Реализация компетентностного подхода к подготовке инженеров-технологов по направлению «Технология художественной обработки материалов»
Авторы: Вильбицкая Наталья Анатольевна, Корохова Елена Вячеславовна, Климова Людмила Васильевна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
Статья просмотрена: 309 раз
Библиографическое описание:
Вильбицкая, Н. А. Реализация компетентностного подхода к подготовке инженеров-технологов по направлению «Технология художественной обработки материалов» / Н. А. Вильбицкая, Е. В. Корохова, Л. В. Климова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 2. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 319-322. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1713/ (дата обращения: 17.12.2024).
- В условиях развития современных информационных
технологий и в связи с переходом высшего профессионального
образования на многоступенчатую систему меняются требования,
предъявляемые как к квалификационным характеристикам выпускника, так
и к методам подготовки специалистов, востребованных на рынке труда.
ГОС ВПО третьего поколения направлены на формирование системы
компетенций как инструмента управления качеством образовательного
процесса в ВУЗах. В системе компетенций большая роль отводится
именно овладению современными информационными технологиями.
Рассмотрим формирование интегративных компетенций у выпускников
высших учебных заведений на примере подготовки инженеров-технологов,
обучающихся по направлению «Технология художественной
обработки материалов» (ТХОМ).
- Актуальной является задача проектирования эффективной программы обучения инженеров, обладающих требуемыми на рынке компетенциями, включающими комплексную подготовку в области информационных технологий.
- Проанализируем структуру и взаимосвязь между компетенциями, которые должны быть сформированы у выпускников технических вузов, получающих квалификацию инженера-технолога в области промышленного дизайна и художественной обработки материалов (рис.1). Множество компетенций К выпускника образуются подмножествами компетенций: общекультурных ОК={OK1,ОК2, …, ОК13}, общенаучных ОНК={OНK1,ОНК2, …, ОНК11}, инструментальных ИК={ИK1,ИК2, …, ИК7} и профессиональных ПК={ПK1,ПК2, …, ПК18}, К=ОК ; ОНК ; ИК ; ПК.
- В последние годы такие специалисты востребованы на рынке труда. Это связано с насущной проблемой обеспечения технических устройств, приборов, механического оборудования не только высокими функциональными эксплуатационными свойствами, но и высокими, не уступающими мировым стандартам, эргономическими и эстетико-потребительскими характеристиками. В рамках приведенных множеств можно выделить подмножество компетенций в области информационных технологий ИТК={ОК11, ОК12, ОНК2, ОНК3, ОНК5, ОНК6, ОНК7, ОНК8, ОНК9, ОНК10, ИК1, ИК3, ИК4, ИК5, ИК6, ПК1, ПК2, ПК3, ПК4, ПК5, ПК12, ПК14, ПК15, ПК16, ПК17}. Мощность последнего множества |ИТК|=25, что составляет 50 % компетенций, которыми должен обладать инженер-дизайнер. Внедряемый стандарт отражает важность компетенций, связанных именно с овладением современными информационными технологиями, поэтому особая роль в формировании учебных планов и программ подготовки по отдельным дисциплинам отводится установлению междисциплинарных связей и широкому использованию программных продуктов при освоении общепрофессиональных и специальных курсов. Кроме того, возникает необходимость создания программ профессиональной переподготовки специалистов, закончивших учебные заведения и ведущих успешную трудовую деятельность с целью формирования у них новых актуальных компетенций.
- Актуальной является задача проектирования эффективной программы обучения инженеров, обладающих требуемыми на рынке компетенциями, включающими комплексную подготовку в области информационных технологий.
Рис. 1 – Структура компетенций инженера-технолога направления ТХОМ.
-
Предлагаемая программа подготовки в области
информационных технологий высококвалифицированных специалистов
является многоступенчатой и отражает основные особенности
предлагаемой системы – от простого к сложному (рис.2).
Реализуется в три этапа: базовый уровень подготовки, общеинженерный
и овладение специализированными специфическими инструментами. В
связи усилившимся влиянием рынка на деятельность высших учебных
заведений (создание автономных учреждений и т.п.) при проектировании
программы подготовки бакалавров и магистров в рамках каждого из
уровней необходимо учитывать не только целесообразность
содержательной наполненности и последовательности изучения модулей
дисциплин, но и оценивать эффективность программ с учетом уровня
получаемых компетенций и затрат ресурсов. Это обусловливает
необходимость использования инструментария оптимизации
бизнес-процессов.
