Загадка — средство воспитания ребёнка | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, сентябрь 2016)

Дата публикации: 31.08.2016

Статья просмотрена: 73 раза

Библиографическое описание:

Агафонова И. Ю. Загадка — средство воспитания ребёнка [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Самара, сентябрь 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 17-19. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/206/10983/ (дата обращения: 16.10.2018).



Загадка – это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде прямого или скрытого вопроса.

Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку — значит ответить на вопрос, т. е. совершить сложную логическую операцию. В работе с детьми я использую загадки на занятиях, в трудовой и игровой деятельности, в быту.

Они побуждают ребенка к наблюдениям, размышлению, познанию.

Разгадывание загадок требует активной работы мысли, поиска.

Занимательная форма загадки делает обучение интересным и увлекательным, позволяет легко и непринужденно тренировать ребенка в использовании лексических и грамматических языковых средств.

Содержание загадки отражает жизни человека и окружающую действительность: растительный и животный мир, различные явления природы, предметы быта.

Как отобрать загадку для дошкольника?

Важным требованием, является доступность. Детям следует загадывать загадки о тех предметах и явлениях, которые доступны для их наблюдений и понимания. Загадки пробуждают у детей интерес к окружающей действительности, желание внимательно всматриваться в неё, расширяют кругозор, углубляют представления о жизни, пополняют словарный запас.

Загадки полны познавательного смысла. Они вызывают у ребёнка интерес к миру вещей и явлений. Предметность и конкретность загадки, направленность её на детали жизни делают её приёмом дидактического воздействия на детский ум.

Загадка ставит перед ребёнком вопросы: что, откуда? Что из чего делается? Что чему служит? Она ставит перед ребёнком предмет то одной, то с другой гранью, то останавливает внимание на внешнем виде, то указывает на сущность предмета, на его значение.

− «Птичка-невеличка, носик стальной, а хвостик льняной»

Эта загадка указывает на признаки внешнего вида иглы с ниткой – размер (птичка-невеличка) и материал, из которого сделаны предметы (носик стальной, а хвостик льняной).

Каждая группа загадок взависимости от их тематики содержит широкий круг сведений об окружающем мире.

В загадках о предметах домашнего обихода, об орудиях труда указывается на характерные во внешнем виде предмета:

− «Два кольца, два конца, посередине гвоздик и тот насквозь» (ножницы) – указывают на то из чего сделан предмет.

− «Поля стеклянные, межи деревянные» (оконная рама) — говорит о назначении предмета.

− «Кланяется, кланяется, а придет домой растянется» (топор) – показывает о действии предмета.

Загадки осредствах передвижения тоже указывают на особенности внешнего вида, кроме того, и на скорость и способ передвижения предмета, особенности звучания:

− «Летит, как стрела, жужжит как пчела» (самолет).

Загадки оживотных указывают об их величине:

− «Маленький шарик под лавкой шарит» (мышь);

− «Быстрый маленький зверёк по деревьям скок да скок» (белка).

О форме, длине ног, ушей хвоста:

− «Длинные ушки, быстрые лапки, серый, а не мышь» (заяц);

− «Хвост крючком, нос пятачком» (свинья).

Об окраске животного:

− «Пришла из леса птичница, в рыжей шубке, кур посчитать» (лиса).

Загадки оповадках животных:

− «Зимой спит, летом ульи ворошит» (медведь) – защитные приспособления:

− «Она, как змейка, в траве мелькает, хвостиком виляет. Хвост потеряет — другой вырастает» (ящерица).

Среда обитания:

− «Под мостиком виляет хвостиком» (рыбка).

В загадках об овощах, офруктах, ягодах, растениях указывается на особенности внешнего вида — форму, цвет:

− «Круглое, румяное с дерева достану я» (яблоко);

− «Эх, звоночки, синий цвет, с язычком, а звона нет» (колокольчики — цветок).

На вкус и запах плодов:

− «Низок, да колюч, сладок, да пахуч, ягоды сорвешь — всю руку обдерешь» (малина).

Загадки оявлениях природы раскрывают связь и зависимость между явлениями:

− «Один льёт, другой пьёт, третий зеленеет да растёт» (дождь, земля, трава).

Показывают мир в постоянном движении и изменении:

− «Приказало солнце: стой, семицветный мост крутой! Туча скрыла солнца свет — рухнул мост, а щепок нет» (радуга).

Отмечают закономерную последовательность природных явлений в связи со сменой времён года, дня и ночи:

− «Весной вырастают, осенью опадают» (листья);

− «На землю упало пуховое одеяло. Лето пришло — одеяло всё сошло» (снег).

Подобные загадки, обостряя наблюдательность детей, повышают их интерес к окружающей действительности, формируют представление о природе. Но не только умственному развитию служит загадка. Она играет большую роль в воспитании нравственных и эстетических чувств ребёнка. Загадки отражают живописные пейзажи Родины, полные красок, звуков, запахов.

− «Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает? (Весной)

− «Висит за окошком кулёк ледяной, он полон капели и пахнет весной» (сосулька)

− «Егорка — Егорка упал в озёрко, сам не потонул и воды не всколыхнул» (месяц)

При отборе загадок для дошкольников я учитываю опыт детей как коллективный, так и индивидуальный.

Не следует предлагать детям загадки разной тематики. Необходимо ограничивать круг предметов, фактов, подлежащих узнаванию, направлять мысль ребёнка в определённую область знаний, подбирать загадки одной тематики.

Тематику загадок желательно связывать с содержанием недавних наблюдений. Это обеспечит направленность детского внимания, большую его сосредоточенность, облегчит работу мысли.

Особенности содержания загадки как литературного жанра позволяют развивать логическое мышление у детей формировать навыки речи-рассуждения, речи-доказательства.

При отгадывании загадок важен не только результат — правильная отгадка, но и доказательство, т. е умение логически и последовательно путём рассуждения убедиться, что отгадка найдена правильно.

Уметь доказывать — это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать мысль.

Чтобы вызвать у детей потребность в доказательстве, надо при отгадывании загадок ставить перед ребёнком конкретную цель: не просто отгадать загадку, но обязательно доказать, что отгадка правильная.

Существует два различных способа доказательства отгадок.

Первый способ: доказательство начинается с объявления отгадки (тезиса), а после чего следует подтверждение её признаками (доводами).

Например:

− «Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет. Когда это бывает?»

Дети отгадывают и предлагают доказательства: «Это бывает зимой, потому что зимой на полях лежит снег, на реках лёд и вьюга завывает».

Второй способ: доказательство начинается с рассмотрения признаков и установления связей между ними, т. е. с рассуждения(доводов), а отгадка (тезис) является логическим выводом.

Например:

− «Круглая, да не мяч, желтая, да не масло, сладкая, да не сахар, с хвостиком, да не мышь».

Дети рассуждают:

− «Круглыми бывают помидор, репа, редиска. Только помидор красного цвета, редиска розового, репа желтого. Репа и сладкая. А хвостик — это корешок. Значит, это Репа» (тезис).

Затем загадка повторяется несколько раз, чтобы дети лучше запомнили признаки и называют отгадку.

Воспитательные возможности загадки многообразны.

Средствами загадки я стараюсь формировать у детей любовь к народному творчеству, родному языку, образному и точному слову. Загадки я использую как увлекательное средство в обучении и воспитании детей.

Литература:

  1. Елкина Н. В., Тарабарина Т. И. «1000 загадок». – Ярославль, «Академия развития». 1997 г.
  2. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. – М., 1957.
  3. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.: Просвещение, 1976.
Основные термины (генерируются автоматически): загадка, ребенок, внешний вид, окружающая действительность, доказательство, отгадывание загадок, предмет, хвостик, явление.

Похожие статьи

Использование загадок как средства развития речи...

Существует несколько видов загадок: загадки – сравнения, где загадываемый предмет сравнивается с другим предметом, или

При отгадывании загадки перед детьми ставить конкретную цель: не просто отгадать загадку, но обязательно доказать, что отгадка правильна.

Загадки как средство развития связной доказательной речи детей...

загадке часто присущ ритм. Содержание загадок отражает жизнь человека, окружающую его действительность

Необходимо использовать игры, которые способствуют обучению детей отгадыванию загадок на основе двух способов доказательства отгадки с опорой на модель.

Развитие речевого творчества старших дошкольников...

Доказательством этому могут служить два факта. Во-первых, наблюдаемое у детей в возрасте от двух

Следовательно, для отгадывания и сочинения загадки требуются определенные

Старшие дошкольники узнали, что загадка описывает предмет, не называя его; проверяет...

Организация дидактической игровой деятельности дошкольников...

К игровым приемам относят загадывание и отгадывание загадок, введение элементов соревнования, создание игровых ситуаций» [3].

Через загадывание загадок дети учатся осознавать наличие связей между явлениями и предметами, познают ранее неизвестные...

Педагогические условия развития речи-рассуждения детей...

Рассуждения, как наиболее сложная форма монолога — это логическое изложение материала в виде доказательства.

Было проведено исследование, в котором использовались следующие методы: беседы с детьми, отгадывание детьми загадок.

Интеллектуально-познавательное развитие малышей средствами...

Загадка – «это замысловатое иносказательное описание предмета или явления, предлагаемое как вопрос для отгадывания, с целью испытать

Можно также предложить детям вспомнить загадки, в которых есть слова, связанные с данными представлениями и понятиями.

Применение дидактических игр при работе с дошкольниками

В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры.

Организация игровой деятельности детей раннего возраста... Игра — путь детей к познанию окружающего мира.

Использование занимательных дидактических игр, смекалок...

Занимательный материал — это творческая целенаправленная деятельность, в процессе которой дети в занимательной форме глубже и легче познают явления окружающей действительности.

История и изучение народных загадок в отечественном...

В определении загадки, сформулированном В. П. Аникиным, загадка являет собой «поэтическое замысловатое описание какого-либо предмета или явления, сделанное с целью

Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки / Ю. Г. Илларионова. – М.: Просвещение, 1985. – 160 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Использование загадок как средства развития речи...

Существует несколько видов загадок: загадки – сравнения, где загадываемый предмет сравнивается с другим предметом, или

При отгадывании загадки перед детьми ставить конкретную цель: не просто отгадать загадку, но обязательно доказать, что отгадка правильна.

Загадки как средство развития связной доказательной речи детей...

загадке часто присущ ритм. Содержание загадок отражает жизнь человека, окружающую его действительность

Необходимо использовать игры, которые способствуют обучению детей отгадыванию загадок на основе двух способов доказательства отгадки с опорой на модель.

Развитие речевого творчества старших дошкольников...

Доказательством этому могут служить два факта. Во-первых, наблюдаемое у детей в возрасте от двух

Следовательно, для отгадывания и сочинения загадки требуются определенные

Старшие дошкольники узнали, что загадка описывает предмет, не называя его; проверяет...

Организация дидактической игровой деятельности дошкольников...

К игровым приемам относят загадывание и отгадывание загадок, введение элементов соревнования, создание игровых ситуаций» [3].

Через загадывание загадок дети учатся осознавать наличие связей между явлениями и предметами, познают ранее неизвестные...

Педагогические условия развития речи-рассуждения детей...

Рассуждения, как наиболее сложная форма монолога — это логическое изложение материала в виде доказательства.

Было проведено исследование, в котором использовались следующие методы: беседы с детьми, отгадывание детьми загадок.

Интеллектуально-познавательное развитие малышей средствами...

Загадка – «это замысловатое иносказательное описание предмета или явления, предлагаемое как вопрос для отгадывания, с целью испытать

Можно также предложить детям вспомнить загадки, в которых есть слова, связанные с данными представлениями и понятиями.

Применение дидактических игр при работе с дошкольниками

В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры.

Организация игровой деятельности детей раннего возраста... Игра — путь детей к познанию окружающего мира.

Использование занимательных дидактических игр, смекалок...

Занимательный материал — это творческая целенаправленная деятельность, в процессе которой дети в занимательной форме глубже и легче познают явления окружающей действительности.

История и изучение народных загадок в отечественном...

В определении загадки, сформулированном В. П. Аникиным, загадка являет собой «поэтическое замысловатое описание какого-либо предмета или явления, сделанное с целью

Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки / Ю. Г. Илларионова. – М.: Просвещение, 1985. – 160 с.

Задать вопрос