Автор: Мадалиева Зинаида Анатольевна

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

V международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2016)

Дата публикации: 14.09.2016

Статья просмотрена: 135 раз

Библиографическое описание:

Мадалиева З. А. Ученье — не мученье, а творчество [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 66-69. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/207/11010/ (дата обращения: 15.12.2017).



Многие учителя знают: нередко случается так, что ученик, отлично успевающий в учебе, в жизни зачастую уступает тому, кто был посредственностью в школе. Зачастую отлично окончивший высшее учебное заведение считает, что он — ценный кадр, и любое предприятие, организация в нем кровно заинтересованы. Но реальность намного жестче. И место отличника на предприятии занимает…. Троечник. Трагедией для отличника становится и новая должность на предприятии, не отвечающая его, как он считает, высокому теоретическому уровню.

Почему это происходит: задумывались ли Вы над этим? Сами знания, информация играют вспомогательную роль, они важны лишь в интеграции с интересом, настойчивостью, верой, умением проигрывать и еще очень многими качествами, необходимыми для успешной самореализации. Человек редко имеет сразу правильный ответ, в том числе на жизненно важные вопросы (трудоустройства, карьеры), процесс познания всегда сопровождается испытаниями и ошибками. Перфекционисты, отличники по жизни, запрограммированы на то, что ошибки — это плохо. И первая неудача для вчерашнего школьника, студента иногда становится психологической непреодолимой преградой на всю жизнь.

Большая часть наших школьников учатся не ради глубоких знаний, а ради отличных хороших оценок. И как результат: отсутствие системы знаний. Трудности при сдаче итоговой аттестации в форме ОГЭ, ЕГЭ. Не усыпаемая критика родителей ЕГЭ, не понимающих что это не новый вид экзамена, а новый вид контроля знаний учащихся. Отсюда по жизни потом тянутся и другие проблемы. «Мой отличный диплом –картонка, которая никому не нужна…», говорила однажды обиженная бывшая выпускница.

«Многие могут спросить, как это успех в школе может привести к неуспеху в жизни. Очень просто: влияние тому, чему нас учат в школе, не проявляется в жизни человека где-то до тридцати пяти лет. Не имеет значения, были ли вы отличником или отставали в учебе, учились в частной или государственной школе. И не важно бросили вы школу или защитили докторскую диссертацию в самом престижном университете. Молчаливые, коварные вирусы современного образования поражают почти все стороны вашей жизни, длительное время после школы» — , как верно отмечает Роберт Т. Киосаки. [1, с. 13]

Негативная система образования поражает людей среднего возраста. Старая система хороша для стабильного, не склонного к переменам общества…. Но она совершенно не подходит для современной динамичной жизни…

Любой ли взрослый может ответить положительно на следующие вопросы: «Как мое образование помогло мне в жизни? Могу ли оглянуться на прожитые годы с чувством удовлетворения и гордости? Научило ли оно меня тому, как сделать мир лучше? Пожил ли я жизнь, занимаясь любимой работой? Заработал ли я достаточно денег для себя и своей семьи? Научило ли меня образование навыкам и умениям, которые помогали мне получать удовольствие от жизни?»

Многие печальные ответы на вышеназванные вопросы можно получить из опыта школьной жизни. Люди должны понимать, что психологическая травма, нанесенная ребенку в школе (ошибка педагога и родителей) ведут к непоправимому: наказание ребенка за ошибки преграждает путь к постижению. Обучение- это процесс делания ошибок и их исправления. В школе дети привыкают к тому, что ошибки –это плохо. Они, ошибки, крадут у школьников навыки, которые пригодятся им в поисках новых знаний. [1, с. 24].

Ребенок, часто получающий двойки, тройки, работать и не старается. Пересадите такого ученика к хорошо успевающей девочке и скажите в присутствии всех, что она должна взять «такого Петю» на поруки. И двоечник начнет работать. «не дыша», от возросшей самооценки, зависящей от сидящей рядом отличницы.

К сожалению, многие молодые учителя забывают о важности психологии при обучении, воспитании детей. Важно отмечать малейший успех, при ответе слабоуспевающего ученика, вселяя тем самым уверенность в его силы. Этот принцип используют высокотехнологичные японцы: премии на предприятии получает и тот человек, чье рационализаторское предложение не принесло никакого экономического эффекта коллективу. Важно помнить еще одно положение: психологи утверждают: одни люди лучше воспринимают информацию зрительно, другие- на слух. Причем первых больше, чем вторых. Работая в устном варианте, мы работаем на меньшую часть ребят. Надо выработать у себя привычку работать с доской, меловыми схемами, опорными конспектами, таблицами.

Необходимо помнить, что работоспособность учеников на уроке не одинакова. Первые десять минут — фаза врабатываемости. Затем двадцатиминутный период высокой активности и последние десять минут-спад. Многие педагоги вводят новый материал на второй половине урока, когда накапливается усталость и внимание учеников снижается. А ведь именно введение знаний-основной и наиболее трудоемкий этап урока изучения нового материала. Именно введению знаний должен быть отдан самый работоспособный отрезок урока. Введение нового материала желательно не позднее девятой минуты урока. [2, с. 133]. Для этого требуется не перегружать учеников информацией, а тщательно отбирать действительно необходимые задания, в первую очередь- на актуализацию знаний. А задачи на повторение можно порешать и в конце урока

Нестандартно мыслящие школьники зачастую не учат определений, понятий, содержания темы. И скатываются постепенно на удовлетворительные оценки. Если не будет психологической поддержки педагога, родителей, пропадет когда-то ярко горящий интерес к учению, предмету. Известно, что талантливыми, успешными людьми становились те, с которыми были внимательны родители, любо педагоги. У Льва Толстого отец с детства всесторонне развивал своих детей. Петр Чайковский стал известным композитором благодаря своей внимательной матери, заметившей сначала незначительные успехи сына. Моцарт рос в семье музыканта, где его всячески поддерживала семья. Конечно, есть и другие примеры: сбежавший в столицу учиться Миша Ломоносов, Антон Павлович Чехов, который «всю жизнь выдавливал из себя раба», глухой и почти ослепший Людвиг ван Бетховен…. Но это сильные личности, которые «сами себя сделали». А наша задача, задача педагогов развить слабо тлеющие способности, задатки учеников. И каждому создать условия для развития личности.

Сегодня много говорят о творчестве, это запрос общества, государства, родителей. Творчество, по словарю Ожегова -это создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей. [3, 687] Это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей… и существуют разные виды творчества- техническое, художественное, научное… [4, с. 13]. Творческое усвоение знаний означает, что на уроке ученик проходит все звенья научного творчества: ставит учебную проблему, открывает субъективно новое знание и выражает его в доступных формах [4, с. 16]. Ребенку необходимы умения, которыми он должен руководствоваться в усвоении нового материала. Как известно умения формируются применением знаний на практике. Навыки вырабатываются многократным повторением действия: написал сто раз план, на сто первый он будет идеальным. Пересказываешь к каждому уроку текст, к концу года будешь запоминать его с листа. По своей мыслительной сути этапы формирования умений и навыков репродуктивны. Творчески достигаются на уроке только знания. Проблемный урок позволяет уйти от воспроизведения информации к получению ее самим учеником путем использования знаний, умений, навыков.

Если сравнивать проблемный урок с традиционным занятием, то здесь много отличий. В традиционном подходе учитель сообщает тему и также сообщает знания. В качестве закрепления используются продуктивные задания: перескажи, что услышал. Домашнее задание: выучи даты, расскажи о событии.

Проблемный урок имеет более сложную структуру. Первый этап со включением учеников: идет введение знаний. Затем, на основе первого этапа постановки учебной проблемы определяется тема урока, которая выходит из представленной информации, например слайда с противоречием (Рабы в цепях пируют. Богато одеты. Каждый спит на хорошей постели и т. д.) В классе начинается побуждающий от проблемной ситуации диалог. Сообщение темы (возможно учеником), при затруднении учителем (с помощью наводящих вопросов). Далее: коллективный поиск решения: как мы с вами можем узнать о восстании Спартака? Ученики отвечают: «На основе текста учебника, иллюстраций, представленных в книге, учебной карты». Побуждающий к гипотезам диалог может выглядеть так: Давайте посмотрим по карте и ответим на вопросы:

— Восстание Спартака произошло за пределами Италии? (Ученики отвечают -«Нет, восстание произошло в Риме);

— Пользуюсь учебником, предположите: восстание началось легко и без всяких препятствий. (Ответ учеников: Рабам было трудно. На иллюстрации видно, что они спускаются с горы по тонкой сплетенной лестнице).

Затем идет подводящий от проблемы диалог: как вы думаете, что могло толкнуть рабов на восстание? Почему именно в Риме оно вспыхнуло? Победят ли рабы правительственные войска? После активной работы с учебником, подтверждающим или опровергающим представленные ответы, активного проблемного диалога идет воспроизведение знаний. Дети отвечают на простые вопросы:

— Когда произошло восстание и где?

— Кто и почему возглавил восстание рабов?

— Какие планы были у восставших и почему они поменялись?

— Почему проиграли восставшие?

Ученики могут сами предложить классу свои вопросы. Самостоятельно составить опорный конспект в тетради, выполнить художественное задание. При временной возможности можно поработать в рабочих тетрадях на печатной основе, попросить сильных детей составить небольшой кроссворд, ответить на продуктивные творческие задания.

Да, сегодня нужны люди, не воспроизводящие много информации, пусть научной, а люди, создающие что-то новое на основе этой информации. Научные и промышленные революции, приводящие к скачку в развитии общества, проходили именно на этой основе: когда базой становились открытия, изобретения, опирающиеся на хорошую знаниевую, научную базу.

Значение образования в современном мире не вызывает сомнений. Оно по-прежнему играет огромную социальную роль. Оно приносит несомненную пользу, особенно за счет различных современных технологий, которые во многом улучшают качество жизни. Истинные знания, а не заученная информация приходят с опытом: пробами и ошибками, за которые очень часто в школе идут наказания. Свои ошибки каждый проходит в личностной деятельности. При личностно-ориентированном подходе, проблемном методе обучения, технологии развития критического мышления, тестовых технологиях, когда приходится думать каждому, выбирать верный ответ, критически оценивать его.

И наша задача — помочь детям в этом

Литература:

  1. RobertT. Kiyosaki «Если хочешь быть богатым и счастливым, не ходи в школу». 0–914629–02–0 (рус.) /Перевод. Издание на русском языке. Оформление ПКП «Эрбиния», 2002, с. 13.
  2. Мельникова Е. Л., Проблемный урок или как открывать знания с учениками /М., 2012, с. 133 / -с. 168 Изд-во Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования
  3. Ожегов С. И. Словарь русского языка/ М., Русский язык, 2004, с. 687
  4. Мельникова Е. Л., Проблемный урок или как открывать знания с учениками /М., 2012, с. 13/ -с. 168Изд-во Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования
Основные термины (генерируются автоматически): Проблемный урок, нового материала, переподготовки работников образования, Академии повышения квалификации, учениками /М, Творческое усвоение знаний, отсутствие системы знаний, введению знаний должен, работоспособный отрезок урока, вид контроля знаний, новый вид, трудоемкий этап урока, поисках новых знаний, девятой минуты урока, создание новых, высокому теоретическому уровню, психологической непреодолимой преградой, актуализацию знаний, продуктивные творческие задания, глубоких знаний.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос