Библиографическое описание:

Аганова В. В. Развитие творческих способностей дошкольников на занятиях по иностранным языкам [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 26-27.



Для ребенка с самого раннего детства характерно проявление творчества, так как оно является нормой развития. Реализация творческих способностей делает его жизнь более богатой и содержательной, оказывает значительное влияние на учебно-воспитательный процесс в целом.

Л. С. Выготский творческой деятельностью называет такую деятельность человека, которая «создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим или обнаруживающим только в самом человеке» [2, с. 3].

По его мнению, ближе всего к детскому творчеству стоит театральное творчество. И это вполне понятно, так как «оно основано на действии, совершаемом самим ребенком, и непосредственно связывает художественное творчество и личные переживания» [2, с. 3].

Необходимо отметить, что любой спектакль — это коллективный труд, совместное творчество. Общее интересное дело оказывает большое воспитательное воздействие на дошкольников: дети становятся добрее, отзывчивее, самостоятельнее, у них появляется чувство взаимной ответственности, формируется умение взаимодействовать в коллективе.

Кроме этого, драматизация обладает большим воспитательным и образовательным потенциалом, поскольку в ней синтезируются многие виды искусства; она объединяет художественное чтение, пение, танцы.

Довольно часто учителя используют элементы театрального искусства с целью воспитания, развития и обучения детей, в частности, иностранным языкам.

По нашему мнению, особое место на занятиях по иностранному языку в условиях детского сада занимает драматизация. Эта форма работы наиболее привлекает детей, так как отвечает внутренним потребностям старших дошкольников в творческой активности. В процессе драматизации дети совершенствуют умения и навыки диалогической речи, учатся выразительно читать свои роли, овладевают некоторыми элементами сценической грамоты. По мнению Беркут О. В. «подготовка драматизации развивает творческое воображение и художественный вкус» [1, с. 64].

Как правило, драматизация на начальном этапе обучения иностранному языку может иметь характер ролевой игры, в ходе которой творчество учеников проявляется, прежде всего, в воспроизводящей деятельности по образцу. Важным условием ее эффективности являются заинтересованность детей и достаточный уровень их речевой компетентности. Одним из способов усиления личностного отношения дошкольников к драматизируемым событиям, повышающим мотивированность их деятельности и эмоциональный тонус, является отбор материала (диалоги, ситуации, тексты), в котором отражены события из жизни детей, их близких, а также любимых детских персонажей.

Важно, чтобы все дети могли попробовать себя в новом жанре, убедиться в своих силах и почувствовать естественную среду для использования иностранного языка. Мы считаем, что руководство таким видом деятельности, как драматизация, предъявляет особые требования к учителю иностранного языка в плане повышения уровня владения интонацией, диапазоном голоса, мимикой, жестами. Стремясь развить у детей сценические качества, способность к экспромту, он также должен быть постоянно готовым продемонстрировать им возможные варианты воплощения роли, построения мизансцен, художественного оформления. В постановке драматизаций ни одно, даже самое совершенное техническое средство, не в состоянии заменить воздействие личности учителя на формирование юных дарований и развитие у них творческих способностей.

Очень полезно организовать с учащимися интонационные упражнения: предложить произнести какую-либо фразу добродушным, рассерженным, самодовольным тоном или тоном занятого, спешащего человека. Необходимым условием выполнения упражнения является достаточно полное представление о ситуации, по какому поводу произносится фраза. Интонационные упражнения выполняются вслед за учителем или диктором в записи на магнитной ленте хором и индивидуально. Затем работа над интонацией ведется в парах. По заданию учителя, например, партнер «рассерженного» ученика отвечает ему:

а) с той же интонацией;

б) с интонацией, выражающей недоумение;

в) с вежливой интонацией;

г) с успокаивающей интонацией и т. д.

Специфика драматизации заключается в том, что одновременно с отработкой языковой и речевой стороной материала ведется работа над его сценическим воплощением. Мы считаем, что необходимо показать юным артистам, как правильно двигаться по ходу разыгрываемого диалога, владеть жестами и мимикой, говорить громко с хорошей дикцией так, чтобы было слышно зрителям.

В качестве эффективного приема подготовки учащихся к драматизации можно сообщить им ситуацию в устной форме на изучаемом языке и попросить жестами и мимикой передать ее содержание.

Особого внимания при подготовке спектакля, сценки заслуживает оформление: декорации, костюмы, музыка, которые несут в себе большое смысловое значение. Так, например, специально подобранная музыка помогает передать настроение героев, улучшает пластику движений «актеров», развивает у детей умение слушать и координировать свои движения. Глубокие эмоциональные переживания, навеянные музыкой, усиливают эффект, достигнутый изобразительными средствами спектакля. Кроме того, разучивая песенки, включенные в содержание инсценировок, дошкольники знакомятся с музыкальной культурой страны изучаемого языка.

Умелый подбор декораций и костюмов участников также очень важен, так как способствует расширению представлений об иноязычной культуре. На наш взгляд, более эффективным в воспитательным плане будет подход, когда ребята сами помогают изготавливать декорации и костюмы. Учитель здесь выступает в качестве консультанта. Он может, к примеру, проинформировать ребят об особенностях быта иностранцев, их манеры одеваться в тот или иной промежуток времени, показав иллюстрации, сделав краткое сообщение в доступной для детей форме.

Таким образом, учитывая психологические и возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста и их желание познавать новое, умение мгновенно перевоплощаться, принимать предлагаемый учителем образ, просто необходимо сделать занятия по иностранным языкам эмоционально насыщенными. И этого можно добиться, активно используя элементы драматизации в своей работе.

При подготовке и показе драматической постановки по иностранному языку у дошкольников развиваются такие психические процессы как внимание, мышление, память; совершенствуются речевые навыки; развивается слух, художественный вкус, творческое воображение, вокально-хоровые навыки. А становление творческой индивидуальности в дошкольном возрасте, как известно, является важным условием дальнейшего полноценного развития личности.

Литература:

  1. Беркут, О. В. Возможности драматизации во внеклассной воспитательной работе по иностранному языку в начальной школе [Текст] / О. В. Беркут // Актуальные проблемы раннего иноязычного образования: материалы научно-практического семинара. — Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2007. — 181 с.
  2. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк [Текст]: книга для учителя / Л. С. Выготский. — Изд. 3-е. — М., 1991. — 93 с.
Основные термины (генерируются автоматически): иностранному языку, иностранным языкам, творческих способностей, творческих способностей дошкольников, процессе драматизации дети, творческое воображение, творческой деятельностью, обучения иностранному языку, «подготовка драматизации, элементы драматизации, потребностям старших дошкольников, Специфика драматизации, личностного отношения дошкольников, иностранного языка, Выготский творческой деятельностью, Возможности драматизации, иностранным языкам эмоционально, Реализация творческих способностей, становление творческой индивидуальности, художественное творчество.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос