Использование приемов наглядного моделирования в работе с ОНР у детей дошкольного возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, август 2015)

Дата публикации: 03.08.2015

Статья просмотрена: 184 раза

Библиографическое описание:

Осипова Л. Б. Использование приемов наглядного моделирования в работе с ОНР у детей дошкольного возраста [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 51-53. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8621/ (дата обращения: 15.08.2018).

Связная речь является сложной формой речевой деятельности. Для полноценного овладения связной речью необходим достаточный уровень речевого и интеллектуального развития.

Развитие связной речи в дошкольном возрасте является важным условием успешности обучения ребенка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, ребенок может давать развернутые ответы на сложные вопросы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов произведений художественной литературы и устного народного творчества, писать изложения и сочинения.

Формирование связной речи у детей многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи. Даже при IV уровне общего недоразвития речи у детей отмечаются трудности смыслового программирования и языкового оформления связного высказывания, недостатки формирования логико-семантических и формально-грамматических операций продуцирования связного высказывания.

Эффективность процесса формирования связной речи зависит, прежде всего, от своевременного его начала и эффективности выбранного метода коррекционного воздействия с учетом выявленных нарушений и особенностей данной группы детей.

Учитывая несформированность процесса развития связной речи у дошкольников с ОНР, можно предположить, что успешное преодоление нарушений связного высказывания у данной категории детей возможно при использовании метода наглядного моделирования.

Метод моделирования был разработан педагогами и психологами Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Поддьяковым. На использовании наглядных моделей основаны многие методы дошкольного обучения. Данный метод используется в различных модификациях как при обучении нормально развивающихся дошкольников, так и детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Продуктивным, на мой взгляд, является использование наглядных моделей при формировании у детей умений конструировать предложения различных типов, что является начальным этапом развития связной речи.

Игра «Кораблики» позволяет детям, учится располагать слова в предложении по порядку, согласовывать их; учится употреблять предлоги. Дошкольникам предлагается составить предложения и расставить кораблики по порядку. Условные обозначения: пароход — заглавное слово, имя; кораблик — слово; спасательный круг — предлог. Кораблики можно заменить и другими опорными предметами, по усмотрению педагога.

В процессе работы над умением составлять рассказ по определенной сюжетной линии используются модели, включающие опорные стилизованные картинки, соответствующие основным частям рассказа. Название предлагаемых наглядных опор напоминает детям о так называемых «ключевых» словах рассказа и способствует правильному определению последовательности высказывания.

Игра «Фразовый конструктор» имеет несколько вариантов, отличающихся по степени сложности, поэтому ее можно использовать в развивающей и коррекционной работе с детьми от 3 до 7 лет. Дети учатся составлять предложения различного типа. При составлении дети используют существительные, относящиеся к различным лексическим темам. Некоторые картинки подобраны таким образом, чтобы одно и то же изображение могло быть названо по-разному:

1 — существительные (изображение женщины означает — женщина, мама, тетя и т. п.);

2 — глаголы — действия объекта (изображение иглы означает — шить, вышивать, штопать и т. д.);

3 — прилагательные (описание предмета);

Целью опорной схемы «Опиши животное» является, формирование умения составлять описательный рассказ. Предварительно с детьми проводиться работа о том, как пользоваться схемой: о каком животном будет идти речь; внешний вид; домашнее или дикое животное; где живет; чем питается; как называются детеныши; как подает голос; какую пользу приносит человеку. Опорные схемы могут быть, так же по всем лексическим темам.

«Загадки-описания» учат детей по признакам, описанным с помощью знаков, определять объект. Дошкольникам предлагается рассмотреть зашифрованные письма и догадаться, какое животное там спрятано. Детям также предлагается составить загадки-описания, что позволяет закрепить умение самостоятельно действовать.

При обучении пересказу в ряде случаев можно использовать условные наглядные схемы в виде блоков-квадратов, которые после чтения и разбора текста заполняются силуэтными изображениями персонажей и значимых объектов. Также можно использовать фотографии, сделанные предварительно на прогулке с детьми (с изображением природных явлений, действий детей, педагогов, родителей), красочные картинки (с изображением объектов, действий, о которых будет идти речь). В некоторых случаях я использую опорные карточки, которые с помощью тактильных ощущений помогают ребенку описать, например, фрукты и овощи (персик — бархатная карточка с бархатной поверхностью, киви — шероховатая карточка, помидор — карточка с гладкой поверхностью). Все это помогает усвоить способы программирования содержания развернутого сообщения путем установления последовательности и взаимосвязи основных смысловых звеньев рассказа.

Так же, в своей работе я использую «картины-трансформеры». В этом пособии предложены шесть фоновых и восемь объективных картин, которые путем простой трансформации легко превращаются в наглядную базу для составления рассказов. Для этого изображения людей и животных накладываются (по одному или по два) на выбранный фон леса, дачного участка и т. п. Затем предлагается ребенку придумать: почему, стоя на пляже, женщина смеется или почему мужчина, находясь в лесу, удивляется, из-за чего девочка, пришедшая на кухню, расплакалась, а мальчик, оказавшийся на дачном участке, испугался и пр. При необходимости ребенку предлагаются свои варианты, обсуждается план изложения, отбираются языковые средства (слова и выражения), которые ребенок будет использовать во время рассказа. В результате различных комбинаций действующих лиц на каждом из шести фонов можно получить более 70 сюжетных картин.

Приобретая навыки речевого высказывания, дети составляют развернутый рассказ, используя до восьми — десяти наглядных опор, самостоятельно осуществляют выбор моделей или необходимых для рассказывания наглядных опор, а также овладевают умениями придумывать рассказы, сказки. У детей формируется творческое воображение, внимание, память, мышление, инициативность, интерес к составлению рассказа.

 

Литература:

 

1.                  Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного воз-раста с общим недоразвитием речи. — 2-е изд. — М.: АРКТИ, 2004.

2.                  Литвин Н. В. Моделирование — эффективная педагогическая техно-логия в работе с детьми, имеющими ОНР. — //Педагогическое обо-зрение, 2007, № 1.

3.                  Макарова В. Г. Моделирование в развитии связной речи детей с ОНР. — //Педагогическое обозрение, 2007, № 1.

4.                  Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников./ Под общ.ред. Т. В. Волосовец. — М.: В. Секачев,2007.

5.                  Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие. — М.: Айрис-пресс, 2004.

Основные термины (генерируются автоматически): связная речь, ребенок, связное высказывание, дачный участок, дошкольный возраст, животное, общее недоразвитие речи.

Похожие статьи

Формирование связной речи у детей с ОНР | Статья в журнале...

Выявление отклонений в речевом развитии, в особенности связной речи детей с ОНР, их правильная квалификация и преодоление в возрасте, когда языковое развитие ребенка далеко еще не завершено, представляется весьма сложным.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста...

Библиографическое описание: Ручий Н. П. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на основе

– формирование связной речи детей, – совершенствование грамматического оформления фразы

связная речь, III, ребенок, развитие, общее недоразвитие речи...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на основе работы со сказкой.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста...

диалогическая речь, ребенок, общее недоразвитие речи, старший дошкольный возраст, развитие, взрослый, констатирующий эксперимент, дифференцированный подход, связная речь, полный объем.

Технология наглядного моделирования в коррекции общего...

Дошкольное образование — это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с детьми, имеющими общее недоразвитие речи — формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, развитие и коррекция речи.

Опыт работы по формированию связной речи у детей с ОНР...

ребенок, речевое развитие, связная речь, развитие речи, обучение детей, дошкольный возраст, личной опыт, звуко-буквенный анализ, родной язык, детский организм.

Активизация речевого общения детей старшего дошкольного...

ребенок, речевое развитие, диалогическая речь, развитие, диалогическая речь детей, связная речь, общее недоразвитие речи, нарушение, родитель, словарный запас.

Развитие связной диалогической речи у детей с общим...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста...

диалогическая речь, ребенок, общее недоразвитие речи, старший дошкольный возраст, развитие, взрослый, констатирующий эксперимент, дифференцированный подход, связная речь, полный объем.

Развитие связной диалогической речи у детей с общим...

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной, устной (диалогической, монологической) речи.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Формирование связной речи у детей с ОНР | Статья в журнале...

Выявление отклонений в речевом развитии, в особенности связной речи детей с ОНР, их правильная квалификация и преодоление в возрасте, когда языковое развитие ребенка далеко еще не завершено, представляется весьма сложным.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста...

Библиографическое описание: Ручий Н. П. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на основе

– формирование связной речи детей, – совершенствование грамматического оформления фразы

связная речь, III, ребенок, развитие, общее недоразвитие речи...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на основе работы со сказкой.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста...

диалогическая речь, ребенок, общее недоразвитие речи, старший дошкольный возраст, развитие, взрослый, констатирующий эксперимент, дифференцированный подход, связная речь, полный объем.

Технология наглядного моделирования в коррекции общего...

Дошкольное образование — это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с детьми, имеющими общее недоразвитие речи — формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, развитие и коррекция речи.

Опыт работы по формированию связной речи у детей с ОНР...

ребенок, речевое развитие, связная речь, развитие речи, обучение детей, дошкольный возраст, личной опыт, звуко-буквенный анализ, родной язык, детский организм.

Активизация речевого общения детей старшего дошкольного...

ребенок, речевое развитие, диалогическая речь, развитие, диалогическая речь детей, связная речь, общее недоразвитие речи, нарушение, родитель, словарный запас.

Развитие связной диалогической речи у детей с общим...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста...

диалогическая речь, ребенок, общее недоразвитие речи, старший дошкольный возраст, развитие, взрослый, констатирующий эксперимент, дифференцированный подход, связная речь, полный объем.

Развитие связной диалогической речи у детей с общим...

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной, устной (диалогической, монологической) речи.

Задать вопрос