Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Родительский клуб «Мы вместе»

11. Семейная педагогика
17.10.2016
679
Поделиться
Библиографическое описание
Фомина, Л. К. Родительский клуб «Мы вместе» / Л. К. Фомина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 88-91. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/11208/.


Для того чтобы родители (законные представители) имели реальную возможность оценить свои взаимоотношения с детьми, потренироваться в интерпретации детских проблем, отработать на практике различные навыки взаимоотношений, а также лучше узнать самих себя, на базе учреждения (далее школа-интернат), с целью эффективного взаимодействия семьи и школы в сфере обучения и развития особого ребенка, был создан родительский клуб «Мы вместе».

Программа родительского клуба «Мы вместе» направленна на сотрудничество с семьями обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и направленна на обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов организации и родителей (законных представителей).

Формы психолого-педагогической деятельности родительского клуба.

Инвариантные:

  1. групповые мероприятия для родителей:

− семинары их цель в том, чтобы помочь родителям (законным представителям) усвоить педагогические умения и навыки коррекционно-воспитательной работы с особым ребенком, при этом имеется в виду решение проблем его социализации. Каждый семинар является тренировкой в системе «родитель — социальный педагог своего ребенка»;

− семинары-практикумы;

− консультации дают возможность родителям (законным представителям) более глубокое, объективное представление о проблемах особого ребенка; его личностных особенностях; определить воспитательные и образовательные задачи коррекционной работы, которой им предстоит заниматься);

− тренинги;

− лектории посвящаются рассмотрению психолого-педагогических особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), относящихся к разным клиническим группам, а также организации и основным требованиям, предъявляемым к проведению занятий, к содержанию коррекционной работы с ребенком и т. п.;

− деловые игры.

Вариативные:

  1. подгрупповые мероприятия для дифференцированных групп родителей (законных представителей) в соответствии с их запросами:

− индивидуальные консультации для родителей (законных представителей);

− индивидуальная работа с родителями (законными представителями) и их детьми по выявлению, профилактике и коррекции различных отклонений;

− совместные детско-родительские встречи в различных формах: занятия, урок, игровые упражнения, досуговые мероприятия.

Деятельность родительского клуба «Мы вместе» осуществляется согласно разработанной модели с учётом потребностей и запросов семей воспитывающих обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), посещающих школу-интернат.

Созданный при школе-интернате родительский клуб, поможет родителям (законным представителям) преодолеть барьер единого пространства семьи и школы.

Членами клуба являются родители (мамы, папы, прародители, законные представители) любой возрастной категории.

При организации комплекса мероприятий, направленных на взаимодействие школы-интерната и семей воспитывающих обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) мы опирались на следующие принципы:

− Принцип взаимопомощи. Конечно же, в педагогах родители (законные представители) всегда должны видеть помощников, таких людей которые готовы оказать им личную поддержку и прийти им на помощь;

− Принцип терпимости. Педагогам необходимо проявлять деликатность, терпимость, учитывать точку зрения родителей (законных представителей);

− Принцип уникальности личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Донести до родителей (законных представителей) то, что особенный ребенок — уникальная личность, поэтому не стоит сравнивать его с другими детьми.

− Принцип осознанности.

Только общими усилиями, педагога и родителя (законного представителя), можно помочь особому ребенку. Педагогам необходимо с уважением и пониманием относиться к родителям (законным представителям).

Реализация программы родительского клуба «Мы вместе» подразумевает несколько направлений:

− работа с родителями (законными представителями) и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

− специалистами школы-интерната.

Ресурсное обеспечение родительского клуба «Мы вместе».

Рис. 1.

Мероприятия по коррекции детско-родительских отношений семей воспитывающих обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проводятся один раз в месяц по 1–1,5 часа. По нашему мнению, включение родителей (законных представителей) в педагогический процесс, позволит скорректировать детско-родительские отношения между родителями (законными представителями) и обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Все специалисты (директор, заместитель директора по УР и ВР, методист, учитель, учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель по адаптированной физической культуре, музыкальный руководитель, социальный педагог, тьютер) имеют свои обязанности в ходе реализации деятельности родительского клуба «Мы вместе».

Директор — общее руководство.

Заместитель директора по УР иВР — осуществляет методическую и профессиональную поддержку специалистов.

Методист — обеспечивает учет, сохранность, пополнение материально технической базы, соблюдение правил охраны труда, учет и хранение документации.

Учитель в своей деятельности, использует приемы, средства и методы социально-педагогической реабилитации детей. Развитие интеллектуальных сил и способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), эмоционально-волевой и действенно-практической сферы его психики.

Учитель-дефектолог — проводит диагностику и определяет пути профилактики и координации психических нарушений. Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в психическом развитии обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Проводит консультации педагогических работников и родителей (законных представителей) по применению специальных приемов и методов по оказанию помощи обучающимся. В свою очередь, строит обучение детей на уровне их реальных познавательных возможностях.

Учитель-логопед — проводит обследование обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и выявляет речевые нарушения. Изучает уровень речевого и познавательного развития, а также находит индивидуально-типологические особенности особых детей.

Составляет заключение по результатам логопедического обследования, координирует усилия родителей (законных представителей) по работе с ребенком, и осуществляет контроль за качеством проведения речевой работы с обучающимися.

Педагог— психолог — обеспечивает психологическую поддержку, предоставляет социально-психологические услуги, а так же:

− осуществляет психологический анализ социальной ситуации в процессе деятельности родительского клуба «Мы вместе», выявляет основные проблемы между участниками родительского клуба, их причины возникновения и находит пути их разрешения;

− содействует личностному и интеллектуальному развитию обучающихся и родителей (законных представителей) в процессе деятельности родительского клуба;

− непосредственно формирует у обучающихся способность к контролю и самоорганизации;

− содействует деятельности родительского клуба в гармонизации социально-психологического климата;

− осуществляет психологическое просвещение родителей (законных представителей).

Учитель по адаптированной физической культуре — проводит групповые и индивидуальные занятия с обучающимися и родителями (законными представителями). Использует средства и методы физической культуры для проведения образовательной, воспитательной, рекреационно-досуговой, оздоровительной работы, направленной на максимальную коррекцию отклонений в развитии и здоровье, на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности. Способствует социализации обучающихся, расширению круга их общения в процессе учебно-тренировочной и соревновательной деятельности, формированию общей культуры и физической культуры личности, максимальному саморазвитию и самосовершенствованию обучающихся.

Педагог-организаторорганизует музыкальное сопровождение в процессе проведения мероприятий родительского клуба «Мы вместе». Осуществляет развитие музыкальных способностей семей.

Социальный педагогосуществляет домашнее визитирование.

Тьютерорганизует процесс индивидуальной работы с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и их родителями (законными представителями) по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов; организует их персональное сопровождение в образовательном пространстве. Сопровождает процесс формирования их личности (помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее). Организует взаимодействие с родителями (законными представителями), по выявлению, формированию и развитию познавательных интересов обучающихся, анализирует и обсуждает с ними ход дальнейшей работы.

В ходе консультирования должна быть налажена четкая работа всех специалистов, принимающих в нем участие, их взаимосвязь и взаимодействие.

Таким образом, на основе работы родительского клуба «Мы вместе», нами была разработана модель по формированию детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Были разработаны формы по работе с семьями.

Ожидаемые результаты деятельности родительского клуба.

Работа родительского клуба позволит обеспечить:

− повышение педагогической культуры;

− повышения уровня социально — педагогической грамотности;

− выявления положительного опыта семейного воспитания;

− приобретения новых знаний и умений;

− повышение культуры и навыков взаимодействия с взрослым;

− повышение культурного уровня семьи в вопросах воспитания и обучения умственно отсталого обучающегося.

Механизмы реализации.

Организуя свою работу, специалисты создают условия для оптимизации работы школы-интерната и семей, воспитывающих обучающегося с умственно отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Работа строится с учетом возрастных критериев.

Специалисты способствуют активному включению родителей (законных представителей) в коррекционно-образовательный и коррекционно-воспитательный процесс, а так же развивают активность взрослых, через побуждение к совместной деятельности.

Этапы организации программы родительского клуба «Мы вместе».

  1. Организационно-аналитический (сентябрь).

Цель: теоретически изучить и экспериментально проанализировать состояние проблемы, связанной с формированием детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Задачи:

  1. Создание банка данных о семьях, воспитывающих обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
  2. Выявление типа детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

На данном этапе идет подготовка образовательного учреждения и специалистов к реализации поставленных целей. Так же, написание устава родительского клуба, проводится подбор диагностического инструментария, создается эмблема клуба, пишется гимн.

  1. Практике — ориентированный (октябрь-апрель).

Цель: сформировать оптимальные детско-родительские отношения в семьях, воспитывающих обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Задачи:

  1. Разработка пакета документов родительского клуба «Мы вместе».
  2. Разработка методического обеспечения по формированию положения субъекта в системе межличностных отношений и характера коммуникаций в семье, воспитывающей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

На данном этапе проект наполняется содержанием, подбираются и разрабатываются разнообразные формы и методы сотрудничества, способствующие выстраиванию четкой модели взаимодействия образовательного учреждения и семьи, воспитывающих обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Составлением пакетов документов (положение, перспективное планирование и т. д.).

  1. Рефлексивно-диагностический (май).

Цель: выявить итоги реализации программы деятельности родительского клуба «Мы вместе».

Задачи:

  1. Оценка качества деятельности в ходе реализации программы родительского клуба «Мы вместе».
  2. Определение перспектив развития деятельности родительского клуба «Мы вместе».

На третьем этапе проходит:

− обмен опыта и активизация общения родителей по вопросам формирования детско-родительских отношений в семьях, воспитывающихобучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

определения удовлетворенности семей результатами работы родительского клуба «Мы вместе».

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный