Развитие логического мышления в урочной и внеурочной деятельности с применением технологии дистанционного обучения
Автор: Дресвина Полина Алексеевна
Рубрика: 12. Технические средства обучения
Опубликовано в
Дата публикации: 26.08.2016
Статья просмотрена: 230 раз
Библиографическое описание:
Дресвина, П. А. Развитие логического мышления в урочной и внеурочной деятельности с применением технологии дистанционного обучения / П. А. Дресвина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Самара, сентябрь 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 79-81. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/206/10969/ (дата обращения: 04.11.2024).
В современном мире очень важную роль играют информационно-коммуникационные технологии, а значит необходимо активно применять их в образовательном процессе, для оперативного обмена информацией между всеми субъектами образовательной деятельности, а также максимально использовать положительные стороны сети Internet, для повышения качества обученности и развития логического мышления у учащихся. В течение многих лет российское образование оставалось на высоком уровне, но в последнее время оно уступает образованию других стран. Причиной падения качества обученности послужило то, что мир менялся, менялись приоритеты и интересы, а подход к обучению оставался на месте. Вообще, можно сказать, что учить на расстоянии стало возможным после изобретения книг и письма, т. е. сама книга в себе несет понятие дистанционного обучения. Благодаря стремительному развитию за последние 10 лет каждый школьник имеет современный телефон, планшет. Появляются школы, работающие по принципу «1+1» (один ученик + один планшет). И ведь действительно, интересно то, что нельзя! А если перед учеником правильно поставить цель урока и объяснить, что современный аппарат раскрывает перед учеником большие возможности, то ребенок с удовольствием приступит к выполнению задания, не отвлекаясь на не нужные вещи.
Каждый современный педагог должен применять в своей деятельности технологию дистанционного обучения. С переходом учащихся 5–11 классах на стандарты второго поколения приоритетными направлениями будет формирование предметных и метапредметных компетенций, ведущими из которых являются — исследовательские, коммуникативные, ИКТ компетенции.
Дистанционное обучение (ДО) — это такая форма обучения, при которой весь процесс образования осуществляется на удаленном расстоянии, где обучаемый и обучающий могут видеть или не видеть друг друга, а сам процесс обучения осуществляется в виртуальной среде при помощи современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) [2].
Каковы же особенности дистанционного обучения. Главной и основной особенностью является удаленность обучаемого от обучающего. Так, например, ученик при таком обучении может находиться далеко от учителя, но при этом получать весь необходимый, учебный материал и домашнее задание. Для взаимодействия «учитель-ученик» или «ученик-учитель» необходимо наличие ПК (ноутбука), или телефона (с возможностью просматривать презентации, текстовые документы, видео- и аудиофайлы).
Схема дистанционного обучения
Данная схема подходит для разных целей, все зависит от того, что хотят получить в итоге учитель и ученик вместе. Для начала работы учителю необходимо подготовить методическую базу, с учётом особенностей детей.
‒ Если необходимо повышение эффективности учебного процесса и преодоление школьной «неуспешности», то необходимо подготовить видео уроки по изучаемым темам. Разместить их на личном канале в YouTube, а учащийся и его родители могут в любое время просмотреть данную запись (учащиеся для успешного выполнения домашнего задания, а родители — для проверки ученика дома). Также, немаловажно, продумать дидактический материал, количество заданий по каждой теме должно быть достаточно для отработки навыков, причем разных уровней сложности. И все это теряет смысл, если ребенок не знает определений, теорем, свойств и формул, правил, алгоритмов и т. д. Для успешного запоминания современному ребенку нужен современный способ, пример, аудиофайлы с теорией по темам (ученику нужно только одеть наушники и включить файл, времени занимает не много и есть возможность заняться любыми делами). Ученик домашнее задание может разместить в интернете, отправить на электронную почту учителя, таким образом, педагог в любое время может приступить к проверке работ.
‒ Если целью учителя становится подготовка ученика к успешному выступлению на олимпиадах различного уровня или НПК, то необходимо подготовить видео уроки по темам, которые чаще всего встречаются на олимпиадах в них рассмотреть не только теорию, но и задачи различного уровня сложности. Подобрать аналогичные задачи для самостоятельной работы. Создать список сайтов, к которым обучающийся может обратиться при возникновении трудностей, при появлении дополнительных вопросов, при возникновении желания порешать больше заданий.
К подготовке видео уроков (с письменного разрешения родителей/законных представителей) и подбору дидактических заданий учитель может подключить учащихся старших классов, при этом, не забывая контролировать и помогать им (можно организовывать творческие группы). Этим творческим группам можно предлагать проверять работы учащихся, которые одновременно отправляют решение учителю и ответственному ученику. Таким образом, учитель привлекает обучающихся (увлеченных предметом) к интересной и необычной для них работе, поднимая статус «учителя» и показывая широкие возможности работы.
Уже несколько лет в России осуществляется обучение детей с ограниченными возможностями здоровья посредствам сети Internet. Это отличная возможность получить достойное образование таким детям, а в дальнейшем и самим обучать таких же детей. Поскольку учащийся может быть так же успешен, как и его сверстники. Учитель может:
‒ наглядно объяснить необходимый материал, используя Skype;
‒ при помощи всё той же электронной почты, получать домашнее задание, а затем проверять и оценивать его.
Все происходит, как в настоящей жизни, только с применением Интернета. Для детей с ограниченными возможностями ДО — это одна из основных форм получения образования.
Трудности в ходе реализации дистанционного обучения детей связаны с высокими материальными затратами на техническую основу обучения (обеспечение оборудованием, высокоскоростным интернетом); технологической готовностью участников образовательного процесса; готовностью участников образовательного процесса к коммуникации в сети; педагогической и методической готовностью педагогов; обеспечением технической поддержки и обслуживания каналов связи и комплектов оборудования [1].
В большинстве случаев, дистанционное обучение должно рассматривается как дополнительное к традиционному классно-урочному обучению. Элементы дистанционного обучения могут стать незаменимыми для таких групп учеников:
‒ учеников сельских школ для получения качественного образования (но тут есть свои проблемы подключения к интернету);
‒ одарённых детей для углубления знаний, проверки степени самореализации во время участия в олимпиадах разного уровня, для выполнения научных работ на высоком уровне;
‒ ученикам выпускных классов для подготовки к сдаче ОГЭ и ЕГЭ;
‒ ученикам, которые в силу ряда причин пропускали занятия (активисты, спортсмены и другие);
‒ неуспевающим ученикам для формирования интереса к обучению или его обновлению, повышения качества знаний.
Эффективность внедрения технологии дистанционного обучения напрямую зависит от компьютерной грамотности всех участников образовательного процесса, которые обязаны свободно пользоваться электронной почтой, с легкостью находить необходимую информацию в сети Internet.
Более продуктивное изучение математики с использованием данной технологии возможно при создании педагогом личного сайта, блога или канала на YouTube. Поскольку учитель может там размещать только необходимую информацию для учащихся, которую они могут использовать в любое время. На YouTube педагог может выкладывать обучающие ролики, которые могут просматривать как сами ученики при выполнении домашних заданий, так и их родители для контроля своих детей.
Как определил В. В. Сташенко, «учебный процесс при дистанционном обучении содержит в себе все формы традиционной организации образовательного процесса и объединяет их впоследствии с самостоятельной работой учеников».
Рассмотрим основные формы ДО:
первая форма — это курсы дистанционной поддержки, где размещены материалы для домашней и самостоятельной работы;
вторая форма — «Дистанционный репетитор», в рамках которого можно помочь не только школьникам, но и учителям, которые хотят попробовать новые технологии;
третья форма — вебинары, семинары.
Основные возможности дистанционного обучения это:
- Проведение on-line уроков-занятий с несколькими участниками одновременно (до 1000 человек).
- Организация творческих виртуальных групп-классов учащихся.
- Получение возможности общения во время занятия не только с учителем, но и друг с другом.
- Организация присутствия заинтересованных лиц на уроке (родители, методисты, и другие) без дополнительного стресса для обучающегося.
- Экономия денежных средств за счет организации учебного процесса через Интернет.
- Расширение инструментария педагога при применении технологии дистанционного обучения.
- Привлечение различных специалистов, находящихся в удалении от школы и учащихся (например, при обучении математике общение с людьми, составляющими олимпиады или преподавателями кафедр ведущих ВУЗов страны).
- Участие в уроках часто болеющих или находящихся на длительном больничном детей.
- Экономия времени. Для педагогов очень удобно проходить курсы дистанционно. Не у каждого учителя есть возможность даже на неделю уехать в ведущие вузы страны или институты развития образования для прохождения курсов повышения квалификации. Для учеников это участие в олимпиадах и научно-практических конференциях. Очень удобно учащемуся записать видео с презентацией проекта или научно-практической работы и загрузить в интернет, где жюри удаленно выбирают победителя, а учащийся принимает участие в российских и международных конференциях без отрыва от учёбы.
Итак, дистанционное обучение для школьников имеет такие особенности:
‒ это дополнение к традиционному классно-урочному обучению;
‒ основным критерием выбора учебной платформы ДО школьников есть наличие возможностей общения учителя и ученика с помощью компьютерных технологий;
‒ при разработке школьного дистанционного курса необходимо обеспечить: использование различных форм ДО, оформление теоретического материала в мультимедийном формате, наличие списка рекомендованной литературы и точных гиперссылок.
«Мы учимся, увы, для школы, а не для жизни» − Сенека.
А с приходом ФГОС эта фраза превращается в «Мы учимся для жизни, а не для школы».
Литература:
- Мясникова М. С. Инновации в образовании: дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / М. С. Мясникова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 149–151.
- Миссия образования в формирующейся новой экономике: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 10-летию филиала Уральского государственного экономического университета в г. Нижний Тагил (Нижний Тагил, 22–23 января 2009 г.) в 3 ч. /отв.за выпуск Ю. Э. Слепухина, С. И. Голицын, Г. С. Голошумова; науч. редактор Г. С. Голошумова; Федер. агентство по образованию; Международная академия наук высшей школы; Урал. гос. экон. ун-т; Европейская академия розничной торговли; Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева; Филиал Урал. гос. экон. ун-та в г. Нижний Тагил; Нижнетагильский торгово-экономический колледж. — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2009. — Ч. 3. — 445 с.
- Донской В. С. Дистанционное образование с применением Интернет-технологий: [Электронный ресурс]. URL: http://infourok.ru/material.html?mid=41697
- Дистанционное обучение в мире и в России: [Электронный ресурс]. URL:http://www.curator.ru/e-learning/publications/publication8.html