Критерии качества деятельности преподавателей в университетах США
Автор: Неборский Егор Валентинович
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
Дата публикации: 29.08.2016
Статья просмотрена: 1846 раз
Библиографическое описание:
Неборский, Е. В. Критерии качества деятельности преподавателей в университетах США / Е. В. Неборский. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Самара, сентябрь 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 10-12. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/206/10976/ (дата обращения: 16.12.2024).
Оценка качества деятельности сотрудника является одной из важнейших составляющих в процессе жизнедеятельности компании, в особенности, когда речь идет о профессиях, связанных с творчеством, инновациями. Определение точных индикаторов, порой, представляется крайне сложным. Сегодня, когда университет в функциональной деятельности перенял инструменты производственного сектора [3], вопрос о том, как именно определять степень эффективности сотрудника и комплекс условий необходимых для его полноценной реализации, стоит наиболее остро. Эксперты предлагают ряд подходов в оценке качества: компетентностный, системный, системный, многоуровневый, оптимизационный и синергетический [2]. В настоящее время в практике высшей школы насчитывается свыше 40 методик измерения и оценки деятельности преподавателей [4]. Не будем останавливаться на них подробнее, поскольку целью данного исследования является изучение опыта зарубежных коллег в этом вопросе, а именно: в университетах соединенных штатов. Почему именно эти университеты? Ответ прост: университеты США имеют наиболее давнюю традицию по реализации оценки качества деятельности преподавателя высшей школы, поскольку львиная доля университетов традиционно является частными.
Научно-педагогическая деятельность относится к творческому виду деятельности, где возможны различные варианты оценки. Очевидно, что наиболее объективной является оценка по конечному результату, а не по процедуре его достижения и затраченным на это усилиям [5, с. 39] и, разумеется, она должна исходить из условий, в которых осуществляет свою деятельность сотрудник, и соответствовать профессиональной сфере. Системной ошибкой многих администраторов является попытка «втиснуть» в одну штатную единицу максимальное количество функций с целью сокращения расходов на оплату труда, что, в конечном счете, ведет к перегрузке работника, резко снижает эффективность его деятельности, и увеличивает текучку кадров. На адаптацию же новых кадров требуется наиболее ценный и невосполнимый ресурс — время. Очевидно, что если компания собирается оставаться конкурентоспособной на рынке, то она вынуждена заботиться о росте и развитии своих сотрудников.
Основными показателями деятельности преподавателя являются: научные публикации, исследовательская деятельность, методическая работа, научное руководство, кураторство, административная работа, преподавание и т. д. [1]. Неудивительно, что часть из этих показателей берется за основу в международных рейтингах университетов [9]. Научный потенциал и методический профессионализм профессорско-преподавательского состава всегда воспринимались в обществе, как репутация, гарантирующая качество образования в университете [6]. Особенно, актуально понимание качества педагогического процесса в условиях формирования новой образовательной среды в информационную эпоху [7]. Как же оценивают качество деятельности преподавателя высшей школы в соединенных штатах? По каким индикаторам?
Университеты США условно можно разделить на исследовательские и «преподавательские». В университетах, где организационная структура основана на научной составляющей, обеспечивается бóльшая свобода творчества, профессура чаще объединяется в исследовательские группы, повышается мобильность, а репутация и критерии эффективности преподавателя напрямую зависят от его научного труда: публикационной активности, патентов, грантов, исследовательских проектов и т. д. Администрация университета в этом случае ориентируется на результативность научной работы преподавателя и с бóльшим уважением относится к привилегиям, которые он заслужил (часто вне университета, поскольку подобная деятельность подразумевает внешние контакты и открытость). В «преподавательских» или образовательных университетах ситуация прямо противоположная: низкая доля научной составляющей влечет за собой снижение качества содержания процесса обучения, внешние связи формируются благодаря личным знакомствам и уровню педагогического мастерства ППС, мобильность резко снижается из-за отсутствия необходимости таковой. Отношения между администрацией и преподавателями сфокусированы на контрактных формальностях, которые часто резко ограничивают творчество сотрудника. Научную активность измерить значительно проще, чем педагогическую.
