Эффективный метод развития личностных качеств и лучшего усвоения знаний у студентов ссуза | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, сентябрь 2016)

Дата публикации: 08.09.2016

Статья просмотрена: 123 раза

Библиографическое описание:

Галкина, М. В. Эффективный метод развития личностных качеств и лучшего усвоения знаний у студентов ссуза / М. В. Галкина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Самара, сентябрь 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 55-57. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/206/10868/ (дата обращения: 16.12.2024).



Если хотите стать профессионалом в своем деле, то смех вам не поможет, для этого хорошо подходит изучениепредметов по выбранной профессии, это сделает вас настоящими специалистами. А чтобы с этими предметами разобраться и лучше их усвоить, можете познакомиться с феноменом смеха.

Смеховая культура XXI века обладает рядом особенностей. Информационные технологии, которые стремительно развиваются в настоящее время, обучая мыслить глобальными категориями, снижают эмоциональную окраску восприятия окружающего мира. Происходит некая деградация или искажение личностных качеств людей, в особенности происходящее влияет на психику подростков. Смех, в силу своих особенностей может компенсировать негативные стороны информационного образа жизни, давая «живой» отклик на происходящее. [1: 222] Поэтому, в Саратовском техникуме железнодорожного транспорта — филиале СамГУПС, поставили цель: провестиработу по анализу феномена смеха и раскрытии его роли в развитии качеств, необходимых студенту ССУЗа в личностном и профессиональном развитии.

Фридрих Ницше сказал такие слова: «Десять раз должен ты смеяться в течение дня и быть веселым». Известные русские писатели так же высказывались о роли смеха: Лев Толстой утверждал, что смех рождает бодрость, а Максим Горький писал, что «умный смех — превосходный возбудитель энергии». [2: 98]

Если обратиться к Викепедии, то смех — одна из реакций человека на юмор илищекотку, проявления которой включают в себя специфические звуки и непроизвольные движениямышцлица и дыхательного аппарата.

Наука о смехе — геотология — утверждает, что смех положительно влияет на физиологию человека. Начало науке положил журналист и преподаватель психологии Норман Казинс. Он начал самолечение от редкого заболевания суставов. Через пару лет ежедневной смехотерапии Норман Казинс вновь обрел способность двигаться. Так получила свое развитие смехотерапия, в которой сейчас разделяют три основных направления:

‒ классическая смехотерапия;

‒ медицинская клоунада;

‒ йога смеха, обучающая человека смеяться легко и непринужденно.

С помощью смеха возможно и даже необходимо решить задачу повышения нравственности, и, в частности, чистоты смеха в среде современных подростков. Умение смеяться над собой, над своими недостатками, позитивный юмор, приводят в действие механизмы ума, которые выручают тех, у кого они имеются. Определение «человек смеющийся» лежит в одной плоскости с понятиями «человек разумный». Серьезность и смех дополняют друг друга, представляя целостное знание о мире. [3: 75] Смех повышает творческие способности и умение решать различные задачи. Он активирует систему мозга, соединяя левое и правое полушария. Смех снимает физическую и психологическую усталость. Улыбка помогает человеку переключиться на другое состояние. Вспомните ваше состояние после перерыва в занятии — если просто хохотать, то легче потом сидеть на паре и усваивать новый материал, а если в перемену обсуждать учебные моменты, то как будто и не было перерыва.

В исследовательской работе на базе СТЖТ, проведено анкетирование контрольных групп, с помощью которого выявлено наличие чувства юмора у испытуемых и его нравственная составляющая. В анкетировании приняли участие группы техникума, всего 76 человек, возраст испытуемых от 16 до 18 лет.

После обработки анкетных данных получены следующие результаты. Основное количество студентов много и часто смеются, но при этом смеяться над собой может только половина опрошенных. Как раз это умение приводит в рабочее состояние мозг, что описано выше. Соответственно если развивать в себе это умение, т. е. учиться позитивной самокритике, то это поможет в повышении умственной работы и, как следствие, улучшение усвоения получаемых знаний. При разработке занятий по смехотерапии для студентов, которое стало результатом исследования, рассмотрены упражнения для смеха «над собой».

По результатам анализа пунктов анкеты раскрывающих нравственную составляющую чувства юмора опрашиваемых выявлено, что над такими страшными причинами как смерть, болезнь, бедность и т. д. не будут смеяться две трети студентов контрольных групп, но одна треть или не указала таких причин -13 человек, или конкретно написали, что им все равно над чем смеяться — 10 человек. По полученным показателям, можно сделать вывод о том, что развитию нравственности с помощью смеха и юмора необходимо уделить больше внимании, что тоже учтено при разработке практического занятия.

Последний пункт анкеты указывает на то, что у основной массы исследуемых, есть способы рассмешить других, а значит, есть необходимое качество (чувство юмора), на которое можно опереться при проведении занятий по смехотерапии.

Результатом проделанной работы, стала разработка занятия смехотерапией, способствующей развитию личностных и нравственных качеств у студентов контрольной группы. Ежедневно, в нашем техникуме, во всех группах, проводится физкультпауза, в течение 10 минут. Смехотерапия, в контрольной группе, проводилась в это время по специально разработанному плану-сценарию.

DSC_0030.JPG

Рис. 1. Проведение «смехового дыхания»

DSC_0014.JPG

Рис. 2. Рисуночная «смехотерапия» в контрольной группе

DSC_0036.JPG

Рис. 3. Элементы проведения занятия

Проведен эксперимент с выборкой двух контрольных групп техникума. В одной группе в течении семестра проводилась ежедневная смехотерапия, другая группа обучалась в обычном режиме. После экзаменационной сессии, проведен сравнительный анализ результатов успеваемости двух контрольных групп.Результаты взяты из ведомости успеваемости и ведомости посещаемости учебных групп, участвующих в эксперименте, по итогам 2015–2015 учебного года.

В группе, обучающейся в обычном режиме, показатели посещаемости и обучения изменились следующим образом:

сентябрь 2015 г. — прогулов 2,7 %, май 2015 г. — прогулов 3,2 %;

аттестовано 97, 96 %;

успеваемость 100 %;

качество знаний 85,71 %;

В группе, где проводились сеансы смехотерапии во время физкультминутки, показатели посещаемости и обучения изменились следующим образом:

сентябрь 2015 г. — прогулов 2,8 %, май 2016 г. — прогулов 2,6 %;

аттестовано 99, 8 %;

успеваемость 100 %;

качество знаний 90,23 %;

Можно сделать вывод о влиянии смеха на интеллектуальное развитие студентов и на качество усвоения знаний. В группе, регулярно занимающейся «смеховым дыханием», улучшающим мозговое кровообращение и выполняющей задания по смехотерапии, снижено количество пропусков занятий без уважительной причины, а также на 4,52 % выше показатель качества знаний.

Пропишите себе смехотерапию! Учитесь обращать внимание на доброе и веселое в нашей жизни. Берите пример с солнечных часов — ведите счёт лишь радостным дням! Предлагаем использовать наш метод занятия смехотерапией, самостоятельно с пользой для себя.

Литература:

  1. Балина, Л. Ф. Культурно-исторический процесс и феномен смеховой культуры/ Балина Л. Ф.// Большой Урал — XXI век: Сб.материалов Всерос. науч.-практ. конф. Ч.1. XIII Уральские социологические чтения. — Екатеринбург: Изд-во УГТУ — УПИ, 2011. — С. 222–223.
  2. Балина, Л. Ф. Философские основания анализа смеховойкультуры/ Балина Л. Ф.// Теория и экология разума: материалыВсеросс. науч.-практ. конф. «Язык культуры и культура языка» (Тюмень, 15–16 марта 2001 г.). — Тюмень: Вектор Бук, 2009. — Вып.9. –С.97–100.
  3. Сяо Цзинъюй(КНР) Эстетика смеха М. М. Бахтина и китайская народная смеховая культура // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. № 1. 2006.С. 73–82.
  4. Феноменология смеха: Карикатура, пародия, гротеск в современной культуре: Сб. ст. / М-во культуры РФ. Рос. ин-т культурологии; Отв. ред. и сост. В. П. Шестаков; Ред. А. В. Вислова. — М., 2002. —272 с.
  5. Статьи о здоровье человека, медицине, психологии [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://medicinform.net/
Основные термины (генерируются автоматически): группа, контрольная группа, смех, качество знаний, обычный режим, показатель посещаемости, помощь смеха, чувство юмора.

Похожие статьи

Развитие творческого мышления и личностных качеств учащихся академических лицеев на уроках русского языка и литературы

Сохранение и укрепление здоровья детей как результат профессиональной компетентности педагогов ДОУ

Сохранение и укрепление здоровья детей как результат профессиональной компетентности педагогов ДОУ

Эффективные подходы к формированию опыта самостоятельной творческой деятельности обучающихся на уроках химии

Формирование личностных результатов школьников в процессе преподавания русского языка по программе «Гармония»

Обеспечение эмоционального благополучия воспитанников и создание комфортных зон отдыха в дошкольной образовательной организации

Мотивация профессионального развития и методическое сопровождение педагогов в условиях ДОУ

Формирование читательской компетентности у учащихся начальной школы на основе принципа опоры на родной язык

Развитие инициативности в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в условиях образовательного пространства ДОУ

Формирование готовности к непрерывному образованию у студентов педагогического вуза

Похожие статьи

Развитие творческого мышления и личностных качеств учащихся академических лицеев на уроках русского языка и литературы

Сохранение и укрепление здоровья детей как результат профессиональной компетентности педагогов ДОУ

Сохранение и укрепление здоровья детей как результат профессиональной компетентности педагогов ДОУ

Эффективные подходы к формированию опыта самостоятельной творческой деятельности обучающихся на уроках химии

Формирование личностных результатов школьников в процессе преподавания русского языка по программе «Гармония»

Обеспечение эмоционального благополучия воспитанников и создание комфортных зон отдыха в дошкольной образовательной организации

Мотивация профессионального развития и методическое сопровождение педагогов в условиях ДОУ

Формирование читательской компетентности у учащихся начальной школы на основе принципа опоры на родной язык

Развитие инициативности в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в условиях образовательного пространства ДОУ

Формирование готовности к непрерывному образованию у студентов педагогического вуза