Библиографическое описание:

Мухамедшина А. В. Индивидуализация профессионального обучения будущих инженеров на основе модульной технологии [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 343-345.

Целым овладевают по частям

Луций Анней Сенека

Конкурентоспособная профессиональная компетентность современного выпускника высшего учебного заведения на рынке труда может быть достигнута при условии значительных преобразований системы высшей профессиональной школы [7].

Особое внимание сегодня уделяется развитию инженерного образования. «Создание инновационной экономики невозможно без развития инженерного образования, без повышения его качества и конкурентоспособности в мировом образовательном сообществе», – эти слова принадлежат И.Б. Федорову, президенту МГТУ им. Баумана, академику РАН, доктору технических наук, профессору, заслуженному деятелю науки и техники РФ. В год система образования выпускает почти двести тысяч новых инженеров, но только треть устраиваются работать по специальности. «Проблему нужно решать и решать с ориентацией на перспективу; в первую очередь надо пересмотреть методы и цели обучения инженеров», – заключил Дмитрий Медведев.

Опыт подготовки инженерных кадров различного профиля подтверждает, что качества, необходимые для реализации личности в данном виде деятельности приобретаемы. Данные качества формируются и развиваются в ходе профессиональной подготовки, в процессе накопления практических навыков решения практико-ориентированных, инженерно-технических задач [1, 3, 4]. Образ современного инженера многогранен, его функции многочисленны. Во-первых, деятельность инженера носит высокоинтеллектуальный характер. Для эффективного развития инженерной деятельности, как правило, необходимо высшее техническое образование. Во-вторых, быть инженером – это значит грамотно применять научно-технические знания на практике. Следует отметить, что это применение должно носить творческий характер. В-третьих, приоритетная задача инженера – эффективное соединение науки и производства, с целью повышение производительности труда.[4]. Социологи под руководством В.А. Ядова выделили три блока деловых качеств, необходимых инженеру:

  1. творческий – включает самостоятельность, творческий подход к делу, инициативность, интеллектуальные способности, опыт и знания;

  2. исполнительский – содержит такие деловое качества, как старательность, аккуратность, тщательность, исполнительность, дисциплинированность, усидчивость, добросовестность, трудолюбие;

  3. творчество + организованность; данный блок включает в себя качества необходимые для творческой и репродуктивной работы. К таким качествам относят: работоспособность, оперативность, ответственность, организованность, настойчивость,

Каждый инженер уникален и неповторим. Каждый обладает определенным набором качеств. В зависимости от того, качества какого блока преобладают и как данные качества соотносятся между собой, выделяют следующие профессиональные типы инженеров:

  1. творчески устремленный («инженер по призванию»);

  2. добросовестный инженер («исполнитель»);

  3. «средний» уровень овладения профессией: довольный собой и своими профессиональными успехами человек, деловые качества развиты одинаково, причем одинаково средне;

  4. отчужденный от профессии («инженер поневоле»), достаточно низкий уровень деловых качеств по всем трем блокам [3, 4].

Современный инженер должен обладать повышенным творческим потенциалом, такими качествами как: интегративное мышление; системный анализ; интеллектуальная культура; креативный уровень профессиональной деятельности; способность к принятию конструктивных решений на основе диалога; способность прогнозировать ситуацию в профессиональной сфере; ответственность за результаты своей профессиональной деятельности. [5].

Одними из самых актуальных направлений модернизации целостной системы образовательного пространства сегодня является усиление информационной и личностно-ориентированной составляющих [4].

Личностно-ориентированная технология обучения представляет собой синтез гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога – уникальная целостная личность, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации). Парадигма личностно-ориентированного обучения обусловлена ориентацией на свойства личности, ее формирования и развития в соответствии с природными особенностями и индивидуальными характеристиками.

Индивидуализация – (в широком смысле) процесс выделения человека как относительно самостоятельного субъекта в ходе исторического развития общественных отношений. Индивидуальность – это особенности характера и психологического склада, отличающих одну личность от других; личность как обладатель неповторимой совокупности психологических свойств [2]. Индивидуализация обучения – это процесс организации учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. Позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого участника образовательного процесса. При этом учет особенностей носит комплексный характер и осуществляется на каждом этапе обучения. В качестве компонентов индивидуализации обучения выделяют самоконтроль и контроль. Одной из форм индивидуализации является программированное обучение[2]. Программированное обучение представляет собой комбинированную дидактическую систему (В.П. Беспалько) , где

1 – классическое лекционное обучение (управление – разомкнутое, рассеянное, ручное);

2 – обучение с помощью аудиовизуальных технических средств (разомкнутое, рассеянное, автоматизированное);

7 – система «Репетитор» (цикличное, направленное, ручное);

8 – «программное обучение» (цикличное, направленное, автоматизированное), для которого имеется заранее составленная программа.

В основу технологии программированного обучения Б.Ф. Скиннер вложил два основных правила:

  • переход от контроля к самоконтролю;

  • увеличение доли самостоятельной работы обучающихся [5].

Принципы построения обучающих программ: информативность, операционность, обратная связь, индивидуальный темп и управление обучением, деление учебного материала на единицы (модули).

Обучающий модуль – это логически завершенная форма части содержания учебной дисциплины (раздел дисциплины), включающая в себя познавательный и профессиональный аспекты, усвоение которых должно быть завершено соответствующей формой контроля знаний, умений и навыков, сформированных в результате овладения обучаемыми данным модулем. Модуль должен содержать следующие составляющие: информационный (познавательный) и деятельностный (учебно-профессиональный) компонент. Данные компоненты реализуют основные функции: первый – формирование теоретических знаний; второй – формирование профессиональных умений и навыков на основе приобретенных знаний. Образовательная программа предусматривает реализацию обязательной и вариативной части. При изучении курса за студентом закрепляется право самостоятельного выбора модулей вариативной части в зависимости от уровня знаний и умений, уровня личностных притязаний, своих индивидуальных особенностей.

Модуль – это самостоятельная структурная единица. Каждый модуль обеспечивается необходимыми дидактическими и методическими материалами, тезаурусом, списком необходимой литературы. Для разработки комплекса модулей необходимо осуществлять тщательный системный анализ и глубокую методическую проработку содержания и структуры определенного раздела, дисциплины, курса.

Построение модуля происходит по следующему алгоритму:

  • наименование модуля, определение целей и задач;

  • определение теоретического ядра курса (модуля);

  • отбор материала содержания практических занятий;

  • определение содержания лабораторного практикума;

  • обоснование необходимости использования программного обеспечения;

  • организация и активизация самостоятельной деятельности студента по изучению учебного модуля [5];

В качестве основных принципов технологии модульного обучения выделяют следующие (П. А. Юцявичене):

  • принцип модульности (определение и выделение функциональных «узлов» – учебных блоков, предназначенных для реализации конкретных дидактических целей; интеграция различных видов и форм обучения);

  • принцип динамичности (открытости) обеспечивает свободное изменение содержания учебных модулей, возможность дополнения и замены теоретической и практической составляющих.

  • принцип действенности и оперативности знаний и их системы (для реализации данного принципа необходимо дидактические задачи формулировать в терминах методов деятельности; обучение должно организовываться на основе проблемного подхода к знанию);

  • принцип гибкости обеспечивает формирование индивидуальных образовательных траекторий;

  • принцип осознанной перспективы требует вовлечение и постепенное расширение мотивационной сферы обучающихся; управление и регулирование механизма «стимул –действие», активизация самостоятельной работы будущих специалистов, расширение границ взаимодействия преподавателя и студентов.

  • принцип паритетности (от лат. paritas – равенство) отвечает за создание оптимальных, равноправных психолого-педагогических, организационно-методических, эргономических условий для всех участников образовательного процесса [5].

Преимущества технологии модульного обучения:

  • реализация системного подхода к построению курса и определению его содержания;

  • гибкость структуры модульного построения курса;

  • осуществление дифференцированного подхода в обучении будущих специалистов;

  • формирование индивидуальных образовательных траекторий изучения учебного модуля;

  • расширение мотивационной сферы, развитие познавательного интереса обучающихся;

  • обеспечение оптимального сочетания различных организационных форм и методов взаимодействия в системе «преподаватель – студент»;

  • обеспечение эффективного и регулярного контроля знаний студентов.

Новые широкие возможности для реализации и формирования индивидуально-образовательных траекторий предоставляют информационные технологии.


Литература:

    1. Блажей А., Дриенски Д., Перлаки И. Научно-техническая революция и инженерное образование. – М.: Высшая школа, 1988. – 285 с.

    2. Глоссарий современного образования / Нар. укр. акад.; Под общ. ред. Е. Ю. Усик; [Сост.: Астахова В.И. и др.]. – Х.: Изд-во НУА, 2007. – 524 с.

    3. Захарьящева, В. В. Профессионально-личностные качества современного инженера / В.В. Захарьящева // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». – 2007. № 5.

    4. Мартынюк И.О. Инженер в зеркале времени. – К., 1989 . – 160 с.

    5. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / под общей ред. В.С. Кукушкина. – М.: ИКЦ «МарТ»: – Ростов н/Д, 2006. – 336 с.

    6. Университетское образование: концептуальные основы / В. Е. Шукшунов, В. Н. Лозовский, М.В. Буланова-Топоркова, Г. В. Сучков // Высшее образование в России. 2004. № 10. С. 19 – 29. [5]

    7. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 437 с.

Основные термины (генерируются автоматически): будущих инженеров, компетенций будущих инженеров, технологии модульного обучения, мобильности будущих инженеров, профессиональных компетенций будущих, профессиональной мобильности будущих, преподавания профессионального иностранного, профессионального иностранного языка, процессе преподавания профессионального, интегративном развитии общих, обучения будущих инженеров, модульной технологии, современного инженера, формирования профессиональной, профессионального самообразования, профессиональной деятельности, компетентности будущих инженеров, деловых качеств, технологии формирования профессиональной, образовательного процесса.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос