Играем — мелкую моторику развиваем! | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Коновалова Г. А. Играем — мелкую моторику развиваем! [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 59-60. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11347/ (дата обращения: 22.08.2018).



В статье рассматриваются игровые приемы, направленные на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста на индивидуальных логопедических занятиях.

Ключевые слова: развитие мелкой моторики, формирование речи ребенка, игровые мотивации, пластилинография, снятие мышечного напряжения

Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

В. А. Сухомлинский

Развитие мелкой моторики ребенка — тонких движений кистей и пальцев рук, имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического развития ребенка.

Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Слаженная и умелая работа пальчиков ребенка помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную руку к письму.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

В своей работе широко использую распространенный и любимый детьми дошкольного возраста вид творчества — лепку из пластилина. Пока с одним ребенком занимаюсь постановкой звука или автоматизацией, другому — предлагаю пластилин. Польза от лепки для детей огромна. Этот вид творчества хорошо сказывается на нервной системе ребенка, развивается мелкая моторика рук, формируется пространственное мышление, ребенок познает форму предметов, их цвета. Лепка оказывает благоприятное воздействие на эмоциональное и психическое состояние ребенка. С помощью лепки ребенок может создать свой мир, каким он его видит и ощущает.

Лепка — это один из самых популярных видов творчества, при котором ребенок включает по максимуму свое чувство осязания. Он создает что-то свое, и не только видит это, но и щупает, держит в руках, может изменять, если понадобится.

Благодаря лепке происходит умственное развитие ребенка, она влияет на здоровье и эмоциональное состояние ребенка, помогает развитию личности.

Лепка оказывает следующие действия на развитие ребенка:

– увеличивает чувствительность, помогает сенсорно воспринимать форму, вес, фактуру, цвет;

– формирует мышление, стимулирует воображение;

– развивает мелкую моторику, которая в свою очередь принимает активное участие в развитии речи, влияет на координацию движений, тренирует память и помогает ребенку мыслить логически;

– помогает синхронизировать действия обеими руками;

– приводит к укреплению связи между полушариями мозга, благодаря чему развивается внимание;

– развивается эстетический вкус;

– через лепку ребенок может выражать, доступным ему способом, свои эмоции.

Кроме того, постоянные занятия такими спокойными играми, как лепка, нормализуют сон, помогают успокоить слишком активного малыша, понижают возбудимость, ребенок становится более спокойным и реже раздражается.

Из пластилина можно не только лепить, им можно рисовать картины. Благодаря объемной фактуре пластилина, картины выглядят особенно выразительно.

Плоскостное изображение пластилином подобно живописи масляными красками, но наносится пластичный материал не кистями, а стеками или размазывается по картонной основе пальцами рук. Ручной способ нанесения пластилина более эффективен, потому что согретый пальцами материал ровно под давлением соединяется с основой.

Начинать осваивать технологию работы с пластилином лучше всего с небольших картин, на которых изображены простые предметы.

Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности. При успешном овладении методикой рисования пластилином можно выполнять коллективные работы, создавать картины, оригинальные подарки для друзей.

Чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда, следует использовать игровые мотивации. Педагог может предложить детям обыграть свою поделку, задать наводящие вопросы. Использование в игре диалога позволяет развивать речь дошкольников, коммуникативные и творческие способности, облегчает им общение друг с другом.

Для детей старшего дошкольного возраста существуют пластилиновые картины. А что же придумать для малышей?

Деткам от полутора лет можно предложить картинки-заплатки.

Как должен ребенок «латать» дырочки? Взрослый скатывает колбаску из пластилина (ребенок около 2-х лет уже может сделать это сам). Затем малыш должен отщипнуть кусочек и скатать шарик. Этот шарик нужно положить и прижать на листе.

При скатывании пластилина в шарик можно приговаривать такой стишок (деткам он очень нравится):

Мы катаем, мы катаем

Круглый шарик получаем.

Картинки с заплатками можно использовать не только для пластилина, но и для красок. Для детей старше двух лет подобные картины-заплатки можно использовать для восковых мелков или карандашей.

Еще из пластилина можно лепить буквы, цифры, выкладывать геометрические фигуры. А можно скатать шарики красного, синего и зеленого цветов, и предложить ребенку с помощью разноцветных пластилиновых шариков изобразить звуковые схемы слогов, слов.

Использование на индивидуальных логопедических занятиях игр с пластилином позволяет повысить эффективность логопедического воздействия на детей дошкольного возраста, сформировать у них интерес к организованной образовательной деятельности, создать положительную мотивацию, развить мелкую моторику рук.

Литература:

  1. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. — М.: Мозаика-Синтез, 2006г.
  2. Корчинова О. В. Детское прикладное творчество. — Изд.: Феникс, 2005г.
  3. Данкевич Е. В., Жакова О. В. Лепим из пластилина. — СПб.: Издательский дом «Кристалл», 2001г.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, мелкая моторика, дошкольный возраст, лепка, пластилин, пространственное мышление, палец рук, мышечное напряжение, мелкая моторика рук, вид творчества.

Ключевые слова

пластилинография, развитие мелкой моторики, формирование речи ребенка, игровые мотивации, снятие мышечного напряжения

Похожие статьи

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста...

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного... Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка сочетать движения

мелкая моторика, колобок, палец, рука, правая рука, ребенок, палец рук, ладонь, левая рука, свободная рука.

Развитие мелкой моторики у старших дошкольников как...

ребенок, игра, мелкая моторика, упражнение, рука, старший возраст, младший возраст, мелкая мускулатура кисти рук, мелкая моторика

Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка сочетать движения со зрительной системой.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста...

Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, т. к. развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста...

мелкая моторика, лепка, продуктивная деятельность, мелкая моторика дошкольника, продуктивный вид деятельности, развитие, ранний возраст дошкольника, ребенок

Развитие мелкой моторики рук ребенка дошкольного возраста как средство подготовки руки к письму.

Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук...

работа, пластилин, ребенок, мелкая моторика, дошкольный возраст, мелкая моторика рук, прием лепки, лепная картина, кисть рук, сложная техника.

Технология развития мелкой моторики у детей младшего...

мелкая моторика, ребенок, палец, упражнение, рука, развитие, пальчик, кисть рук, головной мозг, пальчиковая гимнастика. Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста...

Развитие мелкой моторики рук, графического навыка...

Что такое мелкая моторика? Это система разнообразных движений, в которых участвуют мелкие мышцы кисти руки.

1. Лепка из глины и пластилина. 2. Рисование или раскрашивание картинок. 3. Изготовление поделок из бумаги.

«Мелкая моторика рук — это скоординированные действия...»

ребенок, мелкая моторика, дошкольный возраст, лепка, пластилин, пространственное мышление, палец рук, мышечное напряжение, мелкая моторика рук, вид творчества. Развитие мелкой моторики у старших дошкольников как средство...

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей...

ребенок, игра, мелкая моторика, рука, упражнение, мелкая мускулатура кисти рук, мелкая моторика рук, старший возраст, младший возраст, возраст задания.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста...

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного... Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка сочетать движения

мелкая моторика, колобок, палец, рука, правая рука, ребенок, палец рук, ладонь, левая рука, свободная рука.

Развитие мелкой моторики у старших дошкольников как...

ребенок, игра, мелкая моторика, упражнение, рука, старший возраст, младший возраст, мелкая мускулатура кисти рук, мелкая моторика

Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка сочетать движения со зрительной системой.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста...

Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, т. к. развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста...

мелкая моторика, лепка, продуктивная деятельность, мелкая моторика дошкольника, продуктивный вид деятельности, развитие, ранний возраст дошкольника, ребенок

Развитие мелкой моторики рук ребенка дошкольного возраста как средство подготовки руки к письму.

Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук...

работа, пластилин, ребенок, мелкая моторика, дошкольный возраст, мелкая моторика рук, прием лепки, лепная картина, кисть рук, сложная техника.

Технология развития мелкой моторики у детей младшего...

мелкая моторика, ребенок, палец, упражнение, рука, развитие, пальчик, кисть рук, головной мозг, пальчиковая гимнастика. Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста...

Развитие мелкой моторики рук, графического навыка...

Что такое мелкая моторика? Это система разнообразных движений, в которых участвуют мелкие мышцы кисти руки.

1. Лепка из глины и пластилина. 2. Рисование или раскрашивание картинок. 3. Изготовление поделок из бумаги.

«Мелкая моторика рук — это скоординированные действия...»

ребенок, мелкая моторика, дошкольный возраст, лепка, пластилин, пространственное мышление, палец рук, мышечное напряжение, мелкая моторика рук, вид творчества. Развитие мелкой моторики у старших дошкольников как средство...

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей...

ребенок, игра, мелкая моторика, рука, упражнение, мелкая мускулатура кисти рук, мелкая моторика рук, старший возраст, младший возраст, возраст задания.

Задать вопрос