Применение игровых методик для развития познавательного интереса на уроках географии | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Стекленева С. Ю. Применение игровых методик для развития познавательного интереса на уроках географии [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 221-223. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1466/ (дата обращения: 22.10.2018).

Познавательный интерес является важным мотивом, который необходим для творчества. Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более новым и глубоким знаниям. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. Познавательный интерес – это один из важнейших мотивов обучения школьников. И задача педагога, в развитии познавательного интереса у учащихся, состоит не в том, чтобы быть экскурсоводом в путешествии знаний, а в том, чтобы быть консультантом, помощником.

Окружающий нас мир с каждым днём становится всё более непредсказуемым, динамичным, требующим от человека поисковой активности. Желание новых впечатлений, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать – важнейшие черты поведения детей.

Как повысить интерес учащихся к изучению школьных дисциплин? Этот вопрос волнует многих учителей.

Любая деятельность протекает более эффективно и даёт качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. С мотивацией деятельности теснейшим образом связано её стимулирование. Стимулировать – значит побуждать, давать толчок, импульс к мысли, чувству и действию.

В школе я активно применяю различные методы стимулирования, среди которых наиболее распространёнными являются: соревнование, познавательная игра, учебная дискуссия, поощрение. Согласитесь, что детям в высшей степени свойственно стремление к здоровому соперничеству, первенству, самоутверждению. Действительно, переживая чувство удовлетворения, школьник испытывает подъём бодрости и энергии, уверенность в собственных силах и дальнейшем движении вперёд.

На мой взгляд, если информация, полученная на уроке, заинтересовала учащихся, то у школьников возникает желание изучать географию и после звонка с урока. Хорошо организованные и интересно проведённые уроки помогают обобщить знания детей, проявить их инициативу и самостоятельность, способствуют развитию индивидуальных качеств, раскрытию талантов. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Совместная творческая работа сближает учащихся и учителей, способствует формированию настоящего коллектива единомышленников.

Главный стимул учиться – неизвестность. Смысл учебного процесса – не передача суммы знаний, а сама личность школьника. Неизвестность манит. Неизвестность – это мотивировка движения. Школьники не получают готового знания, они сами, ошибаясь, упираясь в тупик, блуждая, идут к нему. Момент напряжения, сбора сведений, поиска ответов может продолжаться очень долго. Но рано или поздно, к решительным и настойчивым приходит удача.

Познавательный интерес ведёт к развитию способностей. У кого больше интереса, у того быстрее развиваются способности. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес, становится основой положительного отношения к учению. Ни один навык не формируется без устойчивого познавательного интереса.

В настоящее время для практики обучения географии характерно сочетание традиционных и новых педагогических технологий. Я думаю, что в настоящее время, игровые методики приобрели большую популярность и отличаются разнообразием. Игра может рассматриваться с разных позиций:

  • как форма активного обучения (нестандартный урок);

  • как форма организации учебной деятельности;

  • как новая технология обучения.

Игровые технологии помогут учителям формировать у учащихся интерес к предмету, расширить их кругозор, вселить уверенность в свои силы, а это, в свою очередь, может привести к успехам в учёбе и в жизни.

Новые возможности проведения игр оказывают компьютеры. В них можно заложить не только разнообразную информацию в виде текста, картосхем, статистического материала, но и наглядно моделировать изучаемые процессы и явления, обрабатывать информацию, подводить итоги. Это значительно облегчает работу учителя по подготовке игры, и оценке её результатов, сделает деятельность учащихся более содержательной и приблизит её к реальной жизни. Практика работы в школе № 20 города Самары и МОУ «СОШ р.п. Духовницкое Саратовской области» убеждает в том, что даже небольшие изменения в организации учебной деятельности – создание проблемной ситуации, введение игровых моментов благотворно влияют на учеников. Например, каждый урок я провожу с географической разминки – «Дата - Событие». Ученики пришли на урок. Записывая дату на доске, школьники вспоминают различные события данного времени, но которые происходили в разные годы. Практикую и умения показывать по географической карте страны или природные ландшафты, где произошли данные события. К следующему уроку, ученики самостоятельно готовятся к выступлению, так как дата урока им уже известна из школьного расписания.

На уроках географии использую различные источники информации: учебники, атласы, глобус, справочники. Источником информации является и компьютер. Открываются новые возможности: создание презентаций, слайд – шоу, игры, интерактивное моделирование физических объектов, электронные карты, тестовый контроль.

Для подготовки тематических презентаций и слайд-шоу по географии использую программу POWER POINT, с помощью которой создаю слайды для демонстрации фотографий, рисунков, схем, карт, графиков, диаграмм, текста. Компьютерную презентацию можно использовать в течении всего урока, а также на отдельных этапах учебной деятельности.

Считаю рациональным выводить на экран планы характеристик, описаний, планы практических работ, таблицы, справочные материалы.

На уроках-практикумах учащиеся совершенствуют свои умения составлять карты, заполнять таблицы, работать со статистическими материалами. Большое внимание уделяю тому, какой вклад вносят учащиеся в создание презентаций. Поэтому стараюсь превратить эту работу в творческий процесс с элементами проектной деятельности. В этом случае, на мой взгляд, у учащихся возникает интерес к поиску необходимой информации в различных источниках.

На уроках для развития познавательной деятельности учащихся использую карты - мозаики. Карты-мозаики представляют собой географические как тематические, так и контурные карты, выполненные на картонной основе. Главная цель работы с такими картами – заинтересовать учащихся, повысить мотивацию деятельности, вызвать желание работать с картой.

Использование карт – мозаик позволяет отработать знание географической номенклатуры, при этом можно использовать самые разнообразные формы самостоятельной деятельности: индивидуальные, парные, групповые. По моему мнению, преимуществ у данной формы работы несколько. Прежде всего, возрастает интерес к предмету, учащиеся во много раз быстрее усваивают правильно номенклатуру, возникает элемент соревнования в знании географической карты. Вот такая самостоятельная деятельность школьников может перейти на качественно иной, творческий уровень. От сбора готовых карт постепенно ученики переходят к самостоятельному составлению карт-мозаик. При оценке работ учащихся учитываю сложность выполняемого задания, степень самостоятельности и оформления.

Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но и практически невозможна. Вот поэтому в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.


Литература:

  1. Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотворчества. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – 144 с.

  2. Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художники Соколов Г.В., Куров В.Н. – Ярославль: «Академия развития», «Академия - К», 1998. – 28 с.

  3. Галеева Н.Л., Мельничук Н.Л. Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках географии: Методическое пособие для учителя по освоению и использованию педагогической технологии «ИСУД» - дидактического ресурса личностно-ориентированного образовательного процесса. – 2-е изд. – М.: «5 за знания», 2007. – 128 с.

  4. Душина И.В. Методика и технология обучения географии: Пособие для учителей и студентов пед. институтов и университетов/ И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2008. – 208 с.

  5. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. – 420 с.

  6. Савина Ф.К. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях реформы школы: Учеб. пособие к спецкурсу. – Волгоград: ВГПИ им. А.С. Серафимовича, 1989, - 67 с.

  7. Сиротин В.И. Сборник заданий и упражнений по географии. 6 – 10 кл. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006.- 265 с.

Основные термины (генерируются автоматически): познавательный интерес, учебная деятельность, урок, учащийся, создание презентаций, мотивация деятельности, POWER, POINT, мой взгляд, ученик.

Похожие статьи

Активизация познавательной деятельности учащихся на...

Активизация познавательной активности обучающихся на... познавательная активность, учебная деятельность, интеллектуальный труд, познавательный интерес, проблемное обучение, отечественная история, критическое мышление, Казахстан, учащийся, развитие...

Формирование познавательных интересов обучающихся

Формирование и активизация познавательных интересов обучающихся на уроках и внеклассных занятиях является одним из направлений

Познавательный интерес является одним из наиболее значимых мотивов учебно-воспитательной деятельности, который...

Мотивация учебной деятельности обучающихся и обеспечение...

учебная мотивация, учебная деятельность, учитель, ученик, учебный материал, образовательный процесс, урок, уровень, ребенок, школа.

учебная деятельность, уровень, III, уровень мотивации, мотив, учащийся, класс, учебная работа, школа, мотивация.

Формирование интереса к учебной деятельности

учебный, мотивы, познавательный интерес, результативность, формирование интереса к учебной деятельности, стимулы, значимость знаний.

учебная деятельность, студент, учебная мотивация, успех, мотив, тип мотивации, учебный материал, учебное занятие...

Использование презентаций Power Point на уроках немецкого...

Проблема повышения мотивации учащихся к изучению своего предмета рано или поздно встает перед каждым учителем.

Одним из средств может выступить использование на уроках презентации Power Point.

Мультимедиа презентации как метод обучения

Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся.

Использование презентаций в учебном процессе обеспечивает возможность: - дать учащимся более полную...

Формирование познавательного интереса к обучению путем...

интерес, познавательный интерес, урок, познание деятельностью, предмет интереса, познавательный интерес учащихся, эмоциональный компонент, учебная деятельность, успешное обучение... Формирование интереса к учебной деятельности.

Эффективная презентация Microsoft Power Point как способ...

- повысить исследовательскую активность студентов в процессе обучения; - развить познавательную деятельность и интерес к

Для создания презентации в Microsoft Power Point студенту необходимо выполнить ряд последовательных действий, а именно

Формирование мотивации и познавательной активности...

учебная деятельность, учебная успешность, школьник, учебный процесс, обучение, учебная активность, учебная успешность школьников, учебная мотивация, познавательный интерес, мотивация.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Активизация познавательной деятельности учащихся на...

Активизация познавательной активности обучающихся на... познавательная активность, учебная деятельность, интеллектуальный труд, познавательный интерес, проблемное обучение, отечественная история, критическое мышление, Казахстан, учащийся, развитие...

Формирование познавательных интересов обучающихся

Формирование и активизация познавательных интересов обучающихся на уроках и внеклассных занятиях является одним из направлений

Познавательный интерес является одним из наиболее значимых мотивов учебно-воспитательной деятельности, который...

Мотивация учебной деятельности обучающихся и обеспечение...

учебная мотивация, учебная деятельность, учитель, ученик, учебный материал, образовательный процесс, урок, уровень, ребенок, школа.

учебная деятельность, уровень, III, уровень мотивации, мотив, учащийся, класс, учебная работа, школа, мотивация.

Формирование интереса к учебной деятельности

учебный, мотивы, познавательный интерес, результативность, формирование интереса к учебной деятельности, стимулы, значимость знаний.

учебная деятельность, студент, учебная мотивация, успех, мотив, тип мотивации, учебный материал, учебное занятие...

Использование презентаций Power Point на уроках немецкого...

Проблема повышения мотивации учащихся к изучению своего предмета рано или поздно встает перед каждым учителем.

Одним из средств может выступить использование на уроках презентации Power Point.

Мультимедиа презентации как метод обучения

Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся.

Использование презентаций в учебном процессе обеспечивает возможность: - дать учащимся более полную...

Формирование познавательного интереса к обучению путем...

интерес, познавательный интерес, урок, познание деятельностью, предмет интереса, познавательный интерес учащихся, эмоциональный компонент, учебная деятельность, успешное обучение... Формирование интереса к учебной деятельности.

Эффективная презентация Microsoft Power Point как способ...

- повысить исследовательскую активность студентов в процессе обучения; - развить познавательную деятельность и интерес к

Для создания презентации в Microsoft Power Point студенту необходимо выполнить ряд последовательных действий, а именно

Формирование мотивации и познавательной активности...

учебная деятельность, учебная успешность, школьник, учебный процесс, обучение, учебная активность, учебная успешность школьников, учебная мотивация, познавательный интерес, мотивация.

Задать вопрос