Возможности историко-профессионального альбома «Жизнь как подвиг знаменитых спортсменов ХХ века – выпускников НПО Кузбасса» в формировании гражданско-профессиональной позиции обучающихся | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Козырева О. А., Колпаченко Л. Я., Загуляева Д. В. Возможности историко-профессионального альбома «Жизнь как подвиг знаменитых спортсменов ХХ века – выпускников НПО Кузбасса» в формировании гражданско-профессиональной позиции обучающихся [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 287-290. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1172/ (дата обращения: 15.10.2018).

В современной педагогической теории и практике отводится немалое значение продуктивности и состоятельности идей формирования гражданско-профессиональной позиции обучающихся, т.к. за последние 15-20 лет наша современная педагогика отступила от незыблемых традиционных, гуманно-личностных истин формирования и развития личности согласно трем базовым направлениям в обществе – 1) человек-гражданин, 2) человек-труженик, 3) человек-семьянин. И в результате в обществе стали происходить деформации различного генеза – это и демографическая яма, напрямую связанная с третьим направлением сосуществования в обществе, опосредованно отражающая последствия первых двух, и проблемы и специфика профессионального самоопределения, саморазвития, самосовершенствования и самореализации с искажением проблемы профессиональной непригодности, и проблемы смены гражданства, и проблема гражданского самоопределения, и многие другие проблемы, которые напрямую связаны с процессом и результатом формирования системы ценностей и компетенций. В контексте такого рассмотрения в качестве средства фасилитации в решении поставленных противоречий в системе профессионального образования появляется мультисредовый подход и происходит ситуативная постановка проблемы формирование гражданско-профес­сиональ­ной позиции обучающихся и ее решение. Мультисредовый подход – это методологический подход, в структуре которого выделяется несколько сред, включающих одновременно субъекта культуры, деятельности, общения, науки, искусства, религии и пр., подобно матрешки он повторяет все качества, отношения, модели, функции и т.д. в различных ипостасях социального взаимодействия, прямо и косвенно связанного с нюансами планирования и организации ведущей деятельности и общения. Например, я-ребенок (дочь, сын), я-родитель, я-дедуш­ка/ба­буш­ка.
Мультисредовый подход является частью полисистемного подхода, его модели и условия предопределяют то, что человек, индивид, субъект, личность может в различных средах выполнять различные роли, осуществлять разнообразную деятельность, которая вне зависимости от позиции в иерархии развития свойств и качеств (человек, индивид, субъект, личность) будет многогранно отражать особенности их и общества в продукте культуры, науки, деятельности, общения и их пересечений, трансформировать объективное согласно антропологическим, индивидуальным, субъектным и личностным моделям, опосредованных системой ограничений и возможностей пространства и времени.
Мультисреда создает человека именно таким, каким он на настоящий момент создан полем других субъектов культуры и среды, гибко или антигуманно стимулирующих получение продуктов деятельности и общения в микро-, мезо-, макро-, мегамасштабах взаимодействия и преобразования. Этим и объясняется феномен вдохновения в различных социальных средах и полисубъектных отношений. Для одних мы готовы воздвигнуть дворцы, построить музеи, сохранить слепки времени, для других мы максимально, что можем в своей деятельности – проигнорировать некорректируемые неоднородности субъектного поля или, не сдержавшись, – высказать свою позицию в адрес деятельности того или иного ее субъекта.
Позитивные отношения в гуманно-личностном взаимодействии – цель, достижение которой можно построить средствами проективной деятельности, создающей условия для поиска своего истинного отношения к объективной реальности и поиска себя самого в деятельности и общении.
Система профессионального образования в нашей стране имеет богатейший историко-культурный материал, не всегда сохраняющийся в системе образования и наследии науки, культуры и истории.
Начнем с того, что система начального профессионального образования уникальна в своей истории и практике. В профессиональном лицее №70 г. Новокузнецка ведется работа по созданию социально значимых и историко-профессиональных альбомов с момента зарождения музейно-выставочного центра профессионального лицея № 70 г. Но­во­куз­нец­ка и перехода на стандарты второго и третьего поколений в системе образования.
Музейно-выставочный центр профессионального лицея № 70 был открыт 16 мая 2005 года. В музейно-выставочном центре (МВЦ) активно функционирует Совет музея из числа учащихся лицея. Совет музея, по существу, является органом самоуправления музея, решающий управляющую, организационную, поисковую, исследовательскую функции деятельности МВЦ, участвующий в комплектовании, учете и хранении фондов, в показе и пропаганде собранных материалов.
Совет музея активно проводит массовую просветительскую работу среди обучающихся профессионального лицея № 70, а также среди населения города, путем проведения экскурсий, уроков мужества, торжественных мероприятий и других акций.
Особенность и уникальность поисковой деятельности, на которую опираются в качестве основного направления работы состоит в том, что самостоятельная исследовательская работа участников поискового процесса направлена на открытие нового, неизвестного, либо незаслуженно забытого историко-культурного наследия Кемеровской области, что приводит к глубокому рефлексивному осознанию различных жизненных ситуаций и ведет к закреплению высокоморального поведения молодых граждан России. Результаты участия музейно-выставочного центра профессионального лицея № 70 в областных, городских конкурсах, краеведческих конференциях показывают степень эффективности поисковой деятельности обучающихся.
Представленные на конкурсы материалы музейно-выставочного центра профессионального лицея № 70, созданные обучающимися, отмечены призовыми местами в г. Кемерово и г. Новокузнецке, что чрезвычайно повышает социальный статус обучающихся, придает им уверенность при выборе жизненного пути, обогащает духовно и интеллектуально. По итогам работы за 2007/2008 учебный год музейно-выставочный центр профессионального лицея № 70 г. Новокузнецка занял первое место среди музеев системы НПО Кемеровской области.
В таких условиях и был создан историко-профессиональный альбом «Жизнь как подвиг знаменитых спортсменов XX века – выпускников начального профессионального образования Кузбасса», выполненный Д. В. Загуляевой. Мы уверены, что исследование и пропагандирование спортивного подвига выпускников системы начального профессионального образования Кузбасса, активизация самостоятельности и формирование культуры самостоятельной работы обучающихся профессионального лицея, формирования потребностей активно участвовать в спортивной жизни края, популяризация здорового образа жизни, может помочь молодым гражданам Кемеровской области выбрать правильные жизненные и профессиональные ориентиры.
Весь материал проекта «Жизнь как подвиг знаменитых спортсменов XX века – выпускников начального профессионального образования Кузбасса» является уникальным, так как не имеет аналогов на региональном уровне.
Историко-профессиональный альбом – это система знаний, представленная в электронном и традиционном представлении данных, отраженных в форме инновационного, информационно-гносеологического альбома, фасилитирующего восприятие объективной, историко-культурной и профессионально-трудовой системы знаний и социального опыта, систематизированного в различных словесно-логических и структурно-логических моделях, характеризующих рассматриваемые явления и события с точки зрения науки, культуры, искусства и личностного восприятия и отражения объективной реальности; качество моделирования напрямую связано с формированием культуры самостоятельной работы обучающегося и социальным опытом, полученным в ходе социального и социально-профессионального взаимодействия, а также за счет феноменологических нюансов самоопределения, саморазвития, самосовершенствования и самореализации в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах деятельности и общения. В данной системе отсчета – нашего педагогического рассмотрения, т.е. в системе ограничений и возможностей полисубъектного пространства, под культурой самостоятельной работы (КСР) обучающегося мы будем понимать совокупность формально-логических, содержательно-ме­то­до­логических требований и норм, предъявляемых к самостоятельной работе как психолого-педа­го­ги­чес­ко­му феномену, обуславливающему становление, формирование и развитие личности в трех направлениях (человек-гражданин, человек-труженик, человек-семьянин), способной адекватно строить профессионально-деятельностные модели, фасилитирующие изучение проблем, их анализ и решение в традиционной и нестандартной формах, приводящих к оптимизации и рационализации средств, методов, форм производственных отношений и формирования, развития и становления производительных сил, оформлению патентов на изобретения и рацпредложения, а также разнообразным трудам интеллектуальной собственности и благам, создающим предпосылки для развития средств, форм, условий, технологий профессионально-трудовой деятельности и общения.
В контексте компетентностного подхода можно привести еще одно определение КСР обучающегося в системе профессионального образования – это социально обусловленный и личностно значимый механизм формирования разнообразных компетенций у субъекта деятельности, культуры и общения, предопределяющий и/или фасилитирующий включение личности в профессионально-деловые, социально-педагогические, культурно-до­су­го­вые отношения, где смыслы деятельности и общения лежат в поле ресурсов и результатов антропологического генеза, а ценность и смысл результатов преобразования есть история рождения и становления общества и каждого человека в полном смысле этого слова. Иными словами КСР это мерило человеческого в человеке, где сам человек становится на позицию первооткрывателя, родоначальника, мастера, творца истории, техники, культуры, производства, спорта и прочих областей деятельности человеческого разума, нравов и физического труда, создающих человека в социально важных, личностно значимых направлениях, в ходе которых рост и становление есть функция деятельности, самосовершенствование и самореализация – продукты данной деятельности и культуры, благополучие и устойчивость личности – условия сохранения общества, результаты проверки истинности моделей отношений и преобразований в средах.
При планомерном формировании КСР обучающегося в системе профессионального образования можно достигнуть достаточно высокого уровня моделирования им средств современной культуры, в том числе и историко-профессиональных альбомов.
Таким образом, проблема формирования гражданско-профессиональной позиции обучающихся и ее решение в контексте рассмотрения базисных проблем современной педагогики, имеет свое решение. И от того, насколько мы справимся с формированием КСР обучающегося в системе профессионального образования, формированием объективной позитивной, адекватной самооценки, необходимого уровня притязаний, внутренней мотивации деятельности и формированием гражданско-профессиональных ценностей – зависит наше будущее и благополучие наших обучающихся.
Стоит пожелать нашим педагогам и обучающимся реализации идей значимости и востребованности их результатов совместной, творческой деятельности в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах социального и социально-профессионального взаимодействия, характеризующих их с позиции личностного и профессионального становления и конкурентоспособности, востребованности и устойчивости, самостоятельности и креативности.


Литература:

1. Козырева, О. А. Управление образовательными системами : учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. – Новокузнецк : КузГПА, 2010. – 97 с. – [+приложение на DVD]. – ISBN 978–5–85117–552–7.
2. Козырева, О. А. Возможности мультисредового подхода в структуре формирования ценностей, компетенций и патриотизма / О. А. Козырева, Л. Я. Колпаченко // Проблемы эффективности реализации инноваций в учебном процессе : материалы Региональной научно-практической конференции (г. Нижневартовск, 22 апреля 2011 г.) / отв. ред. Э. М. Рянская. – Нижневартовск: НГГУ, 2011. – С.140-145.
3. Колпаченко, Л. Я. Система принципов педагогического взаимодействия как модель формирования ценностей и ценностных ориентаций в социально-педагогическом континууме / Л. Я. Колпаченко, О. А. Козырева // Адаптация человека в условиях многообразия современного мира : материалы Всероссийской конференции с международным участием. – СПб. : изд-во Политехн. ун-та, 2011. – С.85-87.
4. Редлих, С. М. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога / С. М. Редлих, О. А. Козырева // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2011. – №1 (3). – С. 49 – 62.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональный лицей, музейно-выставочный центр, профессиональное образование, начальное профессиональное образование, Кемеровская область, Новокузнецк, Кузбасс, совет музея, современная педагогика, гражданско-профессиональная позиция обучающихся.

Похожие статьи

Возможности историко-профессиональных альбомов...

Система начального профессионального образования уникальна в своей истории и практике. В профессиональном лицее №70 г. Новокузнецка ведется работа по созданию историко-профессиональных альбомов с момента зарождения музейно-выставочного...

Особенности самореализации обучающихся...

В профессиональном лицее №70 г. Новокузнецка ведется работа по созданию социально значимых и историко-профессиональных альбомов с момента зарождения музейно-выставочного центра профессионального лицея № 70 г...

Колпаченко Людмила Яковлевна — Информация об авторе

ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 70», г. Новокузнецк.

Возможности историко-профессиональных альбомов в формировании гражданско-профессиональной позиции обучающихся.

Загуляева Дарья Владимировна — Информация об авторе

Возможности историко-профессиональных альбомов в формировании гражданско-профессиональной позиции обучающихся.

Секция: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования.

Система профессиональной ориентации в Узбекистане

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования.

начальное профессиональное просвещение и профессиональное ориентирование учащихся (с 1 по 9 класс)

Подготовка педагогов профессионального обучения с учётом...

Сегодня, когда новые технологии внедрены во все сферы деятельности человека, особенно значимо их влияние на систему профессионального образования, так как именно она является главным поставщиком высококвалифицированных рабочих кадров для современного...

Научная публикация в журнале «Образование и воспитание»

2. Общая педагогика.

9. Начальное профессионально-техническое образование.

11. Высшее профессиональное образование. 12. Образование взрослых и самообразование.

Новокузнецкий институт (филиал) Кемеровского государственного...

Адрес: Россия, Сибирский федеральный округ, Кемеровская область, городской округ Новокузнецк, Новокузнецк, ул. Циолковского, 23, корп. 1.

Об исследовании взаимосвязи профессионального выгорания с копинг-стратегиями и защитными механизмами психики у...

Проблемы заочного обучения в сфере профессионального...

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования.

3. Решение профессиональной задачи и с использованием компьютерных программ по разным специальностям.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Возможности историко-профессиональных альбомов...

Система начального профессионального образования уникальна в своей истории и практике. В профессиональном лицее №70 г. Новокузнецка ведется работа по созданию историко-профессиональных альбомов с момента зарождения музейно-выставочного...

Особенности самореализации обучающихся...

В профессиональном лицее №70 г. Новокузнецка ведется работа по созданию социально значимых и историко-профессиональных альбомов с момента зарождения музейно-выставочного центра профессионального лицея № 70 г...

Колпаченко Людмила Яковлевна — Информация об авторе

ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 70», г. Новокузнецк.

Возможности историко-профессиональных альбомов в формировании гражданско-профессиональной позиции обучающихся.

Загуляева Дарья Владимировна — Информация об авторе

Возможности историко-профессиональных альбомов в формировании гражданско-профессиональной позиции обучающихся.

Секция: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования.

Система профессиональной ориентации в Узбекистане

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования.

начальное профессиональное просвещение и профессиональное ориентирование учащихся (с 1 по 9 класс)

Подготовка педагогов профессионального обучения с учётом...

Сегодня, когда новые технологии внедрены во все сферы деятельности человека, особенно значимо их влияние на систему профессионального образования, так как именно она является главным поставщиком высококвалифицированных рабочих кадров для современного...

Научная публикация в журнале «Образование и воспитание»

2. Общая педагогика.

9. Начальное профессионально-техническое образование.

11. Высшее профессиональное образование. 12. Образование взрослых и самообразование.

Новокузнецкий институт (филиал) Кемеровского государственного...

Адрес: Россия, Сибирский федеральный округ, Кемеровская область, городской округ Новокузнецк, Новокузнецк, ул. Циолковского, 23, корп. 1.

Об исследовании взаимосвязи профессионального выгорания с копинг-стратегиями и защитными механизмами психики у...

Проблемы заочного обучения в сфере профессионального...

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования.

3. Решение профессиональной задачи и с использованием компьютерных программ по разным специальностям.

Задать вопрос