Повышение мотивации к изучению химии посредством использования учебных сетевых проектов | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, август 2015)

Дата публикации: 03.08.2015

Статья просмотрена: 221 раз

Библиографическое описание:

Давыденко Л. В. Повышение мотивации к изучению химии посредством использования учебных сетевых проектов [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 74-76. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8640/ (дата обращения: 19.06.2018).

Современные информационные технологии и сеть Интернет оказывают огромное влияние на систему образования, их умелое использование учителем позволит повысить учебную мотивацию школьников к изучению химии. В статье рассмотрена возможность внедрения учебных сетевых проектов в образовательную практику с целью обеспечения деятельностного подхода в обучении.

Ключевые слова:учебные сетевые проекты, мотивация, обучение химии.

 

Развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) приводит к кардинальным изменениям в жизни каждого человека и общества в целом. Возможности использования ИКТ в сфере образования очень широки, что активно используется в повседневной практике [1].

В настоящее время индустриальное общество превращается в информационное. Стремительно растут темпы внедрения технологических разработок. Меняется роль образования в обществе. Громадные возможности Интернета для образовательной практики задействованы не в полной мере, хотя интерес подростков к новым технологиям достаточно высок. В динамично меняющемся мире современные школьники имеют хорошо развитые цифровые устройства, легко ориентируются в глобальной Сети и используют ее как доступный источник информации, среду общения и самореализации, досуговой и творческой деятельности. В связи с этим, учащимся необходимо обладать навыками успешного ориентирования и обработки полученной информации. Выпускники современной школы должны иметь не сумму определенных знаний и умений, а навыки получения недостающих знаний и опыта в различных жизненных ситуациях. Использование информационных технологий, в том числе Интернет-ориентированных технологий, в образовании позволит повысить уровень усвоение нового материала, объем и качество полученных знаний, умений и навыков, проводить контроль и самоконтроль на различных этапах обучения, вносить коррективы в деятельность учащихся.

В современном образовании встает одна из острых проблем — проблема мотивации, без решения которой невозможно эффективное взаимодействие педагога с учащимися. Изучение проблемы мотивации, в частности учебной мотивации, занимает одно из важнейших мест в педагогических исследованиях. Именно заинтересованность учащихся в получении новых знаний является гарантией их активного участия в образовательном процессе.

На сегодняшний день у школьников заметно снижается уровень мотивации к обучению. Изучение химии не становится исключением. Более того, изучение этого предмета как раз приходится на тот возраст, когда общение со сверстниками превалирует над мотивами к обучению. В связи с этим, педагогам следует уделять внимание психологическим и возрастным особенностям учащихся. Большинством школьниками непрофильных школ химия воспринимается как сложный и трудный предмет, который не нужен им в дальнейшей профессиональной деятельности, а также в быту. При этом, как показывает практика, школьники выбирают свою будущую профессиональную деятельность в соответствии со своим любимым школьным предметом. В старших классах весь упор делается на изучение тех дисциплин, которые нужно будет сдавать при поступлении в выбранное учебное заведение, а также пригодятся для успешной личной деятельности в повседневной жизни. Если же химия не попадает в раздел предметов, которые будут необходимы в дальнейшем, то и стремление к ее изучению со временем пропадает.

Каждому учителю важно, чтобы изучение преподаваемого им предмета вызывало живой интерес у школьников, чтобы каждый урок являлся праздником, где можно получить новые, необходимые в повседневной жизни знания, а не скучным, потраченным впустую временем. Современному школьнику необходимо знать и понимать химическую картину мира, уметь логически мыслить и рассуждать, а не сводить обучение только к заучиванию формул и обрабатывания навыка написания химических реакций.

Для получения высоких результатов в обучении учащимся нужно иметь высокий уровень мотивации, который может быть достигнут, если использовать различные методы обучения, затрагивающие интеллектуальную и эмоциональную сферу личности ученика. Для активизации личностного потенциала учащихся следует переходить от методов, носящих репродуктивный характер, к продуктивным формам и методам обучения, способствующих развитию и саморазвитию творческого потенциала личности ребенка. В следствие этого актуальным становится метод проектов, так как он дает возможность школьнику проявлять активную позицию в получении познания, а учителю — осуществлять демократические формы управления образовательным процессом обучения [2].

Влияние информационных технологий на систему образования не могло не оказать воздействия на использование метода проектов в школьной практике. Потоки информации, пронизывающие среднюю школу, заставляют по-новому взглянуть на фундамент знаний, умений и навыков. Учение и обучение в непрерывно возрастающем потоке информации, немыслимом еще полвека назад, и ограниченными условиями овладения ими, требуют пересмотра целей и ценностей образования, как и ускорения затянувшейся смены парадигмы образования на личностно-ориентированную, личностно-деятельностную, творческую [3]. В связи с этим, для активного привлечения школьников в проектную деятельность, необходимо использовать сетевые учебные проекты, которые открывают совершенно новые возможности для творчества и самореализации как школьников, так и учителей, а их успешность выполнения во многом зависит от четкости планирования и организации [4].

Сетевой проект — совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение совместного результата деятельности [5].

Работа с информацией на различных носителях, в том числе и из сети Интернет — основной вид деятельности в учебно-сетевом проекте. Учащимся предоставляется возможность сосредоточиться на отдельных проблемах, рассмотреть их с разных точек зрения, что позволит достичь глубоких размышлений и аргументированных выводов. Для того чтобы подросток активно участвовал в проектной деятельности важно соблюдать ряд условий: учащийся — субъект образовательного процесса, вся деятельность должна быть направлена на выполнение вполне определенных и понятных ему целей и носить социально значимый характер.

Применение современных методов в обучении, таких как учебные сетевые проекты, дает возможность школьникам развивать не только познавательную активность, но и навыки работы с компьютером, овладевать новыми информационными технологиями, учиться применять их в своей будущей профессиональной деятельности [4].

Примеры проектов, которые могут быть предложены учащимся в учебной деятельности:

-                   Создание мини-презентации с использованием Power Point (история открытия вещества, его использование в быту, важные факты из биографии ученого, проведение и результаты домашнего опыта).

-                   Создание информационных бюллетеней, буклетов или афиш с использованием текстового редактора MS Word.

-                   Создание коллажей, иллюстрирующих различные темы школьного курса химии.

При этом все созданные вышеперечисленные работы размещаются на странице, имеющей свой адрес в сети Интернет.

-                   Создание собственных тематических веб-сайтов или разработка совместного веб-сайта группой учащихся.

-                   Создание онлайн-газет и онлайн-постеров.

-                   Размещение в сети видеороликов, посвященных важным открытиям в истории химии с использованием программы Windows «Movie Maker» или других программ и приложений.

Весь выполненный материал в дальнейшем может быть использован самими же учащимися при подготовке к урокам, поверочным и контрольным работам, а также во внеурочной деятельности. Внедрение в образовательный процесс учебно-сетевых проектов позволит учителю разнообразить средства и методы обучения, а также провести интеграцию знаний, полученных школьниками в смежных науках. Выполнение таких заданий требует от учащихся умения редактировать текстовую и графическую информацию, анализировать литературу, критично и внимательно относиться к сведениям в Интернете, осуществлять самостоятельный поиск информации в различных источниках, производить обработку полученных данных, представлять в различных формах результаты индивидуальных и совместных проектов.

Использование Интернет-пространства в современном образовании открывает огромные возможности перед учителем и его учениками. Внедрение информационных технологий значительно повышает мотивацию к изучению химии и качество получаемого образования. Широкие просторы Интернета создают благоприятную среду для самостоятельного поиска материала и реализации сетевого проекта. В результате анализа полученной информации, а также работой над представлением результатов, у школьников формируются глубокие и осознанные знания по предмету, чего нельзя ожидать, если знания будут получены в «готовом виде».

При выполнении проекта у учащихся появляется возможность реализовать свои творческие способности при выполнении конкретных задач (как групповых, так и индивидуальных), обмениваться опытом, совместно искать пути решения проблемы, анализировать собственные и совместные результаты деятельности, получить положительные эмоции от учебного процесса и презентации полученного продукта, что немаловажно в современной образовательной среде.

Использование сетевых проектов относят к технологиям XXI века, способствующих формированию всесторонне развитой личности ребенка [6]. Применение таких проектов в обучении позволяет создать условия для повышения уровня качества образования учащихся и их заинтересованности в учебном процессе.

 

Литература:

 

1.      Буденкова Е. А., Цвелюх И. П. «Обучение в сотрудничестве» средствами веб 2.0 [Текст] / Е. А. Буденкова, И. П. Цвелюх. — Высшее образование в России. 2011. № 11. С. 117–124.

2.      Полякова Т. Н. Метод проектов в школе: теория и практика применения: учебно-методическое пособие [Текст] / Т. Н. Полякова. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2011. — 112 с.

3.      Скоркин О. А. Проектная деятельность как расширение информационной среды // Человек вчера, сегодня, завтра. Междисциплинарные исследования. Отв. ред. М. С. Киселева. — М.: ИФ РАН, 2008, — С. 173–182.

4.      Голубев О. Б. Учебные сетевые проекты в обучении математике как средство развития познавательной активности студентов-гуманитариев [Текст]: автореф. дис....канд. пед. наук / О. Б. Голубев. — Ярославль, 2010. — 24 с.

5.      Полат Е. С. Метод проектов [Электронный ресурс] / Е. С. Полат. — Режим доступа: http://distant.ioso.ru/project/meth %20project/metod %20pro.htm

6.      Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров [Текст] / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. — М.: Академия, 1999. — 224 с.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, изучение химии, проект, учащийся, школьник, система образования, полученная информация, возможность, знание, обучение, метод обучения, совместный результат деятельности, учебный процесс, современное образование, сетевой проект, проектная деятельность, образовательная практика, будущая профессиональная деятельность, учитель.

Ключевые слова

мотивация, учебные сетевые проекты, обучение химии

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос