Развитие творческих способностей дошкольников на занятиях по иностранным языкам | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Аганова В. В. Развитие творческих способностей дошкольников на занятиях по иностранным языкам [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 26-27. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11601/ (дата обращения: 20.06.2018).



Для ребенка с самого раннего детства характерно проявление творчества, так как оно является нормой развития. Реализация творческих способностей делает его жизнь более богатой и содержательной, оказывает значительное влияние на учебно-воспитательный процесс в целом.

Л. С. Выготский творческой деятельностью называет такую деятельность человека, которая «создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим или обнаруживающим только в самом человеке» [2, с. 3].

По его мнению, ближе всего к детскому творчеству стоит театральное творчество. И это вполне понятно, так как «оно основано на действии, совершаемом самим ребенком, и непосредственно связывает художественное творчество и личные переживания» [2, с. 3].

Необходимо отметить, что любой спектакль — это коллективный труд, совместное творчество. Общее интересное дело оказывает большое воспитательное воздействие на дошкольников: дети становятся добрее, отзывчивее, самостоятельнее, у них появляется чувство взаимной ответственности, формируется умение взаимодействовать в коллективе.

Кроме этого, драматизация обладает большим воспитательным и образовательным потенциалом, поскольку в ней синтезируются многие виды искусства; она объединяет художественное чтение, пение, танцы.

Довольно часто учителя используют элементы театрального искусства с целью воспитания, развития и обучения детей, в частности, иностранным языкам.

По нашему мнению, особое место на занятиях по иностранному языку в условиях детского сада занимает драматизация. Эта форма работы наиболее привлекает детей, так как отвечает внутренним потребностям старших дошкольников в творческой активности. В процессе драматизации дети совершенствуют умения и навыки диалогической речи, учатся выразительно читать свои роли, овладевают некоторыми элементами сценической грамоты. По мнению Беркут О. В. «подготовка драматизации развивает творческое воображение и художественный вкус» [1, с. 64].

Как правило, драматизация на начальном этапе обучения иностранному языку может иметь характер ролевой игры, в ходе которой творчество учеников проявляется, прежде всего, в воспроизводящей деятельности по образцу. Важным условием ее эффективности являются заинтересованность детей и достаточный уровень их речевой компетентности. Одним из способов усиления личностного отношения дошкольников к драматизируемым событиям, повышающим мотивированность их деятельности и эмоциональный тонус, является отбор материала (диалоги, ситуации, тексты), в котором отражены события из жизни детей, их близких, а также любимых детских персонажей.

Важно, чтобы все дети могли попробовать себя в новом жанре, убедиться в своих силах и почувствовать естественную среду для использования иностранного языка. Мы считаем, что руководство таким видом деятельности, как драматизация, предъявляет особые требования к учителю иностранного языка в плане повышения уровня владения интонацией, диапазоном голоса, мимикой, жестами. Стремясь развить у детей сценические качества, способность к экспромту, он также должен быть постоянно готовым продемонстрировать им возможные варианты воплощения роли, построения мизансцен, художественного оформления. В постановке драматизаций ни одно, даже самое совершенное техническое средство, не в состоянии заменить воздействие личности учителя на формирование юных дарований и развитие у них творческих способностей.

Очень полезно организовать с учащимися интонационные упражнения: предложить произнести какую-либо фразу добродушным, рассерженным, самодовольным тоном или тоном занятого, спешащего человека. Необходимым условием выполнения упражнения является достаточно полное представление о ситуации, по какому поводу произносится фраза. Интонационные упражнения выполняются вслед за учителем или диктором в записи на магнитной ленте хором и индивидуально. Затем работа над интонацией ведется в парах. По заданию учителя, например, партнер «рассерженного» ученика отвечает ему:

а) с той же интонацией;

б) с интонацией, выражающей недоумение;

в) с вежливой интонацией;

г) с успокаивающей интонацией и т. д.

Специфика драматизации заключается в том, что одновременно с отработкой языковой и речевой стороной материала ведется работа над его сценическим воплощением. Мы считаем, что необходимо показать юным артистам, как правильно двигаться по ходу разыгрываемого диалога, владеть жестами и мимикой, говорить громко с хорошей дикцией так, чтобы было слышно зрителям.

В качестве эффективного приема подготовки учащихся к драматизации можно сообщить им ситуацию в устной форме на изучаемом языке и попросить жестами и мимикой передать ее содержание.

Особого внимания при подготовке спектакля, сценки заслуживает оформление: декорации, костюмы, музыка, которые несут в себе большое смысловое значение. Так, например, специально подобранная музыка помогает передать настроение героев, улучшает пластику движений «актеров», развивает у детей умение слушать и координировать свои движения. Глубокие эмоциональные переживания, навеянные музыкой, усиливают эффект, достигнутый изобразительными средствами спектакля. Кроме того, разучивая песенки, включенные в содержание инсценировок, дошкольники знакомятся с музыкальной культурой страны изучаемого языка.

Умелый подбор декораций и костюмов участников также очень важен, так как способствует расширению представлений об иноязычной культуре. На наш взгляд, более эффективным в воспитательным плане будет подход, когда ребята сами помогают изготавливать декорации и костюмы. Учитель здесь выступает в качестве консультанта. Он может, к примеру, проинформировать ребят об особенностях быта иностранцев, их манеры одеваться в тот или иной промежуток времени, показав иллюстрации, сделав краткое сообщение в доступной для детей форме.

Таким образом, учитывая психологические и возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста и их желание познавать новое, умение мгновенно перевоплощаться, принимать предлагаемый учителем образ, просто необходимо сделать занятия по иностранным языкам эмоционально насыщенными. И этого можно добиться, активно используя элементы драматизации в своей работе.

При подготовке и показе драматической постановки по иностранному языку у дошкольников развиваются такие психические процессы как внимание, мышление, память; совершенствуются речевые навыки; развивается слух, художественный вкус, творческое воображение, вокально-хоровые навыки. А становление творческой индивидуальности в дошкольном возрасте, как известно, является важным условием дальнейшего полноценного развития личности.

Литература:

  1. Беркут, О. В. Возможности драматизации во внеклассной воспитательной работе по иностранному языку в начальной школе [Текст] / О. В. Беркут // Актуальные проблемы раннего иноязычного образования: материалы научно-практического семинара. — Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2007. — 181 с.
  2. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк [Текст]: книга для учителя / Л. С. Выготский. — Изд. 3-е. — М., 1991. — 93 с.
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, ребенок, драматизация, творческая деятельность, творческое воображение, учитель, художественный вкус.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос