Инновационный подход к организации образовательного процесса учреждения дополнительного образования и школы в условиях введения ФГОС второго поколения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, декабрь 2011)

Статья просмотрена: 1752 раза

Библиографическое описание:

Пушкарева, Т. Б. Инновационный подход к организации образовательного процесса учреждения дополнительного образования и школы в условиях введения ФГОС второго поколения / Т. Б. Пушкарева. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 116-118. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1428/ (дата обращения: 18.04.2024).

На современном этапе развития государства и об­щества в условиях введения ФГОС второго поколения политика в области образования направлена на обеспечение нового ка­чества образования. Эффектив­ность подобных преобразо­ваний может быть усилена за счет интеграции основного и дополнительного образо­вания.

Интеграция основного и дополнительного образо­вания рассматривается в ка­честве одного из приорите­тных направлений развития современной образовательной системы. Интеграция в образовании понимается как процесс сращивания образовательных учреждений одних видов с другими видами, это есть максимальное расширение образовательного пространства образовательных учреждений (Иванченко В. Н., Малыхина Л.Б., Шкунов В.А.) [2]. Главной целью интеграции массовой общеобразовательной школы и образовательного учреждения дополнительно образования является гармоничное развитие личности ребенка и достижение нового качества образования. Процесс, позволяющий решать важ­нейшую задачу сохранения и развития единого обра­зовательного пространства, в условиях которого фор­мируется высокая степень готовности личности учащегося к са­мореализации, творчес­кой деятельности, актуализируются позиции компетентностного подхода [1].

Понятие компетент­ность выступает в качестве «узлового», центрального. Оно объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющие образования, требует обновле­ния содержания, формируемого «от результата», и обладает интегративной природой (вбирает в себя умения и знания, относящиеся к широким сферам культуры и деятельности: информационной, коммуникативной, бытовой и т.д.).

Анализ взглядов ряда ученых — В. Гузеева, А. Дахина, В. Кальней, О.Лебедева, Г.Левитаса, А. Нестеренко, Г. Селевко, Г. Скоробогатовой, А. Ху­торского, С. Шишова - по­казывает, что привнесение инновационного характера в развитие самого содержа­ния образования возмож­но за счет освоения новых понятий «компетентность» и «компетенция». По содер­жанию, в первом случае, это «способность учащегося к сложным видам деятель­ности», трактуемая как «уже сложившееся качество личности» (А. Дахин). Компетентность имеет обозначение «образо­вательного результата, вы­ражающегося в подготов­ленности выпускника, в ре­альном владении методами, средствами деятельности, в возможности справиться с поставленными задачами» (Г. Селевко). Поэтому на первый план, наряду с общей грамотностью, выступают такие компетентности выпускника, как, например, способность разрабатывать и проверять гипотезы, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т.п. [4]

Полное обеспечение реализации данного подхо­да в условиях школы весьма затруднено, поскольку в общеобразовательном учреждении сильны тра­диции подхода, ориентированного более на трансляцию информа­ции, нежели на способы ее получения и практического применения. В данном случае, учреждение дополни­тельного образования детей создает условия для развития «стартовых» возмож­ностей каждого ребенка, чутко реагирует на быстро меняющиеся потребности детей и родителей, оказывает помощь и поддержку одаренным и талантливым детям, форми­рует ключевые компетентности обучающихся в различных сферах деятельности: познава­тельной, гражданско-общественной, социально-трудо­вой, культурно-досуговой [1].

Таким образом, возникла необходимость разработки опытной педагогической площадки «Интеграция муниципального образовательного учреждения «Комсомольская средняя общеобразовательная школа» и муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования для детей» в контексте компетентностного подхода Кунгурского района Пермского края. В соответствии с этим, осуществляется новый подход к уровню образованности учащихся МОУ «Комсомольской СОШ» - ори­ентация образования на раз­витие личности, ее познава­тельных и созидательных способностей, на формиро­вание способности личности решать задачи познаватель­ной, ценностно-ориентационной, коммуникативной и преобразовательной де­ятельности, опираясь на ос­военный социальный опыт.

Объект исследования: модель интегративной деятельности МОУ ДОД «ЦДОД» и МОУ «Комсомольская СОШ»

Предмет исследования: ключевые компетентности учащихся МОУ «Комсомольская СОШ»

Цель исследования: построение целостного развивающегося пространства, ориентированного на гармонизацию личности ребенка, духовно-нравственное, творческое и социальное развитие.

Процесс интеграции предполагает системность и согласованность педагогических действий в интересах ребенка, поэтому опытная педагогическая площадка состоит из двух модулей: «Организационно - педагогическая деятельность» и «Территория детства».

Модуль «Организационно-педагогическая деятельность» предусматривает разработку образовательных программ нового поколения, внедрение инновационных технологий и определение эффективных форм совместной деятельности.

Модуль «Территория детства» направлен на обеспечение компетентностного подхода, суть которого выражается в подготовленности выпускника, в реальном владении методами, средствами деятельности, в возможности справиться с поставленными задачами в разных сферах жизнедеятельности.

Основным ме­ханизмом развития интег­рационных связей общего и дополнительного образования, мы считаем, создание и реали­зацию комплексных и интегрированных об­разовательных программ. В их основу положены идеи О.Е. Лебедева, Н.Ф. Радионовой, Л.С. Илюшина, Т.В. Ильиной о формировании ключевых компетентностей детей как основы новой образовательной практики в современных социально-экономических условиях. В данном случае возможен выход не только в область форм и методов совместной деятельности, но и в содержание, что позволяет выйти на межпредметный и надпредметный уровни [3].

Для каждой ступени основного общего образования педагогический коллектив Центра дополнительного образования предлагает свой содержательный модуль, исходя из особенностей развития личности в условиях определенного возрастного развития.

На начальном этапе общего образования реализуется интегрированная программа «Цветик-семицветик». Данная программа состоит из следующих блоков: «Искусство общения», «Мой Пермский край», «Творческая мастерская», «Живой мир», «Олимпионик», которые раскрывают приоритетные направления работы Центра.

Модуль «Мой Пермский край». История и культура, ратные подвиги и судьбы соотечественников, семейные родословные становятся предметом познания детей, источником их духовного развития, воспитания чувства патриотизма.

Модуль «Творческая мастерская». Хореографическое и изобразительное искусство, декоративно-прикладное творчество транслируют духовные ценности, укрепляют связи художественной культуры Пермского края с Российской культурой.

Модуль «Искусство общения» ориентирован на развитие коммуникативных и интеллектуальных способностей обучающихся.

Модуль «Живой мир» направлен на развитие интереса ребенка к изучению мира животных. Наличие живого уголка в Центре дает возможность детям на практике наблюдать и ухаживать за его питомцами.

Модуль «Олимпионик» ориентирован на физическое совершенствование ребенка, приобщение к здоровому образу жизни.

Таким образом, в процессе реализации комплексной программы «Цветик-семицветик» создаются условия для самопознания ребенка, за счет включения в раз­личные учебные сообщест­ва в условиях дополнительного образования. Формируется первоначальной осознанный интерес ребенка к определенному виду деятельности, способствующий дальнейшему выбору индивидуального образовательного маршрута.

На этапе основного общего образования функционирует комплексная программа «Компас». Модули «Образование и творчество», «Юный исследователь», «Социальная практика», «Досуг» обеспечивают развитие интересов и способностей личности ребенка. Модуль «Образование и творчество». Образовательное пространство Центра способствует тому, что школьник может выбрать любое направление: растениеводство, зоология, художественное творчество, хореография и другие с целью углубленного познания, изучения и творческого преобразования.

Модуль «Юный исследователь»». На данном этапе обучения особенно важна исследовательская деятельность учащихся, качество которой возможно улучшить за счет использо­вания потенциала системы дополнительного образования, прежде всего в эколого-биологическом, и естественно – ­научном направлении, так как в Центре дополнительного образования имеется теплица круглогодичного использования, питомник декоративных культур, сад-лаборатория ландшафтного дизайна.

Модуль «Социальная практика». В ходе социально-значимой деятельности (природоохранные акции, социальное проектирование, молодежные форумы) дети учатся применять на практике знания основных правовых норм, отрабатывают навыки социального взаимодействия, ведения переговоров, решают социально-значимые проблемы.

Модуль «Досуг» включает культурно-досуговую деятельность, основная задача которой – формирование умения организовать свое свободное время.

Реализация программы «Компас» обеспечивает развитие интересов и способностей личности ребенка, осуществляется под­держка процессов самооп­ределения личности: рас­ширение спектра значимых проблем в различных сфе­рах деятельности и приоб­ретение опыта их решения. В результате, форми­руются ключевые компетентности в различных сферах деятельности: познава­тельной, гражданско-общественной, социально-трудо­вой, культурно-досуговой.

На этапе среднего общего образования воз­можности дополнительного образования особенно актуальны при определении будущей профессио­нальной деятельности, осуществлении информа­ционной поддержки выбора профессии и предпро­фильного обучения. Старшеклассникам предлагается комплексная программа «Профи».

Программа «Профи» включает профильные курсы «Экология», «Агрохимия», «Искусство педагогики», «Инструктор детского туризма», которые предлагают школьникам педагоги дополнительного образования, исходя из запросов детей и родителей.

Таким образом, в процессе реализации опытной педагогической площадки «Интеграция общего и дополнительного образования в контексте компетентностного подхода» разрабатываются образовательные программы нового поколения. Они направлены на развитие творческой активности учащихся, формирование определенного набора компетенций, умения решать задачи различной степени сложности в разных сферах жизнедеятельности, что является одной из важнейших задач российской программы модернизации образования.

Таким образом, интеграция МОУ ДОД «ЦДОД» и МОУ «Комсомольская СОШ» при условии согласования типов организационно – педагогической культуры образовательных учреждений, позволит расширить возможности получения качественного образования для всех потребителей образовательных услуг.

Экспериментально проверенная модель интеграции общего и дополнительного образования может служить основой для поиска новых педагогических решений в современной образовательной практике. Разработанные в ходе реализации опытной педагогической площадки комплексные программы, рекомендации к занятиям, проектные задания, элективные курсы, а также апробированные педагогические технологии, обеспечивают качественно новый образовательный эффект, имеют практическую ценность при решении проблем поддержки детей и подростков в условиях введения ФГОС второго поколения.


Литература:
  1. Богданова Р.У. Концепция учреждения дополнительного образования как основа развития творческой индивидуальности- СПб,1998.-231 с.

  2. Иванченко В. Н. Взаимодействие общего и дополнительного образования детей: новые подходы. Практическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов- организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК.- Ростов н/Д.: Изд-во «Учитель», 2007.-256 с.

  3. Ключникова, Ю.С. Современное качество образования в практике УДОД / Ю.С. Ключникова // Дополнительное образование и воспитание. – 2010. -№ 1.-С.16-18.

  4. Королева, Е.В. Инновационное образование – основа устойчивого инновационного развития экономики России / Е.В.Королева // Исследовательская работа школьников.-2009.-№ 4.- С.5-7.

  5. Шкунов, В.А. Об интеграции дополнительного и базового образования/ В.А. Шкунов

// Дополнительное образование и воспитание.- 2008.-№ 6.- С. 15-19.

Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, модуль, опытная педагогическая площадка, комплексная программа, различная сфера деятельности, Живой мир, Мой Пермский край, муниципальное образовательное учреждение, Пермский край, Социальная практика.

Похожие статьи

Социально-педагогическая составляющая системы...

Социально-педагогическая составляющая системы дополнительного образования детей. Автор: Иванова Татьяна Валерьевна.

Педагоги конкретного учреждения дополнительного образования детей, реализуя дополнительные образовательные программы...

Публикация научных статей — Молодой ученый

Эти вопросы очень часто возникают у многих, кто в силу своей работы связан со школой: у учителей, работников дополнительного образования, молодых ученых

«Технические науки: теория и практика» (IV) Казань.

Где я могу опубликовать статью? Педагогические науки.

Инновационная деятельность как вектор развития учреждения...

– реализуется комплексная общеобразовательная (общеразвивающая) программа для учащихся 1–4-х классов «Удмуртия — наш общий дом».

Ковалева У. Ю. Система управления развитием образовательного учреждения дополнительного образования детей на основе...

Регионализация современной системы дополнительного...

3. Монопредметный интегративный путь предусматривает разработку комплексных образовательных программ дополнительного образования детей, в которых различные аспекты регионального содержания находятся во взаимосвязи...

Экологическое образование и воспитание детей и подростков...

1. Реализация образовательных программ дополнительного образования. 2. Организационно-педагогическая деятельность. 3. Социальное проектирование и социальное партнерство.

Опыт создания развивающей образовательной среды в условиях...

В условиях модернизации образования педагогический процесс в центрах помощи детям

учреждения дополнительного образования города.

социальные нормы — различного рода правила, по которым строятся социальные связи и реализуются социальные процессы.

Реализация комплексной программы дополнительного...

дополнительное образование, дополнительное технологическое образование, проектная деятельность, комплексная программа, педагогическое управление, внеурочная деятельность, программа...

Система управления развитием образовательного учреждения...

Развитие современного образовательного учреждения дополнительного образования детей предполагает сегодня изменение целей, содержания, форм и методов работы с детьми, а также научно-методического сопровождения деятельности педагогического коллектива...

Музейно-ресурсный центр как партнер...

Для того чтобы решать поставленные перед дошкольным учреждением задачи, детский сад должен быть открытой социально-педагогической системой.

Сегодня это образовательная система по организации досуговой и образовательной деятельности детей через различные...

Похожие статьи

Социально-педагогическая составляющая системы...

Социально-педагогическая составляющая системы дополнительного образования детей. Автор: Иванова Татьяна Валерьевна.

Педагоги конкретного учреждения дополнительного образования детей, реализуя дополнительные образовательные программы...

Публикация научных статей — Молодой ученый

Эти вопросы очень часто возникают у многих, кто в силу своей работы связан со школой: у учителей, работников дополнительного образования, молодых ученых

«Технические науки: теория и практика» (IV) Казань.

Где я могу опубликовать статью? Педагогические науки.

Инновационная деятельность как вектор развития учреждения...

– реализуется комплексная общеобразовательная (общеразвивающая) программа для учащихся 1–4-х классов «Удмуртия — наш общий дом».

Ковалева У. Ю. Система управления развитием образовательного учреждения дополнительного образования детей на основе...

Регионализация современной системы дополнительного...

3. Монопредметный интегративный путь предусматривает разработку комплексных образовательных программ дополнительного образования детей, в которых различные аспекты регионального содержания находятся во взаимосвязи...

Экологическое образование и воспитание детей и подростков...

1. Реализация образовательных программ дополнительного образования. 2. Организационно-педагогическая деятельность. 3. Социальное проектирование и социальное партнерство.

Опыт создания развивающей образовательной среды в условиях...

В условиях модернизации образования педагогический процесс в центрах помощи детям

учреждения дополнительного образования города.

социальные нормы — различного рода правила, по которым строятся социальные связи и реализуются социальные процессы.

Реализация комплексной программы дополнительного...

дополнительное образование, дополнительное технологическое образование, проектная деятельность, комплексная программа, педагогическое управление, внеурочная деятельность, программа...

Система управления развитием образовательного учреждения...

Развитие современного образовательного учреждения дополнительного образования детей предполагает сегодня изменение целей, содержания, форм и методов работы с детьми, а также научно-методического сопровождения деятельности педагогического коллектива...

Музейно-ресурсный центр как партнер...

Для того чтобы решать поставленные перед дошкольным учреждением задачи, детский сад должен быть открытой социально-педагогической системой.

Сегодня это образовательная система по организации досуговой и образовательной деятельности детей через различные...