Повышение мотивации к изучению химии посредством использования учебных сетевых проектов | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, август 2015)

Дата публикации: 03.08.2015

Статья просмотрена: 533 раза

Библиографическое описание:

Давыденко, Л. В. Повышение мотивации к изучению химии посредством использования учебных сетевых проектов / Л. В. Давыденко. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 74-76. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8640/ (дата обращения: 24.04.2024).

Современные информационные технологии и сеть Интернет оказывают огромное влияние на систему образования, их умелое использование учителем позволит повысить учебную мотивацию школьников к изучению химии. В статье рассмотрена возможность внедрения учебных сетевых проектов в образовательную практику с целью обеспечения деятельностного подхода в обучении.

Ключевые слова:учебные сетевые проекты, мотивация, обучение химии.

 

Развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) приводит к кардинальным изменениям в жизни каждого человека и общества в целом. Возможности использования ИКТ в сфере образования очень широки, что активно используется в повседневной практике [1].

В настоящее время индустриальное общество превращается в информационное. Стремительно растут темпы внедрения технологических разработок. Меняется роль образования в обществе. Громадные возможности Интернета для образовательной практики задействованы не в полной мере, хотя интерес подростков к новым технологиям достаточно высок. В динамично меняющемся мире современные школьники имеют хорошо развитые цифровые устройства, легко ориентируются в глобальной Сети и используют ее как доступный источник информации, среду общения и самореализации, досуговой и творческой деятельности. В связи с этим, учащимся необходимо обладать навыками успешного ориентирования и обработки полученной информации. Выпускники современной школы должны иметь не сумму определенных знаний и умений, а навыки получения недостающих знаний и опыта в различных жизненных ситуациях. Использование информационных технологий, в том числе Интернет-ориентированных технологий, в образовании позволит повысить уровень усвоение нового материала, объем и качество полученных знаний, умений и навыков, проводить контроль и самоконтроль на различных этапах обучения, вносить коррективы в деятельность учащихся.

В современном образовании встает одна из острых проблем — проблема мотивации, без решения которой невозможно эффективное взаимодействие педагога с учащимися. Изучение проблемы мотивации, в частности учебной мотивации, занимает одно из важнейших мест в педагогических исследованиях. Именно заинтересованность учащихся в получении новых знаний является гарантией их активного участия в образовательном процессе.

На сегодняшний день у школьников заметно снижается уровень мотивации к обучению. Изучение химии не становится исключением. Более того, изучение этого предмета как раз приходится на тот возраст, когда общение со сверстниками превалирует над мотивами к обучению. В связи с этим, педагогам следует уделять внимание психологическим и возрастным особенностям учащихся. Большинством школьниками непрофильных школ химия воспринимается как сложный и трудный предмет, который не нужен им в дальнейшей профессиональной деятельности, а также в быту. При этом, как показывает практика, школьники выбирают свою будущую профессиональную деятельность в соответствии со своим любимым школьным предметом. В старших классах весь упор делается на изучение тех дисциплин, которые нужно будет сдавать при поступлении в выбранное учебное заведение, а также пригодятся для успешной личной деятельности в повседневной жизни. Если же химия не попадает в раздел предметов, которые будут необходимы в дальнейшем, то и стремление к ее изучению со временем пропадает.

Каждому учителю важно, чтобы изучение преподаваемого им предмета вызывало живой интерес у школьников, чтобы каждый урок являлся праздником, где можно получить новые, необходимые в повседневной жизни знания, а не скучным, потраченным впустую временем. Современному школьнику необходимо знать и понимать химическую картину мира, уметь логически мыслить и рассуждать, а не сводить обучение только к заучиванию формул и обрабатывания навыка написания химических реакций.

Для получения высоких результатов в обучении учащимся нужно иметь высокий уровень мотивации, который может быть достигнут, если использовать различные методы обучения, затрагивающие интеллектуальную и эмоциональную сферу личности ученика. Для активизации личностного потенциала учащихся следует переходить от методов, носящих репродуктивный характер, к продуктивным формам и методам обучения, способствующих развитию и саморазвитию творческого потенциала личности ребенка. В следствие этого актуальным становится метод проектов, так как он дает возможность школьнику проявлять активную позицию в получении познания, а учителю — осуществлять демократические формы управления образовательным процессом обучения [2].

Влияние информационных технологий на систему образования не могло не оказать воздействия на использование метода проектов в школьной практике. Потоки информации, пронизывающие среднюю школу, заставляют по-новому взглянуть на фундамент знаний, умений и навыков. Учение и обучение в непрерывно возрастающем потоке информации, немыслимом еще полвека назад, и ограниченными условиями овладения ими, требуют пересмотра целей и ценностей образования, как и ускорения затянувшейся смены парадигмы образования на личностно-ориентированную, личностно-деятельностную, творческую [3]. В связи с этим, для активного привлечения школьников в проектную деятельность, необходимо использовать сетевые учебные проекты, которые открывают совершенно новые возможности для творчества и самореализации как школьников, так и учителей, а их успешность выполнения во многом зависит от четкости планирования и организации [4].

Сетевой проект — совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение совместного результата деятельности [5].

Работа с информацией на различных носителях, в том числе и из сети Интернет — основной вид деятельности в учебно-сетевом проекте. Учащимся предоставляется возможность сосредоточиться на отдельных проблемах, рассмотреть их с разных точек зрения, что позволит достичь глубоких размышлений и аргументированных выводов. Для того чтобы подросток активно участвовал в проектной деятельности важно соблюдать ряд условий: учащийся — субъект образовательного процесса, вся деятельность должна быть направлена на выполнение вполне определенных и понятных ему целей и носить социально значимый характер.

Применение современных методов в обучении, таких как учебные сетевые проекты, дает возможность школьникам развивать не только познавательную активность, но и навыки работы с компьютером, овладевать новыми информационными технологиями, учиться применять их в своей будущей профессиональной деятельности [4].

Примеры проектов, которые могут быть предложены учащимся в учебной деятельности:

-                   Создание мини-презентации с использованием Power Point (история открытия вещества, его использование в быту, важные факты из биографии ученого, проведение и результаты домашнего опыта).

-                   Создание информационных бюллетеней, буклетов или афиш с использованием текстового редактора MS Word.

-                   Создание коллажей, иллюстрирующих различные темы школьного курса химии.

При этом все созданные вышеперечисленные работы размещаются на странице, имеющей свой адрес в сети Интернет.

-                   Создание собственных тематических веб-сайтов или разработка совместного веб-сайта группой учащихся.

-                   Создание онлайн-газет и онлайн-постеров.

-                   Размещение в сети видеороликов, посвященных важным открытиям в истории химии с использованием программы Windows «Movie Maker» или других программ и приложений.

Весь выполненный материал в дальнейшем может быть использован самими же учащимися при подготовке к урокам, поверочным и контрольным работам, а также во внеурочной деятельности. Внедрение в образовательный процесс учебно-сетевых проектов позволит учителю разнообразить средства и методы обучения, а также провести интеграцию знаний, полученных школьниками в смежных науках. Выполнение таких заданий требует от учащихся умения редактировать текстовую и графическую информацию, анализировать литературу, критично и внимательно относиться к сведениям в Интернете, осуществлять самостоятельный поиск информации в различных источниках, производить обработку полученных данных, представлять в различных формах результаты индивидуальных и совместных проектов.

Использование Интернет-пространства в современном образовании открывает огромные возможности перед учителем и его учениками. Внедрение информационных технологий значительно повышает мотивацию к изучению химии и качество получаемого образования. Широкие просторы Интернета создают благоприятную среду для самостоятельного поиска материала и реализации сетевого проекта. В результате анализа полученной информации, а также работой над представлением результатов, у школьников формируются глубокие и осознанные знания по предмету, чего нельзя ожидать, если знания будут получены в «готовом виде».

При выполнении проекта у учащихся появляется возможность реализовать свои творческие способности при выполнении конкретных задач (как групповых, так и индивидуальных), обмениваться опытом, совместно искать пути решения проблемы, анализировать собственные и совместные результаты деятельности, получить положительные эмоции от учебного процесса и презентации полученного продукта, что немаловажно в современной образовательной среде.

Использование сетевых проектов относят к технологиям XXI века, способствующих формированию всесторонне развитой личности ребенка [6]. Применение таких проектов в обучении позволяет создать условия для повышения уровня качества образования учащихся и их заинтересованности в учебном процессе.

 

Литература:

 

1.      Буденкова Е. А., Цвелюх И. П. «Обучение в сотрудничестве» средствами веб 2.0 [Текст] / Е. А. Буденкова, И. П. Цвелюх. — Высшее образование в России. 2011. № 11. С. 117–124.

2.      Полякова Т. Н. Метод проектов в школе: теория и практика применения: учебно-методическое пособие [Текст] / Т. Н. Полякова. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2011. — 112 с.

3.      Скоркин О. А. Проектная деятельность как расширение информационной среды // Человек вчера, сегодня, завтра. Междисциплинарные исследования. Отв. ред. М. С. Киселева. — М.: ИФ РАН, 2008, — С. 173–182.

4.      Голубев О. Б. Учебные сетевые проекты в обучении математике как средство развития познавательной активности студентов-гуманитариев [Текст]: автореф. дис....канд. пед. наук / О. Б. Голубев. — Ярославль, 2010. — 24 с.

5.      Полат Е. С. Метод проектов [Электронный ресурс] / Е. С. Полат. — Режим доступа: http://distant.ioso.ru/project/meth %20project/metod %20pro.htm

6.      Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров [Текст] / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. — М.: Академия, 1999. — 224 с.

Основные термины (генерируются автоматически): проект, школьник, учащийся, образовательный процесс, изучение химии, метод обучения, образовательная практика, обучение, полученная информация, будущая профессиональная деятельность, проектная деятельность, сетевой проект, система образования, совместный результат деятельности, современное образование, знание, учебный процесс, учитель, возможность.

Ключевые слова

мотивация, учебные сетевые проекты, обучение химии

Похожие статьи

Проектная деятельность как необходимый компонент...

В современной школе проектная деятельность включена в практику обучения сравнительно недавно.

В процессе проектной деятельности учащиеся изучают не только средства, но и способы конкретной деятельности [4, с. 8].

Проектная исследовательская деятельность как один из...

Проектная деятельность младших школьников. Проектно-исследовательская деятельность — это совместная учебно-познавательная

исследовательская работа, учащийся, проектно-исследовательская деятельность, руководство учителя, Умение, сетевой проект...

Роль проектной деятельности в достижении современных...

проектная деятельность, метод проектов, проект, Учащийся, учебный проект, преподаватель, умение, этап, работа, студент. Эффективность применения метода проектного обучения.

Проектная деятельность учащихся как средство формирования...

проектная деятельность, исследовательская деятельность, компетентность, компетенция, учащийся, профильное обучение, знание, умение, внеучебная деятельность, учебная деятельность.

Проектная деятельность учащихся с использованием ИКТ

проектная деятельность, метод проектов, проект, учащийся, начальная школа, ребенок, проектная деятельность учащихся, проектная группа, практический этап, метод обучения.

Значение проектной деятельности учащихся в обучении праву

В статье важное место отводится анализу эффективности метода проектов в учебной деятельности. Выделяются цели и задачи проектного обучения, типы проектов, приводятся конкретные проекты, реализованные на уроках в Гимназии № 3, приводится их содержание...

Организация проектной деятельности учащихся с помощью...

Ключевые слова: интернет-ресурсы, проектная деятельность, проект, электронные ресурсы образовательного назначения, организация учебного процесса, процесс обучения.

Эффективное управление проектной деятельностью...

Эффективное управление проектной деятельностью обучающихся для достижения нового образовательного результата начального образования.

Однако педагоги часто смешивают понятия «проектирование», «проектный метод» и «проектная деятельность».

Развитие проектного метода в системе образования

Ключевые слова: проектный метод, проектное обучение, технология проектирования, проектная деятельность. В настоящее время в деятельность образовательных учреждений активно вводят новые педагогические технологии, используют активные методы обучения...

Похожие статьи

Проектная деятельность как необходимый компонент...

В современной школе проектная деятельность включена в практику обучения сравнительно недавно.

В процессе проектной деятельности учащиеся изучают не только средства, но и способы конкретной деятельности [4, с. 8].

Проектная исследовательская деятельность как один из...

Проектная деятельность младших школьников. Проектно-исследовательская деятельность — это совместная учебно-познавательная

исследовательская работа, учащийся, проектно-исследовательская деятельность, руководство учителя, Умение, сетевой проект...

Роль проектной деятельности в достижении современных...

проектная деятельность, метод проектов, проект, Учащийся, учебный проект, преподаватель, умение, этап, работа, студент. Эффективность применения метода проектного обучения.

Проектная деятельность учащихся как средство формирования...

проектная деятельность, исследовательская деятельность, компетентность, компетенция, учащийся, профильное обучение, знание, умение, внеучебная деятельность, учебная деятельность.

Проектная деятельность учащихся с использованием ИКТ

проектная деятельность, метод проектов, проект, учащийся, начальная школа, ребенок, проектная деятельность учащихся, проектная группа, практический этап, метод обучения.

Значение проектной деятельности учащихся в обучении праву

В статье важное место отводится анализу эффективности метода проектов в учебной деятельности. Выделяются цели и задачи проектного обучения, типы проектов, приводятся конкретные проекты, реализованные на уроках в Гимназии № 3, приводится их содержание...

Организация проектной деятельности учащихся с помощью...

Ключевые слова: интернет-ресурсы, проектная деятельность, проект, электронные ресурсы образовательного назначения, организация учебного процесса, процесс обучения.

Эффективное управление проектной деятельностью...

Эффективное управление проектной деятельностью обучающихся для достижения нового образовательного результата начального образования.

Однако педагоги часто смешивают понятия «проектирование», «проектный метод» и «проектная деятельность».

Развитие проектного метода в системе образования

Ключевые слова: проектный метод, проектное обучение, технология проектирования, проектная деятельность. В настоящее время в деятельность образовательных учреждений активно вводят новые педагогические технологии, используют активные методы обучения...