Реализация комплексного подхода к преодолению заикания | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кирбитова, Л. Г. Реализация комплексного подхода к преодолению заикания / Л. Г. Кирбитова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 161-164. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1360/ (дата обращения: 16.11.2024).

В настоящее время для преодоления заикания применяется так называемый комплексный подход, включающий в себя целый ряд, или комплекс, различных медико-педагогических мероприятий. Необходимость именно комплексного воздействия объясняется тем, что данный недуг представляет собой не какой-то частный «изолированный» дефект, а сложное речевое расстройство, тесно связанное со всей личностью ребенка. Естественно, что такое сложное расстройство не может быть преодолено за счет использования каких-то отдельных приемов – здесь необходимо воздействие на весь организм в целом, начиная с раннего возраста.

В нашем дошкольном учреждении функционирует группа для детей с заиканием. Эти дети требуют особой заботы и внимания. Они отличаются повышенной впечатлительностью, ранимостью, эмоциональной неустойчивостью, нарушением сна. Поддержка личности такого ребенка выступает в коррекционной работе на первый план.

Комплексный метод, включает в себя различные медико-педагогические мероприятия:

  • Коррекционные логопедические занятия с учителем – логопедом.

  • Фармакотерапия.

  • Музыкотерапия – использование музыки в оздоровительных целях.

  • Ритмотерапия – специфические упражнения под музыку с использованием движений.

  • Динамотерапия – двигательные упражнения, направленные на общее и физическое оздоровление и коррекцию в двигательной сфере.

  • Логоритмотерапия – система упражнений и игр, в которых речь соединяется с движением.

  • Физиотерапия.

  • Сказкотерапия – постановка лечебных спектаклей.

  • Куклотерапия – использование различных видов театра для коррекции речи, снятия болезненной фиксации на дефекте.

  • Психотерапия – оздоровление психики заикающегося ребенка косвенным и прямым способами.

Получение позитивных результатов – следствие партнерского продуктивного контакта и принципа межпрофессиональной деятельности специалистов и педагогов, осуществляющих реабилитационную работу. С каждым из этих специалистов имеется перспективный план по взаимодействию.

Приемы компенсации речевых расстройств в работе с детьми с ТНР в первую очередь базируются на положениях гуманной педагогики. Гуманизация специального образования предполагает, прежде всего, уважение к личности каждого ребенка с проблемами развития. Особенно принципы гуманного отношения к ребенку актуальны в работе с заикающимися дошкольниками. Ведь в первую очередь у таких детей необходимо «наладить» душевный комфорт, а только потом приступать непосредственно к коррекции заикания.

Для психического здоровья таких детей важна благоприятная среда, в которой его любят и понимают, не позволяют грубого обращения, где не жалеют бездумно, проявляя всяческое снисхождение, а уважают и помогают поверить в себя и свои силы. Работать с такими детьми интересно, но в тоже время очень трудно. Ведь кроме основного речевого нарушения у большинства детей присутствуют различного рода невротические проявления. Рассеять тревогу, создать вокруг ребенка теплую и спокойную атмосферу – первое условие, как для профилактики, так и для лечения заикания. Ведь страшно не само заикание, страшно, когда оно патологически изменяет личность ребенка. Поэтому, чтобы процесс воспитания, развития и коррекции стал продуктивным, мы следуем принципам личностно-гуманного подхода к каждому ребенку. Это главное укрепляющее средство.

В каждом человеке, а в ребенке тем более, живет стремление сообщить миру о своих достижениях, мыслях, чувствах, отношении к происходящему. А такой ли ребенок с заиканием?

Речь заикающегося ребенка в большинстве случаев, нормально развивается, дети свободно излагают свои мысли, общаются с взрослыми и сверстниками. Это происходит до тех пор, пока они не столкнутся с травмирующей ситуацией и не осознают свой речевой дефект. И формула знаю как, умею, и хочу общаться, сразу ломается. «Я – не такой, как все, я не могу говорить, как другие дети, а значит, и не буду». И у ребенка с заиканием постепенно нарушается коммуникативная функция.

Что такое заикание?

Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, вследствие судорожного состояния мышц речевого аппарата.

Сам факт существования речевых судорог приводит к целому ряду речевых и личностных нарушений, что вынуждает заикающихся во время речи одновременно думать о том, что сказать, как сказать. Речь для ребенка становится тяжким трудом, и ставит его перед необходимостью как быстрее передать хотя бы элементарное содержание высказывания; тут не до позы, взгляда, мимики, жеста.

Повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс компенсации речевого дефекта, предупредить появление рецидивов, следовательно, снизить риск социальной дезадаптации – задача педагогов, медиков, всех работающих с такими детьми.

А учиться и лечиться такой ребенок будет с увлечением и охотой только тогда, когда его вовлекают в интересную и разнообразную деятельность. Такой интересной деятельностью для ребенка является игра. Игра управляет развитием, в ней формируются личностные качества ребенка, его отношение к действительности, к людям. С этой целью в моем кабинете создана развивающая Лого среда, которая помогает превратить трудный процесс коррекционной работы в занимательную игру. Лого среда оформлена в виде кукольных персонажей из знакомых детских мультфильмов: «Простоквашино», «Путешествие в Тили-мили-трямдию» и др. Эти персонажи позволяют быстрее вступить в контакт с ребенком с речевой патологией, создать атмосферу сказочности, быстро развернуть с ребенком любую коррекционную и театрализованную деятельность.

Радость жизни ребенок ощущает, если во время игры царит духовная общность между логопедом и воспитанником. Эта общность и достигается через развивающее воздействие Лого среды.

Длительный процесс компенсации речевого дефекта требует ненасильственных методов управления. И здесь опять выручает его «Величество Игра». Ведь методика Г.А. Волковой, которую использую в работе, так и называется «Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников». В ходе игр-занятий подбираю разнообразные игровые упражнения, речевые игры, в том числе и игры-драматизации.

Эти игры подтолкнули меня к использованию в «лечении» заикания элементов куклотерапии. Куклы в работе с дошкольниками всегда играли немаловажную роль. А если у ребенка еще и различные невротические проявления, заикание, нарушение дыхания, темпа речи и др., то здесь кукла является и средством коррекции этих нарушений. Упорядоченность и согласованность движений руки и речи обусловлено применение в коррекции заикания ручных кукол. «Уже один вид веселого человечка, который оживает на глазах зрителей, вызывает большой интерес, создает непринужденную праздничную атмосферу, побуждает к речевому общению» [3, 99].

Когда дети научились работать с куклой, пришло время непосредственно, самим войти в образ. Это очень сложно для детей, как в эмоциональном, так и в психологическом плане, т.к. кукла и ширма – это некая защита для ребенка от зрителя, и отсутствие таковой как бы обнажает его, оставляет один на один со зрителем, дает колоссальную психоэмоциональную нагрузку. Чувство неуверенности в себе, волнение, страх перед выступлением иногда преследуют ребенка достаточно долго и доставляют ему много волнений.

Идея лечить детей – невротиков с помощью кукольного театра возникла в нашей стране. Так Татьяна Львовна Шишова в 1988 году, в Горьком на театральном фестивале выступая, говорила, что кукла служит для ребенка своего рода защитой, психологической опорой в его публичном выступлении. Она отвлекает внимание ребенка от речевых трудностей. А если это не актер, а болезненно застенчивый ребенок? Застенчивость – это когда хочется спрятаться за стенку. И мы своим детям такую возможность предоставляем. Ребенок прячется за ширму, как настоящий кукловод. А в кукольном театре мы даем детям еще одну «стенку» - возможность спрятаться за метафорический образ. Учитывая, личностно-психологические особенности заикающихся детей игра в театр ведется в определенной системе:

  • Театр за ширмой.

  • За ширмой, но без занавеса.

  • Театр в темных очках.

В игре с куклой все внимание ребенка теперь уже концентрируется на руке и на кукле, таким образом, снимается болезненная фиксация на речи. Напряжение с органов артикуляции переходит на руку. Рука ребенка напряжена и дрожит, а речь льется спокойно без пароксизмов заикания. Особенности ручных кукол позволяют широко пользоваться ими на протяжении всего курса логопедических занятий. Это не просто организация обычного кукольного представления. Даю куклу в руки ребенка, с ее помощью в игровой форме обучаю детей игровой технике, незаметно исправляя запинки в речи.

Действенным приемом коррекции заикания является логопедическая ритмика. Логопедическая ритмика – основана на использовании связи слова, музыки и движения. Это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала.

Основными составляющими логопедической ритмики являются:

  • Различного рода ходьба, прыжки, бег под музыку

  • Мышечная релаксация по контрасту с напряжением.

  • Дыхательные упражнения.

  • Артикуляционная гимнастика.

  • Работа над просодическими компонентами речи.

  • Мелодекламации.

  • Пение.

  • Элементарное музицирование.

  • Музыкорисование

В заключение занятия обязательно проводится глубокая релаксация.

