Формирование экологической культуры студентов в вузе при изучении дисциплины «Ландшафтная экология»
Авторы: Маковкина Лилия Николаевна, Сорокина Елена Ивановна
Рубрика: 12. Технические средства обучения
Опубликовано в
Дата публикации: 04.09.2015
Статья просмотрена: 127 раз
Библиографическое описание:
Маковкина, Л. Н. Формирование экологической культуры студентов в вузе при изучении дисциплины «Ландшафтная экология» / Л. Н. Маковкина, Е. И. Сорокина. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар : Новация, 2015. — С. 130-132. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/203/8702/ (дата обращения: 20.04.2024).
При изучении дисциплины «Ландшафтная экология» приобретаются навыки разумного общения с природой, формируется умение владеть ландшафтно-экологическими методами при оценке состояния окружающей среды и умение применять полученные знания в дальнейшей природоохранной деятельности.
Ключевые слова:экология, ландшафты, природа, природный ресурс, рациональное использование.
Ландша́фтная эколо́гия— отрасль науки, раздел экологии и географии, который изучает пространственное разнообразие и элементы ландшафта (например поля, живые изгороди, группы деревьев, реки или города) и то, как их расположение воздействует на распределение и поток энергии, и индивидуумов в окружающей среде (который, в свою очередь, может непосредственно повлиять на распределение элементов).
Ландшафтная экология обычно имеет дело с прикладными и целостными проблемами. Термин ландшафтная экология был предложен Карлом Троллом, немецким географом в 1939 году. Он разрабатывал эту терминологию и множество ранних понятий ландшафтной экологии как часть его ранней работы, изучающей взаимодействия между окружающей средой и растительностью.
Центральная теория ландшафтной экологии происходит от «Теории островной биогеографии» Макартура и Уилсона. Эта работа рассматривала совокупность флоры и фауны на островах как результат колонизации от континентальной опоры и стохастического вымирания.
Понятия островной биогеографии были обобщены от физических островов к абстрактным участкам естественной среды обитания модели метапопуляции Левина. Это обобщение ускорило развитие ландшафтной экологии, обеспечив сохранение биоразнообразия — нового инструмента оценки влияния фрагментации естественной среды обитания на жизнедеятельность популяций. Недавний рост ландшафтной экологии связан с развитием технологии географических информационных систем (ГИС) и наличия широкомасштабных данных об естественной среде (например, спутниковые фотографии).
По другому определению, Ландшафтная экология — раздел экологии, посвященный причинам и следствиям пространственной разнородности (Форман, 1995).
Разнородность— критерий того, как части ландшафта отличаются друг от друга. Ландшафтная экология следит, как геопространственная структура влияет на изобилие организмов ландшафтного уровня, а также за поведением и функционирования ландшафта в целом. Это включает изучение образца, или внутреннего порядка ландшафта, в процессе, или непрерывном действии функционирования организмов (Тернер 1989).
Ландшафтная экология также использует геоморфологию, как приложение к модели и архитектуре ландшафтов (Эллаби, 1998).
Студенты Эколого-мелиоративного факультета изучают дисциплину «Ландшафтная экология» на третьем курсе. Целью изучения дисциплины является расширение полученных знаний по экологии и географии, необходимых для обеспечения экологизированного подхода к применению различных видов и технологий мелиорации сельскохозяйственных земель и рекультивации нарушенных земель в соответствии с их целевым назначением с учетом ландшафтных комплексов. Кроме того, данная дисциплина предполагает овладение теоретическими знаниями и практическими навыками в области ведения экологического мониторинга в различных ландшафтных комплексах РФ и в мировом аспекте. Данные знания одинаково пригодны как для обустройства территории мелиорируемых объектов, так и предприятий, и организаций, связанных с использованием земли (городов, поселков и сельских населенных мест).
На практических занятиях по дисциплине студенты учатся анализу, учету и оценке ландшафтно-территориальных различий; общему представлению о природных и природно-антропогенных сельскохозяйственных ландшафтах в их типологическом и региональном аспектах как объектах использования и охраны. Также рассматривается ряд вопросов проблемного характера, что будет способствовать развитию у студентов интереса к научной и более углубленной самостоятельной работе. Это проблемы трансформации природных угодий ландшафтно-экологического равновесия, использования ландшафтных карт и схем комплексного природного районирования, ландшафтного подхода к землеустройству при разработке схем и проектировании антропогенных сельскохозяйственных ландшафтов. На занятиях студенты знакомятся с природными богатствами родного края, с интересом самостоятельно готовят материал по состоянию окружающей среды нашей области и России в целом. На конкретном примере из практики демонстрируются закономерности и механизмы тех или иных экологических процессов. Показываются негативные и позитивные следствия антропогенного воздействия на природу. Характеризуются способы и методы природоохранной работы. Описываются те условия, в которых осуществление данной работы будет наиболее эффективной.
В методическом плане необходимо начинать знакомство студентов с дисциплиной с основными терминами и понятиями, используемыми в научном направлении «Ландшафтная экология». После освоения, которых они должны приобрести навыки в определении антропогенных нагрузок и их влияния на степень деградации ландшафтов. Закрепление полученного теоретического материала должно основываться на натурных обследованиях территорий и космических снимках.
При изучении дисциплины «Ландшафтная экология» будущие инженеры приобретут навыки разумного общения с природой, научатся владеть ландшафтно-экологическими методами для конструктивного решения вопросов организации рационального использования природных ресурсов и управления ими. Значение основ ландшафтной организации территории даст возможность правильно определять при разработке схем и проектов землеустройства функции конкретного ландшафта с учетом его устойчивости к различным видам хозяйственной деятельности.
Литература:
1. Большаков, В. Н. Экология / В. Н. Большаков, В. В. Качак, В. Г. Коберниченко и др. / Под. ред. Г. В. Тягумова, Ю. Г. Ярошенко. — М.: Логос, 2005. — 504 с.
2. Гирусова, В. Н. Лопатина. Экология и экономика природопользования: Учебник/ Под ред. Э. В. Гирусова, В. Н. Лопатина. — М.: Изд. ЮНИТИ, 2003. — 519с.
Ключевые слова
Экология, природа, рациональное использование, Природный ресурс, ландшафты, природный ресурс, рациональное использование.Похожие статьи
Территория детского сада как элемент эколого-развивающей среды
Использование природных ресурсов ближайшего окружения в рамках экологического образования способствует
- знать характеристики окружающей и развивающей среды; - разумно соотнести себя с
2) разработка идеальной модели эколого-развивающей среды
Дисциплина «Экология» в системе высшего профессионального...
Разнообразие учебных планов, включение дисциплины «Экология» в учебный процесс на разных его
Тема 5. Охрана окружающей среды и рациональное природопользование.
Охрана и рациональное использование почв. Почвозащитные мероприятия.
Опыт применения образовательных технологий в процессе...
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих
Обучение дисциплине «Экология» с использованием вышеописанных технологий в сравнении с
Основных закономерностей взаимодействия организмов с окружающей средой
Влияние экологических свойств городских территорий на...
...с разработкой архитектурно-планировочного проекта для выработки рационального и
территорий для их строительного освоения и обоснования схем инженерной защиты (на
университетов, обучающихся по специальности «экология и охрана окружающей среды.
Формирование экологической культуры и эстетического...
необходимостью сохранения и восстановления, рационального использования и
Разработка новой парадигмы образования связана с развитием информационного
Основные термины (генерируются автоматически): экологическая культура, окружающая среда...
Экологическое образование в курсе географии средней школы
Экология - это широкомасштабное понятие, оно включает в себя охрану окружающей среды и контроль за рациональным использованием природных ресурсов.
Курс географии намного превосходит курсы других дисциплин по экологической направленности, числу и глубине...
Формирование экологического воспитания и культуры учащихся...
Экологическая культура — характеризует общий уровень культуры человека, носителя экологического сознания, его способность разумного природопользования, предполагающая сознательное и бережное по отношению к окружающей природной среде осуществление...
Педагогические аспекты экологической безопасности...
окружающая среда, Россия, дисциплина, данные, населенный пункт, экологическая направленность, экологическая безопасность, Российская Федерация, Всероссийский съезд, проблема. Изучение экологической безопасности в курсе ОБЖ в целях...
Экологическое образование и воспитание обучающихся
экологическое сознание, экологическое образование, экологическая культура, окружающая среда, природная среда, воспитание обучающихся, знание, массовая информация, экологическая проблема, рациональное...
Похожие статьи
Территория детского сада как элемент эколого-развивающей среды
Использование природных ресурсов ближайшего окружения в рамках экологического образования способствует
- знать характеристики окружающей и развивающей среды; - разумно соотнести себя с
2) разработка идеальной модели эколого-развивающей среды
Дисциплина «Экология» в системе высшего профессионального...
Разнообразие учебных планов, включение дисциплины «Экология» в учебный процесс на разных его
Тема 5. Охрана окружающей среды и рациональное природопользование.
Охрана и рациональное использование почв. Почвозащитные мероприятия.
Опыт применения образовательных технологий в процессе...
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих
Обучение дисциплине «Экология» с использованием вышеописанных технологий в сравнении с
Основных закономерностей взаимодействия организмов с окружающей средой
Влияние экологических свойств городских территорий на...
...с разработкой архитектурно-планировочного проекта для выработки рационального и
территорий для их строительного освоения и обоснования схем инженерной защиты (на
университетов, обучающихся по специальности «экология и охрана окружающей среды.
Формирование экологической культуры и эстетического...
необходимостью сохранения и восстановления, рационального использования и
Разработка новой парадигмы образования связана с развитием информационного
Основные термины (генерируются автоматически): экологическая культура, окружающая среда...
Экологическое образование в курсе географии средней школы
Экология - это широкомасштабное понятие, оно включает в себя охрану окружающей среды и контроль за рациональным использованием природных ресурсов.
Курс географии намного превосходит курсы других дисциплин по экологической направленности, числу и глубине...
Формирование экологического воспитания и культуры учащихся...
Экологическая культура — характеризует общий уровень культуры человека, носителя экологического сознания, его способность разумного природопользования, предполагающая сознательное и бережное по отношению к окружающей природной среде осуществление...
Педагогические аспекты экологической безопасности...
окружающая среда, Россия, дисциплина, данные, населенный пункт, экологическая направленность, экологическая безопасность, Российская Федерация, Всероссийский съезд, проблема. Изучение экологической безопасности в курсе ОБЖ в целях...
Экологическое образование и воспитание обучающихся
экологическое сознание, экологическое образование, экологическая культура, окружающая среда, природная среда, воспитание обучающихся, знание, массовая информация, экологическая проблема, рациональное...