Автор: Аккулова Саодат Хаматовна

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2016)

Дата публикации: 17.10.2016

Статья просмотрена: 68 раз

Библиографическое описание:

Аккулова С. Х. Инновационные педагогические технологии в преподавании предметов общественно-гуманитарного цикла [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 164-166.



Возникает закономерный вопрос, чему и как учит педагог в школе нового, инновационного типа? Современная, инновационная школа должна быть школой доверия, толерантности, миролюбия, диалога культур и психологического комфорта. В сегодняшней инновационной школе должны создаваться все условия для успешной социализации личности и развития творческого потенциала, поддержки индивидуального развития детей и подростков, развития одаренности. Говоря о инновационной школе, мы говорим о педагоге нового типа, нового образца, нового формата. Для того чтобы школа начала «жить» другой, инновационной жизнью, в первую очередь учитель и его сознание должны перестроиться чтобы открыться для преобразований. Сегодня специальная литература предлагает множество методов и средств обучения в школе. Но как выбрать именно тот метод, который повысит качество образования, заинтересует учащихся, и позволит в будущем с выбором профессии? В помощь педагогу предлагается метод обучения, который позволит качественно и эффективно проводить уроки и получать хороший результат.

Одной из ключевых идей модернизации образования в последние годы стала идея формирования компетенций, проявляющихся в умении учащихся интегрировать, переносить и использовать знания в различных жизненных ситуациях. Это три группы компетенций: личностные, метапредметные и предметные.

Далее речь пойдет о таком обучении, как «метапредметное обучение». Что же это за метод обучения? Какой он дает результат и для учителя, и для учащихся?

Сегодня понятия “метапредмет” и “метапредметное обучение” приобретают особую популярность. Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход закладывается в основу новых стандартов.

Результатом метапредметного обучения является развитие мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия. Технология метапредметного обучения разрабатывалась научной группой под руководством доктора психологических наук Юрия Громыко с 1990 года.

Что же такое метапредмет? “Мета” — “за”, “через”, “над”, то есть выход за рамки собственно предмета. Метапредмет основан на интеграции, на универсальных знаниях. Метапредмет — учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала; это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. В качестве метапредметов Громыко Ю. В. были выделены: “Знание”, “Знак”, “Проблема”, “Задача”, “Слово” и др.

В рамках метапредмета “Знание” у обучающихся формируется способность работать с понятиями как особой формой знания. Изучая строение ключевых понятий, воспроизводя их в мышлении, учащиеся осваивают универсальные техники работы с понятием на любом предметном материале. Например, термин «легитимный», т. е. «законный», он встречается и в учебнике «Основы государства и права» (8 класс), и в учебнике «Основы конституционного права» (9 класс), и его можно использовать на уроках по истории, «Национальная идея» и экономика. Применяя энциклопедические термины, умея объяснить их содержание, ученик развивает речь, расширяет горизонт знаний и закладывает основы универсальных знаний.

Метапредмет “Проблема” задаёт образец решения проблемы, формирует способы выхода из сложившейся ситуации. Например, на уроках «Основы государства и права» (8 класс) и «Основы конституционного права» (9 класс), учащимся предлагаются задания, которые они должны выполнить самостоятельно и предложить правильное решение. Например, «Каким образом право оказывает влияние на экономику? Какими качествами и знаниями должен обладать человек, чтобы успешно заниматься предпринимательской деятельностью? Какие при этом должны быть созданы условия в стране, чтобы все желающие могли принять участие в развитии рыночных отношений?» Здесь учащиеся самостоятельно размышляя, находят ответ.

Метапредметный подход не означает замену предметного обучения метапредметным. Метапредметная связь на уроке — это не просто интеграция, дополнение одной науки другой, это своеобразный синтез знаний, умений и навыков, это формирование видения мира, понимание места и роли человека в нём, формирование компетенций, которые будут использованы в дальнейшей практике.

В соответствии с требованиями современной, инновационной школы, с требованиями сегодняшнего дня, структура и содержание школьной системы должна быть направлена на достижение следующих метапредметных результатов освоения основной образовательной программы: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления, освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Для достижения личностных результатов в 8 и 9 классах введены соответствующие разделы и темы, разнообразные по форме и содержанию тексты, упражнения, задания, тесты, опорные конспекты.

Например, в 9 классе «Основы конституционного права», — это разделы: «Конституция — основной закон государства», «Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина», «Общество и личность», «Конституция — правовая гарантия развития демократии в стране», а также тексты и задания по ознакомлению с нормативно-правовой базой Республики Узбекистан, некоторые законы государства, исторические справки, краткое содержание средневековых исторических документов, относящихся к системе права. Система таких заданий позволяет учащимся знакомится с новым предметом и выбирать будущую профессию.

В учебнике «Основы конституционного права» за 9 класс, дана тема «Выборы депутатов и сенаторов Олий Мажлиса Республики Узбекистан». Здесь представлены разнообразные по форме и содержанию упражнения и задания, выполняя которые учащиеся формируют у себя определенные практические навыки.

В учебниках «Основы государства и права» и «Основы конституционного права» (8–9 кл.) на шмуцтитулах каждого раздела сформулированы основные цели и задачи учебной деятельности, что позволяет учащимся узнать, чему конкретно они будут учиться, изучая данный раздел. В начале каждого урока представлены цели и задачи учебной деятельности на данном уроке. Это помогает ученикам видеть перспективу работы по теме и соотносить конкретные цели каждого урока с конечным результатом ее изучения.

Постановка учебной задачи, как правило, показывает учащимся недостаточность имеющихся у них знаний, побуждает их к поиску новых знаний и способов действий, которые они «открывают» в результате применения и использования уже известных способов действий и имеющихся знаний. При такой системе построения материала учебников постепенно формируются умения сначала понимать и принимать познавательную цель, сохранять её при выполнении учебных действий, а затем и самостоятельно формулировать учебную задачу, выстраивать план действия для её последующего решения.

Урок, тема, раздел завершаются заданиями рубрики «Проверь себя», содержание которых способствует организации контрольно-оценочной деятельности, формированию рефлексивной позиции школьника, его волевой саморегуляции. Такая дидактическая структура: общая цель — ее конкретизация в начале каждого урока (или раздела) — реализация поставленных задач в содержании урока (раздела) — творческие проверочные задания способствуют формированию базовых знаний учащихся. Так, в теме «Семья как основа настоящего и будущего общества» (9 класс) одним из приёмов решения учебных проблем являются вопросы для размышления, которые представлены в учебнике. Отвечая на вопросы дети, например, узнают, о высказывании древнеримского философа Сенеки, который говорил, что «Все победы начинаются с побед над самим собой, это — самая высшая власть, порабощенность своим страстям — самое страшное рабство» Учеников просят объяснить это высказывание по отношению к труду, учебе или какому-либо другому занятию. Согласны ли они с этим утверждением? Если да, то почему? Учащиеся включаются в поиск ответа, выдвигая предположения, обсуждая их, находя с помощью учебника и имеющегося их практического опыта необходимую информацию, делая выводы и таким образом, овладевают новыми знаниями.

Проблемы творческого и поискового характера решаются также при работе над учебными проектами и проектными задачами, которые предусмотрены, например, в учебнике 8 класса «Основы государства и права». С самых первых параграфов учащимся дается задание создать воображаемое государство и вводить свои законы, по которым, как предполагают они, будет жить их народ. Даже планируя или проектируя нормативную базу своего государства, учащиеся будут опираться на знания, опыт и обязательно обращаться к специальной литературе.

В начальной и средней школе изучается курс «Азбука этики» и «Путешествие в мир конституции». Начальный, самый простой курс правоведения представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Содержание программы по правоведению в данном учебно-методическом комплекте обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов, установленных государственным образовательным стандартом нашей республики.

Метапредметными результатами изучения курса правоведения является формирование универсальных учебных действий (УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дают им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносят радость.

Рассмотрим виды универсальных учебных действий.

Личностные — оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

Регулятивные УУД — определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с заданием или ситуацией данной в учебнике;– учиться работать по предложенному учителем плану;- научиться самому выстраивать стратегию дальнейших действий.

Познавательные УУД — ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); умение работать с глоссарием, и другими заданиями; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую: умение сопоставлять законы, анализировать полученную информацию, проводить связь с другими предметами.

Коммуникативные УУДоформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне эссе, текстовых контрольных работ, самостоятельных работ); слушать, слышать и относиться с уважением к точке зрения других учащихся; уметь грамотно проводить презентацию работ малых групп; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Подводя итог, можно подчеркнуть, что концептуальность и новизна применения интерактивных методов обучения в том, что они заменяют пассивный тип обучения, при котором ученику отводится роль слушающего, усваивающего, повторяющего и т. п., активным обучением, при котором ученик является активным творцом знаний, решений, информации.

Литература:

  1. Конституция Республики Узбекистан. Ташкент: «Узбекистан», 2014. — 74 с.
  2. Краткий справочник. Ташкент: «Узбекистан», 1995. — 540 с.
  3. Толковый словарь иностранных терминов. Составитель Н.Николаева. Москва, 1997. — 560 с.
  4. Учебник «Основы государства и права». 8 класс, Ташкент. 2014 г.
  5. Учебник «Основы конституционного права». 9 класс, Ташкент. 2014 г.
  6. Юридический словарь. Автор-составитель А. Ф. Никитин. Москва: Олма-пресс образование. 2005. — 638 с.
  7. gov.uz
  8. lex.uz
  9. press–servise.uz
Основные термины (генерируются автоматически): «Основы конституционного права», «Основы государства, задачи учебной деятельности, учебнике «Основы конституционного, универсальных учебных действий, учебнике «Основы государства, инновационной школе, метод обучения, Учебник «Основы конституционного, классе «Основы конституционного, уроках «Основы государства, Учебник «Основы государства, учебниках «Основы государства, метапредметного обучения, нового типа, инновационной школе должны, Республики Узбекистан, способов действий, класса «Основы государства, педагогические технологии.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос