Формирование основ духовно-нравственной личности ребёнка-дошкольника | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Урванова, Н. Ю. Формирование основ духовно-нравственной личности ребёнка-дошкольника / Н. Ю. Урванова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 1. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 130-132. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1499/ (дата обращения: 18.04.2024).

В общей системе воспитания граждан России патриотическое воспитание стало приоритетным, чтобы дать новый импульс духовному оздоровлению народа. Для развития чувства патриотизма важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Поэтому целью работы стало формирование основ духовно - нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Работая в данном направлении, исходим из принципа, что путь воспитания любви к Отечеству выстраивается в логике «от близкого к далекому»: от любви к родному дому, детскому саду, к своей улице, к городу до любви к родной стране.

Система работы по воспитанию патриотических чувств у детей в процессе приобщения к культуре и истории родного края имеет следующие задачи:

  1. Создать условия для формирования нравственной основы чувства патриотизма как общечеловеческой ценности - любви к своей семье, детскому саду, родному краю, стране, людям, населяющим ее.

  2. Заинтересовать детей историей их семей, детского сада, города.

  3. Знакомить с русскими народными традициями, прививать любовь и уважение к ним.

  4. Развивать коммуникативные и социальные навыки.

  5. Заложить основу системных знаний, сформировать навыки работы с информацией.

Любой край неповторим: своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор педагогом соответствующего материала по родному краю позволяет сформировать у дошкольников представления о том, каким культурным наследием знаменита малая Родина. Очень важно показать ребенку и рассказать историю, традиции, достопримечательности родного края.

Формы работы с детьми:

  • беседы о Родине и об истории своего народа;

  • беседы о природе;

  • чтение художественной литературы на патриотические темы;

  • составление альбомов;

  • организация выставок детского и семейного творчества;

  • разучивание стихов и песен о Родине, об Отчизне;

  • целенаправленные игры;

  • встречи с интересными людьми;

  • экскурсии.

Особое место в воспитании любви к своей малой Родине принадлежит экскурсиям. В младших группах дети знакомятся с детским садом и работой его сотрудников. Цель данной работы - показать детям результат труда многих людей и сформировать положительное и доброжелательное отношение к труду. В старшем возрасте большое значение уделяется экскурсиям по городу: знакомство с улицами, площадями, с зданиями жилого, социального и культурного назначения. Впечатления от увиденного дети отражают в разных видах деятельности: в конструировании, рисовании, лепке, в строительных и сюжетно-ролевых играх.

Рассказывая детям о современных зданиях, особое внимание обращаем на разные виды и стили архитектурных сооружений, например, здание библиотеки имеет вид развернутой книги, на площади Ленина есть высокое здание Научного Института, домики Академического городка одноэтажные, имеют свою индивидуальную архитектуру - это лаборатории, где работают ученые. По результатам экскурсий в совместной работе с родителями и детьми были оформлены альбомы «Моя улица», «Мой микрорайон» «Мой город». Воспитание любви к родному городу невозможно без ознакомления с его достопримечательностями. Посещая с детьми выставки работ местных художников, «Каменный цветок», музея камня, музея Воинской славы школы №7, городской детской библиотеки, Дома творчества, дошкольники получают много новых и интересных знаний о родном городе, об интересных и творческих людях, которые работают и живут рядом с нами. Ознакомление детей с рабочими профессиями людей нашего края также важно, но не всегда возможно показать детям работу промышленных предприятий и производств. Для этого была проведена большая совместная работа с родителями по изготовлению макетов: «Карьер», «Расвумчоррский рудник», «Фабрика АНОФ-2».

В целях воспитания любви и бережного отношения к родной природе вместе с детьми и родителями наблюдаем за сезонными изменениями в природе, трудимся на участке детского сада: соорудили клумбы, «альпийскую горку», посадили разнообразные цветы и кустарники. Дети бережно ухаживали за посадками и узнавали много интересного о растениях Кольского полуострова. В зимнее время уголки природы в группах дают возможность детям каждый день ухаживать, наблюдать, экспериментировать и любоваться красотой цветущих растений. Знакомя детей с природными и климатическими условиями родного края, изготовили макеты «Тундра зимой», «Тундра летом», «Арктика», которые используются как дидактический и игровой материал. Мини музей родного края в ДОУ позволяет детям более внимательно изучить и рассмотреть многие его экспонаты, расширять и обогащать представления о природе родного края.

Воспитание нравственных чувств у дошкольников невозможно без приобщения детей к национальным традициям и культуре родной страны. Данная работа заключается в том, чтобы познакомить детей с историей русского народа, привить ребенку интерес и любовь к обычаям и традициям. Работа с детьми начинается с рассказывания потешек, поговорок, дразнилок, отгадывания загадок. Знакомство с фольклором развивает в детях интерес к окружающему миру, народному слову и обычаям, воспитывает художественный вкус. Дети с удовольствием используют малые фольклорные формы в свободной деятельности, играх. Особое внимание уделяем русским народным сказкам. Дети не всегда могут правильно воспринимать сведения о назначении того или иного предмета быта прошлых времен, о характере взаимоотношений между людьми. Вот пример: любой из нас с раннего детства знает сказку « Колобок», в которой бабка ходила скрести муку по сусекам. Мы с удовольствием рассказываем ее детям, но у них возникает вопрос «Что такое сусеки?». Хорошо, если в тексте есть сноска, информация о том, что сусеки - это сундуки или лари для хранения муки, но даже подобная сноска недостаточна, потому что сундук и ларь устарели. Поэтому возникла необходимость создания в детском саду музея русской избы, который выполнял бы функцию демонстрации предметов народного быта. Собранные экспонаты служат в качестве дидактического материала для разных видов деятельности - для занятий по развитию речи, аппликации, рисованию, лепке, ручному труду, театральной деятельности. Занятия, которые проводятся в избе, позволяют детям соприкоснуться как можно ближе с бытом и жизнью своего народа в прошлом, понять смысл сказок и потешек, пословиц и поговорок, воочию увидеть много интересного. Музей русской избы дает возможность детям не только рассмотреть предмет со всех сторон, но и практически его освоить. Например, веретено дает возможность попробовать прясть; ухват - правильно вынуть чугун из печки.

Знакомство детей с традициями русского народа осуществляется через такой вид деятельности, как народные праздники: «Осенины», «Рождественские колядки», «Масленица», «Пасха». Участие детей в народных праздниках учит их творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками, получать всплеск положительных эмоций, приобщаться к родной культуре, дает возможность осмыслить назначение каждого праздника.

В наш век компьютеризации ребенку совсем не помешает иметь представление об играх, в которые играли наши бабушки и дедушки. Для проведения данной работы сделали подборку народных игр: подвижных, хороводных, словесных.

Приобщать детей к народному творчеству можно через организацию продуктивной деятельности: рисование, лепка, ручной труд. Познавая народные промыслы, дети с удовольствием расписывают дымковскую барышню, лошадок, хохломские ложки, жостовские подносы, подбирают самые яркие краски и создают узоры. Эти занятия помогают узнать детям об игрушке прошлого века, замечать, как умело люди мастерили и расписывали красивые и очень добрые по внешнему виду игрушки, которые радовали и детей, и взрослых.

Работа с родителями составляет существенную частью деятельности детского сада. Ведь те культурные эталоны, духовные ценности, которых придерживается семья, как правило, и усваивает ребенок. Для ребенка всегда дорого то, что сделано своими руками, а если это сделано вместе с папой и мамой, то эта поделка, игрушка является наиболее ценной. На занятиях семейного клуба «Содружество» вместе с детьми и родителями учились изготовлять народную куклу-закрутку, узнали историю ее возникновения.

Воспитание патриотических чувств у детей в процессе приобщения к истории и культуре родного края и страны является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка. И только совместно воздействие таких факторов, как семья, ближайшее окружение, детский сад, объединенных в одну образовательную систему, позволяет воспитывать у ребенка чувство патриотизма, любви к своей Родине, народу и его культуре.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родной край, детский сад, вид деятельности, малая Родина, особое внимание, родная страна, родной город, русская изба, русский народ.

Похожие статьи

Моя малая Родина | Статья в журнале «Молодой ученый»

малая Родина, ребенок, детский сад, родной город, город, семья, бережное отношение, подготовительная группа, Россия, вид деятельности.

детский сад, родной город, малая родина, окружающая среда...

родной город, Ребенок, образовательная деятельность, детский сад, малая родина, патриотическое воспитание, город, дошкольный возраст, родной край, труд людей.

Программа «Учимся любить Россию» (для воспитателей...)

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему...

Начальная ступень патриотического воспитания

ребенок, родной дом, Родина, родной город, дошкольный возраст, патриотическое воспитание, традиция, семья, детский сад, Южный Урал.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Свой край...»

детский сад, родной край, родитель, беседа, Россия, родина, рисование, Работа, патриотическое воспитание, семья.

Проектная деятельность по нравственно-патриотическому...

родной город, Ребенок, образовательная деятельность, детский сад, малая родина, патриотическое воспитание, город, дошкольный возраст, родной край, труд людей. Основные задачи и формы краеведческой работы в ДОУ.

Особенности патриотического воспитания в детских дошкольных...

патриотическое воспитание, дошкольный возраст, патриотическое воспитание детей, воспитание любви, ребенок, Отечество, личностный подход, малая родина, детский сад, родная природа. Похожие статьи.

Встреча в литературно-музыкальной гостиной «Я Родину свою...»

Ключевые слова: род, народ, страна, край, малая родина, государственные символы, герб, флаг, гимн, Конституция, Президент, столица, Кремль, россиянин, гражданин. Цель: Способствовать формированию у детей стойкого познавательного интереса к истории своей...

Сюжетно-ролевая игра как средство патриотического воспитания...

Воспитывать любовь к родному городу. «Я и моя малая родина».

Основные термины (генерируются автоматически): патриотическое воспитание, ребенок, дошкольный возраст, Родина, родной край, патриотическое воспитание дошкольников.

Похожие статьи

Моя малая Родина | Статья в журнале «Молодой ученый»

малая Родина, ребенок, детский сад, родной город, город, семья, бережное отношение, подготовительная группа, Россия, вид деятельности.

детский сад, родной город, малая родина, окружающая среда...

родной город, Ребенок, образовательная деятельность, детский сад, малая родина, патриотическое воспитание, город, дошкольный возраст, родной край, труд людей.

Программа «Учимся любить Россию» (для воспитателей...)

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему...

Начальная ступень патриотического воспитания

ребенок, родной дом, Родина, родной город, дошкольный возраст, патриотическое воспитание, традиция, семья, детский сад, Южный Урал.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Свой край...»

детский сад, родной край, родитель, беседа, Россия, родина, рисование, Работа, патриотическое воспитание, семья.

Проектная деятельность по нравственно-патриотическому...

родной город, Ребенок, образовательная деятельность, детский сад, малая родина, патриотическое воспитание, город, дошкольный возраст, родной край, труд людей. Основные задачи и формы краеведческой работы в ДОУ.

Особенности патриотического воспитания в детских дошкольных...

патриотическое воспитание, дошкольный возраст, патриотическое воспитание детей, воспитание любви, ребенок, Отечество, личностный подход, малая родина, детский сад, родная природа. Похожие статьи.

Встреча в литературно-музыкальной гостиной «Я Родину свою...»

Ключевые слова: род, народ, страна, край, малая родина, государственные символы, герб, флаг, гимн, Конституция, Президент, столица, Кремль, россиянин, гражданин. Цель: Способствовать формированию у детей стойкого познавательного интереса к истории своей...

Сюжетно-ролевая игра как средство патриотического воспитания...

Воспитывать любовь к родному городу. «Я и моя малая родина».

Основные термины (генерируются автоматически): патриотическое воспитание, ребенок, дошкольный возраст, Родина, родной край, патриотическое воспитание дошкольников.