Автор: Меденкова Галина Викторовна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2016)

Дата публикации: 03.11.2016

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Меденкова Г. В. Безопасное поведение как элемент политической культуры [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 47-50. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/11253/ (дата обращения: 18.12.2017).



Безопасное поведение как элемент политической культуры

Меденкова Галина Викторовна, кандидат педагогических наук, преподаватель

Истринский профессиональный колледж — филиал Государственного гуманитарно-технологического университета (Московская обл.)

При изучении дисциплин социально-гуманитарного цикла в профессиональных образовательных организациях преподавателю необходимо регулярно планировать наличие в содержательной части учебного занятия вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; сообщать студентам знания о возможных последствиях выбора поведения, отрабатывать приемы индивидуального способа безопасного поведения.

Ключевые слова: молодежь, здоровый образ жизни, политическая культура, социум, безопасное поведение

Safe behavior as an element of political culture

Medenkova G. V., the candidate of pedagogical Sciences, lecturer

Istra vocational College — a branch of the State humanitarian University of technology

In the study of the disciplines of social-humanitarian cycle in professional educational organizations teacher should regularly schedule availability in substantial parttraining issues related to health and healthy lifestyles; to inform students with the knowledge about the possible consequences of behavioral choices, to practice individual ways of safe behavior.

Key words: young people, healthy living, political culture, society, safe behavior.

Одним из главных направлений молодежной политики в современной России обозначено формирование отношения к здоровому образу жизни как к личному и общественному приоритету, пропаганда ответственного отношения к своему здоровью.

В процессе формирования здорового образа жизни молодежь является достаточно перспективной возрастной категорией с позиции усвоения основных объемов информации и выработки правильных жизненных стереотипов. Так как в этот период для большинства молодых людей учебная деятельность является основной, то вопросы формирования здорового образа жизни могут быть органично включены в содержание учебных занятий.

Это относится и к студентам — одной из представительных групп молодежи страны.

Ценностное отношение к здоровью предполагает создание соответствующих социально-гигиенических условий для нормального обучения:

‒ обстановка и гигиенические условия в кабинете: температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т. д.;

‒ средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности (используются не менее трех-четырех методов учебной деятельности: словесный, наглядный, практический, исследовательский и др., продолжительностью не более 10- 15 минут);

‒ наличие и выбор методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения обучающихся: беседа, дискуссия, семинар, эссе, студент как исследователь; самооценка и взаимооценка и др.;

‒ место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;

‒ наличие у студентов мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, интерес к изучаемому материалу и т. п.)

‒ психологический климат на уроке;

‒ наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т. п.;

‒ отслеживание момента наступления утомления у студентов и снижения их учебной активности (определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у студентов в процессе учебной работы);

‒ соблюдение темпа и особенностей окончания урока (спокойное завершение урока: обучающиеся имеют возможность задать преподавателю вопросы, преподаватель может прокомментировать задание на дом; отсутствие задержек студентов после звонка (на перемене)

Здоровье студентам необходимо для полноценного вступления в профессиональную жизнь, выполнения своих профессиональных обязанностей и для активного включения в социум.

Учебные занятия со студентами по социально-гуманитарным дисциплинам вполне могут быть использованы как для получения знаний по здоровьесбережению (самосохранению), так и для отработки необходимых навыков безопасного включения в социум.

Например, на занятиях по основам политологии, используя элементы проигрывания ситуации или участия в дискуссии, можно сформировать навык правильного поведения на митингах или других многолюдных мероприятиях; выяснить, что такое экстремизм и каковы его последствия; узнать, как ориентироваться среди неформальных молодежных организаций и т. д., то есть сформировать политическую культуру молодого человека.

Политическая культура гражданина, являясь составной частью духовной культуры общества, предполагает:

‒ наличие определенного уровня политических знаний,

‒ наличие личного отношения к политическому событию или явлению,

‒ проявление политического поведения граждан.

Третий элемент политической культуры — самый сложный и небезопасный с точки зрения самосохранения, особенно, если речь идет об участии в публичном мероприятии.

Публичное мероприятие — открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики (закон).

Студенты должны знать (знание — первый элемент политической культуры) места, в которых проведение публичного мероприятия запрещается. Выяснить это они могут на основе реферирования законодательной базы и дальнейшего обсуждения материала на учебных занятиях. Это территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности; путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи; территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.

Безопасное участие гражданина в публичных мероприятиях предполагает сформированное отношение (второй элемент политической культуры) к жесткому выполнению некоторых правил:

‒ строго следовать установленному маршруту движения, чтобы не попасть во встречные потоки и не создавать помехи передвижению участников мероприятия (проигрывание ситуации на занятии);

‒ занимать строго отведенные места, не забираться на ограждения, парапеты, осветительные устройства, площадки для телевизионных съемок, деревья, мачты, крыши, несущие конструкции, повреждать оборудование и элементы оформления сооружений и иной инвентарь, зеленые насаждения (дискуссия);

‒ никогда не брать с собой спиртные напитки, огнестрельное оружие, колющие, режущие и крупногабаритные предметы, взрывчатые, радиоактивные, огнеопасные, ядовитые и сильно пахнущие вещества и иные предметы, мешающие проведению массового мероприятия (дискуссия);

‒ никогда не брать с собой напитки в стеклянной таре (проигрывание ситуации на занятии);

‒ соблюдать и поддерживать общественный порядок и общепринятые нормы поведения, вести себя уважительно по отношению к другим посетителям и участникам массовых мероприятий, обслуживающему персоналу, не допускать действий, создающих опасность для окружающих, ни при каких обстоятельствах не оскорблять человеческое достоинство и общественную нравственность (проигрывание ситуации на занятии);

‒ соблюдать спокойствие и не создавать панику (проигрывание ситуации на занятии).

Участникам учебного процесса предлагается вспомнить ситуации, в которые они или их знакомые и родственники попадали; обсудить, чем опасны некоторые ситуации, предложить варианты выхода из создавшегося положения, задуматься о возможных последствиях выбранного поведения. При таком подходе формируется понимание опасности, уточняется представление о правилах поведения в социуме, растет убеждение, что неверное поведение может нанести вред здоровью (третий элемент политической культуры — проявление политического поведения).

Таким образом, при организации учебного процесса преподавателю необходимо регулярно планировать наличие в содержательной части учебного занятия вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; сообщать студентам знания о возможных последствиях выбора поведения, отрабатывать приемы индивидуального способа безопасного поведения (использовать элементы проигрывания ситуации).

Цель применения здоровьесберегающих образовательных технологий — обеспечить студенту возможность сохранения здоровья за период обучения, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни, в том числе, для активного и безопасного включения в социум.

Литература:

  1. Баклыкова А. В. Здоровье и образ жизни студентов-медиков // Молодой ученый. — 2010. — № 5. Т.2. — С. 205–207.
  2. Батрымбетова С. А. Здоровье и социально-гигиеническая характеристика современного студента // Гуманитарные методы исследования в медицине: состояние и перспективы. — Саратов, 2007. — С. 165–179.
  3. Вялов И. С. Особенности формирования и управления самосохранительным поведением студентов // Научная библиотека диссертаций и авторефератов. — 2011.
  4. Гафиатулина Н. Х. Специфика отношения учащейся молодежи России к здоровью в социокультурном контексте: Автореф. дис. …канд.социолог.наук/Н. Х. Гафиатулина, Ростов-н/Д.,2007.
  5. Куприянова, Э. В. Здоровый образ жизни как метод сохранения и укрепления здоровья студентов: автореф. дис.... канд. социолог. наук / Куприянова Э. В. — Пенза,2007. — 24 с.
  6. Попов В. И. Формирование здорового образа жизни студенческой молодежи //Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. — 2011.- № 3.- С.154–158
  7. О собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях: Федеральный закон РФ от 2004 г. № 54-ФЗ.
Основные термины (генерируются автоматически): элемент политической культуры, проигрывание ситуации, здорового образа жизни, элементы проигрывания ситуации, здоровому образу жизни, формирования здорового образа, учебной деятельности, safe behavior, безопасного включения, Третий элемент политической, образ жизни, второй элемент политической, третий элемент политической, Российской Федерации, of safe behavior, образа жизни молодежь, навык правильного поведения, публичного мероприятия, возможных последствиях, способа безопасного поведения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос