Формирование экологической культуры студентов в вузе при изучении дисциплины «Ландшафтная экология» | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Маковкина Л. Н., Сорокина Е. И. Формирование экологической культуры студентов в вузе при изучении дисциплины «Ландшафтная экология» [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар: Новация, 2015. — С. 130-132. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/203/8702/ (дата обращения: 25.09.2018).

При изучении дисциплины «Ландшафтная экология» приобретаются навыки разумного общения с природой, формируется умение владеть ландшафтно-экологическими методами при оценке состояния окружающей среды и умение применять полученные знания в дальнейшей природоохранной деятельности.

Ключевые слова:экология, ландшафты, природа, природный ресурс, рациональное использование.

 

Ландша́фтная эколо́гия— отрасль науки, раздел экологии и географии, который изучает пространственное разнообразие и элементы ландшафта (например поля, живые изгороди, группы деревьев, реки или города) и то, как их расположение воздействует на распределение и поток энергии, и индивидуумов в окружающей среде (который, в свою очередь, может непосредственно повлиять на распределение элементов).

Ландшафтная экология обычно имеет дело с прикладными и целостными проблемами. Термин ландшафтная экология был предложен Карлом Троллом, немецким географом в 1939 году. Он разрабатывал эту терминологию и множество ранних понятий ландшафтной экологии как часть его ранней работы, изучающей взаимодействия между окружающей средой и растительностью.

Центральная теория ландшафтной экологии происходит от «Теории островной биогеографии» Макартура и Уилсона. Эта работа рассматривала совокупность флоры и фауны на островах как результат колонизации от континентальной опоры и стохастического вымирания.

Понятия островной биогеографии были обобщены от физических островов к абстрактным участкам естественной среды обитания модели метапопуляции Левина. Это обобщение ускорило развитие ландшафтной экологии, обеспечив сохранение биоразнообразия — нового инструмента оценки влияния фрагментации естественной среды обитания на жизнедеятельность популяций. Недавний рост ландшафтной экологии связан с развитием технологии географических информационных систем (ГИС) и наличия широкомасштабных данных об естественной среде (например, спутниковые фотографии).

По другому определению, Ландшафтная экология — раздел экологии, посвященный причинам и следствиям пространственной разнородности (Форман, 1995).

Разнородность— критерий того, как части ландшафта отличаются друг от друга. Ландшафтная экология следит, как геопространственная структура влияет на изобилие организмов ландшафтного уровня, а также за поведением и функционирования ландшафта в целом. Это включает изучение образца, или внутреннего порядка ландшафта, в процессе, или непрерывном действии функционирования организмов (Тернер 1989).

Ландшафтная экология также использует геоморфологию, как приложение к модели и архитектуре ландшафтов (Эллаби, 1998).

Студенты Эколого-мелиоративного факультета изучают дисциплину «Ландшафтная экология» на третьем курсе. Целью изучения дисциплины является расширение полученных знаний по экологии и географии, необходимых для обеспечения экологизированного подхода к применению различных видов и технологий мелиорации сельскохозяйственных земель и рекультивации нарушенных земель в соответствии с их целевым назначением с учетом ландшафтных комплексов. Кроме того, данная дисциплина предполагает овладение теоретическими знаниями и практическими навыками в области ведения экологического мониторинга в различных ландшафтных комплексах РФ и в мировом аспекте. Данные знания одинаково пригодны как для обустройства территории мелиорируемых объектов, так и предприятий, и организаций, связанных с использованием земли (городов, поселков и сельских населенных мест).

На практических занятиях по дисциплине студенты учатся анализу, учету и оценке ландшафтно-территориальных различий; общему представлению о природных и природно-антропогенных сельскохозяйственных ландшафтах в их типологическом и региональном аспектах как объектах использования и охраны. Также рассматривается ряд вопросов проблемного характера, что будет способствовать развитию у студентов интереса к научной и более углубленной самостоятельной работе. Это проблемы трансформации природных угодий ландшафтно-экологического равновесия, использования ландшафтных карт и схем комплексного природного районирования, ландшафтного подхода к землеустройству при разработке схем и проектировании антропогенных сельскохозяйственных ландшафтов. На занятиях студенты знакомятся с природными богатствами родного края, с интересом самостоятельно готовят материал по состоянию окружающей среды нашей области и России в целом. На конкретном примере из практики демонстрируются закономерности и механизмы тех или иных экологических процессов. Показываются негативные и позитивные следствия антропогенного воздействия на природу. Характеризуются способы и методы природоохранной работы. Описываются те условия, в которых осуществление данной работы будет наиболее эффективной.

В методическом плане необходимо начинать знакомство студентов с дисциплиной с основными терминами и понятиями, используемыми в научном направлении «Ландшафтная экология». После освоения, которых они должны приобрести навыки в определении антропогенных нагрузок и их влияния на степень деградации ландшафтов. Закрепление полученного теоретического материала должно основываться на натурных обследованиях территорий и космических снимках.

При изучении дисциплины «Ландшафтная экология» будущие инженеры приобретут навыки разумного общения с природой, научатся владеть ландшафтно-экологическими методами для конструктивного решения вопросов организации рационального использования природных ресурсов и управления ими. Значение основ ландшафтной организации территории даст возможность правильно определять при разработке схем и проектов землеустройства функции конкретного ландшафта с учетом его устойчивости к различным видам хозяйственной деятельности.

 

Литература:

 

1.      Большаков, В. Н. Экология / В. Н. Большаков, В. В. Качак, В. Г. Коберниченко и др. / Под. ред. Г. В. Тягумова, Ю. Г. Ярошенко. — М.: Логос, 2005. — 504 с.

2.      Гирусова, В. Н. Лопатина. Экология и экономика природопользования: Учебник/ Под ред. Э. В. Гирусова, В. Н. Лопатина. — М.: Изд. ЮНИТИ, 2003. — 519с.

Основные термины (генерируются автоматически): ландшафтная экология, окружающая среда, разумное общение, рациональное использование, изучение дисциплины, разработка схем.

Ключевые слова

Экология, природа, Природный ресурс, ландшафты, природный ресурс, рациональное использование.

Похожие статьи

Территория детского сада как элемент эколого-развивающей среды

Использование природных ресурсов ближайшего окружения в рамках экологического образования способствует

- знать характеристики окружающей и развивающей среды; - разумно соотнести себя с

2) разработка идеальной модели эколого-развивающей среды

Дисциплина «Экология» в системе высшего профессионального...

Разнообразие учебных планов, включение дисциплины «Экология» в учебный процесс на разных его

Тема 5. Охрана окружающей среды и рациональное природопользование.

Охрана и рациональное использование почв. Почвозащитные мероприятия.

Опыт применения образовательных технологий в процессе...

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих

Обучение дисциплине «Экология» с использованием вышеописанных технологий в сравнении с

Основных закономерностей взаимодействия организмов с окружающей средой

Влияние экологических свойств городских территорий на...

...с разработкой архитектурно-планировочного проекта для выработки рационального и

территорий для их строительного освоения и обоснования схем инженерной защиты (на

университетов, обучающихся по специальности «экология и охрана окружающей среды.

Формирование экологической культуры и эстетического...

 необходимостью сохранения и восстановления, рационального использования и

Разработка новой парадигмы образования связана с развитием информационного

Основные термины (генерируются автоматически): экологическая культура, окружающая среда...

Экологическое образование в курсе географии средней школы

Экология - это широкомасштабное понятие, оно включает в себя охрану окружающей среды и контроль за рациональным использованием природных ресурсов.

Курс географии намного превосходит курсы других дисциплин по экологической направленности, числу и глубине...

Формирование экологического воспитания и культуры учащихся...

Экологическая культура — характеризует общий уровень культуры человека, носителя экологического сознания, его способность разумного природопользования, предполагающая сознательное и бережное по отношению к окружающей природной среде осуществление...

Педагогические аспекты экологической безопасности...

окружающая среда, Россия, дисциплина, данные, населенный пункт, экологическая направленность, экологическая безопасность, Российская Федерация, Всероссийский съезд, проблема. Изучение экологической безопасности в курсе ОБЖ в целях...

Экологическое образование и воспитание обучающихся

экологическое сознание, экологическое образование, экологическая культура, окружающая среда, природная среда, воспитание обучающихся, знание, массовая информация, экологическая проблема, рациональное...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Территория детского сада как элемент эколого-развивающей среды

Использование природных ресурсов ближайшего окружения в рамках экологического образования способствует

- знать характеристики окружающей и развивающей среды; - разумно соотнести себя с

2) разработка идеальной модели эколого-развивающей среды

Дисциплина «Экология» в системе высшего профессионального...

Разнообразие учебных планов, включение дисциплины «Экология» в учебный процесс на разных его

Тема 5. Охрана окружающей среды и рациональное природопользование.

Охрана и рациональное использование почв. Почвозащитные мероприятия.

Опыт применения образовательных технологий в процессе...

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих

Обучение дисциплине «Экология» с использованием вышеописанных технологий в сравнении с

Основных закономерностей взаимодействия организмов с окружающей средой

Влияние экологических свойств городских территорий на...

...с разработкой архитектурно-планировочного проекта для выработки рационального и

территорий для их строительного освоения и обоснования схем инженерной защиты (на

университетов, обучающихся по специальности «экология и охрана окружающей среды.

Формирование экологической культуры и эстетического...

 необходимостью сохранения и восстановления, рационального использования и

Разработка новой парадигмы образования связана с развитием информационного

Основные термины (генерируются автоматически): экологическая культура, окружающая среда...

Экологическое образование в курсе географии средней школы

Экология - это широкомасштабное понятие, оно включает в себя охрану окружающей среды и контроль за рациональным использованием природных ресурсов.

Курс географии намного превосходит курсы других дисциплин по экологической направленности, числу и глубине...

Формирование экологического воспитания и культуры учащихся...

Экологическая культура — характеризует общий уровень культуры человека, носителя экологического сознания, его способность разумного природопользования, предполагающая сознательное и бережное по отношению к окружающей природной среде осуществление...

Педагогические аспекты экологической безопасности...

окружающая среда, Россия, дисциплина, данные, населенный пункт, экологическая направленность, экологическая безопасность, Российская Федерация, Всероссийский съезд, проблема. Изучение экологической безопасности в курсе ОБЖ в целях...

Экологическое образование и воспитание обучающихся

экологическое сознание, экологическое образование, экологическая культура, окружающая среда, природная среда, воспитание обучающихся, знание, массовая информация, экологическая проблема, рациональное...

Задать вопрос