В человеческой деятельности конечный результат характеризуется количеством и качеством продукции, экономичностью и эффективностью затраченных усилий на производство материальных и культурных ценностей. Всё это принято называть критериями эффективности труда. В процессе обучения основным критерием эффективности педагогического труда является усвоение и применение учащимися ведущих идей науки на базе развития творческого мышления. Совершенствование учебного процесса, повышение воспитанности детей и мастерства учителя принято считать основными показателями эффективности урока. В этих показателях отражаются те положительные изменения, которые происходят при овладении учащимися основами наук, определёнными познавательными, интеллектуальными практическими навыками и умениями.
Что же поможет достичь высокой эффективности урока? Эту проблему, безусловно, нельзя решить без привлечения внимания учащихся к уроку.
Важными факторами привлечения внимания и включения его в учебный процесс является познавательная потребность и уровень развития психических процессов. Внимание тесно связано с восприятием и мышлением. Внимание возникает всякий раз при необходимости ответить на вопросы. Сравнительно недавно наиболее распространённой формой получения информации об усвоении нового материала был фронтальный опрос. Весьма широко он применяется и в настоящее время. Но каждый раз педагог оказывается на перепутье. Кого спросить? Хорошего ученика? Значит, опрос пройдёт быстро, и все остальные учащиеся прослушают качественное изложение материала, пройденного на уроке. Но хороших в классе не так много. Если спрашивать только их, то другие быстро поймут, что преподаватель их спрашивать не будет и перестанут учиться. К тому же, спрашивая только сильных учащихся. Преподаватель получает искажённую информацию о ходе обучения. Поэтому он вынужден вызывать к доске не только успешных, но и не очень успешных учащихся (совсем не успешных, как правило не вызывают, чтобы не сорвать урок).
Разработано много приёмов, которые позволяют обеспечить внимание класса и привлечь его к участию в опросе. На мой взгляд, наибольшей эффективностью обладают следующие приёмы: «неожиданность», «гипербола», «апелляция к авторитету», «провокация», «экспрессия», «сопереживание»
1.Приём «неожиданности». Используют в речи неожиданную и неизвестную информацию.
2.Приём «гипербола». Прибегают преувеличению, чтобы заострить внимание слушателя к предмету; это помогает выяснить причинно-следственные связи между событиями, процессами и поведением людей. Позже излагают свою позицию по затронутой проблеме.
3. Приём «апелляция к авторитету» Для подтверждения правильности собственных мыслей ссылаются на авторитет науки, авторитет опыта (работы)
4. Приём «провокации». На короткое время вызывают у учеников реакцию несогласия с излагаемой информацией. Этот период используют на короткое время для подготовки учащихся к выводам, уточнению мысли и более чёткого определения позиции.
5.Приём «экспрессии». Используются средства усиления выразительности (формулировки, которые отличаются от привычного стиля)
6.Приём «сопереживания». Увлечённо описывают события и темы, связывающие педагога и учеников, не упуская подробностей. Это заставляет учащихся переживать.
7. Приём «прогнозирование». Основываясь на реальных фактах, делают прогнозы ожидаемых событий, чтобы подчеркнуть необходимые ценностные ориентации, определяющие интересы, требования и пожелания.
Используя эти приёмы в своей работе, я убедилась, что хорошее внимание может творить чудеса. Оно может даже компенсировать недостатки памяти и восприятия. И наоборот повышенная отвлекаемость, невозможность сосредоточиться мешает проявиться даже прекрасным способностям, что драматически сказывается на процессе обучения. Однако для решения сложных задач, выявления причинно-следственных связей недостаточно одного восприятия, необходимо размышлять, сопоставлять факты, накапливать знания. Познавательная потребность насыщается и активно взаимодействует с мышлением. Если стремление к впечатлениям остаётся доминирующей потребностью, то формируется поверхностная личность в будущем дилетант, при хорошей памяти – энциклопедист, но не исследователь, не генератор новых идей. Поэтому настоящее время актуален вопрос внедрения в практику обучения методов, которые способствовали бы творческому саморазвитию учащихся. Использование творческих задач стимулирует интерес учащихся к предмету, развивает навыки самостоятельной, индивидуальной и коллективной работы.
Приведённые приёмы эффективности деятельности помогут педагогу выстроить собственную концепцию обучения.
Литература:
- Габай Т.В. Педагогическая психология. М., 2003.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 2001
- Немов Р.С. Психология. – Т.2. – М., 2001
- Давыдов В.В. «Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования» - Вопросы психологии, 1991, №6
- Бабанский Ю.К. «Оптимизация учебно-воспитательного процесса в учебной деятельности». М., Просвещение, 1983.