Автор: Чумакова Валерия Алексеевна

Рубрика: 12. Технические средства обучения

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2016)

Дата публикации: 06.11.2016

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Чумакова В. А. Понятие и условия эффективности электронного обучения [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 97-100.



Зарождение электронного обучения как особой формы обучения можно связать с семинаром «Computer Based Training Systems», который проходил в Лос-Анжелесе в 1999 году. На данном семинаре впервые было употреблено понятие «e-learning», или «электронное обучение». Чаще всего под электронным обучением понимают обучение, построенное с использованием информационных технологий. Данное понятие часто замещается близкими по значению понятиями, такими как интернет-образование, онлайн-образование, дистанционное обучение и другие, каждое из которых имеет свою особенность и специфику.

Чаще всего электронное обучение считают составляющей дистанционных форм обучения. Дистанционное обучение имеет продолжительную историю становления, претерпевая значимые изменения с течением времени: от обучения, которое проводилось при помощи корреспонденции, к постепенному использованию аудио и видео материалов и, наконец, переход к третьему поколению, предполагающему активное внедрение в процесс обучения компьютерных технологий и интернета. Традиционно зарождение дистанционного обучения связывают со становлением TheOpenUniversity в Великобритании 1960-е годы.

Электронное обучение как самостоятельную форму обучения или же составляющую дистанционного обучения можно рассматривать в качестве процесса обучения и преподавания с использованием электронных технологий, который обеспечивает гибкий доступ к обучающим ресурсам, экспертам, коллегам, образовательным сервисам и услугам, и раскрывающий потенциал компьютерных технологий в возможности сделать обучение доступным в любое время и в любом месте [1].

В мировом научном сообществе еще не сложилось единой точки зрения на понимание сущности и особенностей обучения в электронной среде. Одни исследователи полагают, что нет значимой разницы между обучением в электронной среде и традиционными формами обучения как на самом этапе обучения, так и на этапе полученных в результате обучения знаний (T. R. Tyler). Другие, которых на данный момент большинство, полагают, что обучение в электронной среде представляет собой абсолютно новую парадигму образования, которая формирует и формируется на основе особой «культуры» обучения. Поэтому важным элементом обучения в электронной среде становится его организация и методология, которые в большей степени отличаются от традиционных форматов и методов обучения (Е. В. Данильчук; C. O’Connor) [2].

Современное электронное обучение, как отмечает Ю. Б. Рубин, включает в себя on-line обучение (обучение с помощью интернета), off-line обучение (обучение с помощью электронных носителей, например мультимедийных CD, DVD и прочего), m-Learning (мобильное обучение с помощью мобильных телефонов, планшетов и прочего, что позволяет также использовать интернет) [3].

Касаясь развития электронного обучения в Республике Беларусь, можно отметить, что в последние годы данная тема все чаще поднимается как в рамках частных вопросов педагогики и психологии в пределах учреждений образования и других организациях, так и на государственном уровне. Можно отметить следующие значимые аспекты.

Во-первых, включение в Национальную программу ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011–2015 гг. подпрограммы «Электронное обучение и развитие человеческого капитала». Главной целью этой подпрограммы является создание условий, содействующих развитию информационного общества, на основе развития человеческого капитала и широкого внедрения элементов электронного обучения. Ожидаемый результат выполнения — повышение качества и доступности образования в нашей стране.

Во-вторых, электронное обучение упоминается в Кодексе Республики Беларусь «Об образовании», где в статье 17 прописано, что дистанционная форма получения образования — вид заочной формы образования, когда получение образования осуществляется преимущественно с использованием современных коммуникационных и информационных технологий.

Также открыт белорусский портал электронного обучения (www.e-learning.by), включающий статьи, опросы, мероприятия, обучающие ресурсы, посвященные данной тематике; портал Национального института образования (www.e-vedy.adu.by), в котором отдельный раздел посвящен электронному обучению.

Неизбежность использования электронного обучения или его элементов в вузе отображено во вступившем в силу с 1 сентября 2013 г. стандарте третьего поколения для высшего образования. В макете данного стандарта предусмотрено наличие и использование электронных средств обучения и электронных информационных ресурсов по всем учебным дисциплинам.

Также следует подчеркнуть, что активно развиваются дистанционные формы обучения в ведущих ВУЗах страны: Белорусский национальный технический университет, Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники, Институт бизнеса и менеджмента технологий БГУ, Академия управления при Президенте РБ и другие.

Таким образом, можно увидеть активную позицию государства и частных лиц в развитии электронного обучения в Беларуси, которое чаще упоминается в контексте дистанционного образования. Однако можно видеть определенную особенность данной позиции: практически отсутствует психолого-педагогическое содержание данных программ и деклараций, выводя на первый план технико-технологические показатели и внешние аспекты данного вопроса. Так, в подпрограмме «Электронное обучение и развитие человеческого капитала» в качестве основных показателей внедрения электронного обучения определены: количество единиц действующих электронных образовательных ресурсов, количество единиц действующих электронных библиотек научно-образовательных информационных ресурсов, количество единиц электронных средств обучения для использования в коррекционно-образовательном процессе лиц с особенностями психофизического развития, охват (в процентах) информационными сервисами для обеспечения взаимодействия учреждений образования, органов управления и населения. Можно заметить, что система показателей базируется исключительно на количественных показателях, не фиксируя при этом качество образовательных ресурсов, а также готовность использовать данные ресурсы субъектами образовательного процесса.

Однако сам по себе доступ к информации не означает, что обучающиеся могут автоматически приобретать новые знания; как и доступность информации еще не создает систему концепций, которую обучающиеся могли бы использовать для лучшего понимания реальности. Американский исследователь K.Deed отмечает, что использование информационных инфраструктур для подачи еще большего объема информации в образовательную среду только ухудшит сложившуюся ситуацию, и без квалифицированной помощи многие учащиеся, имеющие доступ к сегодняшним образовательным ресурсам, будут «барахтаться в трясине несистематизированной информации» [4]. Таким образом, электронное обучение должно иметь определенную концепцию, отлаженную систему существования, иметь в основе психолого-педагогические основания, только тогда подобную форму обучения можно будет назвать состоятельной.

Также необходимо отметить, что система электронного обучения представляет собой не просто совокупность дидактических технологий, информационных ресурсов, программного обеспечения и т. п., она предполагает также создание «образовательных событий», которые стимулируют активное обучение, интегрируя содержание курсов и наличные знания студентов. То есть, опять же, электронное обучение предполагает создание новой целостной системы обучения.

Возможность создания полноценной виртуальной образовательной среды обусловливается учетом следующих положений:

1) акцент на зависимости познания (и приобретения знания) от социального контекста;

2) наличие тесной связи между обучением («созреванием») и развитием, что предполагает необходимость связывать (или выбирать) ту или иную форму обучения в зависимости от уровня развития, потребностей обучающихся и т. д.;

3) необходимость рассматривать обучающегося как центральную фигуру и элемент системы обучения;

4) эффективность обучающихся сообществ, в которых социальное, педагогическое и когнитивное присутствие обеспечивают плодотворную среду для развития личности и трансформации жизненных перспектив как обучающих, так и обучающихся [5; 6].

Таким образом, электронное обучение является сравнительно новой формой обучения и сферой научных исследований. Электронное обучение представляет собой процесс обучения и преподавания с использованием электронных технологий, обеспечивающий гибкий доступ к обучающим ресурсам, экспертам, коллегам, образовательным сервисам и услугам, и раскрывающий потенциал компьютерных технологий в возможности сделать обучение доступным в любое время и в любом месте. В Беларуси в настоящее время активно развивается тема электронного обучения, что подтверждается открытием новых порталов, посвященных данной теме, государственных программ (подпрограмма Национальной программы ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011–2015 гг — «Электронное обучение и развитие человеческого капитала»; вступивший в силу с 1 сентября 2013 г. стандарт третьего поколения для высшего образования и прочее). Однако в качестве результата внедрения электронного обучения в Беларуси необходимо рассматривать не только количественные показатели эффективности его внедрения, но и анализировать психологические составляющие электронного обучения. Ни одна из программ электронного обучения не будет эффективна, если не учтен психологический аспект, не созданы психологические условия для электронного обучения, в том числе и психологические условия аутентичности взаимопонимания участников образовательного процесса.

Литература:

  1. Sampson, D. G. Ubiquitous and Mobile Learning in the Digital Age / D. G. Sampson [et al.]. — Springer Science & Business Media, 2013. — 294 p.
  2. Розина, И. Н. Педагогическая коммуникация в электронной среде: теория, практика и перспективы развития / И. Н. Розина // EducationalTechnologyandSociety. — 2004. — Vol. 7, № 2. — P. 257–269.
  3. Рубин, Ю. Б. Инструментальные методы e-learning: путь к комплексному ускорению / Ю. Б. Рубин // Прикладная информатика. — 2006. — № 5. — С. 85–92.
  4. Dede, C. The Evolution of Distance Education: Emerging Technologies and Distributed Learning / C. Dede // The American Journal of Distance Education. — 1996. — Vol. 10, № 2. — P. 4–36.
  5. Бергер, П., Лукман, Т. Социальное конструирование реальности. — М.: Академия-Центр, 1995 — с. 124
  6. Atherton, J. S. Critical Reflection Learning and Teaching [электронный ресурс]: http://www.learningandteaching.info/learning/critical1.htm; дата доступа: 18.08.2016.
Основные термины (генерируются автоматически): электронного обучения, электронное обучение, форму обучения, внедрения электронного обучения, электронных средств обучения, электронной среде, формы обучения, «Электронное обучение, дистанционного обучения, процесс обучения, развитие человеческого капитала», эффективности электронного обучения, Зарождение электронного обучения, развития электронного обучения, системы обучения, элементов электронного обучения, портал электронного обучения, использования электронного обучения, развитии электронного обучения, программ электронного обучения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос