Автор: Гуськова Елена Александровна

Рубрика: 2. История образования и педагогики

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, сентябрь 2016)

Дата публикации: 03.09.2016

Статья просмотрена: 28 раз

Библиографическое описание:

Гуськова Е. А. К. Д. Ушинский о гуманитарности образования [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Самара, сентябрь 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 4-6.



Изучение опыта русской педагогической мысли в условиях реформирования системы образования в настоящее время представляется наиболее актуальным и современным. Идеи о необходимости гуманитарного образования, изложенные великим педагогом К. Д. Ушинским еще в 19 веке, не утратили своей актуальности в 21 веке.

Согласно требованиям, предъявляемым профессиональным стандартом к учителю, у учителя должна быть сформирована потребность преодолеть субъект — объектное воздействие на ученика. Проблема готовности учителя к реализации совместной творческой деятельности с учениками — проблема гуманитарного образования. Рассматривая вопрос о сущности гуманитарного образования (по Ушинскому: гуманное образование), Савельева И. М., профессор ГУ ВШЭ, отмечает, что к гуманитарному образованию относится все, что формирует навыки человека, возникают отношения человек — человеку. Согласно данному определению, Ушинский говорит о том, что «арифметикой и химией можно развить гуманность в человеке», так как «под именем гуманного образования надо разуметь вообще развитие духа человеческого и не одно формальное развитие. В основе народного образования лежит вопрос о «гуманном воспитании». Гуманное воспитание предполагает решение проблемы: «к какому идеалу, какими средствами, какими науками развивать гуманность в детях» [с. 249].

Огромное внимание в развитии ребенка Ушинский уделяет беседе, дидактическим целям беседы, которую рассматривает как развивающий метод обучения. Необходимость гуманитарного образования в настоящее время — открытая проблема, возможность решения которой было предложено великим русским педагогом. Дидактическая беседа — необходимое условие пробуждения «ума и сердца ученика», которая «должна сообщить ему жажду знания, жажду нравственной и умственной пищи, приучить его к этой пище, а потом уже развернуть перед ним книгу, благословит его на дальнейший самостоятельный процесс» [с. 234].

Для таких бесед, по мнению Ушинского, необходимо выбрать предметы, которые можно наблюдать. Это могут быть события не только русской и всеобщей истории, литературы, речь идет не только о гуманитарных науках, но «беседы для обсуждения» необходимы и по физике, математике, биологии. Особо подчеркивается «словесное преподавание», которое «гораздо важнее книжного» [с. 238]. «Представляя ученикам тот или иной предмет, учитель представляет им самим наблюдать его, высказывать свои наблюдения; представлять, воображать и вспоминать то, что они наблюдали, выводить правильное заключение» [с. 235].

Необходимыми условиями результативности бесед — наблюдений (здесь результат: развитие умственных способностей ученика — память, воображение, рассудок и желание, способность самостоятельно без учителя приобретать знания) являются систематичность и полнота, наглядность. Обеспечить эти условия должен учитель. Определенность в предметах, в обсуждениях предметов дает возможность, по мысли Ушинского, экономить время, «заставит учителя готовиться к предметам, даст возможность наставникам обозреть пройденный ими путь, и видеть тот, который еще остается пройти» [с. 236]. Отсюда, по мысли Ушинского, мы можем говорить о самоанализе и рефлексии учителя, как одним из необходимых условий, способствующих развитию ребенка.

Таким образом, гуманитарность образования, по Ушинскому, предполагает развитие «духа», т. е. духовно-нравственное развитие вне зависимости от преподаваемого предмета. Основа этого развития — беседа, пробуждающая память, воображение, рассудок. Особая роль принадлежит учителю.

Гуманное образование — общечеловеческое образование. Что включает в себя понятие «общечеловеческое образование» четких границ нет и сегодня. Этим объясняет К. Д. Ушинский еще в 19 веке «нерешительность, двойственность, противоречия» [с. 249] всех проводимых в образовании реформ. Причины, позволяющие понять сложности осознания идеи «народного образования» педагог Ушинский выделяет следующие:

  1. недостаток нашего образования;
  2. недостаток философского образования;
  3. полагание на Европу, в надежде на то, что она «уже решила этот вопрос» [с. 353].

Однако воспитательные идеи, системы каждого народа «проникнуты национальностью более, чем что- либо другое, проникнуто до того, что невозможно и подумать перенести их на чужую почву. При переносе мы переносим только мертвую форму, а не их живое содержание» [с. 353].

Одной их важнейших возможностей формирования «духа», согласно Ушинскому, является работа школ. Русские школы, по мнению педагога, это, прежде всего, школы изучения собственного опыта России: история, литература, география, родной язык; русская школа — это «усиленное изучение родины» [с. 281]. Если говорить о заимствовании с Запада, то, единственное, что, по мнению Ушинского, можно заимствовать, так это «уважение к своему отечеству» [с. 281]. Главное отличие западного человека от нас, по мнению К. Д. Ушинского, состоит в том, что западный человек знаком со своим отечеством: литературой, историей, географией, политикой. Русский человек «менее всего знаком именно с тем, что всего к нему ближе: со своей родиной, и всем, что к ней относится».

Предлагая начинать обучение специалистом ребенка с 4 лет основным предметам (язык, природа, география, история), Ушинский отмечает, что эти предметы ложатся в основу «на свежую, ничем не загроможденную память вслед за азбукой. В такую азбучную форму и должно войти первое знакомство с отечеством» [с. 285].

Обращаясь к системе образования европейских стран, Ушинский отмечает, что знания подразделяются на «необходимые, полезные и приятные». Необходимыми знаниями Ушинский называет умение писать, читать, считать, знание основ своей религии, своей родины. Данные знания Ушинский называет «педагогической аксиомой» [с. 283], которую необходимо ввести в народное образование. «Педагогическая аксиома», по мнению Ушинского, должна стать основанием при подготовке педагога, так как «детей учат не для того только, чтоб учить, а для того, чтобы сообщать им знания, необходимые для жизни», то есть знания, которые могут быть полезны «и себе, и обществу» [с. 286]. При этом необходимо учитывать и разные способности детей к учебе. И здесь вновь ставится вопрос о качестве педагога — специалиста.

Работа русских школ невозможна без народного образования, которое возможно в условиях формирования народных школ.

Народная школа — школа массовая, не только для детей, но и для их родителей.

В функционировании народной школы Ушинский видит особую роль семьи, ценность которой заложена в крестьянском укладе государства. Крестьянин считает свою семью «маленьким государством». Обилие земли, простора «дает ему возможность не тяготиться семьей, а видеть в ней свое богатство» [с. 303]. Речь идет о крестьянском менталитете, который стоит на страже сохранения государства и его основ. Школа здесь — семейное дело, всякие «государственные соображения по этому поводу для него отвлечены» [с. 303]. Образование школ основывается на «сочувствии крестьян этому делу». Поэтому опасно подорвать доверие, «сочувствие», или «помешать ему развиваться далее» [с. 303]. В основе народных школ стоит и охрана убеждений, которые вышли из народа и охранялись им же в течение многих столетий: «если есть у нас твердые религиозные и политические убеждения, которые мы можем признать основами нашего государства и общественного быта, то, конечно, вышли они из народа. История нам, несомненно, показывает, что если эти убеждения до сих пор сохранились у нас, то именно потому, что именно простой народ сурово, зорко и ревниво следил за их сохранением, если бы не было этого стража, то самые эти убеждения давно бы уступили место другим» [с. 305]. В первую очередь здесь идет речь о сохранении основополагающих ценностей и принципах нравственности: религия, уважение младшими старших. Попытки изменить сверху политический строй, религию разбивались о «суровую стражу простого народа». Поэтому мысли и действия по охране убеждений административным порядком изначально противоречат характеру «нашего народа, его истории» [с. 303].

Для работы народных школ необходимо, по мнению Ушинского, широкое привлечение родителей к «деятельностному участию в устройстве и реформах» [с. 306] учебных заведений.

Таким образом, мы вновь говорим о взаимодействии «семья — школа», «учитель — ученик — родитель». Необходимо соуправление, сотрудничество процессом воспитания и образования, основанном на взаимном доверии родителей и учителей. В этом и заключается народность народных школ, народность образования. «Положим, простой мужик груб и необразован, чтобы следить за воспитанием своего дитяти. Но… он имеет очень твердые и ясные убеждения, в груди его бьется горячее родительское сердце, которое чутко ко всякой опасности, угрожающей его дитяти» [с. 307]. По словам Ушинского, кто хорошо знаком с историей России, «тот ни на минуту не задумается вручить народное образование самому же народу» [с. 308].

Чтобы избежать пропагандизма и обмана народа в образовании необходимо наблюдение со стороны людей, «пользующихся своими преимуществами только под охраной государственного порядка» [с. 307]. Такими людьми, по мнению Ушинского, являются представители духовенства и земства, «притом высший слой земства» [с. 307], то есть наиболее подготовленные и образованные люди. Особое внимание уделяется качеству людей, призванных охранять школу: «надежен только тот хранитель, который имеет свой собственный интерес в охранении» [с. 307]. Таким образом, мы здесь говорим о необходимости связи педагогики как науки с практикой — школой.

«Русскость» школы, таким образом, подразумевает изучение истории, традиций, культуры, то есть «усиленное изучение родины». При изучении родины основной акцент делается на том, что это — общее дело семьи, школы, общественности. Вновь находим ответ у великого Ушинского: «Дух школы, ее направление, ее цель должны быть обдуманы и созданы нами самими, сообразно истории нашего народа, степени его развития, его характеру, его религии» [с. 247].

Проводимые в России реформы образования, как нам представляется, — попытка использовать опыт собственно русской педагогической мысли и претворить его в жизнь. Но возникает противоречие. Положительный опыт проведения реформ в области образования присутствует, педагогическая научная база довольно обширная. Однако реальных положительных результатов добиться сложно.

Изучая наследие К. Д. Ушинского, мы вновь говорим о том, что реформирование системы образования должно основываться на собственных традициях, в условиях народного менталитета с учетом исторического развития народа. Гуманитарность образования и заключается в комплексном подходе процесса воспитания и образования, как со стороны школы, так и общества в целом.

Литература:

  1. Ушинский К. Д. О пользе педагогической литературы. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Т. 1 / под ред. В. Я. Струминского, М., 1954. — 637 с.
  2. Ушинский К. Д. Воскресные школы. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Т. 2 / под ред. В. Я. Струминского, М., 1954. — 733 с.
  3. Ушинский К. Д. Основная идея народного образования. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Т. 2 / под ред. В. Я. Струминского, М., 1954. — 733 с.
  4. Ушинский К. Д. О необходимости сделать русские школы русскими. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Т. 2 / под ред. В. Я. Струминского, М., 1954. — 733 с.
  5. Ушинский К. Д. Основная идея народного образования. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Т. 2 / под ред. В. Я. Струминского, М., 1954. — 733 с.
  6. Ушинский К. Д. Общий взгляд на возникновение наших народных школ. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Т. 2 / под ред. В. Я. Струминского, М., 1954. — 733 с.
  7. Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Т. 1 / под ред. В. Я. Струминского, М., 1954. — 637 с.
  8. Ушинский К. Д. Предисловие к 1 тому «Педагогической антропологии». Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Т. 1 / под ред. В. Я. Струминского, М., 1954. — 637 с.
  9. Гвоздецкий М. Ю. Тенденции развития идеи К. Д. Ушинского о народности воспитания в отечественном образовании на рубеже XX–XXI вв. / Ярославский педагогический вестник. – 2011. – № 1. – том 2, 9. Психолого-педагогические науки //vestnik.yspu.orgvestnik.yspu.org/releasens/2011_1pp/05.pdf.
  10. Гончаров Н. К. Педагогическая система К. Д. Ушинского. — М.: Педагогика, 1974. — 270, [2] с., 1 л. портр. — Библиогр.: с. 250–257. — Указ. имен: с. 258–70. Ссылка: http://elib.gnpbu.ru/text/goncharov_pedagogicheskaya-sistema-ushinskogo_1974/
Основные термины (генерируются автоматически): педагогические сочинения, мнению Ушинского, народных школ, гуманитарного образования, народного образования, идея народного образования, русской педагогической мысли, «усиленное изучение родины», Основная идея народного, системы образования, мысли Ушинского, необходимости гуманитарного образования, сущности гуманитарного образования, проблема гуманитарного образования, Необходимость гуманитарного образования, основе народного образования, развитии ребенка Ушинский, народной школы Ушинский, образования» педагог Ушинский, Необходимыми знаниями Ушинский.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос