Родительский клуб «Мы вместе» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 11. Семейная педагогика

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2016)

Дата публикации: 17.10.2016

Статья просмотрена: 637 раз

Библиографическое описание:

Фомина, Л. К. Родительский клуб «Мы вместе» / Л. К. Фомина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 88-91. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/11208/ (дата обращения: 18.04.2024).



Для того чтобы родители (законные представители) имели реальную возможность оценить свои взаимоотношения с детьми, потренироваться в интерпретации детских проблем, отработать на практике различные навыки взаимоотношений, а также лучше узнать самих себя, на базе учреждения (далее школа-интернат), с целью эффективного взаимодействия семьи и школы в сфере обучения и развития особого ребенка, был создан родительский клуб «Мы вместе».

Программа родительского клуба «Мы вместе» направленна на сотрудничество с семьями обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и направленна на обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов организации и родителей (законных представителей).

Формы психолого-педагогической деятельности родительского клуба.

Инвариантные:

  1. групповые мероприятия для родителей:

− семинары их цель в том, чтобы помочь родителям (законным представителям) усвоить педагогические умения и навыки коррекционно-воспитательной работы с особым ребенком, при этом имеется в виду решение проблем его социализации. Каждый семинар является тренировкой в системе «родитель — социальный педагог своего ребенка»;

− семинары-практикумы;

− консультации дают возможность родителям (законным представителям) более глубокое, объективное представление о проблемах особого ребенка; его личностных особенностях; определить воспитательные и образовательные задачи коррекционной работы, которой им предстоит заниматься);

− тренинги;

− лектории посвящаются рассмотрению психолого-педагогических особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), относящихся к разным клиническим группам, а также организации и основным требованиям, предъявляемым к проведению занятий, к содержанию коррекционной работы с ребенком и т. п.;

− деловые игры.

Вариативные:

  1. подгрупповые мероприятия для дифференцированных групп родителей (законных представителей) в соответствии с их запросами:

− индивидуальные консультации для родителей (законных представителей);

− индивидуальная работа с родителями (законными представителями) и их детьми по выявлению, профилактике и коррекции различных отклонений;

− совместные детско-родительские встречи в различных формах: занятия, урок, игровые упражнения, досуговые мероприятия.

Деятельность родительского клуба «Мы вместе» осуществляется согласно разработанной модели с учётом потребностей и запросов семей воспитывающих обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), посещающих школу-интернат.

Созданный при школе-интернате родительский клуб, поможет родителям (законным представителям) преодолеть барьер единого пространства семьи и школы.

Членами клуба являются родители (мамы, папы, прародители, законные представители) любой возрастной категории.

При организации комплекса мероприятий, направленных на взаимодействие школы-интерната и семей воспитывающих обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) мы опирались на следующие принципы:

− Принцип взаимопомощи. Конечно же, в педагогах родители (законные представители) всегда должны видеть помощников, таких людей которые готовы оказать им личную поддержку и прийти им на помощь;

− Принцип терпимости. Педагогам необходимо проявлять деликатность, терпимость, учитывать точку зрения родителей (законных представителей);

− Принцип уникальности личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Донести до родителей (законных представителей) то, что особенный ребенок — уникальная личность, поэтому не стоит сравнивать его с другими детьми.

− Принцип осознанности.

Только общими усилиями, педагога и родителя (законного представителя), можно помочь особому ребенку. Педагогам необходимо с уважением и пониманием относиться к родителям (законным представителям).

Реализация программы родительского клуба «Мы вместе» подразумевает несколько направлений:

− работа с родителями (законными представителями) и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

− специалистами школы-интерната.

Ресурсное обеспечение родительского клуба «Мы вместе».

Рис. 1.

Мероприятия по коррекции детско-родительских отношений семей воспитывающих обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проводятся один раз в месяц по 1–1,5 часа. По нашему мнению, включение родителей (законных представителей) в педагогический процесс, позволит скорректировать детско-родительские отношения между родителями (законными представителями) и обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Все специалисты (директор, заместитель директора по УР и ВР, методист, учитель, учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель по адаптированной физической культуре, музыкальный руководитель, социальный педагог, тьютер) имеют свои обязанности в ходе реализации деятельности родительского клуба «Мы вместе».

Директор — общее руководство.

Заместитель директора по УР иВР — осуществляет методическую и профессиональную поддержку специалистов.

Методист — обеспечивает учет, сохранность, пополнение материально технической базы, соблюдение правил охраны труда, учет и хранение документации.

Учитель в своей деятельности, использует приемы, средства и методы социально-педагогической реабилитации детей. Развитие интеллектуальных сил и способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), эмоционально-волевой и действенно-практической сферы его психики.

Учитель-дефектолог — проводит диагностику и определяет пути профилактики и координации психических нарушений. Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в психическом развитии обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Проводит консультации педагогических работников и родителей (законных представителей) по применению специальных приемов и методов по оказанию помощи обучающимся. В свою очередь, строит обучение детей на уровне их реальных познавательных возможностях.

Учитель-логопед — проводит обследование обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и выявляет речевые нарушения. Изучает уровень речевого и познавательного развития, а также находит индивидуально-типологические особенности особых детей.

Составляет заключение по результатам логопедического обследования, координирует усилия родителей (законных представителей) по работе с ребенком, и осуществляет контроль за качеством проведения речевой работы с обучающимися.

Педагог— психолог — обеспечивает психологическую поддержку, предоставляет социально-психологические услуги, а так же:

− осуществляет психологический анализ социальной ситуации в процессе деятельности родительского клуба «Мы вместе», выявляет основные проблемы между участниками родительского клуба, их причины возникновения и находит пути их разрешения;

− содействует личностному и интеллектуальному развитию обучающихся и родителей (законных представителей) в процессе деятельности родительского клуба;

− непосредственно формирует у обучающихся способность к контролю и самоорганизации;

− содействует деятельности родительского клуба в гармонизации социально-психологического климата;

− осуществляет психологическое просвещение родителей (законных представителей).

Учитель по адаптированной физической культуре — проводит групповые и индивидуальные занятия с обучающимися и родителями (законными представителями). Использует средства и методы физической культуры для проведения образовательной, воспитательной, рекреационно-досуговой, оздоровительной работы, направленной на максимальную коррекцию отклонений в развитии и здоровье, на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности. Способствует социализации обучающихся, расширению круга их общения в процессе учебно-тренировочной и соревновательной деятельности, формированию общей культуры и физической культуры личности, максимальному саморазвитию и самосовершенствованию обучающихся.

Педагог-организаторорганизует музыкальное сопровождение в процессе проведения мероприятий родительского клуба «Мы вместе». Осуществляет развитие музыкальных способностей семей.

Социальный педагогосуществляет домашнее визитирование.

Тьютерорганизует процесс индивидуальной работы с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и их родителями (законными представителями) по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов; организует их персональное сопровождение в образовательном пространстве. Сопровождает процесс формирования их личности (помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее). Организует взаимодействие с родителями (законными представителями), по выявлению, формированию и развитию познавательных интересов обучающихся, анализирует и обсуждает с ними ход дальнейшей работы.

В ходе консультирования должна быть налажена четкая работа всех специалистов, принимающих в нем участие, их взаимосвязь и взаимодействие.

Таким образом, на основе работы родительского клуба «Мы вместе», нами была разработана модель по формированию детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Были разработаны формы по работе с семьями.

Ожидаемые результаты деятельности родительского клуба.

Работа родительского клуба позволит обеспечить:

− повышение педагогической культуры;

− повышения уровня социально — педагогической грамотности;

− выявления положительного опыта семейного воспитания;

− приобретения новых знаний и умений;

− повышение культуры и навыков взаимодействия с взрослым;

− повышение культурного уровня семьи в вопросах воспитания и обучения умственно отсталого обучающегося.

Механизмы реализации.

Организуя свою работу, специалисты создают условия для оптимизации работы школы-интерната и семей, воспитывающих обучающегося с умственно отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Работа строится с учетом возрастных критериев.

Специалисты способствуют активному включению родителей (законных представителей) в коррекционно-образовательный и коррекционно-воспитательный процесс, а так же развивают активность взрослых, через побуждение к совместной деятельности.

Этапы организации программы родительского клуба «Мы вместе».

  1. Организационно-аналитический (сентябрь).

Цель: теоретически изучить и экспериментально проанализировать состояние проблемы, связанной с формированием детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Задачи:

  1. Создание банка данных о семьях, воспитывающих обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
  2. Выявление типа детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

На данном этапе идет подготовка образовательного учреждения и специалистов к реализации поставленных целей. Так же, написание устава родительского клуба, проводится подбор диагностического инструментария, создается эмблема клуба, пишется гимн.

  1. Практике — ориентированный (октябрь-апрель).

Цель: сформировать оптимальные детско-родительские отношения в семьях, воспитывающих обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Задачи:

  1. Разработка пакета документов родительского клуба «Мы вместе».
  2. Разработка методического обеспечения по формированию положения субъекта в системе межличностных отношений и характера коммуникаций в семье, воспитывающей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

На данном этапе проект наполняется содержанием, подбираются и разрабатываются разнообразные формы и методы сотрудничества, способствующие выстраиванию четкой модели взаимодействия образовательного учреждения и семьи, воспитывающих обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Составлением пакетов документов (положение, перспективное планирование и т. д.).

  1. Рефлексивно-диагностический (май).

Цель: выявить итоги реализации программы деятельности родительского клуба «Мы вместе».

Задачи:

  1. Оценка качества деятельности в ходе реализации программы родительского клуба «Мы вместе».
  2. Определение перспектив развития деятельности родительского клуба «Мы вместе».

На третьем этапе проходит:

− обмен опыта и активизация общения родителей по вопросам формирования детско-родительских отношений в семьях, воспитывающихобучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

определения удовлетворенности семей результатами работы родительского клуба «Мы вместе».

Основные термины (генерируются автоматически): родительский клуб, умственная отсталость, нарушение, представитель, родитель, обучающийся, особый ребенок, семья, ребенок, социальный педагог.

Похожие статьи

Взаимодействие воспитателя с особым ребёнком и его...

родитель, социальная адаптация, умственная отсталость, контакт, негативное поведение, ребенок, самостоятельная жизнь, современный воспитатель.

Взаимодействие родителя и «особого» ребенка: проект...

Мы понимаем, что формирование межличностных доверительных отношений «родительребенок» в семьях, воспитывающих детей с тяжёлой умственной отсталостью достаточно сложно, но тем не менее это возможно...

Особенности работы с семьей, воспитывающей «особого» ребенка

з) взаимодействие педагогов и родителей в педагогическом процессе. Помощь специалиста в воспитании «особого ребенка» в семье должна проходить с некоторыми правилами.

Научное исследование степени эмоциональных состояний...

Семья, в которой родился ребенок с умственной отсталостью, находится в условиях психотравматической ситуации. По данным исследования Р. Ф. Майрамяна, сообщения об интеллектуальных нарушениях ребенка вызывает у 65 % матерей острые эмоциональные...

Ребенок с трудностями в обучении и воспитании...

У таких ребят очень часты нарушения поведенческого характера, нет взаимопонимания в семье («неблагополучные семьи»).

Это явление Л. С. Выготский называл «социальным вывихом», имея ввиду, что умственно отсталому ребенку трудно осваивать имеющийся социальный и...

Помощь ребенку с тяжелым нарушением интеллекта

ребенок, нарушение, часть детей, обучение детей, социальное взаимодействие, сенсорная сфера, глубокая умственная отсталость, психическое недоразвитие, множественное нарушение развития, эмоционально-волевая...

Рекомендации матерям, воспитывающим детей...

Как справиться с проблемой, когда в семье появился ребенок с интеллектуальными нарушениями

240 с. 2. Портал психологических изданий PsyJournals.ru [Электронный ресурс]: Особенности родительских позиций в семье с умственно отсталым ребенком...

Особенности работы с детьми, имеющими тяжелые...

ребенок, физическое развитие, сложный дефект, нарушение, обучение детей, умственная отсталость, развитие речи, окружающий мир, программа, интеллектуальное развитие. Обсуждение. Социальные комментарии Cackle.

Теоретические аспекты проблемы коррекции нарушений...

Вопрос о поведении детей всегда актуален для педагогов и психологов.

Проблема изучения основных факторов нарушений поведения у умственно отсталых детей

Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков: / Д. Н. Исаев.-СПб.

Похожие статьи

Взаимодействие воспитателя с особым ребёнком и его...

родитель, социальная адаптация, умственная отсталость, контакт, негативное поведение, ребенок, самостоятельная жизнь, современный воспитатель.

Взаимодействие родителя и «особого» ребенка: проект...

Мы понимаем, что формирование межличностных доверительных отношений «родительребенок» в семьях, воспитывающих детей с тяжёлой умственной отсталостью достаточно сложно, но тем не менее это возможно...

Особенности работы с семьей, воспитывающей «особого» ребенка

з) взаимодействие педагогов и родителей в педагогическом процессе. Помощь специалиста в воспитании «особого ребенка» в семье должна проходить с некоторыми правилами.

Научное исследование степени эмоциональных состояний...

Семья, в которой родился ребенок с умственной отсталостью, находится в условиях психотравматической ситуации. По данным исследования Р. Ф. Майрамяна, сообщения об интеллектуальных нарушениях ребенка вызывает у 65 % матерей острые эмоциональные...

Ребенок с трудностями в обучении и воспитании...

У таких ребят очень часты нарушения поведенческого характера, нет взаимопонимания в семье («неблагополучные семьи»).

Это явление Л. С. Выготский называл «социальным вывихом», имея ввиду, что умственно отсталому ребенку трудно осваивать имеющийся социальный и...

Помощь ребенку с тяжелым нарушением интеллекта

ребенок, нарушение, часть детей, обучение детей, социальное взаимодействие, сенсорная сфера, глубокая умственная отсталость, психическое недоразвитие, множественное нарушение развития, эмоционально-волевая...

Рекомендации матерям, воспитывающим детей...

Как справиться с проблемой, когда в семье появился ребенок с интеллектуальными нарушениями

240 с. 2. Портал психологических изданий PsyJournals.ru [Электронный ресурс]: Особенности родительских позиций в семье с умственно отсталым ребенком...

Особенности работы с детьми, имеющими тяжелые...

ребенок, физическое развитие, сложный дефект, нарушение, обучение детей, умственная отсталость, развитие речи, окружающий мир, программа, интеллектуальное развитие. Обсуждение. Социальные комментарии Cackle.

Теоретические аспекты проблемы коррекции нарушений...

Вопрос о поведении детей всегда актуален для педагогов и психологов.

Проблема изучения основных факторов нарушений поведения у умственно отсталых детей

Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков: / Д. Н. Исаев.-СПб.