Решение игровых задач с нулевой суммой с помощью Microsoft Excel | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, декабрь 2011)

Статья просмотрена: 5379 раз

Библиографическое описание:

Захарова, Т. Н. Решение игровых задач с нулевой суммой с помощью Microsoft Excel / Т. Н. Захарова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 176-181. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1343/ (дата обращения: 16.11.2024).

Рассмотрим общий случай игровой задачи m x n с нулевой суммой, когда модель задачи не имеет седловой точки. Такую модель можно представить в виде матрицы (табл.1):

Таблица 1. Общая таблица стратегий

Стратегии

В1

В2

Вn

A1

a11

a12


a1n

A2

a21

a22


a2n

.





Am

am1

am2


amn


Оптимальное решение необходимо искать в области смешанных стратегий. Обозначим вероятности применения стратегий первого игрока (игрока А) через , а цену игры — через v. Оптимальная смешанная стратегия игрока А определяется из условия

Пусть

Поскольку при оптимальной стратегии средний выигрыш не меньше v при любой стратегии противника, то справедлива система n неравенств:

Или

(1)

Тогда задача отыскания оптимальной смешанной стратегии игрока А может быть сформулирована в виде задачи линейного программирования.

Для этого необходимо максимизировать целевую функцию F =v при ограничениях

(2)

Введем новые неизвестные:

Поскольку

Разделим левую и правую части неравенств (1) и (2) на v, получим:

(3)

В силу того что

max v = min 1/v = min{x1+x2+…+xm}.

задача принимает вид

F= x1+x2+…+xm min (4)

при ограничениях

(5)


Для второго игрока (игрока В) оптимальная стратегия определяется из условия:

при условии

q1+q2+…+qn = 1

Эта задача записывается как симметричная двойственная задача линейного программирования к задаче игрока A (4), (5):

L= y1 +y2+… +yn max (6)

при ограничениях

(7)

Задачи игроков A и В решают симплекс-методом.

Использование возможностей Microsoft Excel позволяет существенно облегчить и ускорить решение этой задачи.

Сначала нужно создать исходную таблицу:

Затем, на основе этой таблицы записать формулы для нахождения решения:

Для нахождения решения используется надстройка Поиск решения. Нужно выделить ячейку, в которой вычисляется значение функции F и вызвать надстройку Поиск решения. Заполнить окно поиска решения:

В поле Ограничения нужно задать формулы для всех ограничений. Затем нажать кнопку Параметры и отметить поля Линейная модель и Неотрицательные значения. Нажать кнопку ОК, затем Выполнить.

Чтобы найти значения вероятностей и цену игры нужно записать формулы:

Решение задачи для игрока В выполняется по аналогичной схеме согласно формулам (6), (7).

Рассмотрим пример решения задачи. Найдем решение игры, заданной матрицей .

Проверим наличие седловой точки.


В режиме отображения формул эта запись имеет вид:


Поскольку нижняя цена игры (минимальный выигрыш игрока А) и верхняя цена игры (максимальный проигрыш игрока В) не равны, то модель данной задачи не имеет седловой точки. Поэтому решение следует искать в смешанных стратегиях. Составим задачи линейного программирования для нахождения решений игроков А (согласно формулам (4), (5)) и В(согласно формулам (6), (7)):

для игрока А и для игрока В.

Для решения этих систем используем надстройку «Поиск решения». Сначала оформим задачу для поиска решения игрока А:

В режиме отображения формул:

Затем нужно активировать ячейку В7 и запустить надстройку Поиск решения. Далее заполнить окно Поиска решения:

Затем нажать кнопку Параметры и отметить поля Линейная модель и Неотрицательные значения. Нажать кнопку ОК, затем Выполнить.

Получим результат:

Вероятности применения смешанных стратегий и цену игры найдем по формулам: pi=xi/F, v=1/F.

В режиме отображения формул:


Аналогично найдем решение для игрока В:

В режиме отображения формул:


Литература:

1. Акулич И.Л. Математическое программирование в примерах и задачах. М. «Высшая школа», 1993г.

2. Агальцов В.П., Волдайская И.В. Математические методы в программировании М. ИД «Форум» - ИНФРА-М, 2006г.

3. Бережная Е.В., Бережной В.И. Математические методы моделирования экономических систем М. «Финансы и статистика», 2003г.

4. Партыка Т.Л., Попов И.И. Математические методы М. ИД «Форум» - ИНФРА-М, 2007г.

Основные термины (генерируются автоматически): игрок А, Поиск решения, режим отображения формул, игрок В, линейное программирование, цена игры, кнопка ОК, Линейная модель, оптимальная смешанная стратегия, оптимальная стратегия.

Похожие статьи

Вычисление статистических показателей с использованием математического пакета Matlab

Целочисленное решение задач линейного программирования методом ветвей и границ с помощью Excel

Разработка и создание интерактивного плаката с использованием языка программирования Visual Basic for Application и приложения Microsoft Power Point

Организация доступа к реляционной базе данных на основе технологии ORM с использованием паттерна Active Record

Решение нестандартных задач по математике с использованием информационных технологий

Контроль активности пользователей в операционных системах Linux с помощью системы Graylog SIEM

Решение нелинейных задач методом многих масштабов с использованием математического пакета MatLab при построении фазового портрета

Моделирование объектов 3D-моделей в программе Blender

Вычисление «неберущихся» интегралов с помощью электронных таблиц Microsoft Excel

Создание видеороликов экскурсий на примере программного обеспечения Windows Movie Maker

Похожие статьи

Вычисление статистических показателей с использованием математического пакета Matlab

Целочисленное решение задач линейного программирования методом ветвей и границ с помощью Excel

Разработка и создание интерактивного плаката с использованием языка программирования Visual Basic for Application и приложения Microsoft Power Point

Организация доступа к реляционной базе данных на основе технологии ORM с использованием паттерна Active Record

Решение нестандартных задач по математике с использованием информационных технологий

Контроль активности пользователей в операционных системах Linux с помощью системы Graylog SIEM

Решение нелинейных задач методом многих масштабов с использованием математического пакета MatLab при построении фазового портрета

Моделирование объектов 3D-моделей в программе Blender

Вычисление «неберущихся» интегралов с помощью электронных таблиц Microsoft Excel

Создание видеороликов экскурсий на примере программного обеспечения Windows Movie Maker