Путь к светлым образам через проживание духовно-нравственных ценностей на уроках ОРКСЭ | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, август 2015)

Дата публикации: 03.08.2015

Статья просмотрена: 93 раза

Библиографическое описание:

Спиричева, С. Н. Путь к светлым образам через проживание духовно-нравственных ценностей на уроках ОРКСЭ / С. Н. Спиричева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 105-107. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8622/ (дата обращения: 20.04.2024).

Ключевые слова: Светлые образы, ОРКСЭ — Основы религиозных культур и светской этики, ФГОС второго поколения, Культуролог, Детское творчество, Молитва, Духовный рост, Умиротворенность, Персональная выставка, Каноны, Трансляция

 

Причиной написания статьи на такую тему был положительный опыт преподавания дисциплины ОРКСЭ (Основы религиозных культур и светской этики) в нашей школе на примере ученика 6 класса Третьяка Даниила. Он смог развить свое творчество в области изобразительного искусства через эмоциональное проживание на этих уроках.

Современная школа полна инноваций в своем содержании. С введением ФГОС второго поколения обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной образовательной политики Российской Федерации.

Новый Федеральный государственный стандарт общего образования ставит одной из задач «духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального образования, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества». Результатом решения этой задачи является «формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий [1].

Установлено, что школьникам также будут преподаваться основы религиозных культур и светской этики.

Таким образом, духовно-нравственное развитие граждан России является одной из приоритетных задач современной образовательной системы и представляет собой социальный заказ для общего образования. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального образования было возложено и на курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) [2].

Учебный курс ОРКСЭ становится обязательным во всех общеобразовательных учреждениях и рассчитан только в 4 и 5 классах на две школьные четверти: последнюю четверть 4 класса и первую четверть 5 класса [3].

Имея диплом учителя ИЗО, МХК, культуролога, и мне довелось преподавать в 5 классах нашей школы курс «Основы религиозных культур». Такие уроки требовали особой подготовки — ведь нужно было прикоснуться к тому сокровенному, что есть у каждого человека. Каждый урок проходил на высоком эмоциональном уровне. В глазах детей был виден интерес к изучаемому содержанию предмета, он способствовал развитию детского творчества.

Интерес к предмету стал проявлять мальчик 5 класса Третьяк Даниил, он приносил рисунки, посвященные православным святым. Рисунки были очень интересны, усердие мальчика было достойно похвалы. Семья мальчика полностью поддерживает его увлечения и принимает активное участие в его творчестве. Ребенок нуждался в знаниях по живописи, поэтому начались занятия по светотени.

Вскоре накопилось много рисунков. Многие он срисовывал из книг, открыток, репродукций, но получалось у него по-своему, непосредственно. Сам Даниил очень изменился: он крестился, выучил несколько молитв, стал спокойным, умиротворенным, зачастую проводит время за рисованием. Выполнять уроки он предпочитает в церкви. Родным задает вопросы по православию, познакомился с местным батюшкой, который высоко оценил его рисунки.

На районном праздновании Святой Пасхи в 2014 г. появилась возможность рисунки Даниила оформить в персональную выставку. Все члены семьи готовились к этой выставке: наклеивали рисунки на ДВП, готовили рамочки — волновались за своего ребенка. Нужно сказать, в семье Даниила царит доброжелательная, спокойная, полная взаимоуважения обстановка. Присутствующим на празднике рисунки Даниила очень понравились. Глава Администрации пригласили его вместе с семьей для чествования на заседании Совета депутатов п. Новоорловский. Даниилу вручили почетную грамоту за творчество и трансляцию православной культуры. Семье вручили благодарственное письмо за воспитание, поддержку и содействие творчеству сына и внука. Учащиеся нашей школы с уважением отнеслись к творчеству Даниила. Многие дети не представляли, что лики святых может рисовать ребенок.

Каков же он, мир святых образов Даниила? Перед рисованием того или иного лика, запомнившимся с уроков, он читал легенду, строки из Детской Библии. И вправду, как настоящий иконописец, приступая к рисованию ликов, Даниил читал молитву и крестился. Вместе с учителем Даниил читал Житие Сергия Радонежского, прежде чем приступил к его портрету. Героем его детских грез стал Александр Невский. Готовясь к Всероссийскому историческому конкурсу «Лента времени», он много читал про него как о полководце и христианском православном святом. «Я хочу быть похожим на него» — однажды сказал он. И Невский на его рисунке таким и стал — одухотворенным святым, но с преклоненным мечом в руках.

Во-первых, рисунки его не лишены наивности, непосредственны. Он сам делал выбор, кого хочет рисовать. Как многие дети, он использует контурное рисование: так для него рисунки кажутся более выразительными. Он не старается срисовывать точно так, как на репродукции или иконе. Тем не менее он знает, что существуют каноны, по которым пишут лики святых и придерживается их.

Во-вторых, в рисунках присутствует живопись. Лица, руки полны светотени. В основном, он рисует восковыми мелками и цветными карандашами, сам подбирает цвета, занимается смешиванием. Рисунки очень аккуратны, отношение к ним бережное. Все советы наставника принимает с уважением.

В-третьих, лики в рисунках Даниила полны сдержанного величия. Таков Спас, Николай Чудотворец, Святой Илия и другие. Наибольшее внимание привлекает изображение Девы Марии: красива, спокойна, полна сдержанных чувств. Лицо полно оттенков, алый плащ прямыми складками свисает вниз. Ребенок на ее руках также исполнен величия и спокойствия.

Хочется сказать, что Даниил, занимаясь изучением православия совершенно самостоятельно, духовно вырос за последний год. Это видно по его поведению, отношению к школе, людям. Он стал лучше учиться. Из его уст никогда не слышно неуважения к кому-либо. По данным психолога, у ребенка пропала тревожность, которая была всегда высокой (по отношению к школе). Классный руководитель Даниила отмечает, что из замкнутого ребенка он стал более контактным. Жанр портрета у ученика 6 класса стал на высоте: пропорции, объем, светотень. Мальчик читает книги по иконописи, изучает каноны, часто обращается с вопросами к учителю ИЗО. Более того, он не желает рисовать что либо другое. После окончания средней школы желает поступить в иконописную мастерскую при кафедральном соборе во имя Казанской иконы Божией Матери Читинской Епархии.

По многим обстоятельствам дисциплину ОРКСЭ в Новоорловской школе в 5 классе отменили. Пропала ниточка, через которую можно детей приобщать к православному искусству. Если не школа, то кто? Контингент населения нашего рабочего поселка не оставляет надежды на домашнее духовное воспитание своих детей. В православный приход имени Святителя Михаила нашего поселка обращаются куда не все его жители. Дети предоставлены сами себе, в школе слышны сквернословие, брань, неуважение к учителю, детям, старшим. Наблюдения учителей школы и психолога показывают, что такой школьный предмет как ОРКСЭ необходим школьникам на всех ступенях общего среднего образования.

Необходима трансляция православной культуры в большей мере. Ведь ценности, заложенные ребенку в малом возрасте, сохраняются на всю жизнь.

 

Литература:

 

1.      Программа духовно-нравственного воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://edu.cap.ru

2.      Концепция комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» на ступенях начального, основного, среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pravobraz.ru/

3.      Приказ Министерства образования и науки РФ «О внесении изменений в федеральный компонент стандартов» [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://nsportal.ru/

4.      Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012 г. N 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: ГАРАНТ.РУ: — Загл. с экрана

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, рисунок, светская этика, духовно-нравственное развитие, школа, детское творчество, начальное образование, общее образование, персональная выставка, православная культура.

Ключевые слова

молитва, трансляция, Светлые образы, ОРКСЭ — Основы религиозных культур и светской этики, ФГОС второго поколения, Культуролог, Детское творчество, Духовный рост, Умиротворенность, Персональная выставка, Каноны

Похожие статьи

Изучение школьниками основ русской культуры в процессе...

ребенок, светская этика, русская культура, православная литература, православная культура, начальное общее образование, изобразительное искусство, духовно-нравственное развитие...

Духовно-нравственное воспитание средствами православной...

- формирование общей культуры детей на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей общества; - воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям.

Опыт преподавания модуля «Основы светской этики»...

духовно-нравственное воспитание, духовно-нравственное развитие, внеурочная деятельность, ребенок, процесс воспитания, образовательное учреждение, класс, дополнительное образование, воспитание детей...

Значение православной культуры в процессе формирования...

Ценностный, духовно-нравственный кризис российского общества в целом является причиной негативных явлений среди детей и молодежи в России

Курс«Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКиСЭ), предполагается изучать в конце 4-го- начале 5-го классов.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на...

В статье рассматривается проблема духовно-нравственного воспитания младших школьников на основе православных традиций, которые призваны содействовать росту уникального потенциала отечественной культуры и образования...

Актуальность преподавания курса «Основы религиозных культур...

духовно-нравственное развитие, светская этика, религиозная культура, духовно-нравственное воспитание, ценность, общее образование, культура, младший школьный возраст, имеющий комплексный характер...

Духовно-нравственное воспитание детей на основе освоения...

духовно-нравственное воспитание, ребенок, дошкольное образование, занятие, Россия, день творений, продуктивная деятельность, духовно-нравственное развитие, дошкольный возраст, Божий мир.

Краеведение как средство формирования...

Краеведение как средство формирования духовно-нравственной культуры младших школьников.

Развитие любви и привязанности к малой Родине и служит первой ступенью патриотического воспитания детей начальной школы.

Основы духовно-нравственной культуры народов России...

В разделе «Духовно-нравственное развитие гражданина России» представлены высшие духовные ценности. Использование интерактивных стратегий преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» в контексте требований новых стандартов...

Похожие статьи

Изучение школьниками основ русской культуры в процессе...

ребенок, светская этика, русская культура, православная литература, православная культура, начальное общее образование, изобразительное искусство, духовно-нравственное развитие...

Духовно-нравственное воспитание средствами православной...

- формирование общей культуры детей на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей общества; - воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям.

Опыт преподавания модуля «Основы светской этики»...

духовно-нравственное воспитание, духовно-нравственное развитие, внеурочная деятельность, ребенок, процесс воспитания, образовательное учреждение, класс, дополнительное образование, воспитание детей...

Значение православной культуры в процессе формирования...

Ценностный, духовно-нравственный кризис российского общества в целом является причиной негативных явлений среди детей и молодежи в России

Курс«Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКиСЭ), предполагается изучать в конце 4-го- начале 5-го классов.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на...

В статье рассматривается проблема духовно-нравственного воспитания младших школьников на основе православных традиций, которые призваны содействовать росту уникального потенциала отечественной культуры и образования...

Актуальность преподавания курса «Основы религиозных культур...

духовно-нравственное развитие, светская этика, религиозная культура, духовно-нравственное воспитание, ценность, общее образование, культура, младший школьный возраст, имеющий комплексный характер...

Духовно-нравственное воспитание детей на основе освоения...

духовно-нравственное воспитание, ребенок, дошкольное образование, занятие, Россия, день творений, продуктивная деятельность, духовно-нравственное развитие, дошкольный возраст, Божий мир.

Краеведение как средство формирования...

Краеведение как средство формирования духовно-нравственной культуры младших школьников.

Развитие любви и привязанности к малой Родине и служит первой ступенью патриотического воспитания детей начальной школы.

Основы духовно-нравственной культуры народов России...

В разделе «Духовно-нравственное развитие гражданина России» представлены высшие духовные ценности. Использование интерактивных стратегий преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» в контексте требований новых стандартов...