Интегрированный подход к кружковой деятельности в сфере реализации ФГОС (из опыта работы)
Авторы: Охотникова Алла Алексеевна, Карапузова Наталия Николаевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 28.07.2015
Статья просмотрена: 393 раза
Библиографическое описание:
Охотникова, А. А. Интегрированный подход к кружковой деятельности в сфере реализации ФГОС (из опыта работы) / А. А. Охотникова, Н. Н. Карапузова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 98-100. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8567/ (дата обращения: 16.12.2024).
Социальные процессы в обществе, развитие информационно-коммуникационных технологий потребовали существенных изменений образовательной политики нашей страны. Во главе процесса обучения должен стоять результат, а под него формироваться условия и структуры образовательной программы. Предложенная концепция, положенная в основу новых Федеральных Государственных образовательных стандартов (ФГОС), позволяет преодолеть ряд существующих противоречий и стать ориентиром для создания современного образования в России, которое должно удовлетворять потребности личности, общества и государства.
В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, Концепции духовно-нравственного развития учащихся, являющейся «идеологической и методологической основой ФГОС», внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе: «Внеурочную деятельность следует понимать как личностно — ориентированное взаимодействие педагога и ребенка, целью которого является обеспечение условий развития ребенка, становление его как личности в школьные годы».
Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в создании дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей школьников и разумной организации их свободного времени. Она ориентирована на создание условий для:
- творческой самореализацииребенка в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности и позитивного преобразующего отношения к окружающей действительности;
- социального становления личности ребенкав процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами;
- профессионального самоопределенияучащегося, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов и перспектив.
Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика, представляющая собой организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором помещает их в меняющиеся культурные среды, расширяет их опыт обучаемого, творческого поведения в культуре.
Организовывая внеурочную деятельность, педагог планирует помощь ребенку в развитии, педагогическую поддержку этого процесса, облегчение «трудной работы роста» ребенка (Я. Корчак). Отношения между педагогом и воспитанником превращаются в диалог.
Внеурочная деятельность призвана в относительно новом для основной образовательной программы начального общего образования пространстве гибко и оперативно развивать коммуникативные способности ребенка.
Для успешной реализации ФГОС во внеурочной деятельности мы, Охотникова Алла Алексеевна и Карапузова Наталия Николаевна, используем элементы интегрированного обучения.
Интегрированное обучение является одним из инновационных процессов в педагогической деятельности, обусловленных интенсивными научно-техническими преобразованиями в жизни общества и в сфере образования [8]. На сегодняшний день интегрированное обучение и методика его изложения являются весьма актуальными, что объясняется изменениями в сфере науки, производства и общества в целом, которые вызывают необходимость соответствующих преобразований в обучении подрастающего поколения [5].
В педагогике под интегрированным обучением понимается объединение учебных дисциплин в комплексы или системы, суммирование средств содержания, методов и видов обучения, целью которых является формирование у обучаемых качественно новой целостной системы знаний и умений [3]
С 2011 учебного года мы работаем по стандартам второго поколения и одним из аспектов этого стандарта является внеурочная деятельность. Реализуя программу кружка «Юный эколог» (руководитель А. А. Охотникова) и театрального кружка «Цветик-семицветик» (руководитель Н. Н. Карапузова), мы решили попробовать создать проект совместной деятельности. В конце каждой четверти итогом совместной работы двух кружков стали экологические спектакли, участниками которых были наши воспитанники. Для спектаклей мы использовали декорации и куклы, сделанные руками ребят в театральном кружке, и подбирали тексты экологической направленности. Одним из таких проектов стал экологический спектакль «Теремок», сценарий которого мы предлагаем вашему вниманию.
Ведущий:
В чистом поле теремок, теремок;
Он не низок, не высок, не высок.
Кругом чистые луга,
Рядом чистая река,
А вокруг стоит лесок,
Мусор в нем — большой порок.
Тут лягушка мимо шла,
К теремочку подошла.
Лягушка:
Это что за теремок, теремок?
Он не низок, не высок, не высок?
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живёт?
Ква-ква, тишина!
В теремочке я одна!
А из этого окна
Речка чиста видна.
Жить тут — просто загляденье:
Воздух чист, и нет сомнений –
Остаюсь тут навсегда — да, да, да!
Ведущий:
Только свет зажгла Лягушка,
Появилась Мышь — норушка.
Мышка:
Это что за теремок, теремок?
Он не низок, не высок, не высок?
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живёт?
Лягушка:
Я — Лягушка-квакушка!
А ты кто?
Мышка:
А я — Мышка-норушка!
Пусти меня в дом,
Будем жить с тобой вдвоем.
Лягушка:
Я пустить-то тебя рада,
Только мне грязнуль не надо!
Кругом дивна красота,
Пусть останется она.
Ведущий:
Поселилась Мышь с Лягушкой-
Лупоглазою подружкой.
Топят печь, зерно толкут
Да блины в печи пекут.
Так живут они тихонько,
Ходят в лес они порой,
Только мусора вагоны
Не оставляют за собой:
Где найдут какую банку,
Тут же вмиг её возьмут,
Подберут и даже палку,
Чтоб без дела не лежала тут.
Вдруг явился на рассвете
Петушок горластый — Петя.
Петух:
Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!
Это что за теремок, теремок?
Он не низок, не высок, не высок?
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живёт?
Лягушка и Мышка (вместе):
Здесь живём мы — две подружки,
В чистом поле дом нашли,
А из грязного болота
Убежать теперь смогли.
А ты кто?
Петух:
А я — Петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шёлкова бородушка.
Разрешите здесь пожить,
Буду честно вам служить.
Спать я буду на дворе,
Петь я буду на заре.
Лягушка и Мышка(вместе):
Так и быть, мы впустим в дом,
Только, чур, тебе поём:
Береги и ты природу,
Не бросай ты мусор в воду,
Охраняй от разных бед,
И не спи же ты в обед.
Ведущий:
Вот живут они — лягушка,
Петушок и Мышь — норушка;
Их водой не разольёшь.
Вдруг явился серый Ёж.
Ёж:
Это что за теремок, теремок?
Он не низок, не высок, не высок?
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живёт?
Лягушка, Мышка и Петушок (вместе):
Мы — весёлые зверята,
В чистом поле дом нашли.
А ты кто?
Ёж: Я колючий Ёжик,
Ни головы, ни ножек.
Я из лесу к вам пришёл,
Там беды большой подъём:
Люди там так отдыхают,
Сразу шум стоит такой,
Всех зверюшек распугают,
Мусор всюду оставляют.
Жить там стало невтерпёж –
Хоть куда девайся Ёж.
Разрешите здесь пожить,
Буду терем сторожить.
Лучше нас, лесных ежей,
Нет на свете сторожей!
Лягушка, Мышка и Петушок (вместе):
Так и быть, пожалуй в дом.
Жить мы будем вчетвером.
Ведущий:
Вот живут они, играют.
И печаль они не знают.
Не грозят им шум и гам,
Спят спокойно по ночам,
Воздух свеж и так приятен,
Нет от дыма и следа.
Хорошо живут зверята –
Всем довольные ребята.
В это время из берлоги
Вышел Мишка толстокожий,
Он мотает головой,
Рассуждает сам с собой.
Вдруг увидел — дом стоит,
Рядом реченька бежит.
Он решил…
Медведь: Пойду туда,
Наломаю там бока!
Ведущий: Оттого он злой такой,
Кто-то разбудил его зимой,
Не дал Мишке крепко спать.
Стал он злым, стал всем мешать.
Если б люди всех любили,
Уважали бы зверей,
Не пошёл бы Мишка бурый
Дом ломать у малышей.
Лишь вломился он в домок,
Рухнул в поле теремок.
Лягушка, Мышка, Петушок и Ёж (вместе):
Что же ты наделал, Мишка?
Ты зачем сломал домишко?
Где жить теперь зверятам?
Ты б не трогал этот дом –
Так прекрасно было в нем!
И пока жива природа,
Жить должно в ней много лесного народа.
Медведь: Я же вовсе не хотел
Обижать вас, братья!
А имея крупный вес,
Просто в гости я полез.
Ведущий:
Вот так и люди поступают:
Имея силу, разум, власть,
Лесных зверей не уважают,
Куражатся над ними всласть.
Лягушка, Мышка, Петушок и Ёж (вместе):
Пусть все живут на свете вместе,
И только так спасём мы мир.
Ведь если каждый человек,
Устроив на поляне пир,
Забрать с собой захочет мусор,
Костёр потушит и зальёт,
Не будет каждая букашка
Свой новый дом опять искать.
Медведь: Но я же вовсе не хотел
Обидеть вас, друзья!
Я новый дом построить помогу –
На радость вам, назло врагу.
Ведущий: И пошла у них работа!
Дом срубили за момент:
Он высокий и красивый,
И стоит как монумент.
За собой они убрали,
Чтоб не засорять окрестность,
Чтоб была красивой местность.
Так вот жили и живут –
Экологию все чтут.
Литература:
1. Омельченко С. В. Понятие интеграции в педагогическом процессе // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. — 2007. — № 1. — С. 33.
2. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности школьников в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО).- 2011.
3. Колчеев Ю. В. Театрализованные игры в школе.- Москва, 2012.
4. Лебедева Г. Н. Внеклассные мероприятия в начальной школе. — Москва, 2013.
5. Грехова Л. И. учебно-методическое пособие для учителей начальной школы «В союзе с природой».- Москва- Ставрополь.- 2000.