Автор: Ушков Михаил Юрьевич

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, январь 2017)

Дата публикации: 24.12.2016

Статья просмотрена: 113 раз

Библиографическое описание:

Ушков М. Ю. Историко-педагогический анализ проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2017. — С. 29-31.



В статье рассматривается проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста, ее актуальность на современном этапе развития общества. Анализируется смысловая структура понятия «патриотизм». Охарактеризованы существенные критерии и показатели патриотизма Представлен исторический анализ проблемы в трудах отечественных ученых.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, дошкольный возраст, любовь к Родине, патриотизм

Современная политико-экономическая реальность России выдвигает целый ряд проблем, внимание акцентируется на воспитании патриотизма, который, представая в качестве основы консолидации общества и укрепления государства. В Российском законе «Об образовании» одним из ведущих принципов государственной политики в области образования провозглашен принцип воспитания любви к Родине. Одной из целей образования, сформулированной в Национальной доктрине образования Российской Федерации, является воспитание патриотов Российской Федерации.

Рассматриваемая проблема связана с проблемой толерантности отношения человека к представителю другой культуры, с проблемой установления взаимопонимания в межнациональных и межгосударственных отношениях. Необходимость придавать особое внимание воспитанию патриотизма прежде всего обусловлена тем, что в архетипах общественного сознания получают распространение равнодушие и пренебрежительное отношение к гражданскому долгу. В такой ситуации роль и значение патриотизма как важнейшего личностного качества, как ценности любого общества трудно переоценить. Первоочередное значение воспитания патриотизма детей направлено на то, чтобы, когда ребенок станет взрослыми, он был привязан к Родине, к месту своего рождения, к собственной семье, были солидарны при выполнении обязательств, возлагаемых на них Отечеством.

Решение этой сложной задачи во многом зависит от педагогов ДОУ, формирующих представления детей о Родине. На современном этапе развития российского социума появилось однозначное понимание того, что патриотизм в настоящее время является гарантом сохранения стабильности и безопасности государства, граждан [10].

В современных психолого-педагогических исследованиях патриотизм — это сложное личностное образование, в обобщенной форме выражающее любовь к своему Отечеству. Характерологические черты присущие патриотизму:

знание истории и культурных традиций; потребности в прогрессивном развитии своего государства; чувство национального достоинстваи гордости за принадлежность к своей культуре.

Анализ педагогической литературы посвящённой патриотическому воспитанию позволяет констатировать, что однозначного понимания термина «патриотизм» среди ученых нет. К различным аспектам этой проблемы обращались Л. Р. Болотина, П. В. Конаныхин, Н. М. Навайчик, Л. Ф. Спирин и др. рассматривают патриотическое воспитание как часть идейно-политического, другие (Е. В. Бондаревская, Т. И. Ерофеева, Л. П. Князева, Л. П. Лаврентьева, Т. А. Пономаренко и др.) — как часть нравственного воспитания, третьи (А. М. Бабаев, П. А. Баранов, А. В. Беляев, М. В. Богомаз и др.) выделяют его в самостоятельный раздел.

Сущность понятия «патриотизм» многогранно это может быть: ощущение полного единства с окружающим миром и уважение к культуре своей страны. Дошкольный возраст характеризуется сензитивностью к педагогическим влияниям так как детские образы восприятия очень яркие, что позволяет им оставаться в памяти надолго (иногда на всю жизнь). В этот период развиваться черты характера ребенка, которые незримо связывают его с национальной культурой, с социумом, со всей его Родиной.

Результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили, что критериями и показателями патриотизма являются следующие компоненты: эмоционально-чувственный (выражение сопереживания родному дому, культурному наследию, природе малой Родины); когнитивный (наличие представления о родном доме, культурном наследии, природе малой Родины, проявление любознательности); мотивационный (желание и стремление к познавательной и другим видам деятельности); практический (умение заботиться о ближнем, оказывать помощь окружающим) [1; 3].

В отечественной педагогической мысли проблема воспитания патриотизма у дошкольников решалась неоднозначно связано это с: недооценкой роли культуры в данном вопросе; неопределенностью сферы возможного приобщения детей к общественным явлениям; отсутствием достаточной разработанности данного вопроса исследователями [6].

До появления специализированных программ дошкольного воспитания, в воспитании ориентировочно руководствовались методическими письмами. В конце первой четвери 20 в. Четко прослеживалась тенденция среди педагогов стремились вовлекать детей в общественно-политическую жизнь страны, знакомить дошкольников с бытом и текущей обстановкой в которой живет ребенок [7]. Такое положение дел, привело к чрезмерной интеллектуализации детей увлечению информацией, не соответствующей возрастным особенностям развития и возможностям ее усвоения.

Начиная с 1932 патриотическое воспитание года и было представлено в разделе «Общественно-политическое воспитание» «Программы дошкольных учреждений». ключевой задачей раздела была развитие у детей интереса к воспитанию любви и гордости за достояние советского народа. По мнению ученых того времени, в программе были недостатки что побудило выпустить проект «Программа и внутреннего распорядка детских садов» где были учтены в 1934 года.

В эти годы специалисты по дошкольному воспитанию пролегали, что ребенок должен находиться в гуще общественных событий, это, по их мнению, помогает усвоить необходимую информации, которая составит основу отношения к социальной действительности. Стоит отметить, что этот период в стране имел достаточные условия для формирования гражданского общества и эффективного развития гражданского сознания новых поколений. Были и минусы, среди которых: формировался конформизм; присутствовало манипулирование детьми; насаждалась покорность.

Регламентирующие основы патриотического воспитания документы были представлены в «Руководстве для воспитателей детского сада» (1938 г.). В руководстве отмечалось, важность приобщения дошкольников к социальной жизни страны, важность осуществления приобщения на постоянно основе. В «Руководстве для воспитателей детского сада», в тематическом разделе «Знакомство с окружающим» была представлена более подробная информация об общественной жизни страны. Можно полагать, что наличие данного раздела положило конец вторичности, патриотического воспитания детей, а и привело к необходимости проведения дальнейших исследований по данной проблемы [6].

В 1950 г. Е. И. Радина научно обосновала и систематизировала программный материал по ознакомлению детей с общественными явлениями. Базисом патриотического воспитания, по ее мнению, является приобщение детей к народной культуре. В 60–70-е г., ознаменовались ростом интереса к культуре других народов, на передний план выходят проблемы разработки новых методов ознакомления с представителями разных национальностей (М. И. Богомолова, Р. И. Жуковская, Э. К. Суслова и др.) [2; 8].

Конец 1980-х и начало 1990-х г. можно трактовать как период трансформации всей сферы патриотического воспитания за счет превнесения в педагогическую систему знаний о социальной действительности [7; 4]. Ключевое значение в это время приобретают исследования С. А. Козловой и ее последователей. Под социальной действительностью в ее работах понимаются конкретные события и факты взаимоотношений, которые характеризуют текущий временной период функционирования человеческого общества [6].

Приобщение детей к социальной действительности [5] в исследованиях С. А. Козловой послужили основанием для создания нового подхода позволяющего организовывать патриотическое воспитание в рамках целостной педагогической системы. В содержание патриотического воспитания были включены следующие разделы: государственных символы, образ дома, знания о родине и ее природе, окружающих людях, культурных традициях народа, народное творчество.

Современные исследования, различных аспектов патриотического воспитания, обогащается за счет изучения его места в становлении «социальной компетентности» дошкольников О. Ф. Борисова, И. А. Долголева, С. Н. Силина и др., в социальном развитии В. В. Толмачева [9], в осознании ребенком самого себя как представителя человеческого рода А. А. Бодалев, С. А. Козлова, А. М. Коршунов и др., в формировании у ребенка «картины мира» О. В. Евдокишина, И. Э. Куликовская, Ю. А. Маринкина и др. Включенность раздела «Развитие представлений о человеке в истории и культуре» в требования к содержанию и методам организации работы с детьми в детском саду следует считать безусловным достижением и признанием значимости патриотического воспитания дошкольников.

В связи с этим начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, среди которых важное значение имеет патриотизм. Понятие патриотизм — это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Быть патриотом — это значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества.

Таким образом, удалось выяснить что патриотическое воспитание, направленное на становление патриотических чувств и отношений, на данный момент практически ушло дошкольной педагогики. Прежде чем начать воспитывать патриотизм педагог, должен сам быть патриотом, он должен определить, что целесообразно показать и о чем рассказать детям, особо выделить то, что характерно только для данной личности, данного края, что есть только здесь, он должен подумать, как, через что можно показать связь родного села, городе со всей страной. Не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Литература:

  1. Васильев, Г. И. Исторические традиции как средство формирования патриотических чувств и поведения учащихся: автореф. дис. … канд. пед. наук. — Якутск, 1999.
  2. Дорошук, Л. А. Произведения художественной литературы как средство воспитания основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста // Вестн. Шадринского государственного педагогического института. — 2010. — № 2 (7).
  3. Кокуева Людмила Васильевна. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.01, 13.00.07.- Ярославль, 2002.- 228 с.: ил. РГБ ОД, 61 03–13/722–7
  4. Караковский, В. А. Воспитай гражданина: записки директора школы / В. А. Караковский. — М.: Моск. рабочий, 1987.
  5. Козлова, С. А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с явлениями общественной жизни // Психологопедагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста: сб. науч. тр. — М., 1983.
  6. Любимова, Л. В. Педагогические условия использования народной культуры в процессе гражданского воспитания дошкольников [Текст]: дис. … канд. пед. наук / Л. В. Любимова. — Екатеринбург, — 2004.
  7. Лихачев, Б. Т. Педагогика: курс лекций. — М., 1992.
  8. Радина, Е. И. Ознакомление детей с явлениями общественной жизни / Е. И. Радина; // Известия АПН РСФСР. Вып.34. — М., 1951.
  9. Толмачева В. В. Формирование социально-экологической направленности личности старшего дошкольника в трудовой деятельности: дис. … канд. пед. наук. — Челябинск, — 2008.
  10. Филатова, Л. В. Педагогические условия воспитания патриотизма ребенка в дошкольном образовательном учреждении: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Филатова Лариса Викторовна; [Место защиты: Сам. гос. пед. ун-т].- Самара, 2007.- 238 с.: ил. РГБ ОД, 61 07–13/3067
Основные термины (генерируются автоматически): патриотического воспитания, воспитания патриотизма, патриотическое воспитание, дошкольного возраста, патриотического воспитания детей, детей дошкольного возраста, воспитания детей дошкольного, воспитания дошкольников, воспитания патриотизма детей, проблемы воспитания патриотизма, общественной жизни, патриотического воспитания дошкольников, нравственного воспитания, проблема патриотического воспитания, детей старшего дошкольного, проблема воспитания патриотизма, воспитания патриотизма ребенка, патриотического воспитания документы, старшего дошкольного возраста, Базисом патриотического воспитания.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос