Библиографическое описание:

Нестерова Л. Л., Антонова Т. А. Воспитание оптимизма у ребенка-дошкольника [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 143-145. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/11243/ (дата обращения: 14.12.2017).



Оптимизм имеет большое значение в жизни взрослого человека и ребенка. Способность видеть во всем позитивные стороны помогают людям меньше замечать и реагировать на неприятные ситуации, повышать тем самым иммунитет к стрессу.

Успешное личностное развитие ребёнка в дошкольном возрасте способствует развитию у него уверенности в себе в своих силах, возможностях и способностях, высоком уровне оптимизма и положительных психологических установок.

Нельзя также не отметить, что в последние годы увеличивается число детей с нарушениями психоэмоционального развития. К типичным симптомам этих нарушений у дошкольников относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, пессимизм и т. д., что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром.

Соответственно организованная педагогическая работа в этом направлении может не только обогатить эмоциональный опыт дошкольников, но и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии.

Для эффективности гармонизации эмоциональной сферы детей дошкольного возраста на занятиях целесообразно использовать диагностику их эмоциональных проявлений: измерять уровень тревожности, возбудимости и пр.

Термин «оптимизм» возник относительно недавно. В XVIII в. Лейбниц ввел этот термин для обозначения определенного способа мышления. Вольтер популяризировал это понятие в своем романе «Кандид, или Оптимизм», вышедшем в свет в 1759 году.

Вопросов оптимизма касались многие древние мыслители, философские школы и психологические течения [6].

Анализ литературы подтверждает высокую степень родства оптимизма и счастья. Но совпадая по многим своим характеристикам со счастьем, оптимизм все же является самостоятельным феноменом. Оптимизм — это только предполагаемое счастье. Уникальность оптимизма в том, что он включает в себя «векторный» компонент жизни, отражающий движение от настоящего к будущему, движение человеческого духа «вперед и выше».

Именно этой своей ориентацией на лучшее будущее, верой в него, оптимизм отличается от счастья как состояния радости и удовлетворенности в настоящем.

Воспитание оптимизма ипозитивных черт личности уребенка.

Одной из составляющих в структуре стрессоустойчивости дошкольника является оптимизм. Склонность видеть в жизни позитивные стороны приводит к тому, что в конкретных ситуациях человек меньше замечает неблагоприятные компоненты.

Оптимистический взгляд на жизнь, чувство собственного достоинства у ребенка формируется в те моменты, когда ему что-то удается хорошо сделать, когда его достижения и поступки замечены и положительно оценены, когда ребенок чувствует себя уверенно и комфортно. При этом эмоциональная и психологическая поддержка взрослых гармонично развивает в ребёнке уверенность в том, что мир для него устроен лучшим образом. Задача родителей при воспитании — укрепить такое видение ребенка. Когда в семье царят оптимизм, добросердечность, ребенок растет веселым и дружелюбным.

Важный источник развития пессимистического стиля объяснения — это кризисы в жизни ребенка. Если в раннем детстве ребенка постигали значительные реальные потери и травмы, такие, как потеря матери, которые носят постоянный и затрагивающий все сферы жизни характер, у него вырабатывается теория, что он не в силах изменить плохие события. Напротив, если ребенок наблюдает, как его семье удается найти решение каких-либо серьезных проблем, например, финансовых, то он усваивает более оптимистические установки.

Развитие эмоций ичувств вдошкольном возрасте.

Маленький ребенок живет во власти эмоций: то он беспокоен, то безутешно плачет, то безудержно кричит, то вдруг тихо умиротворенно лежит, на что-нибудь взирая.

В понимании эмоций детьми дошкольного возраста можно отметить следующие генетические закономерности [2, C.33]:

‒ к старшему возрасту повышается уровень понимания детьми эмоционального состояния;

‒ различия в понимании разных эмоций у старших дошкольников становятся все менее значимыми;

‒ к старшему дошкольному возрасту восприятие экспрессии становится более дифференцированным, что сказывается на точности оценки эмоционального состояния человека;

‒ с возрастом увеличивается активный, а также и пассивный, словарь обозначений эмоционального состояния. Активно дети обеих возрастных групп пользуются словами «веселый», «сердитый», «злой», «грустный».

‒ к шести годам эмоциональное состояние человека начинает «отделяться» от чувственного содержания его образа и становится своеобразным объектом познания.

Психологические и педагогические исследования свидетельствуют о том, что дети дошкольного возраста способны к оказанию взаимопомощи, и формы ее могут быть разнообразными [3, C.20]. Это дружелюбное отношение к товарищам, сочувствие их переживаниям, активность в поиске способов помочь им. Дети в доступной им форме выражают внимание к своим сверстникам, утешают при огорчении, помогают выполнить трудное задание, делятся игрушками. Безусловно, подобные формы отношения проявляются далеко не всеми детьми. Можно наблюдать, что при полном осознании нужд и желаний сверстников, ребенок зачастую может их игнорировать, проявлять равнодушие.

Как отмечает Т. П. Гаврилова, сопереживание и сочувствие по-разному проявляются у детей не только в зависимости от возраста, но и от пола: сопереживание взрослым и животным чаще наблюдается у мальчиков, а форма сочувствия — у девочек. По отношению к сверстникам сопереживание чаще выражается девочками, а сочувствие — мальчиками. В целом дети чаще сочувствуют, чем сопереживают [1, C.139].

Особую радость детей вызывают животные. Отметим, что маленькие животные вызывают особую радость у ребят. Наблюдать за их ростом, играть с ними — для детей большое удовольствие. О них можно и позаботиться, покормить, защитить. Это покровительство возвышает ребенка в собственных глазах: он сильный, большой, от него зависит благополучие беспомощных животных.

Успех действий приносит ребенку и радость, и новое чувство самоутверждения, самооценки.

Игры по эмоциональному развитию иформированию позитивного мышления ребенка вдошкольные годы.

Жизнь детей наполнена разнообразными эмоциями, чувствами и требует от ребенка их правильного понимания и соответствующего реагирования на них. Дети часто находятся под влиянием переполняющих их чувств и не всегда способны управлять своими эмоциями. Воспитателям важно научить ребенка умению определять свое состояние и контролировать свое поведение. Это поможет ему в организации позитивной коммуникации с окружающими.

Цель игр и упражнений — обучение детей умению понимать эмоциональные реакции окружающих, правильному на них реагированию, умению понимать свои эмоции и управлять ими, накопление позитивного эмоционального опыта.

Задачами занятий являются:

‒ Учить детей замечать эмоциональное состояние окружающих.

‒ Учить декодировать (расшифровывать) выразительное проявление различных эмоций (мимика, пантомимика).

‒ Учить анализировать свои эмоции, понимать, чем они вызваны.

‒ Учить воспроизводить мимически эмоции радости, удивления, спокойствия, грусти, гнева, страха.

‒ Учить управлять своими эмоциями.

‒ Накапливать позитивный эмоциональный опыт в процессе общения со взрослыми и детьми.

‒ Повышать самооценку и уверенность в своих возможностях.

‒ Стимулировать активность и самостоятельность в процессе взаимодействия с окружающими.

‒ Способствовать самопринятию.

‒ Развивать чувство эмпатии. [5, C.120].

Основные методы и приемы обучения

  1. Упражнения подражательного характера.
  2. Игры с правилами.
  3. Анализ различных эмоциональных состояний.
  4. Имитационные игры.
  5. Релаксационные игры.
  6. Игры, направленные на наработку опыта управления собой.

Существуют игры и упражнения:

«Сделай» лицо

Попросите ребенка мимикой изобразить различные эмоциональные состояния — радость, гнев, грусть и др.

Радость

Показать, как радуется ребенок новой игрушке.

Напомните дошкольникам о том, как он радовался, когда ему подарили новую игрушку. Попросите его вспомнить эту ситуацию: «Закрой глаза. Представь, что ты держишь ее в руках. Вырази свои чувства мимикой».

Огорчение

Показать огорчение ребенка, у которого заболел друг.

«Представь, что ты хочешь поиграть в новую игру с другом, а он болеет. Что ты при этом чувствуешь? Изобрази огорчение».

Грусть

Изобразить, как грустит больной ребенок.

Напомните ребенку о том, что когда он болел, то сидел дома и смотрел в окно. А в это время другие дети играли в веселые игры. Спросите, что тогда он чувствовал.

Гнев

Показать сердитого ребенка, у которого сломалась любимая игрушка.

Возьмите эту игрушку, спросите ребенка, как он любит играть с ней, как он о ней заботится. Но что он почувствует, если узнает, что она сломана и ее нельзя починить. Как изобразить гнев?

Изобрази

Научиться показывать характер, чувства помогают театрализованные упражнения, мини-сценки [4, C.37].

Также с детьми можно проводить занятия, которые поддерживают развитие оптимизма у детей через профилактику склонности к депрессии — длительному пребыванию в плохом, подавленном настроении.

Основные цели занятий:

‒ донести мысль о том, что не стоит долго печалиться, нужно стараться улучшить свое настроение;

‒ актуализировать их собственные способы выхода из состояния грусти;

‒ расширить знания детей о различных способа выхода из состояния грусти.

Во время занятия дошкольники совместно обсуждают способы выхода из состояния грусти. Помимо этого, занятие развивает экспрессивную грамотность — умение понимать эмоции других людей и выражать собственные.

Самооценка, оптимизм, позитивное мышление и эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

Литература:

  1. Гаврилова Т. П. Анализ эмпатийных переживаний младших школьников и младших подростков // Психология межличностного познания. — М.: Педагогика, 1981. — С. 122–139.
  2. Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. В мире детских эмоций. — М.: Айрис-пресс, 2004. — C. 33.
  3. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. — Екатеринбург: У — Фактория, 2004. — C. 20.
  4. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. — М.: АРКТИ, 2001. — 48 с. — C. 37.
  5. Ораничева Л. И. Сопровождение игровой деятельности как необходимое условие социализации ребенка и развития его эмоциональной сферы // Сборник трудов участников III Межвузовской конференции молодых ученых / Отв. за выпуск О. Л. Леканова — Череповец: ЧГУ, 2002. — 264 с. — С. 120.
  6. Юсупов П. Связь пессимистического и оптимистического мироощущения с процессом индивидуализации [Электронный ресурс] / П. Юсупов // Режим доступа http://www.follow.ru/article/221
Основные термины (генерируются автоматически): состояния грусти, эмоциональное состояние, Воспитание оптимизма, дошкольного возраста, Развитие эмоций, Развитие эмоций дошкольников, эмоционального состояния, эмоций детьми дошкольного, Воспитание оптимизма ипозитивных, Развитие эмоций ичувств, высоком уровне оптимизма, позитивного мышления ребенка, раннем детстве ребенка, степень родства оптимизма, эмоциональный опыт дошкольников, понимании разных эмоций, эмоциональной сферы, условие социализации ребенка, позитивные стороны, взаимоотношения ребенка.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос