К обзору диагностических методик определения модальностей восприятия
Автор: Титова Светлана Сергеевна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
IX международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2016)
Дата публикации: 20.10.2016
Статья просмотрена: 6964 раза
Библиографическое описание:
Титова, С. С. К обзору диагностических методик определения модальностей восприятия / С. С. Титова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 50-53. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/11227/ (дата обращения: 17.12.2024).
Для человека, который не знает, к какой гавани он направляется, ни один ветер не будет попутным
Сенека
Адекватное и целенаправленное осуществление педагогической деятельности всегда сообразно контингенту обучающихся в конкретной группе в рамках конкретной дисциплины. Выбор методов обучения будет уместен после определения модальностей восприятия учащихся. Особенно важен этап идентификации модальных особенностей восприятия обучающихся в сфере культуры и искусства — обучению музыкантов, живописцев, хореографов и пр.
Обратившись к рассмотрению данного вопроса, остановимся на обзоре некоторых методик. Так, существуют тесты на определение/диагностику доминирующей перцептивной модальности.
Одной их таких методик выступает тестовая методика «аудиал, визуал, кинестетик» С. Ефремцевой (Методика на ведущий канал восприятия) [3].
Испытуемым предлагают ответить на 48 вопросов, результатом которого происходит выяснение ведущего типа восприятия информации: визуальный тип (таблица 1), аудиальный тип (таблица 2), кинестетический тип (таблица 3).
Таблица 1
Отличительные признаки |
Визуальный тип |
Способ получения информации |
Посредством зрения — благодаря использованию наглядных пособий или непосредственно наблюдая за тем, как выполняются соответствующие действия |
Восприятие окружающего мира |
Восприимчивы к видимой стороне окружающего мира; испытывают жгучую потребность в том, чтобы мир вокруг них выглядел красиво; легко отвлекаются и впадают в беспокойство при виде беспорядка |
На что обращают внимание при общении с людьми |
На лицо человека, его одежду и внешность |
Речь |
Описывают видимые детали обстановки — цвет, форму, размер и внешний облик вещей |
Движения глаз |
Когда о чем-нибудь размышляют, обычно смотрят в потолок; когда слушают, испытывают потребность смотреть в глаза говорящему и хотят, чтобы те, кто их слушают, также смотрели им в глаза |
Память |
Хорошо запоминают зримые детали обстановки, а также тексты и учебные пособия, представленные в печатном или графическом виде |
Таблица 2
Отличительные признаки |
Аудиальный тип |
Способ получения информации |
Посредством слуха — в процессе разговора, чтения вслух, спора или обмена мнениями со своими собеседниками |
Восприятие окружающего мира |
Испытывают потребность в непрерывной слуховой стимуляции, а когда вокруг тихо, начинают издавать различные звуки — мурлычут себе под нос, свистят или сами с собой разговаривают, но только не тогда, когда они заняты учебой, потому что в эти минуты им необходима тишина; в противном случае им приходится отключаться от раздражающего шума, который исходит от других людей |
На что обращают внимание при общении с людьми |
На имя и фамилию человека, звук его голоса, манеру его речи и сказанные им слова |
Речь |
Описывают звуки и голоса, музыку, звуковые эффекты и шумы, которые можно услышать в окружающей их обстановке, а также пересказывают то, что говорят другие люди |
Движения глаз |
Обычно смотрят то влево, то вправо и лишь изредка и ненадолго заглядывают в глаза говорящему |
Память |
Хорошо запоминают разговоры, музыку и звуки |
Таблица 3
Отличительные признаки |
Кинестетический тип |
Способ получения информации |
Посредством активных движений скелетных мышц — участвуя в подвижных играх и занятиях, экспериментируя, исследуя окружающий мир, при условии, что тело постоянно находится в движении |
Восприятие окружающего мира |
Привыкли к тому, что вокруг них кипит деятельность; им необходим простор для движения; их внимание всегда приковано к движущимся объектам; зачастую их отвлекает и раздражает, когда другие люди не могут усидеть на месте, однако им самим необходимо постоянно двигаться |
На что обращают внимание при общении с людьми |
На то, как другой себя ведет; что он делает и чем занимается |
Речь |
Широко применяют слова, обозначающие движения и действия; говорят в основном о делах, победах и достижениях; как правило, немногословны и быстро переходят к сути дела; часто используют в разговоре свое тело, жесты, пантомимику |
Движения глаз |
Им удобнее всего слушать и размышлять, когда их глаза опущены вниз и в сторону; они практически не смотрят в глаза собеседнику, поскольку именно такое положение глаз позволяет им учиться и одновременно действовать; но если поблизости от них происходит суета, их взгляд неизменно направляется в ту сторону |
Память |
Хорошо запоминают свои и чужие поступки, движения и жесты |
По замечанию автора тестовой методики, несмотря на то, что основных каналов восприятия существует три, человек обрабатывает свой жизненный опыт четырьмя способами. Ведь существует еще и дигитальный канал — некий внутренний монолог, связанный со словами и числами. Дигитал (он же дискрет) — весьма своеобразный и достаточно редко встречающийся типаж, которому свойственно особое восприятие мира.
Выражения эмоций, разговоров о чувствах, красочного описаний картин природы и т. п. от дискретов дождаться сложно. Этот тип ориентирован, прежде всего, на логику, смысл и функциональность.
В ходе проведения данной методики происходит подсчет ответов, на данные 48 вопросов, предложенных автором методики.
Уровни перцептивной модальности (ведущего типа восприятия) рассчитываются:
− 13 и более ответов – высокий;
− 8–12 — средний;
− 7 и менее — низкий.
Второй вариант методики — неформальный тест. По направлению глаз при ответе на абстрактный вопрос. Необходимо при ответе проследить, в какую сторону человек отвел глаза, прежде чем сформулировали ответ. В зависимости от направления взгляда можно сказать, какие образы создает человек: визуальные, аудиальные или кинестетические (тактильные).
Следующая методика — тест Б. А.Левиса, Ф. Пукелика «Определение репрезентативной системы (ведущий канал восприятия, переработки и хранения информации)». Каждое утверждение предложенных пяти блоков данного теста необходимо оценить баллом от 1 до 3. В результате оценивают какая буква преобладает в ответах. Если буква а) визуал; б) аудиал; в) кинестетик.
К ряду методик по интересующей тематике относятся — «Наблюдение ведущей модальности» В.В.Авдеева [1], методика тестирования модальностей Л. Канца, С. Кокова [4], тест А. Адиктова.
Методика А. Р.Лурия, основателя нейропсихологии — пожалуй самая быстрая и относительно простая. Попросите ребенка приложить лист бумаги ко лбу и написать слово КОТ. Если написанное можно прочитать слева направо, то перед вами — визаул. Если написанное читается как ТОК, то перед вами типичный кинестетик.
И еще, известная нам проективная методика М. З.Дукаревич — «Р. Н. Ж» (рисунок несуществующего животного) [2]. Суть методики — наличие неопределённого стимульного материала, которого испытуемому предлагают произвольно структурировать: изображение несуществующего животного и придумывание ему названия. Ограничения: не желательно брать животное из мультфильмов, т. к. оно уже кем-то придумано; вымершие животные тоже не подходят.
Интерпретация результатов: кформальному аспекту относятся:
- семантика расположения в пространстве;
- графологические признаки. Графологические аспекты интерпретации рисунка (два аспекта).
а. Уровень наличных технических средств воплощения образа в графике (анализ характеристик идеомоторного акта). К этому аспекту относится анализ линии.
б. Пространственно-символический аспект. В этом аспекте анализируется направление линии и характер контура.
Содержательный анализ рисунка:
- Центральная смысловая часть фигуры (голова или ее заместители). Значение расположенных на голове деталей, соответствующих органам чувств.
- Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы и пр.). Рассматривается «основательность» этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме.
- Части, поднимающиеся над уровнем фигуры (могут быть функциональными или служить украшением).
- Общая энергия. Оценивается количеством деталей рисунка.
- Тематический аспект. Тематически животные делятся на угрожающих, угрожаемых и нейтральных.
- Необычные детали.
- Творческие возможности.
- Название.
Интересен и тот факт, что в настоящее время существует специализированное учреждение в США (штат Вирджиния) MindFitnessTrainingInstitute — институт, который с 2011 года целенаправленно функционирует по проблемам формирования индивидуального стиля личности, предоставляет профессиональную подготовку и преподавание навыков для повышения производительности и повышения устойчивости к стрессу. Опираясь на продвижение новейших исследований в области работы мозга в соответствии свосприятием человека.
После выявления модальностей уобучаемых (в настоящее время это возможно посредством ряда методик С. Ефремцевой, В. В. Авдеева, А. Р. Лурий, А. Адиктова, М. З. Дукаревич, Л. Какцега и С. Кокова, Б. А. Левиса и Ф. Пукелиса), выбирают сообразные методы обучения.
На наш взгляд, для достижения наиболее верных результатов диагностики, желательно проводить несколько методик данной направленности.
Важным является и учет факта, что важно уметь избегать несовпадения доминирующей сенсорной модальности учащегося с доминирующей системой представлений педагога (Л. М. Митина, А. Ф. Ремеева).
Таким образом, диагностика ведущей модальности у учащихся является ключевым вспомогательным инструментов для достижения педагогом оптимальных условий обучения в его классе.
Литература:
- Авдеев В. В. Методика наблюдений ведущей модальности Режим доступа: http://shkolnie.ru/pshologiya/1400/index.html?page=6 Дата обращения: 12.06.2016
- Дукаревич М. З. Методика «Р. Н. Ж» (рисунок несуществующего животного)Режим доступа: http://art-psychology.ru/about/nesushestvuyushee_jivotnoe.html Дата обращения: 11.06.2016
- Ефремцева С. Методика ведущий канал восприятияРежим доступа: http://psycabi.net/testy/289-test-audial-vizual-kinestetik-diagnostika-dominiruyushchej-pertseptivnoj-modalnosti-s-efremtseva Дата обращения: 12.06.16
- Коков С. Методика быстрого тестирования модальностей / С. Коков, Л. Канц Режим доступа: http://refdb.ru/look/3022089-p18.html Дата обращения: 12.06.2016