К вопросу самообразования педагога в дошкольном образовательном учреждении | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Григорьева Н. Н. К вопросу самообразования педагога в дошкольном образовательном учреждении [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар: Новация, 2015. — С. 40-42. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/203/8671/ (дата обращения: 16.08.2018).

Современное дошкольное образование выдвигает требования повышения эффективности педагогического процесса, обеспечивающего подготовку специалиста, способного самостоятельно решать возникающие проблемы, реализовывать творческий потенциал в практической деятельности.

Ключевые слова: дошкольное образование, профессиональный кругозор, профессиональное воспитание, профессиональное становление, педагогические технологии.

 

Современный подход к содержанию дошкольного образования представляется в областях педагогики, отражающих существенные закономерности дошкольного направления:

1)      основательное исследование дошкольной педагогики и культуры;

2)      создание новых информационных методов в сфере дошкольного образования, используемых как средство обучения.

Дошкольное образование сегодня, отличается новациями в области дошкольной педагогики, формирует нового педагога, соответствующего тенденциям времени. Наряду с освоением методических, психолого-педагогических, дидактических, коммуникативных и организационных умений, педагог дошкольного образовательного учреждения, способный создавать условия для всестороннего развития детей, должен развивать особенности личности — тактичность, самоотдачу и трудоспособность.

Формирование гуманных чувств и взаимоотношений у дошкольников; развитие детского изобразительного творчества; воспитание профессионально-педагогического интереса у сотрудников дошкольного учреждения; формирование речи дошкольников; воспитание культуры речевого общения — только некоторые задачи, исследование и решение которых требует профессиональных, грамотных знаний педагога дошкольного учреждения.

Инновационный подход в любой педагогической сфере требует умения ориентироваться в бескрайнем и все время расширяющемся диапазоне информационных ресурсов, которые педагогу дошкольного образовательного учреждения нужны в виду специфики его профессиональной деятельности.

Одним из перспективных направлений в работе дошкольного учреждения являются информационно-компьютерные технологии. Не отвлекалась от основной работы, можно получить необходимую интересную информацию.

Достаточное количество компьютерной техники, а также подключение к сети Интернет, позволяет педагогам дошкольного образовательного учреждения обучать детей на современном уровне.

Это дополнительные возможности для педагогов и детей сделать педагогический процесс более разнообразным и насыщенным. Такая работа повышает уровень знаний, проявляет большой интерес к занятиям, тренирует память, способствует развитию логического мышления.

Использование компьютера в детском саду позволяет в увлекательной творческой форме плодотворно решать задачи занятий, осуществлять обучающую познавательную деятельность.

Введение современных информационных технологий в организацию образовательного процесса, а также стремление сочетать традиционные и компьютерные средства в воспитании детей — является проблемой дошкольного учреждения.

Таким образом, творческий подход позволяет педагогу результативно применять в своей работе важный инструмент — компьютер, представляемый современными компьютерными образовательными технологиями.

Основой профессионального кругозора педагога неизменно являются ключевые компоненты: единство этического и профессионального воспитания, гуманное и творческое взаимодействие с дошкольником, что вызывает необходимость устойчиво улучшать подготовку каждого специалиста, в области образования и в частности дошкольного.

Решить эту задачу представляется возможным за счет системы дополнительного образования, формы которого могут быть разнообразными (специализация в области основной квалификации, повышение квалификации и другое).

Система дополнительного образования позволяет:

1)         усовершенствовать содержательный уровень дошкольного образования в социокультурной среде сегодняшнего времени;

2)         обеспечить подготовку и переподготовку кадров по новым специальностям, потребность в которых диктуется современным состоянием дошкольного образования России;

3)         решить задачу кадрового обеспечения в сфере дошкольного образования.

В современном мире личные качества педагога начинаются с его отношения к труду, уровня профессиональной пригодности, деловых особенностей.

Помимо вышеперечисленных качеств педагога дошкольного учреждения, в педагогической литературе называются человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, ответственность, справедливость, объективность, уважение к людям, эмоциональная уравновешенность, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, достоинство, принципиальность, отзывчивость и многие другие.

Для каждой профессии особое значение приобретают те или иные профессиональные этические нормы.

Педагогической этикой изучается характер нравственной деятельности педагога в современном мире, разрабатываются основы педагогического этикета, представляющего собой совокупность выработанных специфических правил общения, манер поведения, и людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием.

Особую роль приобретает эмоционально-личностный фактор во взаимоотношениях педагога и дошкольника, способность педагога к такому взаимодействию, которое вызывает творческую активность ребенка. В подобном взаимодействии происходит обмен эстетическими представлениями.

Целью дошкольного образования служит подготовка грамотного специалиста, владеющего комплексом универсальных умений, навыков, опытом самостоятельной деятельности, которая неразрывно связана с наличием резерва знаний о современных тенденциях в области развития педагогики, посредством участия в различных педагогических конференциях и открытых уроках.

Особое место в современном педагогическом высшем учебном заведении при подготовке будущих специалистов занимают дисциплины: этнография детства, зарубежные концепции воспитания и обучения детей, теория и методика развития речи, изобразительного творчества, музыкального, экологического воспитания, обучения иностранному языку, менеджмент, управление дошкольным образованием, социология и психология управления, организация делопроизводства, педагогический маркетинг и другие.

Педагогические ВУЗы подготавливают специалистов, способных реализовывать на современном уровне воспитание и обучение детей дошкольного возраста в условиях семьи и разных типов образовательных учреждений, преподавательскую деятельность в системе среднего и высшего профессионального педагогического образования, умеющих грамотно управлять сферой образования, вести научные исследования.

В процессе обучения студенты овладевают системой философских, экономических и социально-политических знаний. Расширению кругозора, углублению теоретической подготовки способствует изучение современного русского языка, литературы, иностранного языка, логики, социологии, экономики, анатомии и физиологии ребенка, основ педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста и других дисциплин.

Общеизвестно, что вопросу профессионального становления педагога в области дошкольного образования посвящены многие научные труды (М. С. Гвоздевой, Е. А. Климов, Л. С. Выготский, А. И. Щербаков, А. С. Макаренко и др.), где подчеркивается то, что уровень профессионализма педагога всецело зависит от того, какой педагогический метод он применяет в своей деятельности, насколько они современны.

На формирование педагогических методов повлияли различные исторические периоды становления образования и воспитания в нашей стране — начиная с древнейших времен.

Обращаясь к истории, видно, что первоначально педагогическая мысль представлена в виде отдельных высказываний, имеющих устную форму, которые до нашего времени дошли в виде пословиц, крылатых выражений, поговорок.

Истоки народной педагогики, мы находим в сказках, былинах, песнях, народных приметах и исторических сведениях.

Интенсивное развитие педагогической теории и практики (в рамках различных образовательно-воспитательных учреждений) в18 веке привело к основанию специальных учебных заведений по подготовке педагогов.

В современных условиях педагогику рассматривают как науку и практику обучения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личного и профессионального развития.

При всех общественно-экономических формациях, развитие теории и практики образования, воспитание являлось важнейшей проблемой человечества. Технологический подход имеет воплощение в построении систем обучения в прошлом и настоящем.

Проанализировав педагогическую литературу можно сделать вывод, что основным компонентом профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений является, прежде всего, теоретическое мышление, креативность, коммуникативные способности, знание свойств психического и физиологического формирования детей, а также умение применять знания в педагогической практике.

 

Литература:

 

1.         История образования, воспитания и педагогических учений: программа-пособие/Б. В. Данилов — Краснодар, 2001.

2.         История педагогики. Под ред. М. Ф. Шабаевой. М., Просвещение. 1981.

3.         Ростопшин П. Психология и педагогика. М., 2001.

4.         Шатунова О. В. Информационные технологии: Учебное пособие. — Елабуга, 2007.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное образование, дошкольное учреждение, дошкольное образовательное учреждение, дополнительное образование, педагогический процесс, педагогическая литература, иностранный язык, дошкольный возраст, дошкольная педагогика, профессиональное воспитание.

Ключевые слова

дошкольное образование, профессиональное становление, профессиональный кругозор, профессиональное воспитание, педагогические технологии.

Похожие статьи

Дошкольная педагогика в системе образования на современном...

дошкольное образование, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, детский сад, начальное общее образование, начальная школа, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, дошкольная педагогика...

Народная педагогика в воспитательном процессе дошкольной...

На факультете начального образования СГСПУ в рамках направления подготовки «Педагогическое образование» профиля «Дошкольное образование» (прикладной бакалавриат)...

Организация дополнительного образования в условиях...

дополнительное образование, внеурочная деятельность, общее образование, дополнительное образование детей, дошкольное образование, пространство взаимодействия, социальный заказ...

Педагогический процесс в ДОУ (теоретические основы)

педагогический процесс, трудовой процесс, образование, процесс, образовательная система, образовательный процесс, педагогический труд, социальный институт, широкий смысл, система образования.

Организация образовательного процесса в дошкольной...

ребенок, дошкольный возраст, дошкольное образование, детский сад, социально-личностное развитие дошкольников, социально-личностное развитие детей

Дошкольная педагогика в системе образования на современном... Дошкольная педагогика представляет собой науку о...

Возможности реализаций идей вальдорфской педагогики...

Ключевые слова: вальдорфская педагогика, дошкольный возраст, педагогический процесс, воспитание дошкольников. Идеи вальдорфской педагогической системы, основы которой были положены в трудах Рудольфа Штайнера (1861–1925) [5, с. 7]...

Педагогические условия подготовки детей к школе...

дошкольное образование, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, детский сад, начальное общее образование, начальная школа, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, дошкольная педагогика...

Проблемы воспитания дошкольников в современной России

Поэтому современные дошкольные образовательные учреждения несут огромную ответственность за воспитание граждан своего Отечества. В дошкольном возрасте закладываются основы личности; дошкольное детство — это уникальный период...

Методическое сопровождение педагогов дошкольных...

педагогический коллектив, методическое сопровождение педагогов, дошкольное образование.

Ключевые слова: методическое сопровождение, дошкольные образовательные учреждения...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Дошкольная педагогика в системе образования на современном...

дошкольное образование, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, детский сад, начальное общее образование, начальная школа, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, дошкольная педагогика...

Народная педагогика в воспитательном процессе дошкольной...

На факультете начального образования СГСПУ в рамках направления подготовки «Педагогическое образование» профиля «Дошкольное образование» (прикладной бакалавриат)...

Организация дополнительного образования в условиях...

дополнительное образование, внеурочная деятельность, общее образование, дополнительное образование детей, дошкольное образование, пространство взаимодействия, социальный заказ...

Педагогический процесс в ДОУ (теоретические основы)

педагогический процесс, трудовой процесс, образование, процесс, образовательная система, образовательный процесс, педагогический труд, социальный институт, широкий смысл, система образования.

Организация образовательного процесса в дошкольной...

ребенок, дошкольный возраст, дошкольное образование, детский сад, социально-личностное развитие дошкольников, социально-личностное развитие детей

Дошкольная педагогика в системе образования на современном... Дошкольная педагогика представляет собой науку о...

Возможности реализаций идей вальдорфской педагогики...

Ключевые слова: вальдорфская педагогика, дошкольный возраст, педагогический процесс, воспитание дошкольников. Идеи вальдорфской педагогической системы, основы которой были положены в трудах Рудольфа Штайнера (1861–1925) [5, с. 7]...

Педагогические условия подготовки детей к школе...

дошкольное образование, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, детский сад, начальное общее образование, начальная школа, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, дошкольная педагогика...

Проблемы воспитания дошкольников в современной России

Поэтому современные дошкольные образовательные учреждения несут огромную ответственность за воспитание граждан своего Отечества. В дошкольном возрасте закладываются основы личности; дошкольное детство — это уникальный период...

Методическое сопровождение педагогов дошкольных...

педагогический коллектив, методическое сопровождение педагогов, дошкольное образование.

Ключевые слова: методическое сопровождение, дошкольные образовательные учреждения...

Задать вопрос