманизации общества. Она призвана направлять свою духовную энергию на сохранение культурных ценностей и нравственного климата, изменять мышление людей, обогащать нравственную атмосферу общества.

Можно со всей ответственностью утверждать, что сегодня интеллигенция – важная созидательная сила, способная преобразовать общество и влиять на состояние умов.

В этой ситуации наиболее востребованной и деятельной группой являются, прежде всего, педагоги всех уровней. Все они ежедневно идут к детям, подросткам, студентам, выполняя свою извечную и необходимую миссию – бережную и настойчивую передачу ценностей традиционной культуры новым поколениям, совершенствование организации эстетического воспитания как незаменимое средство гармонизации личности, активизации и индивидуализации человеческих потребностей.

Отдельно следует остановиться на музыкальной педагогике. В последние годы музыкальная педагогика различных звеньев выделяет несколько видов профессиональной деятельности музыканта-педагога: музыкально-конструктивную, музыкально-организаторскую, исполнительскую, коммуникативную, исследовательскую, художественно-познавательную. Это объясняется, прежде всего, самим предметом изучения – музыкальное искусство во всех его проявлениях. Именно это накладывает отпечаток, прежде всего, на содержание образования, в котором ведущую роль играют такие элементы как опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, к человеку и опыт музыкально-творческой деятельности учащихся.

«Воспитанная» музыкально-эстетической культурой личность позволяет естественным, ненасильственным путем принять необходимую сумму музыкально-эстетических знаний, совершенствовать свои личностные и профессиональные качества, творить прекрасное и взаимное, вдохнув в это творение частичку своей жизни. Воспитание высокой музыкально-эстетической культуры приобретает в такой ситуации особое значение. Педагог-музыкант, который являет собой музыкально-эстетическую культуру, «проецирует» ее на своих учеников. Это то, что определяет эффективность деятельности педагога-музыканта.

Одна из важнейших функций художественного образования – деликатное, неспешное, вдумчивое и разумное воспитание уважения и любви к мировой культуре и истории своей страны.

И здесь большое воспитательное значение имеет проведение тематических музыкальных программ.

Заинтересовать музыкой, эмоционально увлечь, “заразить” любовью к музыке. Интерес к музыке, увлечённость – это обязательное условие для того, чтобы она подарила слушателям всех возрастов свою красоту, свою воспитательную и познавательную роль, научила слушать. «Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна… любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся» (Д.Б. Шостакович).

Библиотеки, художественные музеи, картинные галереи являются основными коммуникационными каналами, посредством которых населению предоставляется возможность получать искомую информацию и знания.

Вот уже на протяжении семи лет радость человеческого общения и возможность слушать живую музыку дарит творческий коллектив преподавателей ДМШ №5 имени В.Ф. Бобылёва г. Рязани, силами которого успешно работает общественно-образовательный проект «Музыкальная гостиная». Своим рождением проект обязан выпускнице, а ныне преподавателю школы по классу специального фортепиано, Почетному работнику общего образования РФ И.С. Янковой-Стефановской. Коллектив состоит из преподавателей школы.

«Музыкальная гостиная» гостеприимно распахивает свои двери для всех, кто хочет узнать что-то новое и интересное, послушать любимую музыку, приобщиться к высокому искусству. «Музыкальная гостиная», приглашает в чарующий мир звуков и школьников, и студентов, и людей старшего поколения. Проделана большая работа, освещены основные периоды развития мирового музыкального искусства. Тематика программ разнообразна и разнопланова. В проекте широко представлена музыка различных эпох, жанров, стилей.

Творческим коллективом «Музыкальной гостиной» были представлены такие значительные периоды истории развития музыки как музыка эпохи барокко, эпохи классицизма, романтизма, этапы становления и развития русской композиторской школы, «Академическая музыка XX века», «Лёгкий жанр XX века», «Знакомство с деревянно-духовыми инструментами», «Музыка русской усадьбы» (I часть «XVII-XVIII вв. «История возникновения и развития», II часть «XIX в. «Расцвет усадебного музицирования»). Проведены литературно-музыкальные мероприятия, посвящённые юбилейным датам: со дня рождения С. Есенина – «Песня души в стихах и звуках», «Толстой и музыка», «Гоголь и музыка», «Вечер у Эдварда Грига». Музыкально-литературный вечер по произведению немецкого писателя XX века Патрика Зюскинда «Контрабас», лекция-концерт по творчеству французских композиторов от эпохи барокко до современности. В планах «Музыкальной гостиной» – лекция-концерт «Многоликий вокал», которая будет посвящена вокальным жанрам.

Лекционная часть, в которой в увлекательной форме представлены сведения об исполняемых сочинениях, композиторах и эпохах, иллюстрируется «живым» ис­полнением на различных музыкальных инструментах, в разнообразных их сочетаниях. Помимо солистов-инструменталистов, солистов-вокалистов, ду­этов, трио в «Гостиной» есть камерный и вокальный ансамбли.

Творческий коллектив «Музыкальной гостиной» тесно сотрудничает с Рязанской областной универсальной научной библиотекой имени М. Горького, Рязанским государственным университетом имени С. Есенина (кафедрами иностранных языков, художественно-эстетического образования, рекламы и туризма), Областным художественным музеем имени И.П. Пожалостина, Рязанской детской картинной галереей, Музеем истории молодежного движения. Благодаря этой совместной деятельности возникают новые интересные идеи. Сотрудники, данных учреждений вносят неоценимый вклад в развитие проекта, помогая в поиске необходимой литературы, аудиозаписей, фото и видео материалов. В этом отношении следует особо отметить главного библиотекаря Отдела литературы по искусству Областной библиотеки – радушную «хозяйку» Клуба любителей изоискусства, музыки и поэзии («ОЛИМП») Ларису Ивановну Кукину, заведующую отделом литературы на иностранных языках Татьяну Сергеевну Саблину, её преемницу – Ирину Владимировну Терехину, заведующую отделом литературы по искусству библиотеки Оксану Николаевну Донцову, директора Музея истории молодёжного движения Юрия Викторовича Морковкина.

В этом году Общество любителей музыки (ОЛИМП) отмечает свой 45-летний юбилей. У истоков образования клуба стояла творческая интеллигенция Рязани – музыковед Ирина Белик, зав. отделом литературы по искусству Тамара Цуканова (бессменный руководитель на протяжении 38 лет), музыковед Вера Левинская, художник Александр Бабий, художник Раиса Докучаева, искусствовед Лия Ляхова, режиссёр Николай Царёв, Александр Фатюшин (будущий Заслуженный артист РСФСР). По инициативе И.С. Янковой-Стефановской на базе Областной научной библиотеки им. М.Горького организован сателлит «ОЛИМПа» – молодёжная секция для работы с детской и студенческой аудиториями. Это своеобразный подарок к 45-летию.

В рамках проекта «Музыкальная гостиная» специально для детской аудитории преподавателем теоретических дисциплин Оксаной Юрьевной Фроловой разработан цикл образовательных программ, знакомящих учащихся школ с различными формами и жанрами музыкального искусства, с жизнью выдающихся композиторов, с шедеврами мировой культуры.

Для школьников в Рязанской детской картинной галерее и Музее истории молодежного движения проведены тематические лекции-концерты: «Знакомство с музыкальными инструментами», «В гостях у госпожи Песни», «Танцевальный калейдоскоп», «Генерал-Марш», «Сказка в музыке», «Природа в музыке», «Великий гений И.С. Баха».

Совместно с кафедрами немецкого и французского языка Рязанского государственного университета имени С.Есенина проводятся интегрированные мероприятия. В этом году запланированы два схожих по структуре, но различных по тематике мероприятия, посвященные творчеству композиторов французской и австро-немецкой школ. Лекционная часть интегрированных мероприятий разрабатывается преподавателем теоретических дисциплин Натальей Владимировной Репиной.

Каждый вечер «Музыкальной гостиной» по-своему интересен. Большую привлекательность творческим встречам придают мультимедийные презентации, которые обогащают в эмоциональном и эстетическом плане мероприятия от лекций-концертов, усиливают образовательный и просветительский эффект. В заключение каждого мероприятия специально для детской и студенческой аудиторий проводятся тестирования, которые помогают активизировать юных слушателей, нацеливают их на познавательную деятельность.

Развивать чувство прекрасного у ребенка необходимо через процесс активного наблюдения – переживания различных сторон окружающего мира в произведениях искусства на основе собственной творческой деятельности детей в доступных для них формах в ходе комплексного освоения учеником эмоционально-образного содержания музыки. Работа сознания ребенка на основе сопряжения различных видов художественного материала, является мощным стимулом развития ассоциативного мышления. Таким образом, искусство, постигаемое учащимися во всем многообразии его видов, содержит в себе программу духовного развития ребенка.

Участники проекта воспитывают в слушателях любовь к искусству, расширяют их музыкальный кругозор, развивают эмоциональную отзывчивость, нравственные и патриотические чувства. Они стремятся доступно и увлекательно раскрыть лекционный материал, создать неповторимое ощущение праздника.

Творческие вечера «Музыкальной гостиной» И.С. Янковой-Стефановской – это редкое сочетание прекрасной музыки, живого слова, уникальной атмосферы.

Проект широко известен и любим в городе, о чем свидетельствуют полные залы на всех концертах, газетные и публикации, многочисленные благодарственные письма.

Встреча с явлением искусства не делает человека сразу духовно богатым или эстетически развитым, но опыт эстетического переживания помнится долго, и человеку всегда хочется вновь ощутить знакомые эмоции, испытанные от встречи с прекрасным.

И так как каждый вид искусства обращен к каждой человеческой личности, то любой человек может понимать все виды искусства. Педагогический смысл этого мы понимаем в том, что нельзя ограничивать воспитание и развитие лишь одним видом искусства. Только совокупность их может обеспечить нормальное эстетическое воспитание.



Основные термины (генерируются автоматически): музыка, вид искусства, гостиная, молодежное движение, ОЛИМП, отдел литературы, лекционная часть, мировая культура, Рязанская детская картинная галерея, Рязанский государственный университет.

Похожие статьи

Интеграция видов детского художественного творчества через...

...трёх искусств: музыки, изобразительного искусства и художественной литературы.

о чем-либо, художественный образ и т. п., но есть и относительно самостоятельные части

различные виды детского художественного творчества: музыкальное движение, рисование...

О месте школьных предметов "Музыка", "Мировая...

Скачать Часть 3 (pdf). Библиографическое описание: Максименко Е. В. О месте школьных предметов "Музыка", "Мировая художественная культура", "Изобразительное искусство" в

Литература: Игнатов В.С. – «Художественная культура России ХIX - ХХ вв.» (курс лекций).

Детский музыкально-образовательный абонемент как...

детская филармония, музыка, Урок, художественно-эстетическое воспитание личности, вид искусства, музыкальное произведение, современная академическая музыка, русская культура, творческая деятельность...

Внеурочные проекты по музыкальной литературе в ДМШ...

Сначала в творческой мастерской разрабатывались проекты музыкальных гостиных к юбилейным датам композиторов. Самым ярким событием из этой серии стал 200-летний юбилей со дня рождения М.Глинки «Музыкальный Олимп» в виде игры по типу телепередачи «Умники...

Развитие художественно-творческих способностей дошкольников...

Восприятие музыки — наиболее сложная часть в музыкальном воспитании ребенка.

Театр — смешанный или пространственно-временной вид искусства, то

 эмоционально развивают детей, т. к. основаны на элементах музыки, живописи и литературы, пластики движения и др.

Влияние изобразительного искусства на развитие личности...

Изобразительное искусство — один из видов художественного творчества человека.

Возрастает уровень знаний, умений, навыков юного художника, а с ними и качество детских творений. Литература: 1. Винкельман И. И. История искусства древности.

Традиции и современные тенденции в развитии книжной...

Вот почему так важно с ранних лет приобщать детей к искусству чтения, к книжной культуре.

История иллюстрации в русской детской литературе насчитывает несколько столетий.

Сегодня Борис Диодоров — Профессор Московского государственного университета печати...

Использование технологии виртуального музея на уроке по...

Ключевые слова: виртуальный музей, технология обучения, мировая художественная культура, познавательная активность.

‒ перечисление слишком большого числа произведений в лекционной части урока

Эстетическое воспитание учащихся средствами музейной...

...частью традиционной художественной культуры России и культуры народов мира и

отказывается от традиционной лекционного метода, он обращается к методу диалога, живой

ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки...

Похожие статьи

Интеграция видов детского художественного творчества через...

...трёх искусств: музыки, изобразительного искусства и художественной литературы.

о чем-либо, художественный образ и т. п., но есть и относительно самостоятельные части

различные виды детского художественного творчества: музыкальное движение, рисование...

О месте школьных предметов "Музыка", "Мировая...

Скачать Часть 3 (pdf). Библиографическое описание: Максименко Е. В. О месте школьных предметов "Музыка", "Мировая художественная культура", "Изобразительное искусство" в

Литература: Игнатов В.С. – «Художественная культура России ХIX - ХХ вв.» (курс лекций).

Детский музыкально-образовательный абонемент как...

детская филармония, музыка, Урок, художественно-эстетическое воспитание личности, вид искусства, музыкальное произведение, современная академическая музыка, русская культура, творческая деятельность...

Внеурочные проекты по музыкальной литературе в ДМШ...

Сначала в творческой мастерской разрабатывались проекты музыкальных гостиных к юбилейным датам композиторов. Самым ярким событием из этой серии стал 200-летний юбилей со дня рождения М.Глинки «Музыкальный Олимп» в виде игры по типу телепередачи «Умники...

Развитие художественно-творческих способностей дошкольников...

Восприятие музыки — наиболее сложная часть в музыкальном воспитании ребенка.

Театр — смешанный или пространственно-временной вид искусства, то

 эмоционально развивают детей, т. к. основаны на элементах музыки, живописи и литературы, пластики движения и др.

Влияние изобразительного искусства на развитие личности...

Изобразительное искусство — один из видов художественного творчества человека.

Возрастает уровень знаний, умений, навыков юного художника, а с ними и качество детских творений. Литература: 1. Винкельман И. И. История искусства древности.

Традиции и современные тенденции в развитии книжной...

Вот почему так важно с ранних лет приобщать детей к искусству чтения, к книжной культуре.

История иллюстрации в русской детской литературе насчитывает несколько столетий.

Сегодня Борис Диодоров — Профессор Московского государственного университета печати...

Использование технологии виртуального музея на уроке по...

Ключевые слова: виртуальный музей, технология обучения, мировая художественная культура, познавательная активность.

‒ перечисление слишком большого числа произведений в лекционной части урока

Эстетическое воспитание учащихся средствами музейной...

...частью традиционной художественной культуры России и культуры народов мира и

отказывается от традиционной лекционного метода, он обращается к методу диалога, живой

ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки...