Автор: Репина Ольга Владимировна

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2016)

Дата публикации: 21.10.2016

Статья просмотрена: 19 раз

Библиографическое описание:

Репина О. В. Особенности использования активных методов обучения в формировании ключевых компетенций по предмету «Основы экономических знаний» [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 192-194. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/11234/ (дата обращения: 18.12.2017).



В современной концепции образования все более значимой становится задача формирования человека, способного к самоопределению, к осознанному выстраиванию своего жизненного пути в ситуациях социально-экономических изменений в обществе.

Реализация государственных образовательных стандартов нового поколения предполагает формирование у учащихся ключевых компетенций [1].

Согласно ГОС Республики Узбекистан выделяют следующие ключевые компетенции: коммуникативная, информационная, компетенция личностного самосовершенствования, компетенция социально-гражданской активности, общекультурные компетенции и компетенция математической грамотности.

Экономика как наука динамично развивается — объем экономической информации нарастает, обновляется содержание знаний, с дальнейшим развитием рыночной экономики расширяется понятийный аппарат, в том числе связанный с современным этапом: модернизация, диверсификация, инновационная экономика и другие.

Требования, предъявляемые обществом к качеству подготовки будущих специалистов выдвигают на передний план такие качества, как:

‒ умение адаптироваться в меняющихся экономических условиях;

‒ умение ответственно принимать решения;

‒ умение общаться и работать в сотрудничестве и т. д.

Преподавание экономики в школе и перспективы развития этого предмета связано с требованиями воспитания экономического мышления и формирования экономической культуры. В условиях модернизации экономики, полученные знания учащиеся должны применять в повседневной жизни.

Ориентация на новые цели образования — компетенции, необходимые для социализации в экономической сфере, предполагает активизацию деятельности обучающихся в ходе обучения, приближения изучаемых тем к реальной жизни и поисков путей решения возникающих проблем.

Это достигается применением активных и интерактивных методов обучения, способствующих формированию личности, отличающейся творческим типом мышления, инициативой и самостоятельностью в принятии решений [2, c.7].

Активные методы обучения позволяют ученикам в течение короткого временного отрезка “прожить” экономическую ситуацию, осмыслить ее, сделать выводы и тем самым получить прочные знания по теме. Это связано с тем, что в памяти человека запечатлевается лишь 10 % услышанной информации, до 50 % информации, полученной визуально и 90 % информации, освоенной через активные методы обучения, то есть усвоенные в действии [3, с.3].

Особое место в системе интерактивных методов обучения основам экономических знаний занимают деловые и дидактические игры, кейс-метод, метод проектов, поскольку многообразие явлений экономической жизни требует применение системы инновационных методов, способствующих пониманию этих процессов и явлений.

Кейс-метод («Casestady») — это техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных или иных проблемных ситуаций (от англ. «Сase» — случай) [4].

Основной целью кейса является в занимательной форме представить ситуацию из реальной жизни, решение которой позволит учащимся продемонстрировать степень усвоения теоретических терминов и понятий путем применения их на практике.

При работе с кейсом ученики осуществляют поиск, анализ дополнительной информации из различных областей знаний. Учащимся предлагается к осмыслению реальная жизненная ситуация, решение которой актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при решении данной проблемы.

В рамках этого метода в качестве отдельной группы можно выделить и задачи на так называемую ценностную установку. Их особенность состоит в том, что они, в отличие от познавательных задач, заключают в себе особого рода ценностные проблемные ситуации, или ситуации нравственного выбора. Особенно интересны в этом плане темы: «Альтернативная стоимость выбора», «Доходы и расходы потребителей», «Сбережения и страхование», «Конкуренция».

Ситуация альтернативного выбора при решении проблемы возникает не только вследствие необходимости учета экономической выгоды, но и ориентация на нравственные ценности личности обучающегося, на которые он опирается при принятии решения. Важная с психологической точки зрения особенность на ценностную ориентировку состоит в том, что в их условии могут быть заданы ситуации, в которых выбор правильного решения задачи требует опоры не только на усвоенные знания и понятия, но и на сформированные нравственные принципы ученика, готовность противостоять ошибочным групповым мнениям.

Тем самым исправляются перекосы, в результате которых появляется необоснованная абсолютизация принципов рационализма, прагматизма в сфере экономического образования за счет недооценки значимости духовно-нравственных установок делового поведения будущих профессионалов [2, c.6].

В результате формируются такие ценностные ориентиры экономического образования школьника, как свобода выбора, уважение права собственности, ответственность за личное благосостояние и принимаемые решения, рациональное поведение гражданина, способность оценивать собственные экономические действия.

Результативный метод, который развивает познавательные способности и способствует плодотворному сотрудничеству в процессе обучения основам экономических знаний, это — метод практических заданий-проектов. Учащиеся овладевают умениями самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве и осваивать основы кооперативного обучения, взаимодействуя в парах, группах [5].

Учащиеся подготавливают проекты на темы: «Виды предпринимательской деятельности», «Налоговая система в Республике Узбекистан», «Факторы производства», «Экономический потенциал Республики Узбекистан» с использованием презентаций. Достоинством компьютерных презентаций несомненно является наглядность, приданию уроку динамики, темпа, постоянное наличие необходимой информации перед глазами учащихся, возможности в любой момент вернуться к нужной информации на каждом из этапов урока. Развивающим моментом является то, что представленные слайды содержат аналитическую информацию в виде схем, таблиц, графиков, а также иллюстративный материал: фотографии и рисунки.

Основная цель метода проектов — предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, которые требуют интеграции знаний из различных предметных областей: географии, истории, математики. Этот метод повышает интерес к предмету и способствует преодолению ситуации, при которой ученик воспринимает экономические знания не как четко выстроенную систему, а как сочетание отдельных понятий, оторванных от жизни и решения задач, которые возможно никогда не пригодятся.

В ходе решения экономического кейса или защиты проекта учащимся можно предложить прием ПОПС для обоснования своей позиции по тому или иному вопросу:

П — позиция (точка зрения) — я считаю…

О — обоснование (доводы) — потому, что…

П — пример (факты) — например…

С — следовательно (вывод) — поэтому.

Если предстоит работа со сложным текстом, насыщенным фактическим материалом, то можно организовать работу в парах или малых группах по методу «Мозаика». Результат совместного труда учеников может быть представлен при помощи какого-либо графического метода: кластера, опорной схемы, диаграммы Венна и др. В качестве примера можно привести изучение темы: «Экономические реформы в Узбекистане».

Таким образом, при усвоении тем, учащиеся выполняют различные по форме, содержанию и целям задания, отвечающие основным требованиям формирования ключевых компетенций. А кооперативные методы работы в парах или в группах направлены на выработку у учащихся творческих подходов к осмыслению информации и умению делать выводы, обмениваться мнениями, аргументировано обосновывать свою позицию, владеть приемами самоконтроля и самооценки [6, с.73].

Отправными моментами выбора конкретных активных методов обучения, являются следующие соображения: ученик должен получить возможность стать полноправным участником диалога, а не пассивным слушателем; реальные преимущества экономической грамотности могут проявиться лишь в случае тренировки умения применять теоретические знания к широкому кругу экономических вопросов, непосредственно связанных с жизнью каждого из учеников.

Основные критериями оценки результатов работы с применением активных методов становятся: способность учащихся связать теоретические знания с жизненными реалиями, а также — на каком уровне удается актуализировать знания при выполнении конкретных заданий и проектов.

Литература:

  1. Государственные образовательные стандарты непрерывного обязательного образования Республики Узбекистан. Ташкент — 2015.
  2. Деловые игры в экономике: методология и практика: учебное пособие / М. В. Плешакова, Н. В. Чигиринская, Л. С. Шаховская. — М.: КНОРУС, 2008. — 235 с.
  3. Методика преподавания экономических дисциплин: Учебное пособие, Н.Хужаев, П. З. Хашимов, Т. Т. Джураев, О. Б. Гимранова: Ташкент, 2005–140 с.
  4. Долгоруков А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения. http://www.vshu.ru/lections.php?tab_id=3&a=info&id=2600
  5. Зельдович Б. З. Роль активных методов в интенсификации учебного процесса./Инновационные методы в образовании. Сборник материалов международной научно-практической конференции 3–10 мая 2008 г., — Москва: Изд. ИГУМО, 2008.
  6. Юрак С. Система экономического образования и проблемы социализации личности. Журнал «Экономика в школе», 2012, 1.
Основные термины (генерируются автоматически): методов обучения, активных методов, активных методов обучения, обучения основам экономических, основам экономических знаний, ключевых компетенций, интерактивных методов обучения, экономического образования, методы обучения, теоретические знания, применением активных, методов обучения основам, предмету «Основы экономических, Республики Узбекистан, учащихся ключевых компетенций, использования активных методов, знания учащиеся должны, Активные методы обучения, активные методы обучения, формировании ключевых компетенций.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос