Интегрированный подход к кружковой деятельности в сфере реализации ФГОС (из опыта работы) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, август 2015)

Дата публикации: 28.07.2015

Статья просмотрена: 393 раза

Библиографическое описание:

Охотникова, А. А. Интегрированный подход к кружковой деятельности в сфере реализации ФГОС (из опыта работы) / А. А. Охотникова, Н. Н. Карапузова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 98-100. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8567/ (дата обращения: 16.12.2024).

Социальные процессы в обществе, развитие информационно-коммуникационных технологий потребовали существенных изменений образовательной политики нашей страны. Во главе процесса обучения должен стоять результат, а под него формироваться условия и структуры образовательной программы. Предложенная концепция, положенная в основу новых Федеральных Государственных образовательных стандартов (ФГОС), позволяет преодолеть ряд существующих противоречий и стать ориентиром для создания современного образования в России, которое должно удовлетворять потребности личности, общества и государства.

В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, Концепции духовно-нравственного развития учащихся, являющейся «идеологической и методологической основой ФГОС», внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе: «Внеурочную деятельность следует понимать как личностно — ориентированное взаимодействие педагога и ребенка, целью которого является обеспечение условий развития ребенка, становление его как личности в школьные годы».

Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в создании дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей школьников и разумной организации их свободного времени. Она ориентирована на создание условий для:

-        творческой самореализацииребенка в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности и позитивного преобразующего отношения к окружающей действительности;

-        социального становления личности ребенкав процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами;

-        профессионального самоопределенияучащегося, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов и перспектив.

Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика, представляющая собой организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором помещает их в меняющиеся культурные среды, расширяет их опыт обучаемого, творческого поведения в культуре.

Организовывая внеурочную деятельность, педагог планирует помощь ребенку в развитии, педагогическую поддержку этого процесса, облегчение «трудной работы роста» ребенка (Я. Корчак). Отношения между педагогом и воспитанником превращаются в диалог.

Внеурочная деятельность призвана в относительно новом для основной образовательной программы начального общего образования пространстве гибко и оперативно развивать коммуникативные способности ребенка.

Для успешной реализации ФГОС во внеурочной деятельности мы, Охотникова Алла Алексеевна и Карапузова Наталия Николаевна, используем элементы интегрированного обучения.

Интегрированное обучение является одним из инновационных процессов в педагогической деятельности, обусловленных интенсивными научно-техническими преобразованиями в жизни общества и в сфере образования [8]. На сегодняшний день интегрированное обучение и методика его изложения являются весьма актуальными, что объясняется изменениями в сфере науки, производства и общества в целом, которые вызывают необходимость соответствующих преобразований в обучении подрастающего поколения [5].

В педагогике под интегрированным обучением понимается объединение учебных дисциплин в комплексы или системы, суммирование средств содержания, методов и видов обучения, целью которых является формирование у обучаемых качественно новой целостной системы знаний и умений [3]

С 2011 учебного года мы работаем по стандартам второго поколения и одним из аспектов этого стандарта является внеурочная деятельность. Реализуя программу кружка «Юный эколог» (руководитель А. А. Охотникова) и театрального кружка «Цветик-семицветик» (руководитель Н. Н. Карапузова), мы решили попробовать создать проект совместной деятельности. В конце каждой четверти итогом совместной работы двух кружков стали экологические спектакли, участниками которых были наши воспитанники. Для спектаклей мы использовали декорации и куклы, сделанные руками ребят в театральном кружке, и подбирали тексты экологической направленности. Одним из таких проектов стал экологический спектакль «Теремок», сценарий которого мы предлагаем вашему вниманию.

Ведущий:

В чистом поле теремок, теремок;

Он не низок, не высок, не высок.

Кругом чистые луга,

Рядом чистая река,

А вокруг стоит лесок,

Мусор в нем — большой порок.

Тут лягушка мимо шла,

К теремочку подошла.

Лягушка:

Это что за теремок, теремок?

Он не низок, не высок, не высок?

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живёт?

Ква-ква, тишина!

В теремочке я одна!

А из этого окна

Речка чиста видна.

Жить тут — просто загляденье:

Воздух чист, и нет сомнений –

Остаюсь тут навсегда — да, да, да!

Ведущий:

Только свет зажгла Лягушка,

Появилась Мышь — норушка.

Мышка:

Это что за теремок, теремок?

Он не низок, не высок, не высок?

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живёт?

Лягушка:

Я — Лягушка-квакушка!

А ты кто?

Мышка:

А я — Мышка-норушка!

Пусти меня в дом,

Будем жить с тобой вдвоем.

Лягушка:

Я пустить-то тебя рада,

Только мне грязнуль не надо!

Кругом дивна красота,

Пусть останется она.

Ведущий:

Поселилась Мышь с Лягушкой-

Лупоглазою подружкой.

Топят печь, зерно толкут

Да блины в печи пекут.

Так живут они тихонько,

Ходят в лес они порой,

Только мусора вагоны

Не оставляют за собой:

Где найдут какую банку,

Тут же вмиг её возьмут,

Подберут и даже палку,

Чтоб без дела не лежала тут.

Вдруг явился на рассвете

Петушок горластый — Петя.

Петух:

Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!

Это что за теремок, теремок?

Он не низок, не высок, не высок?

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живёт?

Лягушка и Мышка (вместе):

Здесь живём мы — две подружки,

В чистом поле дом нашли,

А из грязного болота

Убежать теперь смогли.

А ты кто?

Петух:

А я — Петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шёлкова бородушка.

Разрешите здесь пожить,

Буду честно вам служить.

Спать я буду на дворе,

Петь я буду на заре.

Лягушка и Мышка(вместе):

Так и быть, мы впустим в дом,

Только, чур, тебе поём:

Береги и ты природу,

Не бросай ты мусор в воду,

Охраняй от разных бед,

И не спи же ты в обед.

Ведущий:

Вот живут они — лягушка,

Петушок и Мышь — норушка;

Их водой не разольёшь.

Вдруг явился серый Ёж.

Ёж:

Это что за теремок, теремок?

Он не низок, не высок, не высок?

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живёт?

Лягушка, Мышка и Петушок (вместе):

Мы — весёлые зверята,

В чистом поле дом нашли.

А ты кто?

Ёж: Я колючий Ёжик,

Ни головы, ни ножек.

Я из лесу к вам пришёл,

Там беды большой подъём:

Люди там так отдыхают,

Сразу шум стоит такой,

Всех зверюшек распугают,

Мусор всюду оставляют.

Жить там стало невтерпёж –

Хоть куда девайся Ёж.

Разрешите здесь пожить,

Буду терем сторожить.

Лучше нас, лесных ежей,

Нет на свете сторожей!

Лягушка, Мышка и Петушок (вместе):

Так и быть, пожалуй в дом.

Жить мы будем вчетвером.

Ведущий:

Вот живут они, играют.

И печаль они не знают.

Не грозят им шум и гам,

Спят спокойно по ночам,

Воздух свеж и так приятен,

Нет от дыма и следа.

Хорошо живут зверята –

Всем довольные ребята.

В это время из берлоги

Вышел Мишка толстокожий,

Он мотает головой,

Рассуждает сам с собой.

Вдруг увидел — дом стоит,

Рядом реченька бежит.

Он решил…

Медведь: Пойду туда,

Наломаю там бока!

Ведущий: Оттого он злой такой,

Кто-то разбудил его зимой,

Не дал Мишке крепко спать.

Стал он злым, стал всем мешать.

Если б люди всех любили,

Уважали бы зверей,

Не пошёл бы Мишка бурый

Дом ломать у малышей.

Лишь вломился он в домок,

Рухнул в поле теремок.

Лягушка, Мышка, Петушок и Ёж (вместе):

Что же ты наделал, Мишка?

Ты зачем сломал домишко?

Где жить теперь зверятам?

Ты б не трогал этот дом –

Так прекрасно было в нем!

И пока жива природа,

Жить должно в ней много лесного народа.

Медведь: Я же вовсе не хотел

Обижать вас, братья!

А имея крупный вес,

Просто в гости я полез.

Ведущий:

Вот так и люди поступают:

Имея силу, разум, власть,

Лесных зверей не уважают,

Куражатся над ними всласть.

Лягушка, Мышка, Петушок и Ёж (вместе):

Пусть все живут на свете вместе,

И только так спасём мы мир.

Ведь если каждый человек,

Устроив на поляне пир,

Забрать с собой захочет мусор,

Костёр потушит и зальёт,

Не будет каждая букашка

Свой новый дом опять искать.

Медведь: Но я же вовсе не хотел

Обидеть вас, друзья!

Я новый дом построить помогу –

На радость вам, назло врагу.

Ведущий: И пошла у них работа!

Дом срубили за момент:

Он высокий и красивый,

И стоит как монумент.

За собой они убрали,

Чтоб не засорять окрестность,

Чтоб была красивой местность.

Так вот жили и живут –

Экологию все чтут.

 

Литература:

 

1.                  Омельченко С. В. Понятие интеграции в педагогическом процессе // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. — 2007. — № 1. — С. 33.

2.                  Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности школьников в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО).- 2011.

3.                  Колчеев Ю. В. Театрализованные игры в школе.- Москва, 2012.

4.                  Лебедева Г. Н. Внеклассные мероприятия в начальной школе. — Москва, 2013.

5.                  Грехова Л. И. учебно-методическое пособие для учителей начальной школы «В союзе с природой».- Москва- Ставрополь.- 2000.

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, интегрированное обучение, лягушка, теремок, ведущий, дом, Мышка, чистый пол, совместная деятельность, театральный кружок.

Похожие статьи

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном процессе (из опыта работы)

Создание условий для организации игровой деятельности в развивающей предметно-пространственной среде по ФГОС (из опыта работы)

Методы педагогической кооперации на занятиях физической культуры в системе СПО (из опыта работы)

Деятельность дошкольной организации по развитию сотрудничества с семьёй в процессе проектной деятельности (из опыта работы)

Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Профессиональная компетентность молодых педагогов ДОО в сфере партнерского взаимодействия с родителями воспитанников (из опыта работы)

Методика подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ на уроках обществознания с использованием современных образовательных технологий (из опыта работы)

Реализация внеурочной деятельности эколого-биологической направленности в условиях ФГОС ООО. Из опыта работы

Управленческий аспект в организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС основного общего образования в МАОУ СОШ № 25 г. Томска (из опыта работы)

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе в рамках ФГОС

Похожие статьи

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном процессе (из опыта работы)

Создание условий для организации игровой деятельности в развивающей предметно-пространственной среде по ФГОС (из опыта работы)

Методы педагогической кооперации на занятиях физической культуры в системе СПО (из опыта работы)

Деятельность дошкольной организации по развитию сотрудничества с семьёй в процессе проектной деятельности (из опыта работы)

Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Профессиональная компетентность молодых педагогов ДОО в сфере партнерского взаимодействия с родителями воспитанников (из опыта работы)

Методика подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ на уроках обществознания с использованием современных образовательных технологий (из опыта работы)

Реализация внеурочной деятельности эколого-биологической направленности в условиях ФГОС ООО. Из опыта работы

Управленческий аспект в организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС основного общего образования в МАОУ СОШ № 25 г. Томска (из опыта работы)

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе в рамках ФГОС