В ходе занятия двигательно-речевые логоритмические упражнения помогают легко и непринужденно компенсировать не только недостатки речи, психические функции, но и открывают новые способности ребенка, повышают его самооценку.

Постоянно заботясь о душевном равновесии детей, об их настроении, чувствах и переживаниях, использую в работе такой эффективный вид коррекции, как элементы музыкотерапии. В режиме работы группы она используется, как музыкальный фон. Ведь спокойная, тихая музыка оказывает успокаивающее и гармонизирующее воздействие на ребенка, а музыка динамичного и ритмичного характера способствует выбросу негативных эмоций и переживаний.

Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают, данный метод позволяет использовать музыку, как средство нормализации эмоционального состояния, устранения страхов двигательных и речевых расстройств. Занятия с музыкальным руководителем и учителем – логопедом позволяют ощутить радужный мир детства, и «настроить» на мажорный лад иммунную систему, улучшить мозговую деятельность ребенка и научиться управлять своим настроением.

На занятиях мы используем различные виды музыкальной деятельности детей: пение, слушание, музыкально-ритмические движения, игры на музыкальных инструментах, музыкорисование и обязательно элементы театрализации. При этом большое значение придается музыкально-психологическим формулам преодоления стрессовых ситуаций и музыкально-филосовскому тренингу, формирующему личность.

Кроме того, элементы музыкотерапии являются слагаемыми каждого моего логопедического занятия. Это стало возможным благодаря появлению в кабинете логопеда компьютера и возможности использования не только музыки, а и различных коррекционно-логопедических игр, презентаций и многих других компьютерных технологий, которые делают процесс обучения интересным, ярким, позволяет в работе с ребенком задействовать как можно больше анализаторов.

Как известно, заикающиеся дети имеют различные невротические проявления, внутренние зажимы, и т.п. Снять психоэмоциональное напряжение, стабилизировать нервную систему позволяют опять же куклы, сделанные из набивных мячей. Доброго Чипполино можно крепко прижать, полюбить, пожалеть, а злого, жадного Синьора - Помидора – поколотить, кулачками, наказать за то, что обижал добрых человечков, персонажей сказки Джанни Родари. Тем самым, снимая агрессивные проявления, отрицательные эмоции.

Важным для себя в воспитании заикающихся детей я считаю принцип толерантности, который проявляется в исключительной чуткости, постоянной заботе и настрое на уверенность в успехе. Этому помогают и игровые психологические тренинги. Они проводятся перед каждым логопедическим занятием. И такие «уроки» душевного равновесия шаг за шагом помогают ребенку выйти из сложной ситуации. Для психического здоровья ребенка важна сбалансированность эмоций. Разбалансированность чувств, способствует возникновению эмоциональных расстройств, а это ведет к нарушению социальных контактов и к декомпенсации заикания.

Родителям и педагогам важно с самого начала понять свою исключительную, совершенно незаменимую роль в деле практической реализации комплексного метода преодоления заикания.

Что же конкретно могут сделать родители?

Прежде всего, они должны позаботиться о выполнении всех рекомендаций врача-невролога, учителя - логопеда, и других специалистов, работающих с их детьми.

Кроме того, для обеспечения спокойной обстановки в семье им придется многое пересмотреть как в их собственных взаимоотношениях, так и во взаимоотношениях с ребенком. Все имеющиеся противоречия на некоторое время следует «приглушить» или же отложить выяснение разного рода конфликтных вопросов. Цена этому «перемирию»- здоровье ребенка.

Педагог должен быть добрым источником веры в то, что у маленького партнера все получится, он должен излучать, должен чувствовать эту веру, чтобы зажечь искорку интереса.

Любовь к детям – основа гуманистической направленности педагогики, поэтому коррекционно-воспитательный процесс в нашей группе ориентирован на личность воспитанников.


Литература:
  1. Белякова Л.И., Дьякова Е. А. Логопедия. Заикание. М., АСАДЕМА, 2003.

  2. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. С-П «Детство-пресс» 2003.

  3. Выгодская И.Г., Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. М. Просвещение, 1993, 99с.

  4. Громова Е.И. К вопросу о влиянии музыки на речь в норме и патологии. Вестник Моск. Университета. Психология. 1984,№7 .

  5. Шишова Т.Л., Медведева И.Я. Книги для трудных родителей. Чтобы ребенок не был трудным. Речь. 2008. 

  6. Шишова Т.Л., Медведева И.Я. Улыбка судьбы. Разноцветные белые вороны. Семья и школа. 1996. 

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, кукла, игра, логопедическая ритмика, речевой дефект, болезненная фиксация, коррекционная работа, кукольный театр, различный род, целый ряд.