Библиографическое описание:

Иванова Н. М., Воронина А. И. Нетрадиционные формы проведения литературных праздников в детском саду [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 30-32.



Сегодня во всем мире наблюдается снижения интереса к чтению. В отечественной Национальной программе поддержки и развития чтения (2007–2020) отмечается, что «современная ситуация характеризуется как системный кризис читательской культуры, когда страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением. Такое положение сопряжено с большим социальным риском, поскольку чтение представляет собой важнейший способ освоения жизненно значимой информации, без него немыслима интеграция личности в многонациональную и многослойную российскую культуру, понимаемую как весь комплекс духовных, материальных, интеллектуальных и эмоциональных черт; образа жизни; основных прав человека; систем мировоззрения, т. е. ценностей, норм, традиций, образования, характеризующих общество…»; и далее «…главная задача заключается в том, чтобы вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению…, обеспечить рост престижности чтения как культурной ценности…» [6, с. 1].

Известно, что читательский опыт закладывается в детстве, поэтому важно развивать интерес к слушанию и чтению литературных произведений, начиная с раннего возраста. Одним из средств, стимулирующих интерес к художественной литературе, является литературный праздник. Но, как показывает практика, подобные праздники в дошкольной образовательной организации сегодня проводятся редко и в основном в традиционных формах, таких как литературные утренники; вечера досуга, посвященные творчеству писателя или поэта; вечера сказок. Реже проводятся литературные викторины и литературные концерты, совсем редко — литературные гостиные. Вместе с тем, современные подходы к дошкольному образованию требуют, помимо прочего, использования в образовательном процессе инновационных нетрадиционных форм организации взаимодействия взрослых и детей, в т. ч. в плане проведения литературных праздников. Нетрадиционные формы совместной деятельности обеспечивают высокую творческую активность, прежде всего, самих воспитанников, что является важным стимулирующим фактором развития детского творческого потенциала и становления детской личности в целом. Нетрадиционные формы литературных праздников, надолго запоминаясь необычным проведением, способствуют тому, что дети стараются прочитать или послушать новые литературные произведения, чтобы затем снова принять активное участие в таких мероприятиях. Подобные праздники делают чтение (слушание) художественной литературы жизненной потребностью детей, создавая положительную эмоциональную атмосферу общения с книгой вместе с близкими им людьми: педагогами, сверстниками, родителями и другими членами семьи.

Анализ научно-методической литературы по проблеме и собственный практический опыт свидетельствуют о том, что педагогами детских садов практически не разрабатываются нетрадиционные формы проведения литературных праздников, поэтому, с нашей точки зрения, целесообразно обратиться к опыту работы детских библиотек, в которых сегодня разработано множество различных инновационных форм привлечения к чтению детей и подростков. Нами проанализирован подобный опыт некоторых детских библиотек и представлены характеристики нетрадиционных форм привлечения детей к чтению, которые, по нашему мнению, могут быть использованы педагогами детских садов как формы проведения литературных праздников.

Литературное лото может стать частью литературного досуга или большого литературного праздника. Вообще лото представляет собой азартную игру с использованием особых карт, на которых напечатаны ряды чисел. При проведении литературного лото с детьми старшего дошкольного возраста используются карты, на которых в клетках игрового поля изображены цифры (с 1 по 9), обозначающие номера литературных вопросов. На разрезных карточках изображены ответы к вопросам. Это могут быть герои литературных произведений, сюжетные картинки по содержанию произведения, изображение места действия и т. п. Ведущий называет номер вопроса, озвучивает вопрос, дети выбирают из разрезных картинок «ответ» и закрывают на игровом поле клетку с номером вопроса. Побеждает участник (или команда участников), первым закрывший все клетки игрового поля. Игровое поле и разрезные карточки при наличии мультимедийных средств могут быть перенесены на интерактивную доску, в этом случае команды по очереди будут заполнять карточки с игровыми полями, перетаскивая картинки «мышкой».

Литературная ярмарка — одна из нетрадиционных форм организации литературного праздника, включающая комплекс небольших, разноплановых литературных мероприятий, проходящих одновременно. В ходе ярмарки могут проводиться литературные викторины и конкурсы; встречи с интересными людьми (поэтами, сказочниками, журналистами); номера художественной самодеятельности (чтение стихов, драматизации отрывков сказок, кукольное представление, интерактивные спектакли), развлекательный программы с участием аниматоров, розыгрыши призов и др. Особенностью литературной ярмарки является отсутствие единой выраженной тематики, т. к. мероприятия, проходящие на ярмарке, достаточно разнообразны; при этом обязательным является литературное наполнение содержания каждого мероприятия. Литературная ярмарка требует достаточно большого литературного детского опыта и сложна в плане подготовки и проведения, поэтому такую форму литературного праздника, с нашей точки зрения, целесообразно использовать в работе с детьми подготовительной к школе группы.

Интересной нетрадиционной формой проведения литературного праздника является литературная игра-путешествие, представляющая собой мероприятие в игровой форме на литературную тематику. При подготовке литературной игры — путешествия необходима стилизация дороги или путешествия в целом с обязательными остановками — станциями, домиками, дорогами, тропинками, опушками, островами и др. Подобная стилизация должна соответствовать теме путешествия. При наличии мультимедийных средств стилизация осуществляется средствами слайд-презентации или прокладыванием маршрута на интерактивной доске. Тематика литературных игр-путешествий достаточно разнообразна: это может быть виртуальное путешествие в дом-музей писателя (А. Н. Островский, усадьба Щелыково Костромской области, сказка «Снегурочка»); к местам происходящего действия, описанного в литературных произведениях (Уральские горы, сказы П. Бажова), на родину писателя (сказки Г. Х. Андерсена, Дания), экологическая игра-путешествие по рассказам о природе, морским рассказам и т. п.; путешествие с героями литературных произведений и др.

С детьми старшего дошкольного возраста можно провести литературный аукцион — своего рода литературную игру, где копируются правила настоящих аукционов: выигрывает тот, чей правильный ответ на предложенный вопрос будет последним и самым полным. В «торги» вступают «знатоки» литературных произведений (дети и взрослые: педагоги и члены семей воспитанников). Самые начитанные получают возможность «купить» книгу. Для проведения игры необходимо заготовить книги для «продажи», а также вопросы и задания, на которые будет предложено ответить участникам аукциона. Аукцион может быть тематическим и универсальным, когда задания посвящаются книгам разного содержания. На аукцион могут быть выставлены и «вещи» литературных героев, выполненные руками участников аукциона. В программу аукциона целесообразно включить разнообразные развивающие игры.

Литературный аукцион может быть проведен и в другой форме. Каждая группа участников представляет содержание одной ранее прочитанной книги так, чтобы у присутствующих появилось желание её прочитать. Побеждает группа, набравшая наибольшее количество голосов участников. По окончании аукциона книга обязательно прочитывается в группе (группах) детского сада. В составе группы, участвующей в «аукционе», может быть семья воспитанника (или несколько семей), если праздник проводится в группе. В случае если планируется праздник для всех групп старшего дошкольного возраста, участниками литературного аукциона становится возрастная группа воспитанников, их родители и педагоги. Книги, которые должны быть прочитаны в семье или группе, заранее обговариваются. Целесообразно сделать подобный аукцион тематическим и разыгрывать сказки одного автора, сказки о животных (растениях, морских обитателях, труде людей, временах года и др.), сказки о гномах и маленьких человечках, веселые рассказы о детях, рассказы о животных, веселых приключениях, современные книги одного детского автора и т. п.

Одной из интересных нетрадиционных форм организации литературного праздника является флэшбук, в ходе которого проходит знакомство с интересными детскими книгами. Такое знакомство организуется с использованием отрывков, цитат, иллюстраций, конструктивных картинок, презентаций, драматизаций с помощью игрушек, личных переживаний и другой информации о книге.

Литературный информ-дайджестпредполагает подготовку кратких, ярких сообщений на литературные темы. Небольшая группа детей и взрослых готовит информацию о каком–либо одном заинтересовавшем их литературном событии. Это может быть интересный факт из жизни писателей, их творчества, написания книги; событие, касающееся мира литературы; краткое адаптированное для возраста изложение самых популярных детских книг и др.

Литературный калейдоскоп включает демонстрацию фрагментов интересных мероприятий на литературную тему, сценки из детских книг, театрализованные фрагменты. Эту форму проведения литературного праздника отличает быстрая смена лиц, событий, связанных с героями книг. Итоговое литературное занятие или литературный досуговый вечер в форме литературного калейдоскопа рекомендует проводить В. В. Гербова. В младшем дошкольном возрасте литературный калейдоскоп проводится, по мнению автора, с целью порадовать малышей, прочитав им любимые литературные произведения, помочь вспомнить некоторые из них. В ходе литературного калейдоскопа дети отгадывают, отрывки из каких знакомых им литературных произведений звучат; ищут ответы на проблемные вопросы; участвуют в мини-драматизациях, разыгрывают сценки по содержанию произведения; играют, собирают пазлы, рисуют, слушают музыку и др. В старшем дошкольном возрасте автор рекомендует включать в литературный калейдоскоп викторины; подготовленные заранее детьми из других групп или младшими школьниками драматизации небольших отрывков из 1–2- произведений; выступления поющих героев произведений; чтение взрослыми отрывков из любимых детьми произведений; конкурс на лучшего исполнителя роли гнома, домового и др. [1, с. 47–48].

Сегодня становится все более популярной нетрадиционная форма организации литературного праздника — сторисек. «Сторисек» в переводе с английского языка означает «мешок историй». Это настоящий полотняный мешок, внутри которого находится хорошая художественная иллюстрированная детская книга с дополнительными материалами, используемыми для знакомства с содержанием книги. В качестве дополнительных материалов используются мягкие игрушки, реквизиты, научно — популярная книга по теме, аудиокассета или компакт-диск с записью текста книги, шпаргалки для родителей. В ходе знакомства с книгой проводятся различные развивающие игры. В России сторисеку аналогичен «волшебный рюкзачок».

Литературный праздник в детском саду может быть организован в форме книжного дефиле, включающего торжественный проход по подиуму участников в ярких, красивых костюмах литературных героев. В дефиле могут участвовать много детей — для каждого найдется герой литературного произведения. Модели для книжного дефиле подбираются под впечатлением сюжетов и образов художественной литературы и отражают творчество конкретного писателя или конкретное литературное произведение.

При проведении литературных праздников в детском саду в нетрадиционной форме важно соблюдать определенные педагогические требования.

Литературный праздник — это не самоцель, а средство воспитания у детей дошкольного возраста интереса к литературным произведениям, которое должно создавать соответствующее настроение, направленное на формирование определенных ценностных установок. Подобный праздник не должен быть длительным по времени и перегружен различными видами детской деятельности. Необходимо предусмотреть участие большинства детей в литературном празднике, учитывая их возрастные возможности и индивидуальные особенности. Планируя такой праздник, важно ориентироваться не только на имеющийся у детей уровень литературного развития, но и на определенную перспективу детского развития. Литературный праздник должен быть эмоциональным, ярким, красочным, захватывающим, включать интерактивные, игровые и занимательные формы детской деятельности.

Литературные праздники, проводимые в детском саду в нетрадиционных формах, не ставят целью продемонстрировать определенные литературные знания и достижения детей дошкольного возраста. Напротив, своей неожиданностью и необычностью эти праздники должны способствовать развитию у детей интереса к художественной литературе, формировать у дошкольников желание как можно больше слушать литературных произведений, читать самостоятельно и делиться впечатлениями о прочитанном с окружающими.

Литература:

  1. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации / В. В. Гербова. — М.: Мозаика-Синтез, 2006. — 80 с.
  2. Есть идея! библиодайджест / Муницип. бюджет. учреждение культуры «Централизованная библиотечная система г. Апатиты», центр. гор. б-ка; [сост.: Е. Гильмутдинова, И. Глинка]. — Апатиты: Центр. гор. б-ка, 2012. — 15 с. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.apatitylibr.ru/dl/metod_consult/have_idea.pdf
  3. Инновационные формы массовой работы с детьми: Дайджест для руководителей детским чтением МБУК «ЦБС» / сост. Л. М. Еламкова; отв. за выпуск В. А. Андриянова. — Бирюч. — 2012. — 35 с. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.librari-biruch.ru/attachments/article/131/met7.pdf
  4. ЛитРесбиблиотека. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://lib-avt.ru/kollegam/kreativnye-formy-raboty-sovremennoy-biblioteki
  5. Массовая работа. Формы мероприятий. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://cbs.muzkult.ru/img/upload/2492/documents/mass_meropriyatiya.pdf
  6. Национальная программа поддержки и развития чтения. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.library.ru/1/act/doc.php.
Основные термины (генерируются автоматически): литературного праздника, литературных произведений, литературных праздников, проведения литературных праздников, формы проведения литературных, организации литературного праздника, дошкольного возраста, старшего дошкольного возраста, проведения литературного праздника, нетрадиционных форм, нетрадиционных форм организации, детском саду, форм организации литературного, литературных героев, большого литературного, Литературный праздник, детей дошкольного возраста, чтению литературных произведений, литературного калейдоскопа, детьми старшего дошкольного.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle