Библиографическое описание:

Седова Н. В., Черепова К. Г., Пискунова И. В. Место и роль инновационных технологий на уроках математики [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 146-148.



Место ироль инновационных технологий на уроках математики

Седова Наталья Владимировна, учитель математики;

Черепова Ксения Григорьевна, учитель информатики и ИКТ;

Пискунова Ирина Вячеславовна, учитель математики

ГБОУ лицей № 299 г. Санкт-Петербурга

Ключевые слова: облачное пространство, интегрированный документ, GTD (Getting Things Done), Google Keep, Evernote

Инновационный педагогический поиск является одним из главных условий развития современной образовательной среды. Творческие инициативы педагога должны быть направлены на обеспечение качества обучения и воспитания подрастающего поколения. Продуктивный поиск и проявление инициатив возможно в благоприятной среде, которая способствует возникновению нового, его апробации и внедрении в практическую деятельность, а также последующему распространению идей, продемонстрировавших свою устойчивость и дающих реальные инновационные эффекты [1, c. 5]

Появлению, развитию и распространению педагогических инноваций способствует эффективная система, которая включает в себя следующие уровни:

  1. федеральные и региональные инновационные площадки,
  2. разнообразные конкурсные программы и проекты,
  3. опыт региональных и зарубежных образовательных систем,
  4. инновации в области науки и IT.

Инновационное развитие компьютерных технологий требует от педагога быстрой адаптации их в образовательное пространство.

Современному ученику уже недостаточно хорошо владеть компьютерными технологиями, быстро ориентироваться в программах, необходимо уметь эффективно использовать программный soft с целью оптимизации учебного процесса, творчески решать поставленные задачи и свободно мыслить.

Применение инновационных технологий в обучении математике объясняется необходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса школьников, развития их творческих и интеллектуальных способностей. Сегодня учителю необходимо решать задачу: как говорить с учеником на одном инновационном языке — языке научного прогресса. Учитель на таких уроках выступает в качестве помощника или консультанта, стимулирующего самостоятельность, творчество, активность и инициативу.

Использование калькулятора, интерактивных модулей решения математических задач, on-line построителей графиков — все это уже не инновация в педагогике, а данность. Виртуальный мир ученика на много шире и сложнее, чем был ранее [2, c. 16]. Современные гаджеты и их программное обеспечение находят свое отражение и в построении информационной среды учащегося. Мобильные телефоны становятся основным устройством обменом данных [3, c. 590].

Современный обмен данных — это передача информации от одного объекта другому. В классической компьютерной технологии под обменом данными часто понимали процесс ввода и вывода данных между оперативной памятью и периферийными устройствами. В качестве периферийных устройств учителя используют:

  1. Мультимедийные экраны.
  2. Интерактивные доски MimioBoard.
  3. Мониторы

С появлением операционной системы Microsoft Windows под обменом данными стали понимать передачу данных от одного объекта к другому объекту. В результате этого процесса объекты могут изменяться, а также могут создаваться новые объекты, образующиеся из одного или нескольких существующих объектов. Такими объектами могли быть приложения, папки, документы, а передаваемыми данными — фрагменты документов, документы, файлы, папки, т. е. также объекты среды Windows [1, с. 27].

Однако, количество компьютерных классов недостаточно в российских школах. Основное их назначение — это проведение уроков по информатике и ИКТ, организация и проведение тестирования учащихся по разным предметам, контроль качества обучения и уровня знаний. Развитие технологий заставляет пересмотреть данный подход. Задания для учеников теперь можно создавать проще и быстрее, используя виртуальные сервисы и новые программные продукты, инсталлированные на мобильных устройствах [3, c. 590].

GTD (Getting Things Done) — это технология потоковой обработки действий с целью достижения максимальной личной продуктивности на основе уменьшения количества этапов и упорядочения элементов внутренней и внешней информационной модели.

Основными особенностями GTD технологий на уроках математики являются:

  1. Быстрый доступ к математическим моделям решения, индивидуальным и типовым заданиям, которые представлены на сайтах педагогов, размещенных, как правило, на бесплатных сервисах Google (еще Dropbox, Evernote и т. д.), что позволяет учащимся иметь доступ к данным ресурсам через мобильные гаджеты, планшеты, нетбуки и т. д. Нет необходимости тиражировать задания или алгоритмы в печатном виде и тратить время на их раздачу. Достаточно сказать адрес или открыть в общем доступе ссылку на необходимый ресурс.
  2. У каждого ученика свой адрес и возможность доступа. Таким образом, можно организовывать не только общие «беседы» в системе on-line, но совместный поиск решения творческих заданий.
  3. Организована возможность обратной связи. Все вносимые данные либо непосредственно попадают в интернет, либо автоматически синхронизируются и раздаются индивидуально на каждый адрес. Таким образом, достигается уникальный подход к каждому ребенку, в независимости есть ли у него дома ПК или нет, достаточно мобильного современного телефона.

Раньше наиболее популярным среди подростков и универсальным считался сервис Evernote, который является веб-сервисом и набором программного обеспечения для создания и хранения заметок. Однако, в настоящее время его программный инструментарий стал перенасыщенным, что снизило его эффективность и простоту использования.

В качестве альтернативы Evernote можно использовать бесплатный сервис Google Keep, на платформах: Android, iOS, Chrome, веб. Основным его достоинством является наглядность отображения записей. Каждая заметка — это стикер на виртуальной доске, который может содержать не только текст, но и списки, фото, графики, формулы, скетчи, напоминания, включая геолокацию. Также есть общий доступ с отслеживанием изменений в режиме реального времени и интеграция с Google Now.

Несмотря на то, что все заметки в Google Keep отображаются в одном рабочем пространстве, найти нужную запись легко. Для этого имеются теги, поисковая строка и функция автоматической организации элементов по категориям, что делает использование Google Keep актуальным для преподавания математики

Теперь при добавлении любой записи искусственный интеллект проанализирует её содержание и определит заметку в одну из подходящих категорий: например, «Производная», «Свойства плоскостей», «Показательная функция», «Тригонометрическое уравнение» и так далее.

Рассмотрим пример использования сервиса Google Keep и технологии GTD на уроках математики.

Урок-повторение: Тетраэдр. Параллелепипед. Построение сечений.

Учащиеся должны уметь: строить сечение плоскостью, заданной тремя точками, условием параллельности прямой или другой плоскости, методом следа..

В качестве задания учащимся было предложено на мобильных телефонах (Android)

  1. Открыть приложение Google Keep.
  1. Выбрать в соавторы 5 человек для создания интеллектуальной команды и дать название группе
  2. Решить в произвольном порядке задачи на построение сечения. В качестве заданий учащимся предлагалось: «Найди ошибку в построении и справь ее», «Построй сечение фигуры», «Создай фигуру и дай задание для команды соперника на построение сечения».
  3. Результаты каждой команды сохранялись в едином облачном пространстве, где также размещались задания для команд-соперников.
  4. В конце урока каждая команда подсчитывала баллы за правильность решения задач, а также дополнительные баллы за творческое задание.

Учащимися в ходе данного экспериментального урока было отмечено, что организация и проведение подобного интерактивного урока:

– снизило уровень тревожности во время урока,

– позволило проявить себя и найти задания с учетом своих творческих и интеллектуальных возможностей,

– лучше повторить материал, так как работа в команде подразумевала под собой активное общение в режиме on-line,

– возможность синхронизировать с домашним компьютером и дома повторить пройденный материал и проанализировать совершенные ошибки

Таким образом, внедрение в систему обучения технологии GTD и новые i-методики позволяют не только повысить эффективность обучения, но и улучшить психологическую составляющую урока, разработать индивидуальные маршруты и создать возможность творческой и интеллектуальной реализации для каждого ученика.

Литература:

  1. Петербургская школа: инновации. Сборник. Санкт-Петербург, SMG Print, 2016. С.5
  2. Заславская О. В. Инновации в сфере воспитывающего обучения…//Завуч.-2008.-№ 2.-с.16
  3. Черепова К. Г. Использование инновационной технологии потоковой обработки действий GTD на уроках информатики // Молодой ученый. — 2014. — № 1. — С. 590–592.
Основные термины (генерируются автоматически): Google Keep, уроках математики, инновационных технологий, потоковой обработки действий, обменом данными, Google Keep актуальным, приложение google keep, сервис google keep, сервиса google keep, технологии gtd, качества обучения, качестве задания учащимся, основным устройством обменом, бесплатных сервисах google, роль инновационных технологий, подобного интерактивного урока, качестве заданий учащимся, Применение инновационных технологий, решения творческих заданий, Инновационный педагогический поиск.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос