Сотрудничество семьи и школы при изучении курса «Основы религиозных культур и светской этики» — главнейшее организационно-педагогическое условие формирования ценностных ориентиров учащихся 4–5-х классов общеобразовательной школы | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Шкаева Ю. С., Жиденев С. В. Сотрудничество семьи и школы при изучении курса «Основы религиозных культур и светской этики» — главнейшее организационно-педагогическое условие формирования ценностных ориентиров учащихся 4–5-х классов общеобразовательной школы [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар: Новация, 2015. — С. 36-40. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/203/8696/ (дата обращения: 21.08.2018).

11–12-летний возраст — благоприятный возраст для дальнейшего формирования и воспитания ценностных ориентиров. В этот период процесс воспитания ценностных ориентиров возможен благодаря целенаправленной совместной работе родителей и школы и не может рассматриваться в отрыве от семьи.

 

Семья — это главный социальный институт любого общества. Именно семья имеет уникальную способность заложить фундамент формирования нравственных качеств и личности ребенка с самого рождения, осуществление преемственности поколений. Родителям отводится ключевая роль в воспитании ребенка, подготовке к жизни, труду. Воспитание таких качеств, как честность, добродушие, сострадание, жертвенность, тактичность, забота, понимание у учащихся в этом возрасте — залог уважительного и заботливого отношения к родителям.

В трудах отечественных педагогов Ш. А. Амонашвлили, Ю. К. Бабанского, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, Г. А. Поедоносцева, Н. Е. Щурковой, С. Т. Шацкого — изучены проблемы взаимодействия школы и семьи в вопросах духовно-нравственного развития школьников. В работах была признана необходимость просвещения самих родителей, создания коллективов педагогов, включая в него родителей, важность нравственных приоритетов, признания индивидуальности и самобытности в каждом из учащихся.

Наиболее последовательно педагогический аспект взаимодействия школы и семьи в вопросах формирования нравственных ориентиров учащихся рассмотрен в трудах В. А. Сухомлинского. Он писал: «Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье». Поэтому, по мнению Сухомлинского, успешность воспитания зависит от того какие взаимоотношения сложились между педагогами и родителями, можно ли эти взаимоотношения назвать сотрудничеством или взаимосотрудничеством.

Ключевые идеи В. А. Сухомлинского по сотрудничеству школы и семьи используются школой и на современном этапе.

Одним из наиболее оптимальных организационно-педагогических условий формирования ценностных ориентиров учащихся является сотрудничества современной школы и семьи, в основе которого лежит сотрудничество. Инициатором такого сотрудничества, по нашему мнению, должны выступать высококвалифицированные, ответственные педагоги, имеющие опыт в подобных работах, нацеленные на результат.

В процессе сотрудничества школы и семьи можно выделить несколько основополагающих принципов:

1.                  принцип единства в вопросах воспитательного воздействия педагогов и родителей. Сущность этого принципа заключается в том, чтобы все участники образовательного процесса (педагоги, родители, общественные организации) в ходе совместной деятельности в вопросах воспитания действовали вместе, предъявляли воспитанникам единые, согласованные требования;

2.                  принцип системности, организующий процесс формирования ценностных ориентиров у учащихся;

3.                  принцип последовательности и добровольного активного участия родителей в педагогическом процессе.

Автором Л. М. Байородовой определены организованные формы взаимодействия учителей и родителей. Среди них можно выделить: коллективные, групповые и индивидуальные формы.

Коллективные — родительские собрания, родительские лектории, встреча родителей с администрацией школы, родительские конференции.

Групповые — привлечение в работы класса, школы родительского комитета, консультации, встречи со специалистами.

Индивидуальные — индивидуальные беседы, консультации, индивидуальные поручения и т. д.

На наш взгляд, наиболее актуальной формой воздействия между школой и родителями, на сегодняшний день, является наглядно-информационная форма. Примером наглядной формы взаимодействия может служить выставка детских творческих работ по курсу ОРКСЭ на темы: «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т. п.)», «Мой дедушка — защитник Родины», «Мой друг», и т. д.

Формы взаимодействия современной школы и семьи претерпевают ряд изменений. Современные социально-экономические условия заставляют учебные заведения конкурировать между собой, находить оптимальные условия для повышения качества образовательного процесса, включая и духовно-нравственное развитие, и воспитание учащихся. Без правильно подобранной стратегии взаимоотношений с родителями учащихся добиться успеха будет гораздо сложнее.

Под ценностно-ориентированным взаимодействием педагогов и родителей в рамках курса ОРКСЭ нами понимается выбор совместных путей с целью формирования у учащихся ценностных ориентиров.

Проанализировав труды отечественных педагогов, диссертационные исследования, практический опыт прошлых лет, нами был разработан образец взаимодействия педагогов и родителей по формированию ценностных ориентиров на основе курса ОРКСЭ.

Этот образец будет состоять из следующих этапов:

1.                  целевой: на данном этапе формируется цель, задачи, методы, формы ценностно-ориентированного сотрудничества педагогов и родителей;

2.                  организационный: разрабатываются виды совместной деятельности а) педагогов и учащихся; б) педагогов и родителей: в) родителей и учащихся;

3.                  оценочный: показатели, уровни, критерии сформированности ценностных ориентиров учащихся.

Цель сотрудничества педагогов и родителей в рамках курса ОРКСЭ состоит в организации учебно-воспитательного процесса по формированию и воспитанию ценностных ориентиров у учащихся 4–5-х классов.

Задачи ценностно-ориентированного сотрудничества педагогов и родителей состоят в следующем:

1.                  своевременная и целенаправленная подготовка преподавателей по вопросам духовно-ценностного воспитания учащихся, повышение уровня профессиональной компетенции в вопросах ценностно-ориентированного сотрудничества с родителями;

2.                  изучение семей учащихся, их воспитательного потенциала и возможностей. Как правило, различают 4 типа семьи по показателям нравственной воспитанности и развития: 1 тип — семьи с высоким уровнем нравственной сформированности; 2 тип — стандартные семьи, там, где существуют нормальные отношения между родителями и детьми, но положительная динамика в развитии духовно-ценностного развития наблюдается слабо; 3 тип — конфликтные семьи, родители не обращают внимания на духовно-ценностные потребности детей, выясняют отношения между собой; 4 тип — в основном неблагополучные семьи, родители ведут аморальный образ жизни;

3.                  организация родительских собраний, семинаров для родителей по вопросам духовно-нравственного воспитания детей в рамках апробации курса ОРКСЭ. К примеру, на родительских собраниях родители знакомятся с актуальностью и необходимостью преподавания курса ОРКСЭ, получают дополнительную информацию, знакомясь с учебными пособиями, книгами, мультимедийными презентациями. Собрание сопровождается электронной презентацией;

4.                  организация совместной досуговой деятельности на основе изучения культуры народов Поволжья и эстетических ценностей, как в школе, дома, так и в социуме.

Учебный курс ОРКСЭ имеет большой потенциал для вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс, досуговую внеурочную деятельность. Использование различных видов деятельности при изучении данного курса способствует налаживанию контактов и взаимопонимания между педагогами и родителями, сплочению родителей и детей. Помимо этого, совместное сотрудничество педагогов, родителей, учащихся способствует воспитанию и дальнейшему формированию семейных ценностей — любви, взаимоуважения, взаимопомощи, заботы друг о друге, сочувствия, сопереживания и т. д. На практике, совместное сотрудничество между школой и родителями по воспитанию ценностных ориентиров можно использовать на Днях открытых дверей (открытые уроки на темы, «Род и семья — исток нравственных отношений в истории человечества», «Семейные праздники как одна из форм исторической памяти», «Мораль защитника Отечества» и т. д.); помощь в проведении внеклассных занятий, праздников («Семейные праздники как одна из форм исторической памяти»), совместная работа родителей и учащихся при выполнении творческих работ («Всюду добрые люди вокруг…», «Я хочу вам рассказать об одном добром человеке», «Добро и зло в русских народных сказках», «Вот что значит настоящий, верный друг», «Значение нравственности и этики в жизни человека и общества»).

Ценностно-ориентированное сотрудничество между педагогами и родителями придерживается следующих ключевых принципов:

1.                  следование тезису «принимать любого учащегося, таким как он есть»;

2.                  признание ценности сотрудничества педагогов, учащихся, родителей;

3.                  целенаправленное внимание и педагогическое воздействие педагогов и родителей на формирование и воспитание ценностных ориентиров учащихся.

На уроках ОРКСЭ мы предлагаем использовать следующие формы ценностно-ориентированного сотрудничества: совместная проектная деятельность родителей и детей, экскурсии, творческие вечера и гостиные, семейные праздники, совместный поход в театр и др.

Описание: рисунок 2

Рис. 1. Образец сотрудничества педагогов и родителей по формированию ценностных ориентиров в рамках изучения курса ОРКСЭ

 

Из этого следует, что ценностно-ориентированное сотрудничество будет способствовать формированию и развитию различных видов деятельности между взрослыми и учащимися, где и взрослые, и учащиеся будут представлять единый сплоченный коллектив, занимаясь при этом понятной и интересной деятельностью. Содержательной основой этой деятельности будут выступать духовно-нравственные ценности.

Формирование ценностных ориентаций учащихся 4–5-х классов возможно лишь при условии социального партнерства, сотрудничества, активного взаимодействия педагогов, учеников и родителей.

Формирование ценностных ориентаций учащихся 4–5-х классов возможно лишь при условии социального партнерства, сотрудничества, активного взаимодействия педагогов, учеников и родителей.

 

Литература:

 

1.                  Гризик, Т. И. Совместная деятельность взрослых и детей. Основные формы. Пособие для педагогов [Текст] / Т. И. Гризик, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Акулова / под ред. Ю. В. Иконникова. — М.: Просвещение, 2012. — 205 с.

2.                  Михайлова, Е. В. Формирование нравственных ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности [Текст] / Е. В. Михайлова. — М.: Экон-Информ, 2009. — 164 с.

3.                  Макаренко, А. С. Человек должен быть счастливым. Избранные статьи о воспитании [Текст] / А. С. Макаренко. — М.: Карапуз, 2009. — 288 с.

4.                  Попов, Л. М. Добро и зло в этической психологии личности [Текст] / Л. М. Попов, О. Ю. Голубева, П. Н. Устин. — М.: Изд-во института психол. РАН, 2008. — 240 с.

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, ценностно-ориентированное сотрудничество, учащийся, ценностный ориентир учащихся, формирование, семья, педагог, ориентир, историческая память, дальнейшее формирование.

Похожие статьи

Формирование ценностных ориентаций обучающихся...

Формирование ценностных ориентаций обучающихся современного вуза. Автор: Белогорцев Николай Николаевич. Рубрика: Педагогика.

Педагогические исследования изучают ценностные ориентации личности у разных возрастных страт населения: учащихся...

Особенности формирования социальных ценностей...

Сравнение психологии учащихся общеобразовательных школ и воспитанников детских домов. Социальное становление детей-сирот в музейном пространстве... Особое значение для социального развития ребенка имеет процесс формирования его ценностных ориентаций...

Ценностные ориентации современных школьников

Ценности и ценностные ориентации являются объектом исследования многих учёных. Макс Вебер рассматривал ценности как установку той или иной исторической эпохи.

Рассматривая принятые ценности-цели как нравственные ориентиры в формировании и...

Основы формирования ценностных ориентаций личности

Семейное воспитание выступает важным фактором формирования ценностных ориентаций личности, именно в семья является первым ориентиром в построении представлений о ценностях.

Роль семьи в формировании ценностных ориентаций молодёжи

Библиографическое описание: Фаизова В. Б. Роль семьи в формировании ценностных

[5, с.124] Анализируя опыт семейного воспитания, педагог показал, что «семья с

Сухомлинский В.А. глубоко убежден, что семья должна быть начальной школой воспитания нравственных...

Возможности региональной системы дополнительного...

Музей является центром сохранения ценностно-смысловых ориентиров всего педагогического сообщества и обучающихся образовательной организации, одним из центров формирования опыта социальных отношений у воспитанников.

Взаимодействие семьи и образовательной организации как...

Ориентация будущего учителя на ценностное взаимодействие с семьей: Дис. канд. пед. наук. Оренбург, 1998г. Моргулец Г. Г. Формирование семейных ценностей: игры и тренинги для учащихся и родителей.

Ценностные ориентиры современной молодёжи

Ценностные ориентации современных школьников. Ценности и ценностные ориентации являются объектом исследования многих учёных. Рассматривая принятые ценности-цели как нравственные ориентиры в формировании и.

К проблеме формирования социальных ценностей...

Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентации, под которыми

Проблема формирования межличностных отношений со... родитель, подросток, ребенок, сверстник, взрослый, отношение, общение, семья, совместная деятельность, социальное положение.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Формирование ценностных ориентаций обучающихся...

Формирование ценностных ориентаций обучающихся современного вуза. Автор: Белогорцев Николай Николаевич. Рубрика: Педагогика.

Педагогические исследования изучают ценностные ориентации личности у разных возрастных страт населения: учащихся...

Особенности формирования социальных ценностей...

Сравнение психологии учащихся общеобразовательных школ и воспитанников детских домов. Социальное становление детей-сирот в музейном пространстве... Особое значение для социального развития ребенка имеет процесс формирования его ценностных ориентаций...

Ценностные ориентации современных школьников

Ценности и ценностные ориентации являются объектом исследования многих учёных. Макс Вебер рассматривал ценности как установку той или иной исторической эпохи.

Рассматривая принятые ценности-цели как нравственные ориентиры в формировании и...

Основы формирования ценностных ориентаций личности

Семейное воспитание выступает важным фактором формирования ценностных ориентаций личности, именно в семья является первым ориентиром в построении представлений о ценностях.

Роль семьи в формировании ценностных ориентаций молодёжи

Библиографическое описание: Фаизова В. Б. Роль семьи в формировании ценностных

[5, с.124] Анализируя опыт семейного воспитания, педагог показал, что «семья с

Сухомлинский В.А. глубоко убежден, что семья должна быть начальной школой воспитания нравственных...

Возможности региональной системы дополнительного...

Музей является центром сохранения ценностно-смысловых ориентиров всего педагогического сообщества и обучающихся образовательной организации, одним из центров формирования опыта социальных отношений у воспитанников.

Взаимодействие семьи и образовательной организации как...

Ориентация будущего учителя на ценностное взаимодействие с семьей: Дис. канд. пед. наук. Оренбург, 1998г. Моргулец Г. Г. Формирование семейных ценностей: игры и тренинги для учащихся и родителей.

Ценностные ориентиры современной молодёжи

Ценностные ориентации современных школьников. Ценности и ценностные ориентации являются объектом исследования многих учёных. Рассматривая принятые ценности-цели как нравственные ориентиры в формировании и.

К проблеме формирования социальных ценностей...

Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентации, под которыми

Проблема формирования межличностных отношений со... родитель, подросток, ребенок, сверстник, взрослый, отношение, общение, семья, совместная деятельность, социальное положение.

Задать вопрос