Оценка деятельности преподавателей рассматривается как важная составная часть обеспечения качества учебного процесса; ей подвергается научный, педагогический и вспомогательный (консультативная помощь, представительство в различных органах и т. д.) труд преподавателей. Она основана на трех блоках: «мнение студентов», «мнение коллег», «мнение администрации». Студенты могут судить о коммуникативных навыках преподавателя, степени ценности читаемого им курса и общей эффективности его деятельности. Коллеги определяют соответствие текущим требованиям содержания программы учебного курса, дают суждение о перечне используемой литературы и материалах, экзаменах и методике оценивания знаний студентов и т. д. Администрация также изучает программы учебных курсов, читаемых преподавателем, отслеживает, чтобы он проходил повышение квалификации, прибегает к мониторингу успешности его учеников, выпускников и т. д.
Наиболее часто встречающимся инструментом оценки качества преподавательской работы является опрос и анкетирование студентов, чаще всего проводящийся комиссией по качеству или аналогичным отделом, специально созданным в высшем учебном заведении. Это позволяет развиваться преподавателю, быть более открытым к изменениям; администрации это дает возможность выявлять конфликты между студентом и преподавателем на ранней стадии, снизить риск коррупции или предвзятого отношения преподавателя к студенту, быть в курсе активности своих сотрудников. Анкеты составляются комиссией по качеству, а мониторинг проводится в середине семестра, чтобы преподаватель смог внести коррективы в организацию и проведение занятий. Так звучат наиболее часто встречающиеся вопросы:
‒ Обсуждает ли преподаватель точки зрения, отличные от его собственной позиции?
‒ Обсуждает ли последние достижения в предметной области?
‒ Объясняет четко и ясно?
‒ Хорошо ли подготовлен к занятиям?
‒ Читает лекции так, что их легко конспектировать?
‒ Подытоживает наиболее важные моменты?
‒ Поощряет дискуссии в аудитории?
‒ Просит студентов поделиться своими знаниями и опытом?
‒ Относится к студентам как к личностям?
‒ Оказывает ли индивидуальную помощь студентам, испытывающим трудности в учебе?
‒ Обладает интересной манерой подачи материала?
‒ Информирует ли студентов о том, как они прогрессируют?
‒ Проводит экзамены, которые позволяют студентам показать свое знание предмета? и т. д.
Разработчики Технологического университета Теннеси, анализируя ситуацию с функционированием преподавателя в структуре организации, выделили ключевые индикаторы, которые встречаются с высокой периодичностью в различных университетах, как исследовательских, так и «преподавательских», имеют решающее значение для работы и относительно измеримы.
- Педагогическая эффективность — сюда входят аудиторные и индивидуальные занятия, лабораторные, консультации и т. д. Этот пункт оценивается студентами посредством анкетирования и регулярных опросов.
- Научная работа — монографии, статьи, переводы, разработка технической документации по профилю, рефераты и т. д. Этот пункт оценивается комиссией по качеству.
- Участие в исследованиях, финансируемых извне — привлеченные в университет финансовые средства, технические ресурсы, персонал. Этот пункт оценивается комиссией по качеству.
- Технические отчеты по исследовательским проектам и дисциплинарным исследованиям. Необходимо отметить, что если преподаватель выиграл грант, то работа над ним требует времени и сил и хорошие отчеты создают репутацию не только ученому, но и университету. Этот пункт оценивается комиссией по качеству.
- Выступления в представительных органах — семинары, форумы, профессиональные сообщества и т. д. Любое выступление в роли эксперта в публичных научных мероприятиях создают великолепную рекламу университету. Этот пункт оценивается комиссией по качеству.
- Представительство и выступления в общественных организациях, не связанных с научной деятельностью преподавателя. Это могут быть различные попечительские советы, клубы, спортивные секции или мероприятия, социальные службы, фонды и т. д. Вовлеченность преподавателя в общественную сферу создает дополнительную рекламу университету. Этот пункт оценивается комиссией по качеству и администрацией университета.
- Представительство в органах, влияющих на общественную и государственную политику — выступления в Конгрессе, работа в качестве эксперта в юридических органах и т. д. Этот пункт оценивается комиссией по качеству и администрацией университета.
- Служба в муниципальных, правительственных и консультативных органах, различных комитетах — учитывается количество времени, затраченного на данный вид деятельности. Этот пункт оценивается комиссией по качеству и администрацией университета.
- Цитирования работ автора в научной литературе — широко известный сегодня в России индекс Хирша. Важно отметить, что в США в данном индексе учитывается импакт-фактор журналов, их научная репутация, учитываются цитирования коллег из других университетов и исключен пункт самоцитирования. Этот пункт оценивается комиссией по качеству.
- Работа в комитетах, комиссиях и рабочих группах. Очевидно, что существует административная деятельность, качество которой важно учитывать. Вовлеченность преподавателя в жизнь, — внутреннюю и внешнюю, — высшего учебного заведения свидетельствует о лояльности сотрудника и его намерении работать в данной организации. Этот пункт оценивается коллегами, администрацией университета.
- Консультирование по текущим технологическим вопросам. Какое количество дней потратил преподаватель на консультации студентам, коллегам, администрации? Этот пункт оценивается администрацией университета.
- Непосредственный контакт с производством, работодателями — учитывается как время, так и результативность таких контактов в зависимости от области. Этот пункт оценивается администрацией университета.
- Технологическое лицензирование, сертификация, патенты — словом, все активные изобретения преподавателя, как ученого. Этот пункт оценивается комиссией по качеству [8, с. 322–332].
Коэффициент в каждом отдельном случае определяется университетом самостоятельно, в зависимости от профиля, ресурсов, целей и задач высшего учебного заведения. Несмотря на то, что оценочная карта представляет собой научное исследование, а не административный стандарт, во множестве контрактов, которые заключают университеты США с преподавателями, можно встретить близкие по смыслу пункты. Подход в оценке качества деятельности преподавателя, безусловно, должен носить гибкий характер в силу того, что каждый вид труда имеет свои особенности. Необходимо отходить от серийно-технологического мышления индустриальной эпохи, основанной на стандартах, поскольку стандарт определяет нижнюю границу качества, но в то же время ограничивает инициативу развития, либо вынуждает работать на формальные показатели.
Литература:
- Альтбах, Ф. Будущее высшего образования и академической профессии: страны БРИК и США / Ф. Альтбах и др. — М.: ВШЭ, 2013. — 247 с.
- Богуславская, Т. Н. Типология подходов к оценке и определению качества дошкольного образования / Т. Н. Богуславская // Вестник Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н. Г. Столетовых. Серия: педагогические и психологические науки. — 2011. — № 29. — С. 93–96.
- Бок, Д. Университеты в условиях рынка / Д. Бок. — М.: ВШЭ, 2012. — 224 с.
- Васильева, Е. Ю. Подходы к оценке качества деятельности преподавателя вуза / Е. Ю. Васильева // Университетское управление: практика и анализ. — 2006. — № 2. — С. 74–78.
- Васильева, Е. Ю. Рейтинг преподавателей и кафедр в вузе / Е. Ю. Васильева // Университетское управление: практика и анализ. — 2007. — № 3. — С. 39–48.
- Исаева, Т. Е. Эффективность оценивания деятельности преподавателей вузов: сравнение отечественных и зарубежных методик [Электронный ресурс] / Т. Е. Исаева, М. П. Чуриков, Ю. Ю. Котляренко // Интернет-журнал «Науковедение». — 2015. — Т.7. — № 3. — Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/141PVN315.pdf
- Неборский, Е. В. Образование будущего: ключевые педагогические инновации и тенденции в развитии образовательной среды [Электронный ресурс] / Е. В. Неборский // Интернет-журнал «Науковедение». — 2015. — Т.7. — № 2. — Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/166PVN215.pdf
- Тартарашвили, Т. А. США. Инструменты регулирования качества образования / Т. А. Тартарашвили. — М.: Новые печатные технологии, 2015. — 448 с.
- Kehm, B. M. University Rankings, Diversity and the New Landscape of Higher Education / B. M. Kehm and etc. — Rotterdam: Sense Publishers, 2009. — 183 pp.