Статья посвящена определению роли и места метода мини-проектов в обучении китайскому языку.
Ключевые слова: мини-проект, метод обучения, китайский язык
The article is devoted to the definition of the role and place of the method of mini-projects in teaching the Chinese language.
Keywords: mini-project method of teaching Chinese language
В 80–90х гг. 20 века появился метод обучения иностранному языку с применением мини-проектов, который в свете всемирной интеграции и глобализации, тесных межкультурных и межнациональных взаимосвязей, выполняет важную роль.
В европейской традиции обучения иностранным языкам применяется данный метод уже достаточно долго, и поэтому достаточно изучен. Однако, вопрос обучения китайскому языку посредством данного метода не получил должного внимания.
Появление метода обучения в форме мини-проекта связанно с необходимостью разработки методов, которые позволяли бы формировать коммуникативную компетенцию.
В процессе реализации метода мини-проектного обучения необходимо провести отбор и распределение заданий, создать реальную языковую ситуацию коммуникации. Обучающиеся реализуют коммуникацию на иностранном языке, тем самым, принимая активное участие, приобретая опыт общения друг с другом, иными словами, изучая язык и применяя его на практике.
Метод мини-проектного обучения обладает следующими компонентами:
Коммуникативный компонент (обучающиеся в процессе выполнения задания, получают новую информацию, работают с ней, на ее основе взаимодействуют, тем самым развивая свои навыки коммуникации в реальной ситуации).
Реалистичный компонент (задание и реальная ситуация общения тесно взаимосвязаны). Обучающийся приобретает настоящий языковой материал, который может быть использован не только во время занятий, но и в реальной жизненной ситуации коммуникации. Подобные действия позволяют мотивировать обучающихся, вызывать желание коммуницировать новые знания, умения и навыки, которые впоследствии смогут применить на практике.
Процессуальный компонент (выполнение поставленной задачи очень важный момент, однако процесс решения этой задачи, в ходе которого обучающиеся обсуждают, применяют уже имеющиеся языковые навыки, глубже проникают в структуру изучаемого языка, познают не только сам язык, но и культуру страны, все это для изучения языка имеет еще большее значение)
Метод мини-проектного обучения, основывается на трех элементах: делать, применять и преобразовывать. Возрастающая роль коммуникативной компетенции будущего специалиста в области иностранных языков, позволяет нам говорить о больших перспективах метода мини-проектного обучения.
В процессе преподавания китайского языка как иностранного, метод мини-проектного обучения играет незаменимую роль. Он позволяет понять национально-культурные особенности культуры китайского народа, сформировать и развить у обучающихся коммуникативные навыки и умения.
Для эффективного применения метода мини-проектного обучения необходимо провести тщательный и разносторонний анализ, тщательно разработать каждую сферу деятельности, проследить связь с реальной жизненной ситуацией, выработать перечень актуальных тем, только в этом случае, можно говорить об его эффективности и оправданности.
На начальном этапе преподавания китайского языка как иностранного с учетом национально-культурных особенностей, наиболее эффективным методом обучения является метод мини-проектного обучения с учетом начального уровня знаний. Наиболее полным и всеохватывающим начальный период обучения, является перечень из 8 тем, которым соответствуют 24 коммуникативным мини-проектам.
Список тем для коммуникативного мини-проекта на начальном этапе обучения китайскому языку
Тема |
Коммуникативный мини-проект |
Знакомство и расспрос Семья и друзья Еда и напитки Группа и учебное заведение Хобби и деятельность Выезд и транспорт Фильмы и музыка Мечта и планы |
Приветствие Имя и национальность Вопросы о месте жительства Члены семьи Моя семья Мои друзья Завтрак Еда и напитки Предпочтения в еде Группа и одногруппники Расписание Один день в учебном заведении Вечеринка в честь дня рождения Мое хобби Спорт Транспорт Спросить дорогу Погода Музыкальный концерт Телевизионная программа Фильм Беседа о работе Планы на каникулы Профессиональные планы |
В различных аудиториях обучающихся темы коммуникативных мини-проектов могут варьироваться, но в основе должна лежать связь с реальной жизненной ситуацией, которая позволяет вооружать обучающиеся навыкам, которыми они в дальнейшем могли бы воспользоваться, иными словами темы должны быть соотнесены с действительностью, иметь характер взаимодействия и обладать целью.
Рассмотрим более подробно осуществление коммуникативного мини-проекта на примере темы «Знакомство» 招呼用语”, а также проанализируем связь с элементами языка различных уровней (фонетики, грамматики, лексики).
Данный проект, как указывалось выше, проводиться в 3 этапа:
Ознакомительный (преподаватель предоставляет необходимый языковой материал, происходит изучение лексики, грамматического строя, фонетического аспекта)
“你好”、“你们好”、“很高兴见到你”、“好久不见”、“过得怎么样?”、“吃过饭了吗?”、“上哪儿去?”
Увлеченность (преподаватель дает информацию, подготавливает обучающего к коммуникации). К примеру, Марк и Андрей — одногруппники, они ездили домой на время каникул и больше месяца не встречались, начался новый семестр, они встретились и оба обрадовались, необходимо составить диалог. Учитель распределяет роли.
Amy:你好,John!好久不见!寒假过得怎么样?
John:好久不见!Amy!很高兴见到你!我过得很好!你呢?
Amy:我也过得很好。谢谢!
对话完成后,教师领读,学生跟读。请学生进行操练,两人一组,巩固语言点。
Наташа и Павел — старые друзья, встретились на улице, у них завязался разговор.
设置情境:Sam和Kim是两位老朋友,他们在街上碰面,两人展开了一段对话。
Sam:吃过饭了吗?
Kim:还没呢。你上哪儿去啊?
Sam:哦,我去图书馆。
На данном этапе осуществления метода коммуникативного мини-проекта, преподаватель должен повторить диалоги, студент повторяет вслед за ним, затем преподаватель проводит и акцентирует внимание на связи осуществляемого ими акта коммуникации с реальной ситуацией, о возможности применения выученной лексики в дальнейшем.