Автор: Гончарова Татьяна Михайловна

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, декабрь 2011)

Статья просмотрена: 1383 раза

Библиографическое описание:

Гончарова Т. М. Партисипативный подход как одна из составляющих теоретико-методического инструментария формирования медиакомпетенции студентов вузов [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 205-207.

Сложность и многоуровневость процесса формирования медиакомпетентности студентов вузов в процессе профессиональной подготовки, многофакторность его развития ставят на повестку дня проблему выработки адекватного теоретико-методического инструментария для ее исследования. В качестве теоретико-методической стратегии формирования медиакомпетентности студентов вузов мы применили интеграцию компетентностного, семиотического и партисипативного подходов.

Анализ научной литературы, обобщение эффективного педагогического опыта, собственная деятельность в качестве главного редактора газеты и интернет-сайта позволяют нам утверждать, что формирование медиа компетентности студентов вузов в образовательном процессе будет более эффективным в случае диалогичного взаимодействия преподавателя и студентов при принятии совместного решения. Таким образом, одной из составляющих теоретико-методической стратегии был нами избран партисипативный подход (Е.Ю. Никитина, Т.В. Орлова, М.В. Смирнова и др.), предполагающий взаимодействие (а не воздействие) преподавателя и студентов для выработки и реализации совместного решения какой-либо проблемы, связанной с медиакоммуникациями, которое является субъект-субъектным. В этой связи механизм такого взаимодействия должен быть близок к переговорам с целью нахождения общности взглядов на ту или иную проблему.

Так, руководителями – практиками давно замечено, что «люди предпочитают делать те вещи, относительно которых их собственные решения играли существенную роль. Они производят больше, достигают цели более эффективно и испытывают большее удовлетворение от работы или групповых решений, чем когда они подчиняются приказу свыше» [3]. В то же время только в последнее десятилетие стало уделяться больше внимания вопросу широкого вовлечения студентов в процесс обучения, разрабатываются новые формы работы, способствующие участию студентов в учебно-познавательной деятельности. Анализ научной литературы показал, что понятие «партисипативность» соотносится с такими категориями как «участие», «соучастие», «вовлеченность». Мы солидаризируемся с мнением Е.Ю. Никитиной, которая рассматривает категорию «партисипативность» шире понятия «участие», которое многими учеными определяется как метод, способ организации людей при решении организационных проблем. Что касается дефиниции «соучастие», то она в основном рассматривается как совместное решение проблем как руководителем, так и подчиненным (Е.А. Аксенова, Т.Ю. Базаров, О.С. Виханский, Б.Л. Еремин и др.). В то время как понятие «вовлеченность» является более узким и употребляется исследователями только тогда, когда они стремятся подчеркнуть нетрадиционное для организации наделение сотрудников теми или иными управленческими полномочиями (У. Джек Дункан, А.В. Карпов, Ю.В. Кузнецов и др.).

В своем исследовании мы будем придерживаться мнения Е.Ю. Никитиной, которая рассматривает «партисипативность» как альтернативу авторитарности, директивности, принуждения. Оперируя в своем исследовании категорией «партисипативность», перечислим слагаемые партисипативного подхода, исследуемого нами в целях развития у студентов вузов в процессе формирования медиакомпетентности: а) создание надлежащих условий и установок, а также механизма для улучшения сотрудничества между преподавателем и студентом; б) диалогическое взаимодействие преподавателя и студентов, основанное на паритетных началах; в) совместное принятие решений медиакоммуникативных задач преподавателем и студентом; г) всемерное развитие и использование индивидуального и группового потенциала; д) добровольность и заинтересованность всех участников образовательного процесса; е) совместное выявление медиапроблем и поиск соответствующих действий для их решения.

Такой подход к пониманию партисипативности представляется нам наиболее полным, ибо акцентируется внимание не только на самом факте совместного принятия решений преподавателем и студентом, возникающих при анализе проблем в процессе формирования медиакомпетентности студентов вуза, но также на тех существенных чертах, характеризующих их взаимодействие: поиск согласия путем переговоров и консультаций, диалогический тип взаимодействия субъектов переговоров. Данный тезис находит свое развитие в изысканиях Т.М. Давыденко. которая справедливо подчеркнула следующее: …актуализация потенциалов саморазвития участников образовательного процесса осуществляется эффективнее в случае их взаимодействия по типу диалога (полисубъектного диалогического взаимодействия)».

Отличительным признаком партисипативного подхода является совместное принятие решений преподавателем и студентом. Немаловажным при этом является тот факт, что лицо, принимающее решение, как подчеркивает в своих работах Ю. Козелецкий, - это система, которая производит выбор альтернативы и несет ответственность за свое решение. При этом под понятие «система» попадает любой человек, группа людей. Применительно к теме настоящего исследования такими системами могут выступать системы «преподаватель – студент», «преподаватель – группа студентов», а также отдельный студент или группа, которым делегированы полномочия по принятию решений в области иноязычного образования. Выносимая на обсуждение проблема должна касаться всех, кто участвует в ее разрешении.

Партисипативность предполагает взаимодействие (а не воздействие) преподавателя и студентов для выработки и реализации совместного решения какой-либо проблемы, связанной с формированием медиа компетентности, которое является субъект-субъектным. В этой связи механизм такого взаимодействия должен быть близок к переговорам с целью нахождения общности взглядов на ту или иную проблему, принятия единого согласованного решения и обеспечения активности студентов. В этой связи, как справедливо отмечает Е.Ю. Никитина, можно говорить о четырех основных парадигмах: доктрине научной организации труда, доктрине человеческих отношений, доктрине ценностных ориентаций и доктрине контрактации индивидуальной ответственности [5].

Осуществляя партисипативный подход в процессе формирования медиакомпетентности студентов вузов, преподаватель должен исходить их того, что: а) каждый студент – уникальная личность, поэтому стандартные подходы к его профессиональному образованию не подходят; они должны быть сформулированы применительно к конкретному человеку и данной ситуации; б) взаимодополняемость способностей студентов в учебной группе и общность основных ценностных установок обеспечивают полноценное использование их индивидуальных возможностей и особенностей при достижении общих целей в процессе формирования медиакомпетентности студентов вузов; в) необходимо наличие осмысленной медиакоммуникации, основанной на толерантном отношении, незаурядные цели должны формулироваться таким образом, чтобы энергия группы студентов могла быть конструктивно направлена на их достижение; г) активное участие всех студентов в анализе проблем и перспектив в процессе формирования медиакомпетентности студентов вузов, планировании совместных действий, оценке (самооценке) полученных результатов образования.

Следуя логике Д. Геста, Е.Ю. Никитиной [3], мы полагаем, что партисипативный подход к процессу формирования медиакомпетентности студентов вуза должен обеспечить:

1.Организационную интеграцию: преподаватель принимает разработанную и скоординированную стратегию управления человеческими ресурсами и реализует ее в своей деятельности, тесно взаимодействуя со студентами.2.Идентификацию базовых ценностных ориентаций будущих специалистов, а также реализацию стоящих перед ним целей образования.3.Функциональную сторону: вариабельность функциональных задач, предполагающих отказ от традиционного управления учебной деятельностью будущих специалистов и использование гибких технологий в процессе формирования медиакомпетентности студентов вузов.4.Структурную сторону: адаптацию будущих специалистов к управленческим инновациям, обеспечивающим гибкость их творческого мышления.5.Высокую медийную компетентность будущих специалистов, как одной из составляющих профессиональной компетентности.

По активности влияния участников образовательного процесса на принимаемые решения в процессе формирования медиакомпетентности в научной литературе [4, 5 и др.] выделяются следующие виды парисипативности: 1.Символическое участие: а) путем сбора мнений студентов через анкетирование, опросы и т.д.; б) когда форма взаимодействия преподавателя и студента создает иллюзию коллегиальности в принятии решения. 2. Полное участие: все желающие вовлекаются в процесс принятия решения без ограничения и добровольно; 3. Исчерпывающее участие: каждый студент участвует в разрешении значимых медиапроблем.

Принятие решений (В.П. Залмах, А.В. Карпов, Э.Е. Старобинский и др.) – центральный момент управления вообще и формирования медиа компетентности студентов вузов в частности. Использование партисипативного подхода означает прежде всего то, что решения являются совместными, вырабатываемыми во взаимодействии субъектов образовательного процесса путем достижения консенсуса. Активность студентов при принятии решений в целях формирования медиа компетентности обеспечивает согласование их личных мотивов и целей организационными и тем самым – повышение мотивации на выполнение принятого решения. Вместе с тем анализ научной литературы [1, 2,6и др.] позволили установить, что успешность протекания процесса взаимодействия преподавателя и студента при совместном принятии решения во многом определяются особенностями организации самого процесса принятия решения. В психолого-педагогической литературе указываются следующие его этапы: а) диагноз проблемы; б) формулировка ограничений и критериев для принятия решений; в) выявление альтернатив, их оценки; г) окончательный выбор принятия решений; д) сообщение о решении преподавателю; е) установление обратной связи, оценки результатов.

Резюмируя изложенное, мы в своем исследовании рассматриваем партисипативный подход как теоретико-методическую стратегию, построенную на понимании студента как свободной, целостной, творческой личности, способной по мере повышения своего уровня медиакомпетентности к профессиональному взаимодействию с представителями других медийных субъектов, к самостоятельному выбору ценностей и самоопределению в окружающем мире, привлечению будущего специалиста к принятию решений на основе соучастия и организации кооперативной совместной деятельности с преподавателем, а также межличностной коммуникации, что в дальнейшем будет способствовать успешному интегрированию в мировое сообщество и современное медийное пространство.


Литература:

  1. Виленский, М.Я. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе. / М.Я. Виленский, П.И. Образцов, А.И. Уман : Учебное пособие/Под ред. В.А. Сластенина.-М.: Педагогическое общество России, 2004.-192с.

  2. Жук , А.И. Активные методы обучения в системе повышения квалификации педагогов: Учеб.-метод.пособие.-2-е изд. / А.И.Жук, Н.Н.Кошель. - Мн.: Аверсэв, 2004. – 336 с.

  3. Никитина, Е.Ю. Теория и практика подготовки будущего учителя к управлению дифференциацией образования. / Е.Ю.Никитина. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ,2000.- 285 с.

  4. Никитина, Е.Ю. Теоретико-методологические подходы к проблеме подготовки будущего учителя в области управления дифференциацией образования / Е.Ю.Никитина - Челябинск: ЧГПУ,2000.-101 с.

  5. Никитина, Е.Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов: перспективные подходы [Текст]: монография / Е.Ю.Никитина, О.Ю.Афанасьева – Москва: МАНПО,2006.- 154 с.

  6. Рац, М.В. Политика развития: Первые шаги в России. / М.В.Рац – М.: Касталь, 1995. – 192 с.

Основные термины (генерируются автоматически): формирования медиакомпетентности студентов, студентов вузов, процессе формирования медиакомпетентности, медиакомпетентности студентов вузов, медиакомпетентности студентов вуза, медиа компетентности студентов, участников образовательного процесса, партисипативный подход, взаимодействия преподавателя, формирования медиа компетентности, формирования медиакомпетенции студентов, совместного решения, реализации совместного решения, совместное принятие решений, будущих специалистов, принятия решений, партисипативного подхода, научной литературы, процесса формирования медиакомпетентности, нахождения общности взглядов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос