Библиографическое описание:

Травкина О. В., Дмитренко М. П. Как учить ребенка общаться [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 154-156.



Для того чтобы ребенок занял свое место в обществе, чтобы вел в нем полноценную жизнь ему нужно учиться общаться. Если ребенку не привиты навыки общения, он может стать «белой вороной». А такое положение может повлечь за собой много психологических проблем. Родители не должны пускать такое положение вещей на самотек. С очень раннего возраста необходимо учить ребенка общаться. Когда в дом приходят незнакомые люди, он должен с ними знакомиться, а не прятаться за мамину юбку или закатывать от страха истерику. Если такое поведение имеет место, то это первый звоночек для тревоги.

Что делать, если ребенок существенно отстает от своего возраста в развитии общения? Если в 4 года он не умеет играть вместе с партнерами, а в 5–6 лет не в состоянии поддержать простой разговор? Можно ли научить его общаться? Да, можно. Но для этого нужны специальные занятия, характер которых должен зависеть от индивидуальных способностей и возможностей детей. Индивидуальная работа с ребенком — необходимое условие развития общения. Однако, несмотря на большое разнообразие конкретных индивидуальных занятий с детьми по развитию общения, можно выделить общий принцип их организации: опережающая инициатива взрослого. Следовательно, чтобы учить детей тому или иному виду общения, нужно уметь общаться самому.

Занятия лучше начинать с того, что ребенок уже умеет и что ему интересно. Это может быть совместная игра, которая особенно нравиться малышу и которую он сам выбирает: подвижная игра, игра с правилами и т. д. В таких совместных играх ребенок учится ориентироваться на партнера, сдерживать свои эмоции при неудаче. Он ощущает радость от совместной деятельности со сверстниками и со взрослым, чувствует себя включенным в общее занятие. Кроме того, во время игры замкнутые и стеснительные дети чувствуют себя более легко и свободно.

Если при выявлении уровня развития общения ребенок не проявил склонности к разговору со взрослым на познавательные темы, следующим этапом занятий должно стать формирование этого вида общения. Нужно постепенно в ходе игры или после нее вовлекать малыша в разговор: рассказывать ему о жизни и повадках животных, о машинах, явлениях природы и т. д.

Чтобы ребенок стал равноправным участником беседы, нужно чаще интересоваться его познаниями, наводить на правильные ответы, стимулировать собственные вопросы.

Однако очень важно помнить, что задача таких занятий — не только сообщение ребенку новых знаний, но, главное, формирование у него способности общаться на познавательные темы. Поэтому не следует выбирать слишком сложные для данного возраста вопросы.

Своеобразие этих занятий состоит в том, что познавательный материал становиться центром ситуации общения, сближает ребенка и взрослого.

Хорошей опорой для познавательного общения может быть не только иллюстрационный материал, но и жизненный опыт самого ребенка. Как правило, после 8–10 подобных занятий ребенок достаточно легко поддерживает беседу и может в течение 10–15 минут разговаривать о взрослым на познавательные темы.

Иначе должны строиться занятия по формированию личностного общения. Их можно проводить с несколькими детьми. В ходе таких занятий важно создавать условии, заставляющие ребенка оценить и осознать свои действия и поступки.

Усилия взрослого должны быть направлены на то, чтобы привлечь внимание ребенка к оценке собственных умений и достижений в хорошо знакомой ему деятельности. Важно, чтобы ребенок научился более или менее объективно сравнивать собственные умения с умениями сверстников, формулировать и обосновывать свои оценки, сопоставлять свое мнение с мнением других.

Последующие занятия лучше проводить индивидуально. Желательно начинать с чтения и обсуждения книг, рассказывающих о событиях из жизни детей — об их конфликтах, отношениях, поступках.

Отталкиваясь от конкретных историй, описанных в книгах, можно перевести разговор на общечеловеческие темы.

Продолжительность беседы зависит от желания ребенка. Если вы почувствовали, что ребенок тяготится разговором, лучше прекратить такое занятие или перевести его в игру.

Опыт показывает, что через 2–3 месяца такой работы с детьми у них формируется способность к речевому личностному общению.

Эти проблемы стоят перед многими взрослыми, воспитывающими детей. Но все они связаны с отношениями детей и взрослых, а значит с общением.

Литература:

  1. План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду. / под ред. Михайловой З. А. — С.Пб., «Детство — Пресс», 2003г.
  2. Портянкина Г. Упражнения на закрепление правил культурного поведения. //ж. «Дошкольное воспитание», № 3, 1989г.
  3. Самоукина Н. В. Игры в школе и дома, — Харьков, 1996.
  4. Снегирёва Л. А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников. — Минск, 1995г.
  5. Формановская А. И. Речевой этикет и культура общения. — М., Высшая школа,1989г.
Основные термины (генерируются автоматически): познавательные темы, развития общения, развития общения ребенок, привиты навыки общения, условие развития общения, подобных занятий ребенок, формированию личностного общения, центром ситуации общения, развития навыков общения, совместных играх ребенок, развитии общения, виду общения, развитию общения, познавательного общения, вида общения, культура общения, конкретных индивидуальных занятий, следующим этапом занятий, Усилия взрослого должны, материалы ix Междунар.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle