Особенности работы дефектолога с родителями детей с ДЦП в условиях группы кратковременного пребывания
Автор: Павлова Дарина Николаевна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
Дата публикации: 09.08.2015
Статья просмотрена: 2159 раз
Библиографическое описание:
Павлова, Д. Н. Особенности работы дефектолога с родителями детей с ДЦП в условиях группы кратковременного пребывания / Д. Н. Павлова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 130-133. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8579/ (дата обращения: 17.12.2024).
Педагогический эффект в решении коррекционных задач при работе с детьми с ДЦП в значительной мере зависит от взаимодействия всех специалистов дошкольного образовательного учреждения во всех направлениях коррекционно-развивающей деятельности. Но помимо участия специалистов, коррекционная работа невозможна без активного участия в ней родителей воспитанников. Включение родителей в совместную с педагогами и специалистами коррекционную работу позволяет значительно повысить её эффективность. Основная цель полноценного взаимодействия — активизация родителей.
Детский церебральный паралич — заболевание, вызванное поражением головного мозга, обычно проявляющееся в раннем детском возрасте и характеризующееся двигательными нарушениями: параличами, слабостью мышц, нарушением координации, непроизвольными движениями. При детском церебральном параличе (ДЦП) поражение двигательных и ряда других центров головного мозга отражается на активности мышц конечностей, головы, шеи или туловища [6, с. 82].
Психолого-педагогическая характеристика детей с ДЦП представлена в работах И. А. Смирновой, И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько, Э. С. Калижнюк, О. Л. Раменской, Л. А. Даниловой, Н. В. Симоновой, Р. Я. Абрамович-Лехтман и др.
Л. М. Шипицына отмечает, что основным клиническим симптомом ДЦП является нарушение двигательной функции, связанной с задержкой развития и неправильным развитием статокинетических рефлексов, патологией тонуса, парезами [7, c. 46].
И. Ю. Левченко и О. Г. Приходько утверждают, что ДЦП возникает в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе. При этом наиболее тяжело страдают «молодые» отделы мозга — большие полушария, которые регулируют произвольные движения, речь и другие корковые функции [3, с. 58].
Е. М. Мастюкова утверждает, что для большинства детей с церебральным параличом характерна повышенная утомляемость [4, с. 32].
В дошкольном возрасте психические нарушения обусловлены недостаточной сформированностью представлений, которые играют особо важную роль в развитии познавательной деятельности ребенка и составляют базис памяти, воображения, мышления [1, с. 79].
По исследованиям И. Ю. Левченко и О. Г. Приходько, структура нарушений познавательной деятельности при ДЦП имеет ряд специфических особенностей, характерных для всех детей. К ним относятся:
- неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций. Эта особенность связана с мозаичным характером поражения головного мозга на ранних этапах его развития при ДЦП;
- выраженность астенических проявлений — повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов, что также связано с органическим поражением центральной нервной системы;
- сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире. Дети с церебральным параличом не знают многих явлений окружающего предметного мира и социальной сферы, а чаще всего имеют представления лишь о том, что было в их практике [3, с. 120].
По данным Л. А. Даниловой осязательное восприятие также неполноценно: у многих детей имеет место астереогноз.
Особое место в клинике детского церебрального паралича занимают расстройства речи.
По данным Л. С. Волковой и С. Н. Шаховской частота нарушений речи при детском церебральном параличе составляет 80 %. Особенности нарушений речи и степень их выраженности зависят в первую очередь от локализации и тяжести поражения мозга [2, с. 370].
Основной целью коррекционной работы при ДЦП является оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи, обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации [3, с. 98].
Коррекционно-педагогическая работа дефектолога протекает в тесном сотрудничестве со всеми специалистами (логопед, воспитатель, психолог, медицинский работник, инструктор ЛФК) и с родителями, так как без содействия родителей невозможен полноценный коррекционный процесс.
Коррекционно-развивающая работа c дошкольниками с ДЦП может осуществляется с использованием методического пособия И. А. Смирновой «Специальное образование дошкольников с ДЦП», программы воспитания и обучения детей «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой), программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Е. А. Екжановой и Е. А. Стребелевой. Кроме этого, можно использовать программу «Каролина» для детей раннего возраста или для детей с выраженными психофизическими отклонениями.
Е.А Стребелева и Ю. Ю. Белякова выделяют следующие формы работы, которыми пользуется дефектолог в работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями в развитии и их родителями: консультативно-рекомендательная; лекционно-просветительская; практические занятия для родителей; организация «круглых столов», родительских конференций, детских утренников и праздников; индивидуальные занятия с родителями и их ребенком; подгрупповые занятия.
Цель исследования: определить педагогические условия работы дефектолога с родителями детей с ДЦП в группе кратковременного пребывания.
Мы предположили, что работа дефектолога будет эффективна, если построить систему работы с родителями детей с ДЦП в условиях группы кратковременного пребывания, с учетом следующих условий:
- организация работы семейного клуба, предусматривающего проведение мероприятий по родительскому всеобучу и досуговой деятельности;
- применение консультативно-рекомендательных, лекционно-просветительских форм работы с родителями, направленных на повышение теоретической, практической, мотивационной готовности родителей;
- систематизация работы по домашним заданиям с помощью специально разработанных карточек.
Опытно-экспериментальной базой исследования явилось МБДОУ № 1 «Звездочка» г. Якутска, в котором функционирует группа кратковременного пребывания для детей с ДЦП «Солнечный лучик». Всего в эксперименте принимали участие 8 детей с ДЦП и их родители.
На констатирующем этапе исследования проводилось психолого-педагогическое обследование детей с ДЦП по методике И. А. Смирновой. Диагностика проводилась по следующим разделам: общие сведения, заключения врачей, сведения о семье, анамнез, двигательные возможности, чувство ритма, импрессивная речь, экспрессивная речь, слуховое воприятие, стереогноз, зрительное восприятие, пространственные представления, временные представления, математические представления, мышление, память, внимание, навыки самообслуживания, работоспособность, эмоционально-волевая сфера.
Результаты обследования показали, что в обеих группах, как в экспериментальной, так и в контрольной, недостаточный уровень психического развития детей с ДЦП. В экспериментальной группе были выявлены следующие результаты: со средним уровнем психического развития 25 % детей, с низким уровнем 50 %, с очень низким уровнем 25 %.
В контрольной группе: со средним уровнем психического развития 25 %, с низким уровнем 50 %, с очень низким уровнем 25 %.
Для диагностики уровня готовности родителей к участию в коррекционно-педагогическом процессе мы разработали и апробировали анкету, состоящую из 30 вопросов по 3 показателям: теоретическая, практическая и мотивационная готовность к участию в коррекционно-педагогическом процессе.
В экспериментальной группе были выявлены следующие результаты: средний уровень готовности к участию в коррекционно-педагогическом процессе — 50 %, низкий уровень 50 %. В контрольной группе средний уровень — 50 %, низкий уровень — 50 %. Таким образом, исследование подтвердило необходимость проведения коррекционно-педагогической работы с детьми, с целью их психического развития и работы с родителями, с целью развития уровня готовности к участию в коррекционно-развивающем процессе.
На формирующем этапе исследования мы разработали и апробировали систему работы дефектолога с родителями детей с ДЦП в условиях группы кратковременного пребывания, с учетом следующих условий:
- организация работы семейного клуба, предусматривающего проведение мероприятий по родительскому всеобучу и досуговой деятельности,
- применение консультативно-рекомендательных, лекционно-просветительских форм работы с родителями, направленных на повышение теоретической, практической, мотивационной готовности родителей,
- систематизация работы по домашним заданиям с помощью специально разработанных карточек.
Одной из эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи является организация семейного клуба. В ДОУ № 1 «Звездочка» организован семейный клуб «Росток», который ориентирован на совместную деятельность детей, педагогов, специалистов и родителей. Семейный клуб — эта перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей. Участники работы клуба: родители, педагоги ДОУ, инструктор по ЛФК, специалисты: педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, руководствуются принципами добровольности, открытости, компетентности, соблюдения педагогической этики, взаимоуважения и взаимопонимания.
И. А. Смирнова отмечает, что, как правило, родители детей с ДЦП в той или иной степени и в разные временные периоды проходят несколько этапов на пути к сотрудничеству со специалистами. Это — неприятие факта рождения больного ребенка, поиск причин и виновников, стремление вылечить ребенка, признание необходимости специального образования и принятие ребенка таким, какой он есть. Лишь на последнем этапе становится возможным адекватный подход к абилитации ребенка [5, с. 37].
В условиях детского сада «Звездочка», мы включились в работу семейного клуба «Росток» и провели ряд мероприятий с родителями и детьми. Мы проводили мероприятия 2 раза в месяц: 1 мероприятие по всеобучу родителей и 1 досуговое мероприятие.
Мы применяли в работе с родителями консультативно-рекомендательные, лекционно-просветительские, а также практические занятия. Самым эффективным из перечисленных форм являются практические занятия, так как на этих занятиях родители практически осваивают полученную информацию.
С целью систематизации коррекционно-педагогической работы с дошкольниками в домашних условиях и привлечения к участию в коррекционно-развивающем процессе родителей нами были разработаны и применены карточки с домашними заданиями. Задания распределены по 8 блокам: 1 — задания на развитие сенсомоторной сферы, 2 — задания на развитие речи, 3 — задания на развитие мышления, 4 — задания на развитие внимания, 5 — задания на развитие памяти, 6 — задания на развитие математических представлений. Каждый из этих блоков состоит из 8 карточек с заданиями. При определении домашнего задания карточки подбирались в соответствии с особенностями психофизического развития каждого ребенка и задачами коррекционного обучения.
Сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного этапов выявил, что у детей экспериментальной группы наблюдалось более значительное повышение уровня психического развития. Сравнивая результаты, можно сделать вывод, что процент детей с высоким и средним уровнем психического развития увеличился на 25 %, с низким и очень низким уровнем уменьшился на 25 %. При анализе результатов исследования контрольной группы на контрольном этапе были выявлены единичные улучшения по некоторым разделам обследования (импрессивная речь, навыки самообслуживания, работоспособность, эмоционально-волевая сфера и т. д.), что незначительно повлияло на уровень психического развития детей. Это подтверждает эффективность проведенной работы.
Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов по диагностике уровня готовности родителей к участию в коррекционно-педагогическом процессе выявил, что у родителей экспериментальной группы наблюдалось более значительное повышение. Сравнивая результаты, можно сделать вывод, что процент родителей с высоким уровнем готовности к участию в коррекционно-педагогическом процессе увеличился на 75 %, со средним уровнем уменьшился на 25 %, с низким уровнем уменьшился на 50 %. Родители стали более заинтересованными, осознают значимость своей деятельности. Данные контрольной группы на контрольном этапе практически не изменились по сравнению с констатирующим этапом.
Следовательно, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. На основе разработанной системы работы нами составлены методические рекомендации для дефектологов по работе с родителями детей с ДЦП в условиях группы кратковременного пребывания.
Литература:
1. Бадалян Л. О., Журба Л. Т., Тимонина О. В. Детские церебральные параличи. — Киев, 1988. — 279 с.
2. Волкова Л. С., Шаховская С. Н. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов — М.: ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
3. Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192 с.
4. Мастюкова Е. М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом — М.: Просвещение, 1991. — 159 с.
5. Смирнова И. А. Специальное образование дошкольников с ДЦП. — СПб.: «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2003. — 160 с.
6. Скоромца А. А. Справочник врача невролога. — М.: МЕДпрессинформ, 2008. — 576 с.
7. Шипицына Л. М., Мамайчук И. И. Детский церебральный паралич. — СПб.: Дидактика Плюс, 2001. — 272 с.