Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, сентябрь 2016)

Дата публикации: 06.09.2016

Статья просмотрена: 1025 раз

Библиографическое описание:

Агафонова, И. Ю. Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей / И. Ю. Агафонова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Самара, сентябрь 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 19-22. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/206/10989/ (дата обращения: 25.04.2024).



Данный материал предназначен для развития мелкой моторики рук у детей с задержкой психического здоровья. Адресовано педагогам коррекционных детских садов.

В настоящее время проблема воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии становится всё актуальней. С каждым годом заметно возрастает количество детей с нарушением речи. Поэтому очень важно как можно раньше выявить и устранить эти нарушения, чтобы в школе ребенок не испытывал трудности как в обучении, так и в общении со сверстниками.

Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковые игры и упражнения занимают прочное место в наших занятиях с детьми. У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие — может развиться дисграфия (нарушение письма). Развитие движения пальцев как бы подготовит платформу для дальнейшего развития речи. Дети, поступающие в нашу группу, часто не имеют уверенной координации движений пальцев рук. Как правило, у них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности в переключении движений.

Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности движений мелкой моторики рук. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.

Доказано, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Поэтому постоянное развитие и укрепление мышц мелкой моторики необходимо в нашей работе.

В своей практике я широко использую различные виды деятельности, направленные на тренировку тонких движений пальцев рук.

Пальчиковые игры, пальчиковый театр являются эффективными способами коррекции речи детей.

Дети с удовольствием работают с мозаикой, конструируют из кубиков, занимаются шнуровкой, лепят из пластилина, теста. В зимнее время года предлагаю детям перебирать различные крупы. В течение всего года ребята с большим интересом выкладывают бусинками, косточками, камушками, счётными палочками заданные рисунки, штрихуют и раскрашивают, обводят трафареты, рисуют на песке и на манной крупе пальчиками.

В работе с детьми ставлю следующие задачи:

  1. Формировать графические навыки, — подготовить руку ребенка к овладению письмом:

− развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

− развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.

  1. Совершенствовать движения рук, развивая — психические процессы:

− произвольное внимание;

− логическое мышление;

− зрительное и слуховое восприятие;

− память, речь детей;

− умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за собственными действиями.

Поставив перед собой цели, задачи, выбрав формы, методы и приемы обучения, занялась подбором материала, в частности поисками всевозможных пальчиковых игр и упражнений, так возникла идея в создании полифункционального пособия " Чудо домик»

Цель пособия: Способствовать развитию сенсомоторных навыков (чувство формы, размера, цвета), формировать творческое и логическое мышление. Развивать речь малыша (на примере звукоподражания) и навыки общения, зрительное восприятие и слух ребёнка. Вырабатывать ловкость рук, сноровку и координацию движения, развивать мелкую моторику рук.

Полифункционального пособия «Чудо домик»

Дом в собранном виде может использоваться в театрализации. По внешним оформлениям повторяет структуру и строение здания. Некоторые элементы (насекомые, животные) прикреплены на липучках, дверь — на шнуровке. Есть элемент эмоциональной зоны — зеркало.

C:\Users\Packard bell\Downloads\photofacefun_com_1472531517.jpg

Рис. 1.

Животные выполняют сенсорную, тактильную, музыкальную функции. Щенок наполнен мелким наполнителем, котёнок — встроенной звенящей погремушкой, свинья — пищащей погремушкой, уточка — шуршащей фактурой.

C:\Users\Packard bell\Downloads\photofacefun_com_1472532162.jpg

Рис. 2.

Всё пособие можно разложить по отдельным зонам, с которыми работают отдельно. Каждые части между собой скреплены липучками, клёпками, шнуровкой, застёжками. Каждая часть дома — своя развивающая зона.

C:\Users\Packard bell\Downloads\photofacefun_com_1472531793.jpg

Рис. 3.

C:\Users\Packard bell\Downloads\photofacefun_com_1472531899.jpg

Рис. 4. Моторная зона. Гусеница, звёздочка и бабочка: всё на липучках

C:\Users\Packard bell\Downloads\photofacefun_com_1472532005.jpg

Рис. 5. Музыкальная зона. Музыкальные инструменты: бубен — погремушка, трещотка, бубен — барабан

C:\Users\Packard bell\Downloads\photofacefun_com_1472531948.jpg

Рис. 6. Сенсорная зона. Геометрические фигуры — вкладыши, подобранные по цвету

C:\Users\Packard bell\Downloads\photofacefun_com_1472532109.jpg

Рис. 7. Моторная зона. Молния с сюрпризом, шнуровка на кольцах, застёжка

Пособие может быть использовано как для занятий, так и для индивидуальной работы с детьми. Рассчитано как на одного ребёнка, так и на подгруппу одновременно.

Работая в данном направлении, я заметила, что у детей улучшалась речь, мелкая моторика и координация движений; дети стали активнее, любознательнее, эмоциональнее. У дошкольников появилась потребность к самовыражению и интерес к окружающему.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, мелкая моторика рук, речевое развитие, логическое мышление, мелкая моторика, моторная зона, полифункциональное пособие, развитие.

Похожие статьи

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста...

Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, т. к. развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи

Развитие мелкой моторики ребенка как необходимое условие... мелкая моторика, ребенок, рука, палец, игра, пальчик, речевое сопровождение, ритмичное

игра, пальчиковая гимнастика, рука, упражнение, ребенок, палец, мелкая моторика, развитие речи, левая рука, правая рука.

ребенок, мелкая моторика рук, речевое развитие, логическое...

Дидактические игры и упражнения для развития мелкой... ребенок, мелкая моторика рук, речевое развитие, логическое мышление, мелкая моторика, моторная зона, полифункциональное пособие, развитие.

Развитие мелкой моторики рук, графического навыка...

Мелкая моторика влияет на многие важные процессы в развитии ребёнка: речевые способности, внимание мышление, координацию в пространстве, наблюдательность, память (зрительную и двигательную), концентрацию и воображение.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через...

Данная статья раскрывает особенности формирования и развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через использование игр и игровых упражнений. Если руки неумелы, Если пальчики несмелы. Трудно ручку удержать, Буквы ровно написать.

Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей

Развитие мелкой моторики рук ребенка влияет на такие свойства сознания, как: мышление, воображение, речь, наблюдательность, координацию, зрительную и двигательную память. Кроме того, от того, насколько развита мелкая моторика, зависит... Игры и упражнения для...

ребенок, мелкая моторика рук, речевое развитие, логическое...

Дидактические игры и упражнения для развития мелкой... ребенок, мелкая моторика рук, речевое развитие, логическое мышление, мелкая моторика, моторная зона, полифункциональное пособие, развитие.

Развитие мелкой моторики ребенка как необходимое условие...

Развитие мелкой моторики рук ребенка влияет на такие свойства сознания, как: мышление, воображение, речь, наблюдательность, координацию, зрительную и двигательную память. Кроме того, от того, насколько развита мелкая моторика, зависит...

Роль мелкой моторики в речевом развитии ребенка

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста как... Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев.

мелкая моторика, ребенок, рука, палец, игра, пальчик, речевое сопровождение, ритмичное сжимание, кончик пальцев, творческий потенциал.

Похожие статьи

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста...

Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, т. к. развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи

Развитие мелкой моторики ребенка как необходимое условие... мелкая моторика, ребенок, рука, палец, игра, пальчик, речевое сопровождение, ритмичное

игра, пальчиковая гимнастика, рука, упражнение, ребенок, палец, мелкая моторика, развитие речи, левая рука, правая рука.

ребенок, мелкая моторика рук, речевое развитие, логическое...

Дидактические игры и упражнения для развития мелкой... ребенок, мелкая моторика рук, речевое развитие, логическое мышление, мелкая моторика, моторная зона, полифункциональное пособие, развитие.

Развитие мелкой моторики рук, графического навыка...

Мелкая моторика влияет на многие важные процессы в развитии ребёнка: речевые способности, внимание мышление, координацию в пространстве, наблюдательность, память (зрительную и двигательную), концентрацию и воображение.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через...

Данная статья раскрывает особенности формирования и развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через использование игр и игровых упражнений. Если руки неумелы, Если пальчики несмелы. Трудно ручку удержать, Буквы ровно написать.

Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей

Развитие мелкой моторики рук ребенка влияет на такие свойства сознания, как: мышление, воображение, речь, наблюдательность, координацию, зрительную и двигательную память. Кроме того, от того, насколько развита мелкая моторика, зависит... Игры и упражнения для...

ребенок, мелкая моторика рук, речевое развитие, логическое...

Дидактические игры и упражнения для развития мелкой... ребенок, мелкая моторика рук, речевое развитие, логическое мышление, мелкая моторика, моторная зона, полифункциональное пособие, развитие.

Развитие мелкой моторики ребенка как необходимое условие...

Развитие мелкой моторики рук ребенка влияет на такие свойства сознания, как: мышление, воображение, речь, наблюдательность, координацию, зрительную и двигательную память. Кроме того, от того, насколько развита мелкая моторика, зависит...

Роль мелкой моторики в речевом развитии ребенка

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста как... Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев.

мелкая моторика, ребенок, рука, палец, игра, пальчик, речевое сопровождение, ритмичное сжимание, кончик пальцев, творческий потенциал.