Проектная форма организации деятельности школьников на интегрированных уроках географии и информатики и ИКТ | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 декабря, печатный экземпляр отправим 25 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Воронина, С. А. Проектная форма организации деятельности школьников на интегрированных уроках географии и информатики и ИКТ / С. А. Воронина, Г. Г. Шульгина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 1. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 165-169. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1726/ (дата обращения: 10.12.2024).

«Не так важно приобретенное знание,

как развитие способности мышления.

Образование есть то, что остается,

когда все выученное забыто»

Макс Лауэ, физик

Метод проектов предполагает обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Чрезвычайно важно показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Но для чего, когда? Вот тут-то и важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести. Где, каким образом? Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся проблема, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

Суть метода заключается в следующем - стимулировать интерес ребят к проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Другими словами, от теории к практике, соединение академических знаний с прагматическими с соблюдением соответствующего баланса на каждом этапе обучения.

Данная форма организации всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, выполняемую в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, осязаемыми, т.е. если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, конкретный результат, готовый к внедрению. Ученикам это всегда понятно и соответственно интересно.

Основные требования к использованию проектно-исследовательской формы организации деятельности школьников:

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы об экономическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; план мероприятий, пр.);

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», статистических методов, творческих отчетов, просмотров, пр.).

Широко применяется при проведении уроков дебаты. Самое главное, умение вести дебаты пригодится в жизни любого человека. Они помогут в развитии критического мышления, научат смотреть на вещи с разных точек зрения, подвергать сомнению факты и идеи, логически выстраивать аргументацию и убеждать. Дебаты организованы таким образом, чтобы помочь получить знания и умения, требуемые для преуспевания человека в современном демократическом обществе. Для того чтобы добиться успехов в науке и в профессиональной жизни, необходимо уметь представлять свою точку зрения и парировать аргументы оппонентов.

Применение проектно-исследовательской формы организации деятельности школьника используется при проведении ряда интегрированных уроков. Приведем пример.

Тема интегрированного урока по информатике и географии: «Защита проекта, созданного с использованием текстового редактора WORD на тему: «Растительный и животный мир России. Охрана растительного и животного мира»».

Цели:

По информатике

  • Отработать навыки ввода и перемещения по тексту;

  • сформировать и развить у учащихся навыки по созданию, открытию и закрытию документа;

  • навыки демонстрации готового проекта по заданной теме ( цель творческих проектов – выработка у учащихся определенных навыков: подбора литературы, проявлении исследовательской, творческой активности, грамотного оформления отчета о проделанной работе и т.д.)

По географии

  • Углубить и расширить знания о растительном и животном мире России.

  • Рассмотреть проблемы рационального использования биологических ресурсов России.

  • Продолжить формирование умений работать с источниками географической информации. Способствовать развитию у учащихся исследовательской деятельности.

  • Продолжить развитие нравственно-эстетичекого отношения к природе- показать красоту и неповторимость русской природы, ее значение в духовной жизни народа.. Способствовать развитию у учащихся исследовательской деятельности.

  • Воспитывать любознательность, стремление к самостоятельному получению знаний, любви к Родине.

Задачи:

Образовательные:

  • освоении текстового процессора Word, необходимого школьникам как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни;

  • Исследовать биологические ресурсы России.

Развивающие:

  • Развивать и навыки полученные ранее на уроках географии.

  • Развить творческие способности и навыки, полученные ранее на уроках информатики.

Воспитательные:

  • Способствовать формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в области информационных технологий;

  • Пробудить у учащихся чувство красоты и ответственности за природу родного края, потребности самообразования, использовать знания, умения, навыки полученные ранее на уроках географии.

Оборудование: карта «Растительный мир России»; видеофрагменты; фотографии, учебник, атлас, контурные карты, ПК с выходом в Интернет, мультимедийный видеопроектор, экран, принтер.

Тип урока: Закрепление изученного материала.

Методы: исследовательский, частично-поисковый.

Технология проектного обучения

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

Учитель знакомит учеников с целями и задачами урока. Главная задача перед группами – создать информационный бюллетень живой природы- растительности и животного мира России.

I I. Подготовка к защите проекта.

Учитель информатики: вы получили задание: распределиться по группам (по желанию), каждой группе подготовить материал по конкретному типу растительности и животного мира. Для этого можно использовать любые источники информации: иллюстрации из журналов, стихи, видеофрагменты, отрывки из художественных произведений и т.д.

Учитель географии: А также на контурных картах нанести все типы растительности России. Ваша задача – рассказать о конкретном типе растительности России и защитить свой исследовательский проект. Класс разделен на пять групп, поэтому сегодня знакомимся с пятью группами растительности. На подготовку дается 5минут.

Учитель информатики:

Требования к текстовому документу: В качестве текстового документа может быть выбран методический материал. Текстовый документ должен удовлетворять стандартным правилам и требованиям, предъявляемым к издательской продукции. При разработке должны быть использованы основные функции текстового процессора.

График работы над творческим проектом:

Сроки

Этапы

20 ноября.

Знакомство с общими требованиями, критериями оценки сложности, правилами оформления проекта.

Выбор темы, постановка проблемы, формулировка задачи.

21-28 ноября

Подбор необходимого материала, изучение проблемной области. Проработкам постановки задачи.

28 ноября

Зачет в виде собеседования.

29-2 декабря

Оформление материалов.

3 декабря

Предзащита творческой задачи.

4 декабря

Защита проекта

Давайте вспомним основные моменты при изучении текстового редактора. Вопросы:

  1. Текстовый документ – созданный в прикладной среде документ, состоящий из разнотипных объектов: текстов, рисунков, таблиц и т.д.

  2. Макет текстового документа – совокупность упорядоченных по определенным правилам объектов, размещенных на странице.

  3. Текстовый процессор – программа для создания, редактирования, форматирования и макетирования текстового документа.

  4. Форматирование текста – это изменение внешнего вида текста, при котором не изменяется его содержимое.

  5. Редактирование текста – позволяет изменить уже существующий электронный документ путем добавления, удаления или перестановки его фрагментов, слияния нескольких документов в один или разбиение фрагментов на несколько более мелких.

Учитель географии:

План описания растительной зоны:

1.Географическое положение

2. Климатические особенности, условия формирования растительного сообщества.

3.Видовой состав и облик растительности.

4. Видовой состав и облик животного мира.

5. Охрана природы.

III. Защита проекта.

Первая группа: (видеофрагмент) Растительность арктических пустынь. Слово «Арктика» означает медведь. Это царство белого медведя. Почему? Потому что он не любит тепла, толстая кожа, густая шерсть, толстый слой подкожного жира позволяют ему переносить суровые холода и длительные голодовки. Белый цвет – цвет маскировки, т.к. в данной зоне снег лежит круглый год. Расположена в Арктике, северной полярной области Земли, лежащей за северным полярным кругом, под созвездиями Медведиц – Большой и Малой. Зона находится в арктическом климатическом поясе. Суровый климат – очень суровая зима, холодное лето, средняя температура 0, полярная ночь, ураганные ветры, полярное сияние, все живое улетело на юг, либо улеглось в спячку. Летом – полярный день. Лето очень короткое. Вся природа преображается. В Арктику прилетают тысячи птиц. Селятся они на скалах, свободных ото льда. Гомон стоит невообразимый. Кроме птиц на лето приплывают огромное количество ластоногих: сивучи, морские львы, моржи, котики. Человек в таких условиях ограничен в хозяйственной деятельности – рыбная ловля, охота на морского зверя. Вторая группа: Растительность тундры. Слово «тундра» имеет происхождение от «тунтури», что в переводе с языка народов саами означает «сопки» – невысокие вершины, которые не покрыты лесом. Эта зона сформирована вдоль северного побережья России. Арктический и субарктический климатические пояса. Полярный день и полярная ночь, снежный покров маломощный, но плотный, сильные ветры, короткое прохладное лето, множество озер и болот, нет деревьев (господство мхов, лишайников, кустарничков – брусника, черника, морошка, карликовая береза). Много перелетных птиц летом. Типичные животные: лемминги, песцы, северные олени, полярные совы.
Тундра красивая дважды в году. Первый раз – в августе, когда созревает морошка. Цвет тундры меняется с зелёного на красный, а потом на желтый. Созревая, морошка становиться желтой. Второй раз – в сентябре, когда желтеют листья берёзы и ивы. Карликовые березка и ивы ведут себя так же, как и их «сестры» – береза и ива в лесной зоне России.
«Золотая осень» красива и в тундре. Тундра – раздолье для грибника. Грибы чуть ниже карликовых березок и ив, и очень хорошо видны. Говорят, что грибы в тундре растут выше деревьев. Это почти правда, если учесть, что «деревья» имеют высоту 15–30 см. Самое приятное для грибника обстоятельство – грибы из-за прохладной погоды не червивые.
В тундре растет и настоящий лес, но только в долинах рек, так как это понижение рельефа и они защищены от ветра. Но и здесь деревья не высоки и разрежены. Ближе к тундре деревья имеют флаговую форму (ветви растут с подветренной стороны, которая защищена стволом от ветра). Стволы дерева часто имеют густую поросль веток внизу – там, где зимой снег укрывает ветки. Выше 10–15 см ствол голый. (Видеофрагмент о Чукотке.). Третья группа: (видеофрагмент) Лесная зона, представлена – темнохвойными лесами из ели и пихты на севере, таежными кедрово-лиственничными лесами в Сибири, смешанными лесами из ели, сосны, осины, березы и др. в средней полосе и широколиственными лесами в южных районах зоны. «Тайга – слово, принятое в мировой географической и ботанической литературе для обозначения зоны хвойных лесов умеренного пояса Евразии. Тайга характеризуется небольшими суммами температур за период с суточными температурами выше 10оС в пределах 1000–1800о, с годовыми осадками в пределах 300–800 мм, продуктивностью фитомассы 260 т на 1 га и годовой ее продуктивностью 7 т на 1 га. Господствующие древесные породы: ель, лиственница, пихта, сибирский кедр. Ландшафт тайги характеризуется дремучими зарослями, ветровалом, часто избыточным увлажнением, наличием торфяников, недостатком света, особенно в черневой тайге». (Э.М.Мурзаев. Словарь народных географических терминов.) «…Здесь медведь – хозяин. Ему нипочем все эти полуистлевшие перевернутые вверх корнями пни. Эти трухлявые колоды-трупы, из чрева которых победоносно прет молодняк, эти нагромождения тысяч поваленных бурею дерев, образующих огромные заломы; их трудно одолеть даже сказочному Сивке-Бурке. Все это поросло быльем, чертополохом, бояркой, крушиной, папоротником, и кой-где алеют кумачовые семейства мухоморов. Не место здесь человеку, даже птиц не видно, – разве что дятел пропорхнет, – здесь царствует медведь, на вершинах же дерев невозбранно владычествует белка.». Так описал тайгу в своем романе «Угрюм-река» В.Шишков.
Безморозный период, с температурой выше +10оС, непродолжительный, крестьянин должен быстро посеять, убрать сено, урожай пока хорошая погода. Т.к. чаще в лесной зоне Русской равнины пасмурная циклональная погода. Отсюда поговорка «Летний день год кормит». Зато зима давала время для отдыха и безделья. А отсюда привычка к лени, но и к огромному кратковременному напряженному труду. Чемпионы леса1.Самое долговечное дерево – лиственница, живущая 900 лет. 2.Самое высокое дерево – кедр.3.Самое распространенное дерево – сосна.4.Самое красивое, новогоднее дерево – елочка.5.Самое распространенное лиственное «дерево-пионер» – береза.6.Самое морозоустойчивое, пугливое, говорливое дерево – осина.7. Самое гибкое дерево, лесная балерина – рябина. Четвёртая группа: Растительность степей и полупустынь. В южной части России нет лесов. Здесь расположены безлесные зоны степей и полупустынь. Степи и лесостепи расположены южнее лесной зоны. Растительная зона степей клином сужается к Западной Сибири, где она расположена к югу от тайги, смешанных лесов здесь нет, их заменили осиново-березовые колки. Климат характеризуется среднегодовой температурой от +3 до +10оС. Осадков выпадает за год от 300 до 500 мм. Здесь более холодные зимы, низкие температуры зимой не позволяют расти более теплолюбивым породам – дубу, клену, липе, ясеню и др. В восточной Сибири степи занимают межгорные котловины (Минусинскую, Тувинскую), так как при достаточно теплом лете, здесь недостаточно выпадает осадков (хребты закрывают доступ влажному воздуху, да и сами котловины находятся в центре материка, и удалены от океанов).Характерной особенностью климата является превышение испаряемости над осадками, что создает дефицит влаги, (то есть коэффициент увлажнения меньше единицы 0.8–0.9, на севере до 0.6; на юге до 0.3). Увлажнение недостаточное. Степь. Ровная, словно скатерть, расстилается необъятная равнина, и там, где на ней сохранились участки степной целины, она кажется, в начале лета серебряной от цветущего ковыля и волнуется, словно море. Ковыльная степь не изобилует множеством красок. Лишь в более северной ее части растут ярко цветущие растения разнотравья. Яркой, пестрой от разнообразия красок, становиться степь весной. Весна в степи длиться не долго – 2–3 недели. Это время между снежным покровом и засушливым летом. Это то время, когда появляются в степи растения – эфемеры: тюльпаны, ирисы, пионы и др. Пройдет немного времени и исчезнет яркий цветной ковер. Останутся лишь подземные части растений – луковицы, корневища и будут ждать в земле следующей весны, перенося летнюю засуху и зимние холода. Это растения – эфемеры – растения с коротким сроком вегетации. Видеоролик. «Степь»

Едешь, едешь – степь да небо,
Точно нет им края.
И стоит вверху над степью, тишина немая.
Нестерпимою жарою
Воздух так и пышет:
Как шумит трава густая,
Только ухо слышит.
Едешь, едешь – как шальные
Кони мчаться степью
Вдаль курганы, зеленея,
Убегают цепью.
Промелькнут перед глазами две-три старых ивы –
И опять в траве волнами
Ветры – переливы.
Едешь, едешь – степь да небо
Степь, все степь, как море…
И взгрустнется поневоле
На таком просторе.

И.З.Суриков.

Красочно описал степь Николай Васильевич Гоголь в повести «Тарас Бульба»:
«Степь чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, была зеленою, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизменным волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытаптывали их. Ничего в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный Бог весть откуда колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался Бог знает в каком дальнем озере.…Вечером вся степь совершенно переменялась. Все пестрое пространство ее охватывалось последним ярким отблеском солнца и постепенно темнело, так что видно было, как тень пробегала по нем, и она становилась темно-зеленое; испарения подымались гуще. Каждый цветок, каждая травка испускала амбру, и вся степь курилась благовонием…Вся музыка, звучавшая днем, утихала и сменялась другою. Пестрые суслики выползали из нор своих, становились на задние лапки и оглашали степь свистом. Трещащие кузнечиков становилось слышнее. Иногда слышался из какого-нибудь озера крик лебедя и, как серебро, отдавался в воздухе…..». А вот как описывал древнегреческий историк Геродот степь «За Борисфеном (Днепр) же со стороны моря сначала простирается Гилея, а на севере от нее живут скифы-земледельцы. Эти земледельцы скифы занимают область на три дня пути к востоку до реки Пантикапа (Южный Буг), а к северу – на одиннадцать дней плавания вверх по Борисфену. Восточнее этих скифов-земледельцев, на другой стороне реки Пантикапа, обитают скифы-кочевники; они вовсе ничего не сеют и не пашут. Во всей земле скифов не встретишь деревьев…Холода продолжаются в тех странах сплошь восемь месяцев, да и остальные четыре месяца не тепло. Вообще там погода совершенно отличная от других стран: когда в других местах дождливая пора, там дождей нет, а летом, напротив, очень сильные. Когда в других местах случаются грозы, здесь их не бывает, летом же часты. Гроза зимой вызывает изумление, как чудо; также и землетрясения в Скифии считаются диковинкой.» Сегодня первозданную природу степей можно увидеть только вдоль оврагов, речных долин и в заповедниках. Вся степь распахана. Она является житницей России. Поля заняты посевами пшеницы, кукурузы, подсолнечника, сахарной свеклы, а также посевами бахчевых культур: арбузами, тыквами, дынями. 5 группа Полупустыни и пустыни.

IV . Охрана природы. Учитель географии: все о заповедниках.

Учитель информатики: Сайт, навигация по сайту. http://oopt.info/

V. Заключение Учитель просит оценить работу всех учащихся в группах. Выставляет оценки в журнал. Подводит итог урока.

V I. Домашнее задание

Чаще всего, интегрированные уроки являются спаренными и проводятся учителями совместно. Возможна разнообразная интеграция учебных предметов. Хорошо интегрируются с предметом «информатика и ИКТ» следующие школьные предметы: «биология», «география», «математика» и другие. Естественно такие уроки проводятся с использованием мультимедийных технологий.

Реализация интеграции между предметами возможна лишь при благополучном здоровом климате в коллективе учителей, их плодотворном сотрудничестве на основе взаимопонимания и уважения.

Литература:

  1. Курс Е.С.Полат http://scholar.urc.ac.ru:8002/courses/Technology/index.html

  2. «Я готов работать в современном офисе» курс корпорации Microsoft.

www. microsoft.com.


Основные термины (генерируются автоматически): степь, защита проекта, текстовой документ, Арктика, группа, дерево, животный мир, животный мир России, знание, лес, лесная зона, учитель географии, учитель информатики.

Похожие статьи

Информационные компетенции на уроках математики и возможности овладения ими с помощью средств ИКТ

Факультативные занятия по математике как средство формирования финансовой грамотности в старших классах гуманитарного профиля

Диагностика индивидуальных прогрессов обучающихся посредством проектирования и контроля самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине «Математика»

Программа элективного курса по информатике и ИКТ: «Интернет-маркетинг»

Проблема подготовки будущих педагогов к применению современных информационных технологий на занятиях по дисциплине «Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности»

Теоретическая модель организации самостоятельной работы студентов медицинских специальностей посредством технологии дистанционного обучения

Опыт организации проектно-исследовательской деятельности студентов при изучении математики в условиях дистанционного обучения

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы в рамках реализации ФГОС основного общего образования

Индивидуальный образовательный маршрут учителя по формированию читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

Проектная деятельность как метод развития познавательной и речевой сферы дошкольников с ОВЗ

Похожие статьи

Информационные компетенции на уроках математики и возможности овладения ими с помощью средств ИКТ

Факультативные занятия по математике как средство формирования финансовой грамотности в старших классах гуманитарного профиля

Диагностика индивидуальных прогрессов обучающихся посредством проектирования и контроля самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине «Математика»

Программа элективного курса по информатике и ИКТ: «Интернет-маркетинг»

Проблема подготовки будущих педагогов к применению современных информационных технологий на занятиях по дисциплине «Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности»

Теоретическая модель организации самостоятельной работы студентов медицинских специальностей посредством технологии дистанционного обучения

Опыт организации проектно-исследовательской деятельности студентов при изучении математики в условиях дистанционного обучения

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы в рамках реализации ФГОС основного общего образования

Индивидуальный образовательный маршрут учителя по формированию читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

Проектная деятельность как метод развития познавательной и речевой сферы дошкольников с ОВЗ