Библиографическое описание:

Трифонова С. А. Диагностика формирования готовности педагогов к реализации инновационной деятельности [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 35-38. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1338/ (дата обращения: 14.12.2017).

«Термин «диагностика» происходит от греческих слов «dia» – между, врозь, после, через, раз, «gnosis» – знание. В античном мире диагностиками назывались люди, которые после сражения подсчитывали количество убитых и раненых. В эпоху Возрождения диагностика – уже медицинское понятие, означающее распознавание болезни. В ХХ веке это понятие стало широко использоваться в философии, а затем и в психологии, технике и других областях» [2, с. 6].

В общем смысле диагностика – особый вид познания, находящийся между научным знанием сущности и опознаванием единичного явления. Результат такого познания – диагноз, т.е. заключение о принадлежности сущности, выраженной в единичном, к определенному установленному наукой классу [3, с. 43].

Понятие «педагогическая диагностика» было предложено К. Ингенкампом по аналогии с медицинской и психологической диагностикой в 1968 г. в рамках одного научного проекта. Ученый определил педагогическую диагностику как средство, способствующее выявлению предпосылок, условий и результатов педагогического процесса в целях его оптимизации [5, с. 7].

В настоящее время существуют различные определения педагогической диагностики.

И.П. Подласый рассматривает педагогическую диагностику как «исследовательскую процедуру, направленную на «прояснение» условий и обстоятельств, в которых будет протекать педагогический процесс [7, с.122].

В.И. Загвязинский дает следующее определение педагогической диагностике: «Процесс и способы определения степени развития личностных качеств, затруднений в обучении, развитии, общении, освоении профессии, а также эффективности функционирования и развития психологических систем, технологий, методик, педагогических проектов» [4, с. 52].

Н.М. Борытко под педагогической диагностикой понимает «деятельность по выявлению актуального состояния и тенденций индивидуально-личностного развития субъектов педагогического взаимодействия, направленную на управление качеством образовательного процесса» [1, с. 10].

В.Г. Максимов рассматривает педагогическую диагностику как практику выявления качества педагогической деятельности, причин ее успехов или неудач [6, с. 43].

Таким образом, можно определить педагогическую диагностику формирования готовности педагогов к реализации инновационной деятельности как исследовательскую процедуру, направленную на выявление и оценку уровня готовности педагогов к реализации инновационной деятельности.

Сущность педагогической диагностики определяет ее предмет. В нашем случае предметом диагностики выступает готовность педагогов к реализации инновационной деятельности.

Диагностика формирования готовности педагогов к реализации инновационной деятельности выполняет ряд функций, обеспечивающих ее объективный, независимый характер.

Анализ педагогической литературы позволяет выделить функции диагностики формирования готовности педагогов к реализации инновационной деятельности. Первая функция – функция обратной связи, суть которой заключается в том, что диагностические данные служат главной информацией для анализа имеющегося уровня готовности педагогов к реализации инновационной деятельности и конструирования процесса формирования данной готовности. Ко второй функции мы относим функцию оценки уровня готовности педагогов к реализации инновационной деятельности, которая заключается в сравнении и сопоставлении достигнутых результатов в процессе формирования готовности с критериями и показателями, принимаемыми за идеальный эталон результативности. Третьей функцией, на наш взгляд, является конструктивная функция, обеспечивающая основу для дальнейшей работы в формировании готовности педагогов к реализации инновационной деятельности. Данная функция позволяет корректировать ход процесса формирования готовности, прогнозировать результаты работы, формировать умения, навыки и личностные качества педагогов, необходимые для реализации инновационной деятельности. Информационная функция – четвертая функция педагогической диагностики – заключается в проведении открытой исследовательской процедуры, доведении результатов диагностики до сведения педагогов, что позволит повысить активность участников исследования в процессе формирования готовности к реализации инновационной деятельности, обнаружив позитивные изменения или снижение показателей. Пятая функция – управленческая, она связана с основными этапами управления формирование готовности педагогов к реализации инновационной деятельности и обеспечивает проведение диагностики в процессе формирования данной готовности.

Для эффективной реализации функций педагогической диагностики необходим оценочно-критериальный   инструментарий диагностики готовности педагогов к реализации инновационной деятельности, представляющий комплекс диагностических материалов и обоснованных критериев и показателей готовности к реализации инновационной деятельности в условиях современной школы.

При выделении критериев готовности педагогов к реализации инновационной деятельности мы учитывали следующие требования: критерии должны раскрываться через ряд показателей, по мере проявления которых можно судить о большей или меньшей степени выраженности данного критерия; критерии должны отражать динамику измеряемого качества во времени и пространстве.

Рассматривая готовность педагогов к реализации инновационной деятельности как единство её компонентов: знаниевого, практического и личностного, мы оцениваем её сформированность по следующим критериям: методологический, технологический и рефлексивный. Показатели данных критериев представлены в таблице 1.

Таблица 1

Критерии готовности педагогов к реализации инновационной деятельности

Структурные компоненты готовности педагогов к реализации инновационной деятельности

Знаниевый

Практический

Личностный

Критерии формирования готовности педагогов

Методологический

Технологический

Рефлексивный

Владение системой различных методов и приемов познания и творческого преобразования действительности в соответствии с ее законами, овладение теоретическими основами исследовательской деятельности, формирование собственной педагогической философии.

Владение технологиями, способами и приемами профессиональной деятельности, необходимыми умениями и навыками для реализации инновационной деятельности и степень владения умениями и навыками, необходимыми для реализации инновационной деятельности.

Отношение педагога к инновационной деятельности, внутренний настрой на ее реализацию; способность анализировать и оценивать свои умения и навыки в процессе реализации инновационной деятельности.

Показатели критериев готовности

  • Методологическая культура;

  • Инновационный стиль мышления.


  • Творческая способность генерировать и продуцировать новые представления и идеи;

  • Проектирование и моделирование новаций в практических формах деятельности.

  • Способность к саморазвитию;

  • Способность к самоанализу инновационной деятельности.



На основе данных критериев и показателей выделены три уровня сформированности готовности педагогов к реализации инновационной деятельности: низкий, достаточный и высокий.

Готовность педагогов к реализации инновационной деятельности низкого уровня сформированности имеет следующие характеристики: педагоги имеют общее представление об инновационной деятельности, о знаниях, умениях и навыках и обобщенных способах выполнения проектировочной деятельности; отсутствует инициатива, педагоги пассивны и настороженны в восприятии нового в педагогической деятельности, уровень творческого потенциала низкий; не проявляется стремление к саморазвитию и самосовершенствованию; не всегда адекватная оценка собственной деятельности.

Достаточный уровень готовности к реализации инновационной деятельности характеризуется пониманием значимости инновационной деятельности, поверхностным владением теоретическими основами исследовательской деятельности, несформированностью навыков выполнения проектировочной деятельности, проявлением знаний и умений только в стандартных условиях; неустойчивым интересом к инновационной деятельности; стремлением к саморазвитию, но не всегда адекватным оцениванием собственной деятельности.

О высоком уровне готовности педагогов к реализации инновационной деятельности свидетельствуют: наличие методологических знаний у педагогов; высокая методологическая культура, обеспечивающая овладение теоретическими основами исследовательской деятельности, формирование собственной педагогической философии; инновационный стиль мышления, характеризующийся высокой смысловой насыщенностью, открытостью в восприятии нового и в то же время рациональностью, реалистичностью, прагматичностью; развитые творческие способности, способности к проектированию и моделированию, активность и инициативность педагогов в реализации творческих способностей, практический выход проектной деятельности педагогов; ярко выраженное стремление к саморазвитию, владение навыками самоанализа, развитые рефлексивные способности.

С целью проведения эффективной диагностики готовности педагогов к реализации инновационной деятельности был подобран оценочно-критериальный инструментарий диагностики таким образом, что позволил оценить уровень готовности не только по каждому критерию, но и по каждому показателю. Оценочно-критериальный инструментарий нашей диагностики представлен в таблице 2.

Таблица 2.

Оценочно-критериальный инструментарий диагностики

готовности педагогов к реализации инновационной деятельности

Компоненты

готовности

Критерии

готовности

Показатели

Диагностический инструментарий

Знаниевый

Методологический

  • Методологическая культура;

  • Самооценка методологической культуры учителя

  • Инновационный стиль мышления.

  • Опросник «Стиль мышления»

Практический

Технологический

  • Творческая способность генерировать и продуцировать новые представления и идеи;

  • Тест «Ваш творческий потенциал»


  • Проектирование и моделирование новаций в практических формах деятельности.

  • Карта педагогической оценки способностей педагогов к инновационной деятельности


Личностный

Рефлексивный

  • Способность к саморазвитию

  • Анкета по выявлению способностей к саморазвитию

  • Способность к самоанализу инновационной деятельности.

  • Методика определения индивидуальной меры рефлексивности;

  • Методика оценки учителем рефлексивных способностей.


Данный диагностический инструментарий позволит выявить уровень готовности каждого педагога к реализации инновационной деятельности, определить слабые позиции готовности и спроектировать дальнейшую работу по формированию готовности к реализации инновационной деятельности.


Литература:
  1. Борытко, Н.М. Диагностическая деятельность педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н.М. Борытко; под ред. В.А. Сластенина, И.А Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 288 с.

  2. Голубев, Н. К. Введение в диагностику воспитания / Н.К.Голубев, Б.П. Битинас. – М.: Педагогика, 1989. – 158 с.

  3. Ждамирова, И. М. Педагогическая диагностика как частный вид диагностирования Текст. / И. М. Ждамирова // Вестник СевКавГТУ, Серия «Гуманитарные науки», 2004. № 2(12). - С. 43-52.

  4. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. – М.: Издательский центр «Академия», – 2001. – 208 с.

  5. Ингенкамп, К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. / К. Ингенкамп. – М.: Педагогика, 1991. – 240 с.
  6. Максимов, В.Г. Педагогическая диагностика в школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.Г. Максимов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 272 с.

  7. Подласый, И.П. Педагогика. – Кн. 2: Процесс воспитания / И.П.Подласый. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2000. – 256 с.
Основные термины (генерируются автоматически): реализации инновационной деятельности, готовности педагогов, формирования готовности, инновационной профессиональной деятельности, формирования готовности педагогов, готовности будущих дизайнеров, формирования готовности будущих, технологии формирования готовности, уровня готовности педагогов, диагностики готовности педагогов, Диагностика формирования готовности, процессе формирования готовности, педагогической диагностики, исследовательской деятельности, педагогической деятельности, инновационной деятельности низкого, значимости инновационной деятельности, процессе реализации инновационной, Критерии готовности педагогов, формировании готовности педагогов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос