Родительский клуб «Мы вместе»
Автор: Фомина Любовь Константиновна
Рубрика: 11. Семейная педагогика
Опубликовано в
IX международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2016)
Дата публикации: 17.10.2016
Статья просмотрена: 671 раз
Библиографическое описание:
Фомина, Л. К. Родительский клуб «Мы вместе» / Л. К. Фомина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 88-91. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/11208/ (дата обращения: 16.11.2024).
Для того чтобы родители (законные представители) имели реальную возможность оценить свои взаимоотношения с детьми, потренироваться в интерпретации детских проблем, отработать на практике различные навыки взаимоотношений, а также лучше узнать самих себя, на базе учреждения (далее школа-интернат), с целью эффективного взаимодействия семьи и школы в сфере обучения и развития особого ребенка, был создан родительский клуб «Мы вместе».
Программа родительского клуба «Мы вместе» направленна на сотрудничество с семьями обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и направленна на обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов организации и родителей (законных представителей).
Формы психолого-педагогической деятельности родительского клуба.
Инвариантные:
- групповые мероприятия для родителей:
− семинары их цель в том, чтобы помочь родителям (законным представителям) усвоить педагогические умения и навыки коррекционно-воспитательной работы с особым ребенком, при этом имеется в виду решение проблем его социализации. Каждый семинар является тренировкой в системе «родитель — социальный педагог своего ребенка»;
− семинары-практикумы;
− консультации дают возможность родителям (законным представителям) более глубокое, объективное представление о проблемах особого ребенка; его личностных особенностях; определить воспитательные и образовательные задачи коррекционной работы, которой им предстоит заниматься);
− тренинги;
− лектории посвящаются рассмотрению психолого-педагогических особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), относящихся к разным клиническим группам, а также организации и основным требованиям, предъявляемым к проведению занятий, к содержанию коррекционной работы с ребенком и т. п.;
− деловые игры.
Вариативные:
- подгрупповые мероприятия для дифференцированных групп родителей (законных представителей) в соответствии с их запросами:
− индивидуальные консультации для родителей (законных представителей);
− индивидуальная работа с родителями (законными представителями) и их детьми по выявлению, профилактике и коррекции различных отклонений;
− совместные детско-родительские встречи в различных формах: занятия, урок, игровые упражнения, досуговые мероприятия.
Деятельность родительского клуба «Мы вместе» осуществляется согласно разработанной модели с учётом потребностей и запросов семей воспитывающих обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), посещающих школу-интернат.
Созданный при школе-интернате родительский клуб, поможет родителям (законным представителям) преодолеть барьер единого пространства семьи и школы.
Членами клуба являются родители (мамы, папы, прародители, законные представители) любой возрастной категории.
При организации комплекса мероприятий, направленных на взаимодействие школы-интерната и семей воспитывающих обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) мы опирались на следующие принципы:
− Принцип взаимопомощи. Конечно же, в педагогах родители (законные представители) всегда должны видеть помощников, таких людей которые готовы оказать им личную поддержку и прийти им на помощь;
− Принцип терпимости. Педагогам необходимо проявлять деликатность, терпимость, учитывать точку зрения родителей (законных представителей);
− Принцип уникальности личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Донести до родителей (законных представителей) то, что особенный ребенок — уникальная личность, поэтому не стоит сравнивать его с другими детьми.
− Принцип осознанности.
Только общими усилиями, педагога и родителя (законного представителя), можно помочь особому ребенку. Педагогам необходимо с уважением и пониманием относиться к родителям (законным представителям).
Реализация программы родительского клуба «Мы вместе» подразумевает несколько направлений:
− работа с родителями (законными представителями) и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
− специалистами школы-интерната.
Ресурсное обеспечение родительского клуба «Мы вместе».
Рис. 1.
Мероприятия по коррекции детско-родительских отношений семей воспитывающих обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проводятся один раз в месяц по 1–1,5 часа. По нашему мнению, включение родителей (законных представителей) в педагогический процесс, позволит скорректировать детско-родительские отношения между родителями (законными представителями) и обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Все специалисты (директор, заместитель директора по УР и ВР, методист, учитель, учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель по адаптированной физической культуре, музыкальный руководитель, социальный педагог, тьютер) имеют свои обязанности в ходе реализации деятельности родительского клуба «Мы вместе».
Директор — общее руководство.
Заместитель директора по УР иВР — осуществляет методическую и профессиональную поддержку специалистов.
Методист — обеспечивает учет, сохранность, пополнение материально технической базы, соблюдение правил охраны труда, учет и хранение документации.
Учитель в своей деятельности, использует приемы, средства и методы социально-педагогической реабилитации детей. Развитие интеллектуальных сил и способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), эмоционально-волевой и действенно-практической сферы его психики.
Учитель-дефектолог — проводит диагностику и определяет пути профилактики и координации психических нарушений. Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в психическом развитии обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Проводит консультации педагогических работников и родителей (законных представителей) по применению специальных приемов и методов по оказанию помощи обучающимся. В свою очередь, строит обучение детей на уровне их реальных познавательных возможностях.
Учитель-логопед — проводит обследование обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и выявляет речевые нарушения. Изучает уровень речевого и познавательного развития, а также находит индивидуально-типологические особенности особых детей.
Составляет заключение по результатам логопедического обследования, координирует усилия родителей (законных представителей) по работе с ребенком, и осуществляет контроль за качеством проведения речевой работы с обучающимися.
Педагог— психолог — обеспечивает психологическую поддержку, предоставляет социально-психологические услуги, а так же:
− осуществляет психологический анализ социальной ситуации в процессе деятельности родительского клуба «Мы вместе», выявляет основные проблемы между участниками родительского клуба, их причины возникновения и находит пути их разрешения;
− содействует личностному и интеллектуальному развитию обучающихся и родителей (законных представителей) в процессе деятельности родительского клуба;
− непосредственно формирует у обучающихся способность к контролю и самоорганизации;
− содействует деятельности родительского клуба в гармонизации социально-психологического климата;
− осуществляет психологическое просвещение родителей (законных представителей).
Учитель по адаптированной физической культуре — проводит групповые и индивидуальные занятия с обучающимися и родителями (законными представителями). Использует средства и методы физической культуры для проведения образовательной, воспитательной, рекреационно-досуговой, оздоровительной работы, направленной на максимальную коррекцию отклонений в развитии и здоровье, на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности. Способствует социализации обучающихся, расширению круга их общения в процессе учебно-тренировочной и соревновательной деятельности, формированию общей культуры и физической культуры личности, максимальному саморазвитию и самосовершенствованию обучающихся.
Педагог-организатор— организует музыкальное сопровождение в процессе проведения мероприятий родительского клуба «Мы вместе». Осуществляет развитие музыкальных способностей семей.
Социальный педагог— осуществляет домашнее визитирование.
Тьютер— организует процесс индивидуальной работы с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и их родителями (законными представителями) по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов; организует их персональное сопровождение в образовательном пространстве. Сопровождает процесс формирования их личности (помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее). Организует взаимодействие с родителями (законными представителями), по выявлению, формированию и развитию познавательных интересов обучающихся, анализирует и обсуждает с ними ход дальнейшей работы.
В ходе консультирования должна быть налажена четкая работа всех специалистов, принимающих в нем участие, их взаимосвязь и взаимодействие.
Таким образом, на основе работы родительского клуба «Мы вместе», нами была разработана модель по формированию детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Были разработаны формы по работе с семьями.
Ожидаемые результаты деятельности родительского клуба.
Работа родительского клуба позволит обеспечить:
− повышение педагогической культуры;
− повышения уровня социально — педагогической грамотности;
− выявления положительного опыта семейного воспитания;
− приобретения новых знаний и умений;
− повышение культуры и навыков взаимодействия с взрослым;
− повышение культурного уровня семьи в вопросах воспитания и обучения умственно отсталого обучающегося.
Механизмы реализации.
Организуя свою работу, специалисты создают условия для оптимизации работы школы-интерната и семей, воспитывающих обучающегося с умственно отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Работа строится с учетом возрастных критериев.
Специалисты способствуют активному включению родителей (законных представителей) в коррекционно-образовательный и коррекционно-воспитательный процесс, а так же развивают активность взрослых, через побуждение к совместной деятельности.
Этапы организации программы родительского клуба «Мы вместе».
- Организационно-аналитический (сентябрь).
Цель: теоретически изучить и экспериментально проанализировать состояние проблемы, связанной с формированием детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Задачи:
- Создание банка данных о семьях, воспитывающих обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
- Выявление типа детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
На данном этапе идет подготовка образовательного учреждения и специалистов к реализации поставленных целей. Так же, написание устава родительского клуба, проводится подбор диагностического инструментария, создается эмблема клуба, пишется гимн.
- Практике — ориентированный (октябрь-апрель).
Цель: сформировать оптимальные детско-родительские отношения в семьях, воспитывающих обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Задачи:
- Разработка пакета документов родительского клуба «Мы вместе».
- Разработка методического обеспечения по формированию положения субъекта в системе межличностных отношений и характера коммуникаций в семье, воспитывающей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
На данном этапе проект наполняется содержанием, подбираются и разрабатываются разнообразные формы и методы сотрудничества, способствующие выстраиванию четкой модели взаимодействия образовательного учреждения и семьи, воспитывающих обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Составлением пакетов документов (положение, перспективное планирование и т. д.).
- Рефлексивно-диагностический (май).
Цель: выявить итоги реализации программы деятельности родительского клуба «Мы вместе».
Задачи:
- Оценка качества деятельности в ходе реализации программы родительского клуба «Мы вместе».
- Определение перспектив развития деятельности родительского клуба «Мы вместе».
На третьем этапе проходит:
− обмен опыта и активизация общения родителей по вопросам формирования детско-родительских отношений в семьях, воспитывающихобучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
− определения удовлетворенности семей результатами работы родительского клуба «Мы вместе».