Рис. 2 – Структура программы подготовки инженеров-дизайнеров в области информационных технологий
- На первом этапе строится формальная модель, представляющая собой информационный граф управления бизнес-функциями [4]
GS(N, n0, nf, E, M, EM, EN, R, ER),
-
здесь N
– множество узлов, каждый из которых соответствует
бизнес-функции; n0,
nf,
- входной и завершающий узел соответственно; E
– множество управляющих ребер, построенное на множестве узлов,
включающем узлы бизнес-функций, а также входной и завершающий узел
(;i,j;N;(n0,nf,):(i,j);E);
M – множество узлов, соответствующих
структурным подразделениям предприятия, причeм М;Т=;;
EM – множество
ребер подчинeнности, такое, что (;i,j;М:(i,j);EМ),
если структурное подразделение j подчинено
структурному подразделению i;
EN – множество
рeбер исполнения бизнес-функций, такое, что (;i;М,
j;N:(i,j);EN),
если бизнес-функция j
может быть выполнена в подразделении i;
R – множество
ресурсов предприятия; ER
– множество взвешенных ребер использования ресурсов, такое,
что (;i;R,
j;N:(i,j);ER),
если бизнес-функция j
использует при своeм выполнении ресурс i.
- На следующем этапе формируется порождающая варианты рассматриваемого бизнес-процесса грамматика G=(VN,Vt,V0,P,As,Ms,An,Mn), где VN - множество нетерминальных символов, Vt - множество терминальных символов, V0 - множество начальных символов, P - множество порождающих правил, As - множество кортежей ресурсных характеристик, Ms - множество методов синтеза ресурсов, An - множество возможных мест выполнения бизнес-функций, Mn=; - множество методов наследования атрибутов. Далее формируется множество порождающих правил, на основе которых генерируются варианты исполнения бизнес-процесса. Из полученного множества на основании объективных критериев и с помощью эксперта выделяют подмножество приемлемых вариантов.
- На заключительном этапе вводится множество ресурсных характеристик порождающей грамматики (например, время исполнения, количество учебных часов, стоимость программного обеспечения и др.), а также множество ограничений на ресурсы. Затем оцениваются варианты выполнения бизнес-процессов (программ подготовки), производится их ранжирование на основе их строгого предпочтения и выбирается наиболее предпочтительный вариант организации подготовки.
- В процессе обучения студенты осваивают ряд общеинженерных и специальных дисциплин и, интегрируя полученные знания, выполняют дипломную работу, которая представляется либо натурной, либо компьютерной моделью. Представленный алгоритм дипломного проектирования (рис.3) отражает многоэтапность его подготовки и взаимосвязь между используемыми программными продуктами и этапами выполнения работы, что подчеркивает важность получения будущими инженерами компетенций, связанных с информационными технологиями.
- На следующем этапе формируется порождающая варианты рассматриваемого бизнес-процесса грамматика G=(VN,Vt,V0,P,As,Ms,An,Mn), где VN - множество нетерминальных символов, Vt - множество терминальных символов, V0 - множество начальных символов, P - множество порождающих правил, As - множество кортежей ресурсных характеристик, Ms - множество методов синтеза ресурсов, An - множество возможных мест выполнения бизнес-функций, Mn=; - множество методов наследования атрибутов. Далее формируется множество порождающих правил, на основе которых генерируются варианты исполнения бизнес-процесса. Из полученного множества на основании объективных критериев и с помощью эксперта выделяют подмножество приемлемых вариантов.
Рис 3. – Структура дипломного проектирования
-
Формирование системы компетенций, обладающих
интегративными свойствами не возможно без использования
информационной системы, содержащей методические медиа материалы и
средства комплексной квалиметрической оценки знаний.
- Художественный вкус и фантазия в сочетании с аналитическим расчетом, технологическими знаниями и владением современными информационными методами позволят получить подготовку, дающую возможность молодому специалисту выполнять как творческие, так и коммерческие задачи. Он будет востребован и трудоустроен. Масштабные перспективы развивающихся инновационных производств дают возможность в настоящее время утверждать именно так.