Психолого-педагогические и организационные детерминанты военно-средовой адаптации курсантов учебных центров Вооруженных Сил РФ | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

I международная научная конференция «Образование: прошлое, настоящее и будущее» (Краснодар, август 2016)

Дата публикации: 30.07.2016

Статья просмотрена: 124 раза

Библиографическое описание:

Васильев, А. В. Психолого-педагогические и организационные детерминанты военно-средовой адаптации курсантов учебных центров Вооруженных Сил РФ / А. В. Васильев. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 64-68. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/205/10917/ (дата обращения: 19.04.2024).



Вооруженные Силы Российской Федерации на современном этапе своего развития нуждаются в новом подходе в обучении и воспитании молодого пополнения и военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Для этого созданы все условия, начиная от материально-бытовых и заканчивая морально-психологическими. Особенно это касается учебных центров (учебных воинских частей), которые готовят младших специалистов для Российской армии.

Ключевые слова: условия, военная среда, адаптация, обучение и воспитание

Рассмотрим ключевые особенности функционирования учебных центров Вооруженных Сил РФ и специфические черты субъектов, которые должны быть учтены при разработке модели военно-средовой адаптации курсантов.

Современные учебные центры Вооруженных Сил РФ ориентированы на «подготовку младших специалистов к исполнению ими должностных обязанностей в мирное и военное время, дисциплинированных и исполнительных, морально и психологически стойких, физически выносливых, преданных своему Отечеству, готовых самоотверженно защищать свою Родину — Российскую Федерацию» [1, с. 5].

Отличительной особенностью таких центров является то, что курсанты, осуществляя подготовку по военно-учетным специальностям, несут службу в соответствии с Уставами и живут в условиях, аналогичных тем, которые создаются в реальной военной части.

Преподавательский состав учебного центра включает начальников циклов подготовки (основных учебно-методических подразделений), преподавателей дисциплин, командиров роты — старших преподавателей и командиров взводов — преподавателей, а учебный взвод является его основным подразделением, который комплектуется курсантами, временно содержащимися в учебном центре в период подготовки (от одного месяца до полугода). Поскольку состав учебных взводов ВС РФ не является однородным, то в подготовке курсантов реализуется два основных направления:

− подготовка младших специалистов (солдат) к самостоятельным действиям в должности по военно-учетным специальностям;

− доподготовка военнослужащих, проходящих военную службу по контракту из числа сержантского состава на новые военно-учетные специальности.

Представляя особенности подготовки военнослужащих в учебном центре, отметим некоторые позиции, отражающие специфику военной среды, к которой они адаптируются:

− строгое соблюдение субординации в любой ситуации;

− соблюдение принципа единоначалия;

− жестко регламентированный режим труда и отдыха;

− необходимость обращения с оружием;

− систематический контроль за деятельностью военнослужащего;

− ограниченные условия казарменного проживания;

− ограниченность личного времени;

− ограниченный период обучения, концентрирующий процесс подготовки к военной деятельности;

− выполнение военных служебных обязанностей в процессе подготовки в учебном центре.

Кроме того, общевоинские уставы ВС РФ требуют от военнослужащего быть: верным Военной присяге, дисциплинированным, бдительным, честным, храбрым и др. Он должен беззаветно служить народу, строго соблюдать законы, совершенствовать свое мастерство, уважать честь и достоинство других военнослужащих, соблюдать требования безопасности и др. [1, с. 12–14]. Все эти требования в процессе военно-средовой адаптации могут рассматриваться как ценности, подлежащие усвоению курсантами учебного центра Вооруженных Сил Российской Федерации.

Для достижения этих целей сегодня созданы все условия. В соответствии с принятыми нормами в распорядке дня военнослужащего предусмотрено время для проведения зарядки, утреннего и вечернего туалета, утреннего осмотра, учебных занятий, самостоятельной подготовки к занятиям, ухода за обмундированием, вооружением и военной техникой, приема пищи, досуговой деятельности, прогулок, сна, а также время на личные нужды. В роте оборудуются: душевая, комната для умывания с ножной ванной, туалет, место для стирки военнослужащими обмундирования, оборудованное стиральными машинами, место для отдыха.

Военнослужащим предоставляется не менее одних суток отдыха еженедельно. Каждую неделю проводится обслуживание вооружения, техники и другого имущества, приведение в порядок всех помещений. Кроме того, предусмотрены дни отдыха, разрешены посещения военнослужащих членами семьи, представителями общественности для осмотра казармы, столовой, музей боевой славы и других помещений.

При организации процесса военно-средовой адаптации курсантов учебных центров следует учитывать и социальный опыт военнослужащих, которые являются взрослыми людьми, имеющими сформированную систему ценностей, знаний и установок. Попав в незнакомую среду, предъявляющую к ним новые требования, они нуждаются в такой организации образовательного процесса, который бы в максимально короткий срок показал все основные нюансы воинской службы и «сблизил» системы ценностей военной среды и личности курсанта, обеспечив тем самым нейтрализацию конфликтных ситуаций.

Как отмечает О. А. Ровенских, в деятельности военнослужащего существует ряд трудностей, которые приходится преодолевать: реальная или потенциальная опасность, неожиданность, дефицит времени и информации, высокий уровень ответственности, постоянная боевая готовность и дискомфорт [2, с. 47–48]. Все это способно повысить тревожность курсанта, активизировать деструктивные проявления, обособить его от окружения. Поэтому осознание значимости нового статуса, несмотря на эти трудности, формирование психологической готовности к их преодолению и достойному несению службы мы считаем ключевой задачей адаптационного процесса, который носит индивидуальный характер и сопряжен с изменением жизненно-бытового уклада, выполняемой деятельности и взаимодействий в ее рамках.

Как уже отмечалось ранее, к основным факторам, влияющим на адаптацию к военной службе (усиливающим или затрудняющим ее), современные ученые (А. И. Александров,М. И. Дьяченко, В. И. Лебедев, Е. В. Овчарова, Н. Ф. Феденко и др.) относят психологическую готовность, состояние здоровья, физическую подготовку, интеллектуальное развитие, уровень воспитанности и др. В целом, проведенные исследования [3; 4; и др.] показывают, что основная масса молодых людей, прибывающих для обучения в учебные центры ВС РФ, обладают достаточным для прохождения службы здоровьем и физической подготовкой, что обусловливает принципиальную возможность их быстрой военно-средовой адаптации. В отношении же психологической готовности, интеллектуального развития и воспитанности, ситуация менее благополучная, поскольку современная армия комплектуется, преимущественно, лицами с невысоким уровнем образования, малообеспеченными, из неполных и не всегда благополучных семей, что зачастую приводит к правонарушениям, преступлениям, несчастным случаям и т. д. Эти недостатки оказывают отрицательное влияние на процесс военно-средовой адаптации и затрудняют ее, но, тем не менее, мы, учитывая данные обстоятельства, должны создать такую модель, которая будет отличаться устойчивостью к подобным негативным условиям и обеспечивать массовость военно-средовой адаптации среди курсантов учебных центров ВС РФ.

При этом для нас особое значение будет иметь именно направленность личности курсанта учебного центра на военную службу, которая должна быть учтена в процессе военно-средовой адаптации как призывников, так и военнослужащих по контракту.

Выполненные к настоящему времени исследования (А. Г. Арбатов, А. Р. Гирфатова, Д. В. Громов,А. Н. Кислицына, В. И. Лебедев, Е. В. Овчарова и др.) свидетельствуют о том, что эти две группы военнослужащих обладают разными особенностями, детерминирующими успешность военно-средовой адаптации. Так, например, руководитель Центра международной безопасности РАН, действительный член РАН А. Г. Арбатов указывает на сохраняющееся «полное бесправие призывников, которым не на кого рассчитывать, кроме общественности и прессы, периодически раскрывающих вопиющие случаи халатного, а подчас преступного отношения начальства к здоровью, питанию, условиям жизни, обмундированию призывников. В отличие от призывника контрактник знает свои права и отстаивает их, имея возможность в случае серьезных нарушений разорвать контракт». Поэтому офицерский состав сегодня должен внести серьезные изменения в формы работы не только с контрактниками, но и с призывниками, в отношении которых в последнее время все же предпринимаются некоторые улучшения: они имеют возможность нести службу вблизи места жительства, общаться с родственниками. Кроме того, в настоящее время в казармах улучшены бытовые условия, обновлено обмундирование, усилено питание, а у общественных организаций есть доступ в военные части.

Различия в направленности курантов к военной службе обусловлено, прежде всего, тем, что солдаты срочной службы приходят в армию не по собственному желанию, а по призыву. В то время как контрактники службу в армии выбрали осознанно: для них это полноценная работа, профессия, дающая средства к существованию. Кроме того, контрактники, как правило, старше, опытнее и самостоятельнее, у них выше уровень ответственности. Все это обусловливает разное отношение к службе, психологическую готовность и адаптивные возможности.

Анализ продуктивного опыта преподавательской деятельности в учебных центрах ВС РФ и собственный опыт работы в таком центре позволяет нам утверждать, что нельзя считать всех призывников категорически не желающими служить и ассимилироваться в военной среде. Среди них много молодых людей, готовых к службе, проявляющих интерес к военной деятельности, активно воспринимающих и усваивающих новые условия жизни и деятельности. Такие военнослужащие, вставая в субъектную позицию, адаптируются более интенсивно и не требуют жестких принудительных мер по усвоению норм и требований военной среды. С другой стороны, контрактники, при их направленности на военную службу и устойчивой мотивации, тем не менее, тоже нуждаются в военно-средовой адаптации в отношении приспособления к новым видам деятельности в соответствии с военно-учетной специальностью, коллективу, поведению в нем.

Отметим, что в настоящее время военнослужащие, проходящие службу по контракту, подразделяются на две основные группы: лица, призванные военкоматами, и лица, уже прошедшие службу по призыву. Для первых свойственна сформированность личности, устойчивые жизненные ориентиры, опыт, наличие профессии и, но при этом недостаточное знание воинской специфики и неадаптированность к службе, в то время как для вторых, имеющих опыт военной службы, характерна устойчивая мотивация и адаптированность к военно-профессиональным условиям, межличностным отношениям, а также военно-карьерные потребности. Как показывают социологические и психологические исследования [3; 5 и др.], к службе по контракту, обычно, стремятся лица старше 22 лет, из наименее социально защищенных слоев общества, с невысокими доходами, чаще всего из неполных семей, не имеющие высшего образования и достатка, женатые, с детьми.

Указанные особенности, безусловно, требуют разного подхода к наполнению процесса военно-средовой адаптации курсантов. Более того, в ходе исследования мы пришли к заключению, что к военнослужащим — призывникам или контрактникам, каждый из которых, безусловно, нуждается в данной адаптации, должны применяться и разные ее формы (мягкие или жесткие), а также способы адаптационного взаимодействия. Так, например, если с призывниками в зависимости от сформированности у них направленности на военную службу может применяться жесткая принудительная или ресурсная адаптация, то по отношению к военнослужащим контрактной формы — как правило, мягкая ресурсная с элементами фоновой или встречной адаптации (по терминологии М. В. Ромма). Здесь встречная модель адаптации может проявляться в том случае, когда у военнослужащего появляется возможность в силу возложенных полномочий, самостоятельно изменять в определенных аспектах военную среду, усиливая тем самым ее адаптивные возможности.

На рис. 1 представлено соответствие контингента курсантов учебных центров Вооруженных Сил Российской Федерации формам военно-средовой адаптации.

Рис. 1. Соответствие контингента курсантов учебных центров Вооруженных Сил Российской Федерации формам адаптации

Таким образом, военно-средовая адаптация в учебном центре Вооруженных Сил Российской Федерации должна учитывать ограниченный срок пребывания контингента в учебном центре, высокую информационную содержательность учебного процесса, а также особенности переменного состава (курсантов), обусловливающие неоднозначность форм и содержания процесса адаптации.

Литература:

  1. Сборник нормативных документов и материалов для военной адаптации курсантов учебных центров Вооруженных Сил Российской Федерации: справочное пособие / А. В. Васильев, В. А. Хвостов, В. А. Тишкин. — Челябинск: Изд-во ЗАО «Цицеро», 2013. — 55 с.
  2. Ровенских О. А. Педагогическая технология процесса адаптации военнослужащих к условиям профессиональной деятельности: дис. … канд. пед. наук. — Калининград, 2011. — 229 с.
  3. Арбатов А. Г. Бесконечная дилемма: призыв — контракт / А. Г. Арбатов // Независимое военное обозрение от 05 апреля 2013 г. // http://nvo.ng.ru/realty/2013–04–05/1_dilemma.html.
  4. Гирфатова А. Р. Особенности социально-психологических качеств личности призывников и их адаптации к экстремальным ситуациям / А. Р. Гирфатова // Вестник Башкирского университета. — 2010. — Т. 15. — № 3. — С. 857–861.
  5. Ильченко Л. П. О лидерстве военнослужащих и направлениях его формирования средствами воинского воспитания / Л. П. Ильченко, О. В. Фомичева, Г. П. Писаренко // Человек и образование. — 2015. — № 1(42). — С. 38–43.
Основные термины (генерируются автоматически): военная служба, учебный центр, военная среда, Российская Федерация, адаптация, военнослужащий, психологическая готовность, адаптация курсантов, служба, учебный центр ВС РФ.

Ключевые слова

адаптация, условия, военная среда, обучение и воспитание

Похожие статьи

Психологическая помощь курсантам в процессе адаптации...

адаптация, курсанты, военная служба, военный психолог, гендерное общение, психодиагностические методики.

обязательная воинская служба, психологическая готовность, военная служба, прохождение, личностный адаптационный потенциал...

Формирование психологической готовности юношей...

учебный центр, военная служба, военная среда, Российская Федерация, адаптация, психологическая готовность, военнослужащий, служба, адаптация курсантов, учебный центр ВС РФ.

Особенности социально-психологической адаптации...

Особенности социально-психологической адаптации курсантов-первокурсников военных вузов РФ.

Военные высшие учебные заведения Российской Федерации выделяются в отдельную обособленную группу среди высших учебных заведений.

Состояние проблемы военно-средовой адаптации курсантов...

военная служба, адаптация, учебный центр, среда, центр, проблема, век, военная среда, Российская Федерация, комплексный характер.

Экологическое обеспечение безопасности военной службы

учебный центр, военная служба, военная среда, Российская Федерация, адаптация, психологическая готовность, военнослужащий, служба, адаптация курсантов, учебный центр ВС РФ.

Психологическое обеспечение адаптации к службе...

Психологическое обеспечение адаптации к службе военнослужащих по призыву. Авторы: Медин Роман Николаевич, Огородник Светлана Ивановна. Рубрика: 6. Социальная психология.

Ограничение реализации активного избирательного права...

учебный центр, военная служба, военная среда, Российская Федерация, адаптация, психологическая готовность, военнослужащий, служба, адаптация курсантов, учебный центр ВС РФ.

Возможности социальной работы с военнослужащими

профессиональная адаптация, профессиональная деятельность, воинский коллектив, военная профессия, социальная адаптация, призыв, социальная среда, Военная доктрина, военная служба...

Почта доверия как способ оказания психологической помощи...

В период адаптации курсантов высшего военного учебного заведения к службе в Вооруженных силах нередко возникают ситуации, при которых требуется

На основе анализа имеющихся проектов мы разработали собственный, адаптированный для курсантской среды.

Похожие статьи

Психологическая помощь курсантам в процессе адаптации...

адаптация, курсанты, военная служба, военный психолог, гендерное общение, психодиагностические методики.

обязательная воинская служба, психологическая готовность, военная служба, прохождение, личностный адаптационный потенциал...

Формирование психологической готовности юношей...

учебный центр, военная служба, военная среда, Российская Федерация, адаптация, психологическая готовность, военнослужащий, служба, адаптация курсантов, учебный центр ВС РФ.

Особенности социально-психологической адаптации...

Особенности социально-психологической адаптации курсантов-первокурсников военных вузов РФ.

Военные высшие учебные заведения Российской Федерации выделяются в отдельную обособленную группу среди высших учебных заведений.

Состояние проблемы военно-средовой адаптации курсантов...

военная служба, адаптация, учебный центр, среда, центр, проблема, век, военная среда, Российская Федерация, комплексный характер.

Экологическое обеспечение безопасности военной службы

учебный центр, военная служба, военная среда, Российская Федерация, адаптация, психологическая готовность, военнослужащий, служба, адаптация курсантов, учебный центр ВС РФ.

Психологическое обеспечение адаптации к службе...

Психологическое обеспечение адаптации к службе военнослужащих по призыву. Авторы: Медин Роман Николаевич, Огородник Светлана Ивановна. Рубрика: 6. Социальная психология.

Ограничение реализации активного избирательного права...

учебный центр, военная служба, военная среда, Российская Федерация, адаптация, психологическая готовность, военнослужащий, служба, адаптация курсантов, учебный центр ВС РФ.

Возможности социальной работы с военнослужащими

профессиональная адаптация, профессиональная деятельность, воинский коллектив, военная профессия, социальная адаптация, призыв, социальная среда, Военная доктрина, военная служба...

Почта доверия как способ оказания психологической помощи...

В период адаптации курсантов высшего военного учебного заведения к службе в Вооруженных силах нередко возникают ситуации, при которых требуется

На основе анализа имеющихся проектов мы разработали собственный, адаптированный для курсантской среды.