Библиографическое описание:

Дуденкова М. В. Особенности организации развивающей предметно-пространственной здоровьесберегающей среды в дошкольной образовательной организации [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 44-46. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11390/ (дата обращения: 12.12.2017).



Ключевые слова: РППС, развивающая предметно-пространственная среда, ФГОС ДО, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, развивающая предметно-пространственная здоровьесберегающая среда, РППЗС, ДОО, дошкольная образовательная организация

«Развивающая предметно-пространственная среда — часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития». [10, П. 3.] Она обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала ДОО и обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательную активность детей, а также возможность для уединения.

Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда — это организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально-культурное становление дошкольника, его способностей, удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого развития ребёнка. [9, c. 57]

При организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации необходимо учитывать нормативные требования следующих документов:

– Конституция РФ;

– Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

– ФЗ от 02.07.2013 № 185 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием ФЗ «Об образовании в РФ»»;

– Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении ФГОС ДО»;

– Письмо Минобрнауки России 28.02.2014 № 08–249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;

– Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17 июня 2003 года;

– Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049–13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

– Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от19.12.2013. № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147–13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда»;

– Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждённая Президентом РФ 04.02.2010 № Пр-271;

– Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19–12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вместе с «Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек», «Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек», «Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждении «О психолого-педагогической ценности игр и игрушек»»);

– Приказ Министерства образования РФ от 26.06.2000 № 1917 «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей»;

– Письмо Минобразования РФ от 15.03.2004 № 03–51–46ин/14–03 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье».

Созданная в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования здоровьесберегающая предметно-пространственная развивающая среда является одним из основных показателей качества дошкольного образования.

В отечественной педагогике и психологии термин «среда» появился в 20-е годы, когда достаточно часто употреблялись понятия «педагогика среды» (С. Т. Шацкий), «общественная среда ребенка» (П. П. Блонский), «окружающая среда» (А. С. Макаренко).

В целом ряде исследований последовательно и обстоятельно доказывалось, что объектом воздействия педагога должен быть не ребенок, не его черты (качества) и даже не его поведение, а условия, в которых он существует: внешние условия — среда, окружение, межличностные отношения, деятельность, а также внутренние условия — эмоциональное состояние ребенка, его отношение к самому себе, жизненный опыт, установки.

С позиции психологической науки, по мнению Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, развивающая среда — это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.

Согласно ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

  1. Содержательно-насыщенной: — соответствие возрастным возможностям детей и содержанию Программы, а также возрастным особенностям детей.
  2. Трансформируемой: возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
  3. Полифункциональной: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.); наличие ДОО полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
  4. Вариативной: наличие различных пространств для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; это и периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
  5. Доступной для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.
  6. Безопасной: соответствие всех элементов РППС требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Организация вправе определять средства обучения, в том числе материалы и оздоровительное оборудование. [10, п.3.3.5]

Проектирование развивающей предметно-пространственной здоровьесберегающей среды (РППЗС) включает следующие этапы:

  1. Аудит текущей (существующей) РППЗС группы.
  2. Анализ потребностей, разработка и согласование перечня элементов РППЗС.
  3. Поставка, апробация компонентов среды.
  4. Обучение педагогов эффективному системному использованию компонентов РППЗС.

В соответствии со стандартом предметная среда должна обеспечивать и гарантировать охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, а также проявление уважения к их человеческому достоинству, к их чувствам и потребностям, формировать и поддерживать положительную самооценку, в том числе и при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе, уверенность в собственных возможностях и способностях.

Литература:

  1. Анохина, Т. Как организовать современную предметно-развивающую среду /Т.Анохина // Дошкольное воспитание. — 1999. — N5. — С.32–34.
  2. Артамонова, О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности / О. Артамонова // Дошкольное воспитание. — 1995. — N4. — С.37–42.
  3. Выготский, Л. С. Психология [Текст] / Л. С. Выготский. — М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. — 1008 с.
  4. Железнова С. В. К вопросу об организации развивающей предметной среды в дошкольном учреждении / ДОУ N122 «Солнышко» г.Тольятти / С. В. Железнова, Т. А. Фалькова. — Ульяновск, 2001. — 72 с.
  5. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное образование в России в документах и материалах 2004 года: сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов. — М.: изд-во ГНОМ и Д, 2004. — 214 с.
  6. Новоселова, С. Л. Развивающая предметная среда / С. Л. Новоселова. — М.: МДО, 1995. — 174с.
  7. Новоселова, С. Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах / С. Л. Новоселова. — М.: Просвещение, 2001. — 89 с.
  8. Основы дошкольной педагогики / Под ред. А. В. Запорожца, Б. Д. Маркова. — М., 2004. — 156 с.
  9. Петровский, В. А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / В. А. Петровскиий, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. П. Стрелкова. — М.: Просвещение, 1993. — 102 с.
  10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  11. Рыжова, Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений / Н. А. Рыжова. — М.: Линка-Пресс, 2004.
Основные термины (генерируются автоматически): предметно-пространственная среда, развивающая предметно-пространственная среда, детей дошкольного возраста, предметная среда, предметной среды, Развивающая предметная среда, развивающей предметной среды, образовательного стандарта дошкольного, среда должна, федерального государственного образовательного, государственного образовательного стандарта, развивающая среда, Приказ Министерства образования, активность детей, среды детей дошкольного, предметно-пространственная развивающая среда, числе детей, развивающей среды, предметно-пространственная среда должна, предметная среда должна.

Ключевые слова

дошкольная образовательная организация, ДОО, ФГОС ДО, РППС, развивающая предметно-пространственная среда, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, развивающая предметно-пространственная здоровьесберегающая среда, РППЗС

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос