Библиографическое описание:

Якурина М. В., Докина Е. Г., Трунова Н. Н., Гартвиг Ю. Г. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 160-163. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/11241/ (дата обращения: 11.12.2017).



В настоящее время одной из актуальных задач, стоящих перед педагогами, является охрана, сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Специалисты медицины, физиологии, психологии и педагогики ведут поиск путей повышения эффективности оздоровительной работы. (И. А. Аршавский, Н. Г. Веселов, М. Я. Виленский, Н. П. Дубинин и др.) [3].

Особую обеспокоенность вызывает здоровье наших детей, ибо здоровье нации и прогрессивная динамика всего общества связаны со здоровьем нового человека XXI века и будущим России.

Однако данные физического состояния детей свидетельствуют, что здоровье нашего подрастающего поколения далеко не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества.

По мнению ученых необходимо с концентрированность на детском периоде жизни, т. к. именно этот период определяет развитие потенциальных возможностей взрослого человека. В детстве человек осуществляет более напряженную, более сложную, чем взрослый, работу по само рефлексии, само построению, самоконтролю и саморегулированию. Если ребенок пассивен в этом процессе, то деформируется его социализация, разрушается здоровье.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения детей дошкольного возраста.

Однако в отличие от взрослого ребенок «за здоровьем» не побежит.

Необходима технология формирования культуры оздоровления личности соответственно возрастным особенностям дошкольников, которая была бы ориентирована на их самосохранение и саморазвитие.

Организация занятий по воспитанию и формированию, сохранению и укреплению здоровья детей предусматривает активную практическую, самостоятельную и интеллектуальную деятельность детей и воспитателя.

Результатом обучению и воспитания дошкольников являются новые знания, которые можно использовать в практике повседневных жизненных ситуаций.

Планирование задач удобно проводить по следующей схеме:

− Формирование знаний о здоровье и здоровом образе жизни;

− воспитание бережного и заботливого отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;

− развитие мотивационных установок по профилактике болезней, в том числе выявление особенностей нервно-психического здоровья и развития детей;

− совершенствование практических навыков здорового образа жизни [4].

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

Применительно к ребенку — обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Применительно к взрослым — содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

Основные задачи здоровьесберегающих технологий в детском саду:

− сохранение уровня здоровья и подбор пошагового увеличения уровня здоровья воспитанников;

− создание обстановки для комплексного психофизиологического развития ребенка;

− обеспечение комфортных условий жизни на протяжении нахождения ребенка в детском саду [6].

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

− медико-профилактические;

− физкультурно-оздоровительные;

− технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

− здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;

− ·валеологического просвещения родителей;

− здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

Медицинские здоровьесберегающие технологии в ДОУ — обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры ДОУ.

Физкультурно-оздоровительные технологии — направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников: закаливание; беседы по валеологии; спортивные праздники; спортивные развлечения и досуги; недели здоровья; соревнования;

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов — технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Здоровьесбережение в работе с педагогами ДОУ:

Консультации для педагогов; практикум для педагогов ДОУ; Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах.

Валеологического просвещения родителей — это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности. Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи.

Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей:

Информационные стенды, освещающие вопросы оздоровления (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры;

Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ;

Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни здоровья);

Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.

Этапы внедрения здоровьесберегающих технологий:

− Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также здоровьесберегающей среды ДОУ.

− Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ.

− Установление контактов с социальными партнёрами ДОУ по вопросам здоровьесбережения.

− Освоение педагогами ДОУ методик и приёмов здоровьесбережения детей и взрослых ДОУ.

− Внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей и взрослых.

− Работа валеологической направленности в родителями ДОУ [5].

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Десять золотых правил здоровьесбережения:

− Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!

− Соблюдайте режим дня!

− Больше двигайтесь!

− Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!

− Обращайте больше внимания на питание!

− Спите в прохладной комнате!

− Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!

− Гоните прочь уныние и хандру!

− Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!

− Желайте себе и окружающим только добра!

Литература:

  1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью.-М.,2002.
  2. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход// Школа здоровья.2000. Т.7. № 2. с.21–28.
  3. Величко О. А. Сохранение и укрепление здоровья детей как результат профессиональной компетентности педагогов ДОУ [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Пермь: Меркурий,2013.—С.49–51.
  4. Гаврючина, Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие (Текст) / Л. В. Гаврючина. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 160 с. (Здоровый малыш)
  5. Иванова С. С. Здоровьесберегающая среда в ДОУ как фактор внедрения ФГОС ДО [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 14–16.
  6. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения. / Под ред. М. М. Безруких, В. Д. Сонькина. — М., 2002.
  7. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях /А. М. Сивцова //Методист. — 2007.
  8. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии. — М.: ВАКО, 2007.
  9. Смирнов Н. К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога».
Основные термины (генерируются автоматически): здоровья детей, здорового образа жизни, педагогов ДОУ, укрепление здоровья детей, Здоровьесберегающие технологии, здоровья воспитателей ДОУ, культуры профессионального здоровья, родителей воспитанников ДОУ, компетентности педагогов ДОУ, детском саду, Освоение педагогами ДОУ, здоровья воспитанников, социальными партнёрами ДОУ, физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ, здоровьесберегающей среды ДОУ, здоровому образу жизни, Взаимодействие ДОУ, родителями ДОУ, культуры здоровья, работе ДОУ.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос