Использование нетрадиционной формы проведения педсоветов как одна из мер профилактики профессионального выгорания педагогов (из опыта работы) | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, август 2015)

Дата публикации: 29.07.2015

Статья просмотрена: 1148 раз

Библиографическое описание:

Баранова В. М. Использование нетрадиционной формы проведения педсоветов как одна из мер профилактики профессионального выгорания педагогов (из опыта работы) [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 23-26. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8367/ (дата обращения: 19.10.2018).

Бодрое и веселое расположение духа — не только богатый источник жизненного наслаждения, но в тоже время и сильная охрана характера.

С.Смайлс

 

Воспитатель — главное действующее лицо педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). В связи с переходом современного образования на личностно-ориентированную модель, повышаются требования со стороны общества к личности педагога, его роли в учебно-воспитательном процессе. От педагога требуется творческое отношение к работе, владение педагогической техникой, проектировочным умением и т. п.

Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно- психического напряжения личности педагога. Напряженность психических функций выступает необходимым условием достижения педагогом высоких результатов. Однако они могут быть и неадекватны педагогической ситуации, что неблагоприятно сказывается на продуктивности профессионального поведения и здоровье педагога, что приводит к стрессовым состояниям. Стресс сильнее всего проявляется в условиях повышенной моральной ответственности.

Большую часть своего рабочего времени педагоги находятся в состоянии стресса, что приводит к профессиональному «выгоранию», проблемам со здоровьем, другим малоприятным последствиям. Профессиональное «выгорание» — это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая в себя психофизические и поведенческие компоненты.

Надо признать, что если в системе образования и воспитания появляются какие-то инновации, то они направлены в основном на ребёнка. Словно педагога не существует! У него только растёт объём отчётной документации и контроль со стороны тех, кто давно находится вне реальных условий работы с детьми. Педагог остаётся наедине со своими проблемами и в качестве мер профилактики синдрома профессионального выгорания могут выступать усилия в двух направлениях: во-первых, самосовершенствование сотрудников, как в личностном, так и в профессиональном плане; во-вторых, ряд мер, направленных на улучшение условий профессиональной деятельности сотрудников. Я решила использовать нетрадиционные формы проведения педсоветов как одну из мер по профилактике профессионального выгорания педагогов. Это и послужило целью моего эксперимента.

Экспериментальной базой исследования выступило МАДОУ детский сад «Солнышко» г.Шагонар Улуг-Хемского кожууна РТ. В работе принимали участие 23 педагога ДОУ. Экспериментальная работа проводилась в 3 этапа:

1                   этап — констатирующий 2012–2013уч. г включал в себя:

-          наблюдение и анализ занятий Тестирование, анкетирование педагогов,

-          оценка уровня освоения воспитанниками программного содержания (ср. показатель ЗУН детей)

-          использование педагогами современных программ, технологий, разнообразных форм организации воспитательно-образовательного процесса,

-          Аттестация педагогов.

-          Участие педагогов в методических мероприятия ДОУ, кожуунных методических объединений и др.

Результаты констатирующего этапа позволили сделать вывод о том, что доминирующим является низкий уровень развития творческих способностей педагогов. Педагоги проявляли пассивность в участии методических мероприятий, занятия проводились на среднем и низком уровне, средний показатель ЗУН детей составлял 71 %, мало использовались новые технологии в работе (Музыкальный руководитель -«Ритмическая мозаика» А. И. Буренина, «Музыкальные шедевры» О. П. Радынова, инструктор физкультуры дыхательная гимнастика Стрельниковой), не проявляли желание проходить аттестацию, количество аттестованных низкое- 59 %(чел.), высшее профессиональное образование имело -37 % педагогов (чел.)

2                   этап формирующий -2013–2014

Главной задачей формирующего этапа являлось совершенствование методического мастерства педагогов путем использования нетрадиционной формы проведения педсоветов как одна из мер по профилактике профессионального выгорания педагогов.

Работа проводилась 2 года.

Задачи:

-          Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;

-          Экспериментальным путем проверить эффективность использования методов активного обучения как средства совершенствования методического мастерства педагогов

-           Способствовать раскрытию творческого потенциала педагогов, организации их научно-методической деятельности

Для достижения данной цели:

-          Создавались условия для совершенствования методического мастерства педагогов:

-          Постоянное приобретение методической литературы;

-          изучены теоретические труды по проблеме Дуда О. В., Белой К. Ю., Бушневой И. В., Дубровой В. П. и др.

-          Увеличение числа подписных изданий;

-          Предусмотрено в графиках работы педагогов время для самостоятельной работы с литературой в методическом кабинете-Подобраны диагностические и исследовательские материалы по анализу и оценке потребностей педагогов в развитии.

-          Организовано участие педагогов в методических мероприятия ДОУ, кожуунных методических объединений (мастер — классы, панорама передового педагогического опыта.), кожуунные конкурсы и др.

Все шире используется непосредственное вовлечение педагогов в активную учебно-познавательную деятельность с применением приемов и методов, получивших обобщенное название «активные методы обучения». Активными называют методы, при использовании которых учебная деятельность носит творческий характер, формируются познавательный интерес и творческое мышление.

Наш девиз:

" Каждый час и каждую минуту о чьих-то судьбах вечная забота,

Кусочек сердца отдавать кому-то,

Такая уж у нас с тобой работа»...

Наши принципы в работе:

-          делай все с любовью,

-          относись к детям, так как ты бы хотел, чтобы относились к твоему ребенку,

-          и главное — " Не навреди

Главное в нашей методической работе — оказание реальной, действенной помощи воспитателям в развитии их мастерства как сплава профессиональных знаний, навыков и умений, необходимых для современного педагога.

Поэтому развитие системы методической работы с педагогическими кадрами с целью повышения эффективности функционирования и профилактике профессионального выгорания педагогов осуществляется в нашем ДОУ в соответствии с рядом важнейших требований, вытекающих из объективных закономерностей процесса повышения профессиональной квалификации воспитателей, а именно:

-          практической направленности;

-          научности и конкретности; системности и систематичности;

-          оперативности и оптимального сочетания различных форм и методов методической работы.

Оценка качества этой системы проводится на основе использования следующих критериев:

-          результативность методической работы,

-          рациональность затрат времени на ее осуществление,

-          стимулирующая роль в развитии самообразования педагогов и их творчеств

В основе работы с педагогическими кадрами лежит диагностика профессиональной деятельности педагогов, которая помогает оценить не только фактический уровень профессиональной подготовки каждого воспитателя, но и выявить профессиональные запросы и потребности, уровень профессионального выгорания, следовательно, на основе этого дифференцированно определить цели работы с педагогическими кадрами и выбрать адекватные формы ее проведения

Формы организации работы с педагогами различны:

-          педагогический совет нетрадиционной формы,

-          теоретические семинары,

-          семинары — практикумы,

-          творческие гостиные,

-          круглые столы,

-          мастер- классы,

-          изучение опыта творчески работающих педагогов и обобщение его,

-          деловые игры,

-          день открытых дверей,

-          взаимопосещение,

-          участие в подготовке педсоветов, методических объединений, конференций.

-          использовании ИКТ

К воспитательным задачам активных методов обучения относятся: развитие самостоятельности, воли, активность; формирование определенного подхода, позиции, мировоззренческой установки, развитие коммуникативных качеств, умения работать в коллективе.

Целью активных методов обучения является развитие внимания, речи, творческих способностей, рефлексии, умения находить оптимальные или наиболее простые решения, предсказывать результат.

Таким образом, активные методы обучения — это обучение в деятельности.

А также одна из мер по профилактике профессионального выгорания.

Одной из актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема старения существующих педагогических кадров и отсутствие вливания свежих молодых сил поэтому воспитатели условно делятся на небольшие группы:

-          опытные воспитатели и молодые специалисты;

-          с высшим или средним специальным дошкольным образованием;

Для каждой группы определяются свои формы и методы. Для консультации характерна фонологическая форма преподнесения новой информации. Тем не менее, необходимо предусмотреть элементы обратной связи, т. е. активно включать воспитателей в воспроизведение и закрепление материала. Чтобы определить, способствуют ли консультация повышению квалификации воспитателей, использую активные методы обратной связи, к которым относится экспресс-тестирования, или экспресс-опрос. Для его проведения предлагаю педагогам следующее задание

Следующим активным методом является КВН. Этот метод может быть использован для уточнения и закрепления знаний педагогов. Его организация предполагает наличие двух команд с капитанами, жюри и награждением победителей. Содержание вопросов и заданий лучше посвящается одной тематике, что позволит более полно охватить разные аспекты проблемы. В нашем дошкольном учреждении этот метод использовался на педагогическом совете по теме «Игра как приоритетное средство развития дошкольников»

При проведении педагогических советов, семинаров использую один из методов активной деятельности педагогов — деловые игры. Деловые игры строятся на принципах коллективной работы, практической полезности, демократичности, гласности, соревновательности, максимальной занятости каждого и неограниченной перспективы творческой деятельности в рамках деловой игры.

Структура деловой игры достаточно проста:

-          1 этап. Организационно-подготовительная работа.

-          2 этап. Сама игра.

-          3 этап. Исследовательский (может отсутствовать).

-          4 этап. Заключительный (подведение итога).

В нашем д/саду в форме деловых игр прошли педсовет «Формы работы с родителями», педсовет-викторина «Художественно-речевое развитие», педсовет — тренинг «Психологическое здоровье педагога» и др. Следующим активным методом является работа с кроссвордами. Включение этого вида деятельности в семинары или педсоветы поддерживает интерес педагогов к обсуждаемой проблеме и позволяет выявить уровень ее понимания педагогами. Работа с кроссвордами осуществляется по обычному принципу — отгадать слово по его значению или дать определение понятию, явлению.

Использование активных методов обучения в методической работе повышает интерес, вызывает высокую активность педагогов, совершенствует умения для разрешения реальных проблем, способствует формированию профессионального творческого мышления. Важно, чтобы содержание и формы организации учебно-воспитательного процесса были не только полезными, повышающими компетентность педагогов, но и интересными для них. Именно это побуждает педагогов искать новые, нетрадиционные приемы и формы взаимодействия с детьми, помогает сделать его более целенаправленным и продуктивным.

Контрольный этап экспериментального исследования был направлен на проверку эффективности проделанной работы по использованию методов активного обучения. Изменения в ходе реализации проекта диагностировались с помощью “Диагностических карт профессионального мастерства педагогов”, «Технологическая карта педагога», «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко», отчетов педагогов о проделанной работе за учебный год.

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов показал, что после использования методов активного обучения в методической работе и использование нетрадиционной формы проведения педсоветов наблюдались динамичные изменения в показателях, позволяющий говорить о целесообразности данного опыта в работе с педагогами ДОУ. Сравнительный анализ результатов исследования наглядно представлен в таблицах: (прилагаются)

-          ср. анализ ЗУН детей:

-          повышение квалификации (показатели аттестации педагогов, образовательный уровень, прохождение курсов повышения квалификации);

-          использование методики диагностики уровня эмоционального выгорания.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о эффективности использования нетрадиционной формы проведения педсоветов как одной из мер по профилактике профессионального выгорания педагогов в совершенствовании методического мастерства педагогов, что позволило повысить качество и эффективность учебно-воспитательного процесса, сформировать определенный подход, позицию, мировоззренческую установку, умение работать в коллективе, развить творческий потенциал педагогов, высокую активность. Таким образом, цель достигнута, гипотеза доказана.

 

Литература:

 

1.         «Педсоветы в детском саду» — Дуда О. В.,

2.         «От сентября до сентября» — Белой К. Ю.,

3.         «Педагогические советы» — Бушневой И. В.,

4.         «Педагогический совет дошкольного учреждения в современных условия» — Т. Г. Соболева, О. Н. Кулакова,

5.         «Система контроля и методическая работа в дошкольном образовательном учреждении» — Елжова Н. В.,

6.         «Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении» — Дик Н. Ф.,

7.         «Педагогические советы: профессиональное партнерство. Совершенствование методического мастерства» — А. И. Колобанова, В. А. Лисина, О. В. Матросова

8.         «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко»

Основные термины (генерируются автоматически): методическая работа, работа, профессиональное выгорание педагогов, педагог, нетрадиционная форма проведения педсоветов, методическое мастерство педагогов, активный метод обучения, профессиональное выгорание, активное обучение, активный метод.

Похожие статьи

Эффективные формы методической работы с педагогами...

Ключевые слова: формы работы, компетентный педагог, дошкольные образовательные учреждения, профессиональная деятельность, профессиональное мастерство.

Тренинг формирования рефлексивной культуры педагогов как...

Психолог в данном случае должен не только обеспечивать снижение риска профессионального и эмоционального выгорания педагогов, но и формировать положительную мотивацию к педагогическому труду.

Профессиональное выгорание педагога | Статья в журнале...

Профессиональное выгорание педагога. Автор: Иванова Лариса Анатольевна.

Использование нетрадиционной формы проведения педсоветов как одна из мер профилактики профессионального выгорания педагогов (из опыта работы).

Эмоциональное выгорание педагога | Статья в сборнике...

Одной из наиболее распространенных преград к профессионализму, творчеству и самореализации педагога является возникновение синдрома профессионального выгорания. По данным исследований Н. А. Аминова...

Профессиональное выгорание педагога вуза | Статья в журнале...

Профессиональное выгорание педагога вуза. Автор: Кузьма Татьяна Ивановна.

Выгорание разрушительно влияет на педагогов, учащихся и на процесс

Специалисты Гозилек Э., Бойко В. В. обращают особое внимание на необходимость проведения профилактической работы.

Роль педагогического мастерства педагога в повышении качества...

Мастерство воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности педагога и воспитателя.

Ключевые слова:мастерство,педагог,мастер,учебный процесс.

- мастерство мастерством. Далее никакие современные технологии обучения и технические средства не...

Роль методической службы школы в самореализации и развитии...

Основными формами методической работы являются

Уровень профессиональной грамотности педагогов значительно возрос за последние годы, благодаря активному участию учителей в методических семинарах, совещаниях, заседаниях, проводимых в школе.

Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности...

Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения.

Профессия педагога, воспитателя, работника дошкольного учреждения (по-другому — работа сердца и нервов), требует ежедневного, ежечасного...

Проблемы профессиональной компетентности молодых педагогов

Если педагогический коллектив не становится открытой самообучающейся системой по повышению профессионального мастерства педагогов, то, как следствие этого, педагоги начинают сильнее испытывать «педагогический кризис», «истощение» и «выгорание», причем...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Эффективные формы методической работы с педагогами...

Ключевые слова: формы работы, компетентный педагог, дошкольные образовательные учреждения, профессиональная деятельность, профессиональное мастерство.

Тренинг формирования рефлексивной культуры педагогов как...

Психолог в данном случае должен не только обеспечивать снижение риска профессионального и эмоционального выгорания педагогов, но и формировать положительную мотивацию к педагогическому труду.

Профессиональное выгорание педагога | Статья в журнале...

Профессиональное выгорание педагога. Автор: Иванова Лариса Анатольевна.

Использование нетрадиционной формы проведения педсоветов как одна из мер профилактики профессионального выгорания педагогов (из опыта работы).

Эмоциональное выгорание педагога | Статья в сборнике...

Одной из наиболее распространенных преград к профессионализму, творчеству и самореализации педагога является возникновение синдрома профессионального выгорания. По данным исследований Н. А. Аминова...

Профессиональное выгорание педагога вуза | Статья в журнале...

Профессиональное выгорание педагога вуза. Автор: Кузьма Татьяна Ивановна.

Выгорание разрушительно влияет на педагогов, учащихся и на процесс

Специалисты Гозилек Э., Бойко В. В. обращают особое внимание на необходимость проведения профилактической работы.

Роль педагогического мастерства педагога в повышении качества...

Мастерство воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности педагога и воспитателя.

Ключевые слова:мастерство,педагог,мастер,учебный процесс.

- мастерство мастерством. Далее никакие современные технологии обучения и технические средства не...

Роль методической службы школы в самореализации и развитии...

Основными формами методической работы являются

Уровень профессиональной грамотности педагогов значительно возрос за последние годы, благодаря активному участию учителей в методических семинарах, совещаниях, заседаниях, проводимых в школе.

Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности...

Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения.

Профессия педагога, воспитателя, работника дошкольного учреждения (по-другому — работа сердца и нервов), требует ежедневного, ежечасного...

Проблемы профессиональной компетентности молодых педагогов

Если педагогический коллектив не становится открытой самообучающейся системой по повышению профессионального мастерства педагогов, то, как следствие этого, педагоги начинают сильнее испытывать «педагогический кризис», «истощение» и «выгорание», причем...

Задать вопрос