Библиографическое описание:

Маковкина Л. Н., Сорокина Е. И. Формирование экологической культуры студентов в вузе при изучении дисциплины «Ландшафтная экология» [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар: Новация, 2015. — С. 130-132.

При изучении дисциплины «Ландшафтная экология» приобретаются навыки разумного общения с природой, формируется умение владеть ландшафтно-экологическими методами при оценке состояния окружающей среды и умение применять полученные знания в дальнейшей природоохранной деятельности.

Ключевые слова:экология, ландшафты, природа, природный ресурс, рациональное использование.

 

Ландша́фтная эколо́гия— отрасль науки, раздел экологии и географии, который изучает пространственное разнообразие и элементы ландшафта (например поля, живые изгороди, группы деревьев, реки или города) и то, как их расположение воздействует на распределение и поток энергии, и индивидуумов в окружающей среде (который, в свою очередь, может непосредственно повлиять на распределение элементов).

Ландшафтная экология обычно имеет дело с прикладными и целостными проблемами. Термин ландшафтная экология был предложен Карлом Троллом, немецким географом в 1939 году. Он разрабатывал эту терминологию и множество ранних понятий ландшафтной экологии как часть его ранней работы, изучающей взаимодействия между окружающей средой и растительностью.

Центральная теория ландшафтной экологии происходит от «Теории островной биогеографии» Макартура и Уилсона. Эта работа рассматривала совокупность флоры и фауны на островах как результат колонизации от континентальной опоры и стохастического вымирания.

Понятия островной биогеографии были обобщены от физических островов к абстрактным участкам естественной среды обитания модели метапопуляции Левина. Это обобщение ускорило развитие ландшафтной экологии, обеспечив сохранение биоразнообразия — нового инструмента оценки влияния фрагментации естественной среды обитания на жизнедеятельность популяций. Недавний рост ландшафтной экологии связан с развитием технологии географических информационных систем (ГИС) и наличия широкомасштабных данных об естественной среде (например, спутниковые фотографии).

По другому определению, Ландшафтная экология — раздел экологии, посвященный причинам и следствиям пространственной разнородности (Форман, 1995).

Разнородность— критерий того, как части ландшафта отличаются друг от друга. Ландшафтная экология следит, как геопространственная структура влияет на изобилие организмов ландшафтного уровня, а также за поведением и функционирования ландшафта в целом. Это включает изучение образца, или внутреннего порядка ландшафта, в процессе, или непрерывном действии функционирования организмов (Тернер 1989).

Ландшафтная экология также использует геоморфологию, как приложение к модели и архитектуре ландшафтов (Эллаби, 1998).

Студенты Эколого-мелиоративного факультета изучают дисциплину «Ландшафтная экология» на третьем курсе. Целью изучения дисциплины является расширение полученных знаний по экологии и географии, необходимых для обеспечения экологизированного подхода к применению различных видов и технологий мелиорации сельскохозяйственных земель и рекультивации нарушенных земель в соответствии с их целевым назначением с учетом ландшафтных комплексов. Кроме того, данная дисциплина предполагает овладение теоретическими знаниями и практическими навыками в области ведения экологического мониторинга в различных ландшафтных комплексах РФ и в мировом аспекте. Данные знания одинаково пригодны как для обустройства территории мелиорируемых объектов, так и предприятий, и организаций, связанных с использованием земли (городов, поселков и сельских населенных мест).

На практических занятиях по дисциплине студенты учатся анализу, учету и оценке ландшафтно-территориальных различий; общему представлению о природных и природно-антропогенных сельскохозяйственных ландшафтах в их типологическом и региональном аспектах как объектах использования и охраны. Также рассматривается ряд вопросов проблемного характера, что будет способствовать развитию у студентов интереса к научной и более углубленной самостоятельной работе. Это проблемы трансформации природных угодий ландшафтно-экологического равновесия, использования ландшафтных карт и схем комплексного природного районирования, ландшафтного подхода к землеустройству при разработке схем и проектировании антропогенных сельскохозяйственных ландшафтов. На занятиях студенты знакомятся с природными богатствами родного края, с интересом самостоятельно готовят материал по состоянию окружающей среды нашей области и России в целом. На конкретном примере из практики демонстрируются закономерности и механизмы тех или иных экологических процессов. Показываются негативные и позитивные следствия антропогенного воздействия на природу. Характеризуются способы и методы природоохранной работы. Описываются те условия, в которых осуществление данной работы будет наиболее эффективной.

В методическом плане необходимо начинать знакомство студентов с дисциплиной с основными терминами и понятиями, используемыми в научном направлении «Ландшафтная экология». После освоения, которых они должны приобрести навыки в определении антропогенных нагрузок и их влияния на степень деградации ландшафтов. Закрепление полученного теоретического материала должно основываться на натурных обследованиях территорий и космических снимках.

При изучении дисциплины «Ландшафтная экология» будущие инженеры приобретут навыки разумного общения с природой, научатся владеть ландшафтно-экологическими методами для конструктивного решения вопросов организации рационального использования природных ресурсов и управления ими. Значение основ ландшафтной организации территории даст возможность правильно определять при разработке схем и проектов землеустройства функции конкретного ландшафта с учетом его устойчивости к различным видам хозяйственной деятельности.

 

Литература:

 

1.      Большаков, В. Н. Экология / В. Н. Большаков, В. В. Качак, В. Г. Коберниченко и др. / Под. ред. Г. В. Тягумова, Ю. Г. Ярошенко. — М.: Логос, 2005. — 504 с.

2.      Гирусова, В. Н. Лопатина. Экология и экономика природопользования: Учебник/ Под ред. Э. В. Гирусова, В. Н. Лопатина. — М.: Изд. ЮНИТИ, 2003. — 519с.

Основные термины (генерируются автоматически): изучении дисциплины, изучении дисциплины «Ландшафтная, дисциплины «Ландшафтная экология», ландшафтной экологии, Ландшафтная экология, навыки разумного общения, разумного общения с природой, изучении дисциплины «основы, изучении дисциплины «Математические, изучении дисциплины «Металлические, естественной среды обитания, экологии и географии, раздел экологии, понятий ландшафтной экологии, ландшафтной экологии связан, теория ландшафтной экологии, развитие ландшафтной экологии, Целью изучения дисциплины, Значение дисциплины, окружающей среды.

Ключевые слова

Экология, природа, ландшафты, природный ресурс, рациональное использование.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос