Автор: Мухамедшина Алия Вазиховна

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, декабрь 2011)

Статья просмотрена: 339 раз

Библиографическое описание:

Мухамедшина А. В. Реализация компетентностного подхода в условиях проектирования информационно-обучающей среды высшего учебного заведения [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 222-225. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1434/ (дата обращения: 15.12.2017).

Модернизация образования это масштабная программа государства, осуществляемая при активном содействии общества. Она должна привести к достижению нового качества российского образования, которое определяется его соответствием актуальным и перспективным запросам современной жизни страны. Вхождение России в Болонский процесс определило стратегию развития высшего образования. Приоритетной задачей явилась разработка методологии модульного построения образовательных программ высшего профессионального образования. Основной тенденцией в использовании кредитной системы явился переход к балльно-рейтинговой оценки знаний и умений студентов. Кроме комплексной оценки учебных достижений студентов балльно-рейтиговая система позволяет стимулировать познавательную деятельность, оказывает положительное влияние на мотивационную сферу и самостоятельную активность. Реализация многоуровневой подготовки специалиста является основной задачей развития современного образования. Внедрение информационно-телекоммуникационных технологий переориентируют процесс обучения с пассивно-репродуктивного на творческо-продуктивный, с вариативной, блочно-модульной структурой. При этом происходит расширение границ самообразования и интеллектуальной деятельности обучающихся. Вследствие чего происходит изменение характера взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса. В настоящее время наблюдается усиление социальной направленности системы образования. Все указанные тенденции направлены на формировании личности, молодого специалиста, способного достигнуть поставленной цели, занять прочную позицию на рынке труда и самореализоваться в современном обществе. Какими качествами, знаниями, умениями, навыками должен обладать конкурентоспособный специалист XXI? «Конкурентоспособный» в толковом словаре С.И. Ожегова определяется как «способный выдержать конкуренцию, противостоять конкурентам». Конкурентоспособность специалиста Л.Д. Славова [1] определяет через способности соответствия требованиям работодателя. Эти способности рассматриваются как конкурентные преимущества специалиста по отношению к другим специалистам в данной области. В.И. Андреев характеризует конкурентоспособность через синтез таких качеств, как четкость целей и ценностных ориентаций, трудолюбие и творческое отношение к делу, стрессоустойчивость и независимость, способность быть лидером и стремление к саморазвитию, к непрерывному профессиональному росту, к высокому качеству конечного продукта своего труда [2,3]. С.Н. Широбоков указывает на потенциал личности, проявляющийся в способности достигать поставленных целей в разнообразных динамических ситуациях и умением решать широкий спектр профессионально ориентированных задач [2]. Исходя из вышесказанного, следует подчеркнуть, что конкурентоспособность специалиста как интегративная характеристика представляет собой сочетание личностных качеств с высоким уровнем профессиональной подготовки. Профессионализм отражает степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям [4,5]. Главной составляющей профессионализма является профессиональная компетентность. Данную проблему достаточно подробно рассматривают как отечественные, так и зарубежные ученые. Н.А Гришанова, В.А. Исаев, Ю.Г. Татур и ряд других ученых определяют профессиональную компетентность как совокупность качеств личности, обеспечивающих эффективную профессиональную деятельность. А. К. Маркова выделяет четыре вида профессиональной компетентности: специальная, социальная, личностная, индивидуальная. Специальная (деятельностная) компетентность характеризует владение профессиональной деятельностью на высоком уровне (знания, умения, навыки). Социальная – владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества (умение взаимодействовать внутри коллектива). Личностная характеризует степень самовыражения и саморазвития специалиста, способность планировать профессиональную деятельность, видеть проблему и самостоятельно находить пути ее решения. Индивидуальная – владение приемами саморегуляции, готовность к профессиональному росту, наличие устойчивой профессиональной мотивации. Одной из важных составляющих профессиональной компетентности А.К.Маркова выделяет способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а так же использовать их в профессиональной деятельности. Ориентация высшей школы, по мнению Е.Н. Трущенко, на компетентностную модель профессиональной подготовки обусловлена качественными преобразованиями характера и содержания труда, что инициирует изменение роли самостоятельной работы в процессе обучения в целях профессионального мышления, мобильности и адаптивности будущих специалистов. Ее следует рассматривать как внутренне мотивированную деятельность, выполнение которой требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины, личной ответственности и приносит удовлетворение, как процесс самопознания и самосовершенствования, способствующий планомерному переходу от учения к профессиональной деятельности [7]. Организация самостоятельной работы, на основе компетентностного подхода, обеспечивает эффективность профессиональной подготовки будущих специалистов при соблюдении комплекса педагогических условий. Это формирование мотивационного отношения студентов к самостоятельной работе посредством развития внутренней, внешней и процессуальной мотивации; проектирование учебных курсов как системы профессионально ориентированных задач, методическое обеспечение самоорганизации учебной деятельности студентов с использованием возможностей информационных технологий.

Таким образом, сегодня перед высшим учебным заведением стоит задача – создание качественно новой модели подготовки конкурентоспособного специалиста. Одной из приоритетных целей информатизации высшего образования является повышение качества подготовки будущих специалистов на основе внедрения и использования новых информационных технологий. Концепция информатизации деятельности вуза должна обеспечить формирование единой информационно-образовательной среды для проведения и поддержки учебной, научной и управленческой деятельности на базе современных информационных технологий, средств мультимедиа и телекоммуникаций, а также передовых технологий обучения. В.А. Исаев отмечает, что с позиции компетентностного подхода формирование профессиональной компетентности является целеполагающим и осуществляется за счет методических и педагогических подходов [5]. Это предусматривает особую организацию образовательного процесса. Выделим эти особенности:

1. Изменение роли преподавателя: от трансляции знаний и способов деятельности к проектированию индивидуально личностного развития каждого студента. Спроектируем это условие на плоскость информационно-обучающей среды. Выше отмечалось, что данная среда представляет возможность реализации в образовательном процессе следующей схемы: «преподаватель – компьютер – студент». Очевидно, что теперь задача преподавателя определяется не только передачей знаний, но и умением организовать эффективный процесс обучения, создать условия для самостоятельного овладения знаний студентом и осуществлять контроль за образовательным процессом в целом при использовании новых информационных технологий. Под «компьютером» в данной схеме следует понимать обучающую программу. Данная программа может быть представлена электронным учебным комплексом, структура которого может определяться следующими блоками: информационный – содержит информацию о курсе (дисциплине), цели, задачи, краткое описание, инструкцию по работе с программой; интерактивный – обеспечивает взаимодействие преподавателя со студентами, включает в себя теоретические модули и задания; диагностирующий – позволяет преподавателю вести контроль по освоению образовательной программы обучающихся, студентам – наглядно отображать результаты их деятельности. Необходимо подчеркнуть, что особенное значение приобретает доступ к электронным библиотекам, виртуальным читальным залам. Это позволяет во-первых, автоматизировать процесс обучения, во-вторых, систематизирует информации по определенной теме, в-третьих, позволяет рационально распределить временные ресурсы, в-четвертых, обеспечивает комфортную обстановку для работы в системе. Кроме обучающей функции интерактивный блок выполняет контролирующую функцию. В этот блок входят задания для входного, текущего, рубежного и итогового контроля. Осуществляя входной контроль, программа (обучающий комплекс) определяет уровень знаний и умений студента на начальном этапе. Обучение должно быть разноуровневым, иметь базовую и вариативную часть. Все это позволяет сформировать индивидуальную образовательную траекторию для каждого студента. Безусловно, что помимо знаний и умений важными показателями являются уровень притязаний обучаемого, его мотивационная сфера, которые можно определить при помощи диагностик и личной беседы.

2. Внедрение инновационных методов стимулирования учебной деятельности посредством действия, обмена опытом, постановки и творческого решения проблем. Стимул к обучению, мотив к действию – актуальные вопросы образовательной практики. Какие условия необходимо создать, чтобы студент не только осваивал программу, но и был активным, деятельным, творческим? Информационно-обучающая среда предполагает блочно-модульное изложение материала. Студент должен освоить блок (модуль), выполнить задания, пройти контроль и только после этого переходит к изучению следующего. Бально-рейтинговая система позволяет контролировать процесс обучения и является действенным стимулом для студентов. Кроме того, новые информационные технологии, обеспечивающие интерактивное взаимодействие преподавателя со студентами, работу в виртуальных лабораториях, участие в видеоконференциях, моделирование изучаемых процессов повышают интерес и познавательную активность обучающихся.

  1. Применение методов обучения, содействующих формированию всех составляющих профессиональной компетентности, учитывая личные склонности и способности. В качестве основных методов могут быть рассмотрены следующие: творчески-проблемный метод, метод проектов, имитационные методы.

  2. Ориентация студентов на разнообразие профессиональных и жизненных ситуаций, обеспечение прочной взаимосвязи образовательных целей с ситуациями применимости на рынке труда. Рассматривая электронный учебный комплекс, как одно из основных дидактических средств в информационно-обучающей среде, необходимо особое внимание уделить его содержательному компоненту. В контролирующий и обучающий блок следует включать профессионально-ориентированные задачи. Студент не только, должен овладеть профессиональными знаниями и умениями, но и на качественном уровне уметь применить их в конкретной ситуации. Самостоятельность, активность, гибкость, информационная культура являются одними из важных характеристик молодого специалиста в современном обществе. Таким образом, профессионализм целесообразно рассматривать как совокупность социальной и профессиональной компетентности. Компетентностный подход в профессиональной подготовке будущего специалиста определяется содержательным и процессуальным структурированием и наполнением содержания обучения, что обеспечивает целостность, межпредметную интеграцию научного знания, его фундаментальность и контекстность. Информационно-обучающая среда обеспечивает выбор и реализацию эффективных форм, методов организации деятельности студентов для овладения социальными и профессиональными знаниями, их творческому применению; навыками социального поведения и профессионального общения. В свою очередь, среда способствует развитию самостоятельности, ответственное отношение к своей деятельности, повышению познавательной активности и информационной грамотности будущих специалистов. Следовательно, профессиональная компетентность есть способность и готовность к деятельности, основанная на знаниях, включающая морально-нравственную, познавательно-творческую, информационно-коммуникативную и технологическую составляющие.


Литература:

  1. Андреев В.И. Саморазвитие творческой конкурентоспособной личности менеджера. – Казань: СКАМ, 1992. – 207с.

  2. Гришанова Н.А. Компетентностный подход в обучении взрослых. Материалы к третьему заседанию методологического семинара 28 сентября 2004 г. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. – 2004. – 16 С.

  3. Дидактика и компетентность в профессиональной деятельности преподавателя медицинского вуза и колледжа: руководство для преподавателей. Под ред. М.Г. Романцова, М.Ю. Ледванова, Т.В. Сологуб. – «Академия Естествознания» . – 2010.

  4. Дружилов, С.А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход /С.А. Дружилов // Сибирь. Философия. Образование. – научно-публицистический альманах: СО РАО, ИПК. – Новокузнецк. – 2005 (выпуск 8). – С.26-44.

  5. Исаев В.А., Воротилов В.И. Образование взрослых: компетентностный подход: учебно-методическое пособие. - СПб.: ГНУ ИОВ РАО. – 2005 . – 92 с.

  6. Татур, Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов / Ю.Г. Татур // Высшее образование сегодня. - 2004. – № 3. – С. 20-26.

  7. Трущенко, Е.Н. Самостоятельная работа студентов как составляющая процесса формироания компетентноти будущего специалиста в вузе / Е. Н. Трущенко// Инновационный подход к развитию образовательных систем: сб. материалов науч- методич. семинара. – М.: Изд. АСОУ. – 2006. – 64с.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональной компетентности, профессиональной деятельности, высшего учебного заведения, будущих специалистов, процесс обучения, профессиональной подготовки, информационных технологий, компетентностного подхода, молодого специалиста, подготовки будущих специалистов, структурой профессиональной деятельности, будущего специалиста, профессиональная компетентность, профессиональной деятельности преподавателя, качества подготовки специалистов, деятельности студентов, профессиональной компетентности А.К.Маркова, совместной профессиональной деятельности, высшего образования, вида профессиональной компетентности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос