Личностно ориентированный подход при подготовке учащихся к основному государственному экзамену по математике (из опыта работы) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2016)

Дата публикации: 05.11.2016

Статья просмотрена: 328 раз

Библиографическое описание:

Беликова, Е. В. Личностно ориентированный подход при подготовке учащихся к основному государственному экзамену по математике (из опыта работы) / Е. В. Беликова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 166-169. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/11305/ (дата обращения: 16.12.2024).



Основной государственный экзамен (ОГЭ) — представляет собой вид контроля и проверки уровня знаний учащихся при окончании основной школы. ОГЭ по математике является обязательным экзаменом итоговой аттестации учащихся 9 классов и условием для получения аттестата.

Как подготовить всех учащихся 9 класса к экзамену по математике? Учащихся с разным уровнем знаний по математике, учащихся с наличием или полным отсутствием мотивации к учебе, учащихся с разным отношением к своей дальнейшей учебной деятельности.

Конечно, необходимо применять и использовать все педагогические приемы активизации познавательной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности. Но чтобы подготовить всех детей класса к обязательному уровню знаний для сдачи экзамена, этого не всегда достаточно. Необходимо применять методики, позволяющие побудить учиться всех детей. Учебный процесс во время урока контролирует учитель, помогает и побуждает осваивать программный материал. Но только самостоятельная работа каждого ученика с учебным материалом дает ощутимый результат. При подготовке к экзамену по математике своего класса девятиклассников я применяла основные этапы личностно- ориентированной методики обучения.

Что же представляет собой личностно ориентированный подход в учебном процессе? Личностно-ориентированный подход к образованию предполагает осознанную ориентацию учителя на личность учащегося, что является условием развития ученика.

Содержание личностно-ориентированного образования должно включать в себя компоненты:

аксиологический (оказание учащимся помощи в выборе личностно значимой системы ценностных ориентаций);

когнитивный(обеспечивает учащихся системой научных знаний о человеке, культуре, истории, природе);

деятельностно-творческий (имеет целью формирование у учащихся разнообразных способов деятельности, творческих способностей);

личностный (обеспечивает самопознание, развитие рефлексивных способностей, овладение способами саморегуляции, самосовершенствования и самоопределения, формирования жизненной позиции).

Я считаю, что наиболее значимыми принципами личностно-ориентированного обучения, сформулированными методистом И. С. Якиманской являются:

‒ использование субъектного опыта ребенка;

‒ предоставление ему свободы выбора при выполнении задач;

‒ стимулирование к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для него способов проработки учебного материала с учетом разнообразия его типов, видов и форм;

‒ накопление ЗУНов не в качестве самоцели (конечного результата), а важного средства реализации детского творчества;

‒ обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и ученика на основе сотрудничества, мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения.

Знание психолого-дидактических характеристик личностно-ориентированного образования необходимо в учебном процессе.

Психолого-дидактические характеристики личностно-ориентированного образования:

‒ формирование и стимулирование субъектной позиции учащихся (организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала);

‒ создание условий для проявления и развития собственных способностей, возможностей, интересов;

‒ ориентация на формирование учебной деятельности школьников (создание условий для освоения учащимися компонентов учебной деятельности; учебной задачи, учебных действий, самоконтроля и самооценки);

‒ знание и учет психофизиологических особенностей учащихся;

‒ ориентация на развитие внутренних мотивов учения; стимулирование и становление собственного смысла учения;

‒ организация равноправного партнерского общения в ходе учебного взаимодействия (организация сотрудничества учеников между собой — обеспечение взаимопомощи, организация групповых самостоятельных работ; оптимальной соотношение фронтальных и индивидуальных форм организации учебной деятельности)

Педагог И. С. Якиманская отмечает, чтовучебном процессе с личностно- ориентированным подходом учитель создает условия для проявления познавательной активности учеников:

‒ использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности;

‒ стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;

‒ оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения;

‒ поощрения стремления находить свой способ работы (решения задачи);

‒ создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;

‒ создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

В учебном процессе и при подготовке к ОГЭ по математике я взяла на вооружение основные принципы личностно-ориентированного подхода.

В самостоятельную работу своих учеников при подготовке к ОГЭ по математике, я включила следующие этапы:

‒ решение вариантов тестовых заданий из сборников «ОГЭ. Математика»;

‒ решение задач по геометрии в рамках повторения ранее изученного материала;

‒ включение в домашние задания к урокам алгебры и геометрии номера для повторения из учебников.

Все учащиеся класса завели общие тетради для подготовки к экзамену по математике, в которых записывали все свои решения вариантов тестовых заданий, решения задач по геометрии с выполнением чертежей и оформлением решений. Так как в обязательную часть экзамена включены и задачи по геометрии, то решения заданных задач проверялись еженедельно в индивидуальном порядке. На дополнительных занятиях по подготовке к ОГЭ проверялись решения заданий по сборникам, при необходимости, сложные задания прорешивались учениками на доске. Разбирались решения задач второй части экзамена повышенного и сложного уровня.

Каждый месяц проводились тренировочные тестирования в форме ОГЭ на которые отводилось положенное инструкцией время. После проверки тренировочных работ, где отмечались все допущенные ошибки по заданиям, выполнялась работа над ошибками. Результаты тренировочных экзаменов отмечались в протоколе экзамена, где указывались все допущенные ошибки каждого ученика.

Таблица 1

Результаты тренировочного тестирования по математике

Ф.И.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

Все­го

Оцен­ка

1.Антонов И.

1

1

1

0

0

1

0

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

2

2

0

2

0

0

22

5

2....

Всего

Ученики, которые не справлялись с решением заданий, по результатам проверки уровня подготовки к экзамену по математике были внесены в «Группу риска». Работа с такими учениками проводилась ежедневно: они ежеурочно опрашивались, ежедневно проверялось выполнение ими домашнего задания, каждую неделю проверялась их самостоятельная подготовка. На каждого ученика «Группы риска» была подготовлена «Таблица учета персональных достижений учащихся», в которую вносились результаты тренировочных тестирований.

Таблица персональных достижений ученика 9 «А» класса Захарова Ильи

Задания тестиро­вания / дата

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

всего

оценка

26.09.15

1

0

1

0

0

1

0

1

-

1

-

0

-

1

0

0

1

-

0

0

-

7

2

27.10.15

...

В ходе мониторинга подготовки и результатов тестирования можно сделать вывод о качестве подготовки каждого ученика к экзамену по математике. Изменения в результатах подготовки к ОГЭ отмечались, при неудовлетворительном результате обучения того или иного ученика — ставили в известность родителей.

Результаты тренировочных тестирований записывались в дневник каждого ученика и доводились до сведения родителей. На родительских собраниях в повестку собрания ставился вопрос о подготовке детей к ОГЭ по обязательным предметам, в том числе и по математике.

При такой системной работе по подготовке к основному экзамену по математике, где проводилась работа с каждым учащимся класса, были положительные результаты. И если в первых тренировочных тестированиях к решению заданий второй части повышенного и сложного уровня приступали всего несколько детей, то к концу учебного года уже большинство учащихся брались за решения таких заданий.

Мониторинг тестирования по алгебре в форме ОГЭ 9 «А» класс

Мониторинг тестирования по геометрии в форме ОГЭ 9 «А» класс

Анализ результата ОГЭ по математике показал, что учащиеся 9 «А» хорошо справились с экзаменом, успеваемость составила по алгебре — 100 %, по геометрии — 100 %, качество знаний 91,7 % и 87,5 % соответственно. Средний балл в 9 «А» классе составил по алгебре — 15,7 балла, по геометрии — 6,54 балла, по реальной математике — 6,46 балла, за всю работу — 22,25 балла. Средняя оценка в 9 «А» классе по алгебре — 4,58, по геометрии — 4,13. 92 % учащихся класса сдали экзамен выше среднего муниципального уровня.

Личностно-ориентированный подход при обучении требует выполнения большого объема работы, при мониторинге качества знаний большой печатной работы, в итоге, больших затрат времени со стороны учителя. Но он же дает положительные результаты при подготовке к основному экзамену, что подтверждает практика.

Литература:

  1. Алексеев Н. А. Личностно-ориентированное обучение в школе. — Ростов -на- Дону / Д: Феникс, 2006.-332 с.
  2. Лукьянова М. И. Методика анализа личностно-ориентированного урока по предметам основной школы. / Завуч. № 2. 2006. — с. 13–21.
  3. Мухортова Л. Н. Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения. http://festival.1september.ru/authors/272–852–412
  4. Мониторинг качества знаний при подготовке к ОГЭ 9 -х классов школы.
Основные термины (генерируются автоматически): математик, учебный процесс, ученик, класс, личностно-ориентированное образование, личностно-ориентированный подход, решение заданий, решение задач, учащийся, учебная деятельность, экзамен.

Похожие статьи

Система подготовки обучающихся к ЕГЭ в процессе преподавания физики на базовом уровне (из опыта работы)

Выявление учебно-профессиональной мотивации в процессе обучения в вузе (на материале тестирования студентов-дефектологов 1–3 курсов)

Система подготовки обучающихся к сдаче ЕГЭ по физике в профильных классах (из опыта работы)

Воспитание обучающихся через организацию проектно-исследовательской деятельности по математике (из опыта работы)

Проблемный метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории (материалы из опыта работы учителя истории)

Личностно-ориентированный подход в процессе преподавания психологических дисциплин в педагогическом вузе

Применение дистанционных форм обучения на уроках математики и информатики (из опыта работы)

Подготовка детей с тяжелыми нарушениями речи к школьному обучению в системе коррекционно-логопедической работы (из личного опыта)

Методическая разработка урока по немецкому языку (второму иностранному) в 7-м классе по теме «Дружба»

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики (из опыта работы)

Похожие статьи

Система подготовки обучающихся к ЕГЭ в процессе преподавания физики на базовом уровне (из опыта работы)

Выявление учебно-профессиональной мотивации в процессе обучения в вузе (на материале тестирования студентов-дефектологов 1–3 курсов)

Система подготовки обучающихся к сдаче ЕГЭ по физике в профильных классах (из опыта работы)

Воспитание обучающихся через организацию проектно-исследовательской деятельности по математике (из опыта работы)

Проблемный метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории (материалы из опыта работы учителя истории)

Личностно-ориентированный подход в процессе преподавания психологических дисциплин в педагогическом вузе

Применение дистанционных форм обучения на уроках математики и информатики (из опыта работы)

Подготовка детей с тяжелыми нарушениями речи к школьному обучению в системе коррекционно-логопедической работы (из личного опыта)

Методическая разработка урока по немецкому языку (второму иностранному) в 7-м классе по теме «Дружба»

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики (из опыта работы)